Виды деятельности поход в музей

Роль музея в современной туристской деятельности

В современных условиях развития общества очевиден дефицит духовности. Туризм, в том числе культурный туризм, так это трактуется в нашей литературе, призван восполнить этот дефицит, и здесь несомненна роль музеев. Одним из путей духовного развития общества является культурный туризм.

Культурный туризм – это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей. Культурный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями. Термин «культурный туризм» появился относительно недавно – в 80-е годы XX века, и берет свое начало от так называемого «туризма наследия», явления, которое в силу многих причин стало очень популярным во всем мире с 70-х годов XX века. С тех пор культурное наследие интерпретируется как историческое, военное, литературное, художественное и хотя термин «культурный туризм» включает в себя знакомство со всеми достопримечательностями, но в большей степени связан с художественным наследием , таким как :искусство и архитектура [1]. В рамках культурного туризма совсем недавно появилось сначала ответвление, а сегодня уже самостоятельное направление – это музейный туризм.

Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов

Музейный туризм есть специфическая деятельность музеев в сфере культурного туризма по производству и реализации различных туристских продуктов музейного характера: создание экспозиций, организация внутренних и внешних экскурсий, наличие музейных магазинов. Это направление в туризме возникло сравнительно недавно — в 1970-е годы на западе и в середине 1990-х годов в России, когда музеи были поставлены в ситуацию предельного самоопределения, поиска новых путей развития и новых внебюджетных источников привлечения средств, в том числе участия в туристской деятельности [2]. Актуальность возрождения интереса к посещению музеев у туристов заключается в изменении их внешнего облика и внутреннего пространства, который притягивает к себе посетителя.

Чем же сегодня музей привлекает туристов?

Сегодня музей находится в условиях рыночной конкуренции, а музейный продукт в сфере экономики услуг. Вырабатывается новый подход к пониманию сущности музея и его общественного предназначения. Во главу угла поставлен не музейный предмет с его свойствами и функциями, а вовлеченный в сферу деятельности музея человек [2].

Примером такого музея является построенный по проекту Ренцо Пьяно крупнейший музей Нидерландов — НЕМО [3]. Этот музей рассказывает посетителям, как устроен и функционирует окружающий мир. В музее много экспонатов, сделанных из подручных материалов. С их помощью остроумно и иронично объясняется, как в этом мире все устроено и почему «оно» работает.

Экспонаты оживают, только когда их трогают, крутят, вертят, то есть, когда с ними играют. Здесь действует строгое правило, записанное во все программные документы музея: «Трогать руками обязательно!» Это не совсем музей. Это познавательный центр, где дети могут сами ставить эксперименты и увидеть не только результат, но и сам процесс.

Какие бывают музеи

Посетитель становится участником или руководителем процесса. Он не любуется каким-то готовым и совершенным во всех отношениях продуктом цивилизации, как во многих других музеях, а моделирует природные явления и технологические процессы. Взрослые: родители, дедушки-бабушки, учителя играют в простые игры, предлагаемые музеем, с таким же азартом и увлечением, как и дети [4].

Создание интерактивных экспозиций способствует преодолению пассивно-созерцательных форм восприятия музейной информации и появлению такого направления как детский музей, где дети через общение со сказочными персонажами с помощью игровых форм познают окружающий мир [5]. Примером музея такого типа являются: Музей Муми – Троллей в Тампере, Музей игрушек в Праге, Юнибакен — детский музей в Швеции. Такая разновидность музеев вызывает огромный интерес у родителей и детей, привлекает туристов из разных стран.

Последние 10-15 лет во всем мире наблюдается истинный «бум» в области музейного строительства. Именно сегодня во множестве городов рассматриваются проекты радикального расширения и перестройки существующих музеев, создаются новые музеи, хранящие и репрезентирующие искусство — от древнего до ультрасовременного, с целью привлечения туристов.

В развитие музеев, в том числе в музейное строительство, вкладываются огромные деньги. Это, казалось бы, консервативное и спокойное учреждение с ошеломляющей скоростью, подобно крупной современной корпорации, встраивается в современные глобализационные процессы, принимает немыслимое прежде число посетителей [6].

Среди множества возведенных в последние годы художественных музеев в первую очередь обращают внимания на себя здания, претендующие на роль духовного центра в культурном пространстве. Как правило, эти хранящие художественные ценности сооружения являются броскими, подчас агрессивными по своему характеру, блистающими исключительной смелостью и оригинальностью. Они претендуют как на статус градостроительной доминанты, так и на символическую маркировку территории, являющуюся центром современной культуры, местом, где рождается новое искусство. Таким, к примеру, является Музей искусств Милуоки, построенный по проекту Сантьяго Калатравы в 2001 году [7]. Главной изюминкой белоснежного здания является «Солнечный бриз» — своеобразные «крылья», которые раскрываются в солнечную погоду и складываются в пасмурную, или просто ночью [8].

Музей искусств Милуоки

Сегодня масштабные арт-проекты способны возрождать утраченный интерес к тем дестинациям, которые находятся на стадии упадка или же они могут быть тем инструментом, который может помочь вывести экономику на новый уровень, в тех городах, где наблюдается экономический кризис. Примером может послужить филиал центра Помпиду в Меце, открытый в 2010 году.

Здание нового центра спроектировано японским архитектором Сигэру Бан и французским архитектором Жаном де Гастином [9]. Внешний облик музея сравнивают с гигантским грибом, цирком-шапито или волшебным фонарем, освещающим город ночью [10]. Такой необычный облик музея вызвал истинный восторг у жителей города и привлек огромное внимание у туристов. Воплощение этого арт-проета стало новым этапом в развитии города. Таким образом, можно сделать вывод, что современные архитектурные решения в музейном строительстве, привлекают туристов из разных уголков планеты, необычность архитектурных форм вызывает интерес у потребителя и мотивирует увидеть и посетить музей в реальности.

Сегодня посетить музей туристов мотивирует еще одно новаторское изобретении — это использование концепции Воображаемого музея. Воображаемый музей делает проницаемыми прежние границы, определявшие бытование искусства в культурном пространстве, коренным образом преображая роль и значение визуального фактора в культуре.

Концептуальная идея здесь связана с тем, что современный музей представляет собой открытое для всех учреждение, отказывающееся от прежней элитарности. Ультрасовременные технологические возможности, позволяющие создавать огромные плоскости остекления, служат декларацией идеи демократичности музея, создают иллюзию связи мира искусства и повседневности.

Здания, стены которых как бы растворяются, перестают служить границей пространств, строятся для музеев, репрезентирующих как классическое искусство, так и современное [6]. Самым ярким примером такого музея является, открытый в 1997 году филиал музея Гуггенхайма в Бильбао архитектора Френка Гери.

Строительство этого здания стало настоящим техногенным прорывом и продемонстрировало миру потенциал компьютерного проектирования. С помощью компьютерной программы Гери создал трехмерную модель будущего музея, и с помощью этой же программы продолжил создание здания. Производственные чертежи создавались программой автоматически на основе макета.

Эту удивительную программу даже использовали в станках, которые изготавливали отдельные элементы здания. Точность выполнения каркаса была настолько высокой, что привычная подгонка элементов при сборке даже не потребовалась! Ни одна стальная деталь конструкция музея Гуггенхайма не повторяется, каждая – уникальна.

На каждый элемент конструкции при изготовлении на заводе был прикреплен штрих-код, который впоследствии считывался на стройке. В результате элемент крепился точно на то место, которое ему предназначалось и было просчитано еще в трехмерной модели.

Всемирная известность пришла к музею практически сразу после открытия, кроме того он сразу же стал приносить владельцам неплохие доходы от огромного числа посетителей, стремящихся в музей, как в городской аттракцион. Основная заслуга такой популярности, несомненно, принадлежит оригинальной архитектуре здания: ни одно помещение в музее не повторяется, а интерьер представляет собой постоянно меняющееся пространство, которое словно соткано из белых плоскостей стен. Хромированные детали и витражные окна добавляют к общей картине дополнительные впечатления. Музей Гуггенхайма в Бильбао занимает достаточно большую площадь – 24 тысячи квадратных метров, разнофактурные архитектурные формы сгруппированы вокруг центрального атриума. Это здание, облицованное тонкими листами титана, издали можно принять за гигантский волшебный цветок, чьи изгибы повторяют изгибы холмов и сливаются с изгибами реки [11].

История возникновения музея современного искусства Гуггенхайма начинается в Нью-Йорке в 1937 году, когда «медно-угольный король» и золотопромышленник Соломон Роберт Гуггенхайм в возрасте 58 лет, решил удалиться от дел и занялся коллекционированием предметов искусства. Гуггенхайм специалистом в вопросах живописи и скульптуры отнюдь не был, поэтому и обратился за помощью к Хилле Рибэй фон Энрейнвейсен, известной немецкой баронессе, художнице и искусствоведу.

Союз денег и любви к искусству принес потрясающие плоды: к 1937 году возникла потребность в организации целого музея, способного вместить коллекцию Гуггенхайма. В 1937 году был основан Фонд Соломона Гуггенхайма, и художественное собрание разместилось в доме на 54-й улице на Манхэттене.

Однако коллекция разрасталась и в июне 1943 года Фонд Гуггенхайма поручил строительство нового музейного здания именитому архитектору Фрэнку Ллойду Райту. Сам Райт был вовсе не в восторге от заказа, так как не считал плотно застроенный Нью-Йорк подходящим местом для своего нового удивительного творения.

Здание получилось дерзким и оригинальным, настолько, что даже художники-абстракционисты тех времен отказывались выставлять там свои работы. Внешне это строение до сих пор вызывает восхищение, оно выглядит как перевернутая пирамида или рвущийся ввысь космический корабль. Этот последний шедевр Райта считается одним из самых ярких образцов архитектуры ХХ столетия.

Строительство здания Музея было закончено в 1959 году, когда ни Соломона Гуггенхайма, ни Фрэнка Ллойда Райта уже не было в живых. Создавая здание, Райт отошел от традиционного музейного устройства, когда посетители, осматривая примыкающие друг к другу помещения, вынуждены возвращаться тем же путем. В Музее Гуггенхайма зрители сначала поднимаются на лифте на последний этаж, затем спускаются вниз по спиральному пандусу, знакомясь с экспозицией по ходу движения. К атриуму, имеющему длину 400 метров, примыкают шесть этажей-залов. Сегодня создана сеть музеев Гуггенхайма, в которую входят: «Музей СоХо» в Нью-Йорке (1992 год), Музей «Дойче Гуггенхайм» — в Берлине (1997 год), Музей Гуггенхайма в Бильбао (1997 год), а также два новых музея в Лас-Вегасе: «Гуггенхайм Лас-Вегас» и «Гуггенхайм — Эрмитаж» [12].

Сегодня сеть музеев Гуггенхайма активно развивается. В Абу-Даби появится музей этой сети, спроектированный Фрэнком Гери. Здание займёт участок на северо-восточном мысе острова «Саадийя». Музей задуман в виде конгломерата выставочных галерей, свободно сгруппированных вокруг внутренних двориков и образующих пространства, напоминающие уличную ткань арабских городов. Одним из формальных мотивов проекта стали усечённые конусы, воспроизводящие формы традиционных для арабской архитектуры ветряных башен, которые создают мощную тягу и выводят тёплый воздух наружу, обеспечивая естественную вентиляцию помещений [13].

8 апреля 2008 года в Вильнюсе было объявлено имя победителя конкурса архитектурных проектов будущего Музея Эрмитаж-Гуггенхайм в Вильнюсе. По плану в музее будет не только пространство для выставок, но и центр художественного образования, галерея литовских евреев, к которым относился и сам Соломон Гуггенхайм, залы некоммерческого кино, магазины и кафе. Комплекс будет принадлежать. Вильнюсскому самоуправлению, а администрированием, организацией выставок займутся специалисты сети музеев Гуггенхайма.

Опыт «сети Гуггенхайма» доказывает, что образ «классического» музея с портиками и анфиладами залов уходит в прошлое. Стратегия изменилась. Новые проекты музеев перестают быть «статичной» архитектурной единицей в пространстве города, они активно вторгаются в социальную жизнь, изменяют среду, в которой они пребывают. К тому же в новых постройках используются ультрасовременные материалы и элементы: стеклянные стены, полы и потолки, прозрачные лифты, голографические экраны для мультимедийных шоу.

В современных музейных проектах особую роль играют решения внутреннего пространства. Они предполагают окончательное разрушение былой структуры музейной организации, в основе которой лежала четкая экспозиционная логика, определявшая движение посетителя, создававшая необходимые барьеры между посетителем и экспонатом. В современных музейных зданиях решающую роль приобретает пространственное разнообразие помещений, прозрачные перегородки, богатство эффектов освещения и цветовой гаммы, создающих непредсказуемые художественные аберрации. Истинных шедевров на все музеи мира не хватает, поэтому музейная архитектура чувствует свою обязанность поражать посетителей. Для успешного выживания музей должен выглядеть модно и вызывающе, чтобы издали было видно, насколько он престижен [14].

Таким образом, можно сделать вывод, что современных туристов привлекает и притягивает к себе необычная форма здания музей. Архитектурные решения, используемые в строительстве музеев поражают посетителей новизной облика здания и дизайном. Новаторские решения и необычные проекты создания музеев могут служить способом возрождения культурной жизни города. Строительство современных музеев может стать в дальнейшем визитной карточкой города. Сегодня музей существует как культурная площадка, многофункциональное пространство, предназначенное для встреч, концертов. Строительство современных музеев может стать в дальнейшем визитной карточкой города

Источник: tourlib.net

29.05.2020. Группа №3, 2 год. Тема «Экскурсия в краеведческий музей»»

Для дошколят

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Одной из форм работы с детьми по формированию любви к родному краю являются экскурсии в музей.

Все виды экскурсий развивают внимание дошкольников, т.к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком-то определённом объекте или явлении. Они могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

Экскурсии для дошкольников, как один из способов организации непосредственной образовательной деятельности с детьми практикуются сейчас не так часто. В первую очередь это связано с трудностями организации подобной работы. Однако мы должны понимать, что экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с объектами и явлениями природы, с особенностями организации человеческой жизнедеятельности в естественной обстановке…

Экскурсии в музеи помогают по-новому взглянуть на мир. Знакомство с экспонатами музеев помогает приобщить детей к прекрасному.

Оказавшись в необычной торжественной обстановке, маленькие экскурсанты начинают понимать, что узнать, увидеть много интересного можно не только сидя у телевизора, компьютера или читая книгу, но и рассматривая скульптуры, картины, общаясь с экскурсоводом.

: создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников.

— сформировать представление о музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного края;

— развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

— воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей района или города

Посещение музея с дошкольниками – дело не простое, требующее вдумчивой подготовки и чёткой организации.

Чтобы экскурсии получились интересными и продуктивными, требуется:

Установить контакт с экскурсионным бюро или администрацией музея (

представитель музея может порекомендовать обратиться к экскурсоводу, который работает с детьми дошкольного возраста: он умеет просто, но при этом занимательно и увлекательно рассказать малышам о многих экспонатах музея и о самом музее).

Провести работу с родителями (оповестить родителей о походе в музей, сообщить тему экскурсии, предложить посетить музей вместе с детьми).

Подготовить детей к посещению музея.

Дать представление о том, что такое музей . Провести беседы на темы «Зачем нужны музеи».

Кто из вас был в музее? Что означает слово «музей»?

(Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.)

В мире очень много разных музеев.

— Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)

Что такое краеведение?

(Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.)

Познакомить с правилами поведения в музее

Правила поведения в музее мало чем отличаются от правил в других местах культуры — на выставках, в театре или библиотеке. Однако и здесь есть свои существенные особенности. — Не шуметь, не бегать по залам, не расталкивать посетителей, не трогать экспонаты

эти правила знают все, но ими нормы поведения в музее не ограничиваются. Все музеи мира распахивают свои двери для посетителей в надежде на то, что в ответ получат уважение и восхищение сокровищами нации.

Поход в музей — всегда маленький праздник. Посетитель заходит в это учреждение культуры в особом состоянии духа и души, предвкушая встречу с прекрасным и вечным искусством, желая получить вдохновение и восторг.

— Потому с первого же шага в музее нужно сдать всю верхнюю одежду и громоздкие вещи в гардероб.

Задача стоит конкретная — получить как можно больше информации об экспонатах или же увидеть самые дорогие сердцу картины и скульптуры.

После посещения музея дети, бывшие на экскурсии, рассказывают своим друзьям об этом событии, делятся впечатлениями.

Экскурсии на Масленицу

Каждая организованная экскурсия для школьников преследует свои цели и задачи. Экскурсионное мероприятие проводится в соответствии с намеченным планом. Обратимся к анализу целей, которые ставят педагоги перед проведением экскурсий.

По следам древних славян

«В гостях у Чуковского»

Интерактив «Красная стрела»

В зависимости от направленности мероприятия и с учетом возраста участников группы цели школьной экскурсии могут быть сведены:

  • К мотивации учащихся к активному участию в практической деятельности;
  • К духовно-нравственному воспитанию учащихся путем их приобщения к нормам социума и осознания ответственности за сохранение природы;
  • К расширению общего кругозора воспитанников;
  • К формированию практических навыков и умений путем осуществления определенных действий во время мероприятия;
  • К мотивации школьников на участие в исследовательской деятельности, проявлению творческого и научного потенциала;
  • К развитию основных компетенций, необходимых для выстраивания межличностных отношений, привития норм поведения в обществе и т. д.

Интерактив «На пути к Олимпу»

«Первый раз в первый класс»

«Посвящение в пионеры»

Выше были приведены общие цели школьной экскурсии, теперь обратимся к их видам. Итак, существуют следующие виды целей:

  • Получение дополнительных знаний о культуре, науке и т. д.;
  • Воспитание патриотизма, уважения и любви к родине;
  • Трудовое воспитание и демонстрация достижений города в общей экономике страны;
  • Экологическое воспитание и знакомство с природой родного края.

Новый год с Чебурашкой и Геной

Интерактив «Школа Джунглей»

«Эхо прошедшей войны»

Исходя из цели школьной экскурсии, их достижение осуществляется путем решения определенных задач. К примеру, для цели патриотического воспитания и приобщения учащихся к природе и культуре родного края задачи сводятся:

  • К развитию творческих способностей и расширения у воспитанников кругозора;
  • К формированию интереса школьников к изучению культуры и истории родного края;
  • К знакомству с обликом города в разные временные периоды для формирования устойчивого мнения о его неповторимости и своеобразии.

Квест «Тайна лесной поляны»

Путешествие по сказкам Чуковского

Масленица «Краденое солнце»

Мастер-класс «Юный кондитер»

В соответствии с выбранными целями и поставленными задачами педагогом готовится план экскурсии. Достижение целей и решение задач происходит ресурсов и возможностей, предоставленных в рамках мероприятия.

Источник: konspektiruem.ru

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Музейное дело»

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Размер файла: 53.66 Кбайт

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 села Стародубского Буденновского района»

на педагогическом совете МОУ СОШ № 7 с.Стародубского

Протокол № 2021 года

МОУ СОШ № 7 с.Стародубского

Приказ № от 2021 года

Возраст обучающихся:11 – 14 лет

Срок реализации: 1 год

Руководитель: Дьяченко Римма Викторовна,

учитель истории и обществознания

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка (характеристика)…………………………………………………………… стр.4

Актуальность программы………………………………………………. …стр.5

Отличительные особенности программы…………………………………стр.5

Нормативные документы, на основе которых проектирована программа……………………………………………………………………стр.6

Формы и методы обучения…………………………………………………стр.7

Объем и срок освоения …………………………………………………….стр.7

Цель и задачи программы………………………………………………….стр.8

Календарный учебный график………………………………………..……стр.9

Содержание учебного плана………………………………………………………………… стр.11-14

Раздел 2.Комплекс организационно-педагогических условий, включая

формы аттестации

Формы аттестации и оценочные материалы………………………………………………………………..стр.15-17

Условия реализации программы……………………………………………. стр.15

Литература для педагога……………………………… …………………стр.17

Литература для учащихся и родителей…………………………………………………………………….стр.18

Информационная карта дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы « Музейное дело»

МОУ СОШ № 7 с.Стародубского

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Музейное дело»

Красько Любовь Николаевна

Сведения о программе

1 год обучения 78 часов (2 раза в неделю по 2,25 академических часа),

Тип — дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

— создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

— активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся;

— развивать творческие способности;

— приобщать школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов; прививать чувства любви к родному краю;

— воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм;

— привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края;

— формировать и пополнять музейные коллекции, обеспечивать сохранность экспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты.

Формы и методы образовательной деятельности

Методы обучения (по характеру деятельности обучающихся):

Формы мониторинга результативности освоения программы

Защита научно-исследовательских работ

Результативность реализации программы

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности программа «Музейное дело» составлена на основе следующих документов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть I статья 75).

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября №176-р).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Основной образовательной программы МОУ СОШ № 7 с. Стародубского.

Программа дополнительного образования детей МОУ СОШ №7 с. Стародубского.

Актуальность программы. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность.

Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего села. В этом году планируется перевести музейные данные в электронный вид, разместить их на страничке школьного сайта, т.е. создать электронный музей.

Отличительные особенности программы:

-Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)

-Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)

-Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)

-Принцип интеграции и дифференциации обучения Принцип взаимодействия человека с музейной средой (краеведческий принцип)

Направленность программы : туристко-краеведческая

Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через кружковую работу «Музейное дело» в рамках учебно-воспитательного процесса.

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение экспонатами музейной комнаты, организация и участие в выставках, экспозициях по истории, культуре родного края, своей школы, участия в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня, презентаций творческих работ.

Музейная комната – одно из приоритетных направлений в работе «Музейного дела». Музейная комната в школе рассматривается как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся.

Нормативные документы, на основе которых проектирована программа:

Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ).

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573.

Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее — Концепция).

Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Примерные требования к дополнительным образовательным программам 06-1844 от 11.12.2006.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».

12.Локальные акты МОУ СОШ № 7 с. Стародубского:

Основная образовательная программа МОУ СОШ № 7 с. Стародубского.

Программа воспитания МОУ СОШ № 7 с.Стародубского.

Программа дополнительного образования детей МОУ СОШ №7 с. Стародубского.

Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МОУ СОШ № 7 с.Стародубского (приказ № 104 от 01.03.2021г).

Положение об осуществлении текущего контроля качества освоения обучающимися содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МОУ СОШ № 7 с.Стародубского (приказ № 104 от 01.03.2021г).

Положение об аттестации обучающихся по итогам реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Методические рекомендации:

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05);

Методические рекомендации по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Адресат программы: Программа адресована обучающимся среднего возраста (12-18 лет), имеющим элементарные и базисные общеобразовательные знания.

Форма организации занятий : очная, групповая

Язык обучения: русский

Методы проведения занятий: Методы обучения (по характеру деятельности обучающихся):

Объем и срок освоения программы : 1 год обучения — 78 часов

Режим занятий :: 2 раза в неделю, занятие по 2,25 академических часа с перерывом в 15 минут.

Цель программы – создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

— активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся;

— развивать творческие способности;

— приобщать школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов; прививать чувства любви к родному краю;

— воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм;

— привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края;

— формировать и пополнять музейные коллекции, обеспечивать сохранность экспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты.

Планируемые результаты

В рамках когнитивного компонента:

— укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, края, России как основополагающим ценностям;

— активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории села Стародубского;

— формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность;

— укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

В рамках эмоционального компонента:

— укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;

— проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.

— укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.

— проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.

— умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

— умение вести экскурсии, интервьюирование.

— расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;

— сформируются представление о музееведение как о науке;

— усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;

— реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;

— сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.

— разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;

— сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.

Музейная комната (далее-музей) историко-краеведческого направления организована в школе 11.11.2005 года на общественных началах на основе систематической работы постоянного актива учащихся, наличия фонда подлинных и научно-вспомогательных материалов. Учредителем музея является МОУ СОШ №7 с. Стародубского, в которой организуется музей.

Собранный материал составляет фонд школьного музея. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательной организации и непосредственный руководитель музея. Хранение в музее взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, запрещается. Свою работу музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, стоящих перед школой.

Календарный учебный график

к программе «Музейное дело»

на 2021-2022 учебный год

Дата начала обучения по программе

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рабочая программа покурсу » Музейное дело»

Сохранение исторической памяти-важно. Данная программа расчитана на 5-9 классы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа покурсу » Музейное дело»»

Рабочая программа кружка

«Музейное дело»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музейное дело» разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,СанПин 2. 4. 4. 3172 – 14 от 20. 08. 2014г;
  • Уставом МБОУ «СОШ …..».
  • знакомство с историей музейного дела и с основными музеями края и страны (краеведческим, художественным, историческими)
  • способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям;
  • использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
  • приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;
  • развитие духовно-познавательных потребностей детей;
  • развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие музейной культуры и визуальной грамотности;
  • приобщение к семейным традициям;
  • дать навыки исследовательской работы;
  • развитие позитивной мотивации к дальнейшему изучению краеведения.
  • формировать активную гражданскую позицию.
  • воспитывать в учащихся музейную культуру;.
  • формировать чувство ответственности за сохранение наследия прошлого;
  • воспитание толерантности.

Условия реализации программы Занятия проводятся на базе школьного музейного уголка. который был создан в 2003 году. В 2008 году музейному уголку было присуждено 1 место в муниципальном конкурсе школьных музеев и школьных уголков. Программа обеспечена наглядным материалом-музейными предметами основного фонда школьного музейного уголка.

Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных и изобразительных источников, на примере работы с которыми обучающиеся овладевают методикой музейной деятельности. Кабинет оснащен выходом в Интернет. Имеется видеопроектор, экран, компьютер, принтер.

Учебный план

№ п/п Раздел Количество часов Формы контроля, аттестация
теория Практическое занятие Всего
1 Введение 0.5 0.5 1 анкетирование
2 Музей как институт социальной памяти 1 1 проект
3-4 Музейный предмет и способы его изучения 1 1 2 Опрос, наблюдение
5-6 Проведение научных исследований активом школьного музея 2 2 беседа
7-8 Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы 1 1 2 Наблюдение, беседа
9-14 Экспозиция школьного музея 4 2 6 Презентация выставки
15 Промежуточная аттестация 1 Практическое задание
16-19 Работа с аудиторией 2 2 4 Игра-практикум
20-22 Изучение истории школьного музея 2 1 3 Защита презентации
23-25 Историческое краеведение 1 2 3 Защита реферата
26-28 Военно-патриотическая работа 1 2 3 Защита реферата
29-32 Изучение истории школьного музея 2 2 4 Опрос, наблюдение, защита реферата
33 Встреча с интересным человеком 1 интервью
34 Итоговая аттестация. 1 тестирование и демонстрация экскурсионного продукта.

Содержание программы Введение (1ч) Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах.

Практическая работа: ознакомление с основными понятиями и терминами музейного дела; работа со словарем, творческая мастерская «Музейное лото». Форма контроля — анкетирование. Музей как институт социальной памяти (1ч) Происхождение музея. Музей античного мира, эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Типы музеев.

Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей школы. Форма контроля: беседа, наблюдение, опрос.
Музейный предмет и способы его изучения (2ч) Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет.

Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний.

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов. Практическое занятие: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

Проведение научных исследований активом школьного музея (2ч) Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др.

Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы (2ч) Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный.

Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение. Правила оформления текстов для музейной экспозиции Практическое занятие: составление тематико-экспозиционного плана. Форма контроля: беседа, наблюдение, выставка Экспозиция школьного музея (6ч) Концепция экспозиции школьного музея.

Тематико-экспозиционный план и архитектурно — художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые. Практическое занятие(2ч) Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение. Форма контроля: презентация выставки. Промежуточная аттестация.1 час. Форма контроля: практическое задание.

Работа с аудиторией (4ч) Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая).

Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.

Практическое занятие: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея. Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий. Историческое краеведение (3ч) Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения.

Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее Практическое занятие. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее.

Экскурсия по памятным местам Сафоновского района Военно-патриотическая работа (3 ч.) Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны. Практические занятия .Книга памяти. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края.

Наш край в годы Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми. Описание семейного архива и семейных реликвий. Форма контроля: защита реферата. Изучение истории школьного музея (4ч) Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея.

Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея. Изучение истории школы. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.

Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы). Основные события в жизни школы. История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея. «Сегодня ученики — завтра космонавты» Леонид Иванов-летчик и космонавт.

Практические занятия: поиск и обработка документов. Музей живой истории. Встреча с интересным человеком. Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня. Форма контроля: беседа, интервью. Итоговая аттестация.(1ч) Итоговый контроль состоит из двух этапов: 1) теоретического: тестирование по основам предметной области «Музейное дело», основам экскурсоведения; 2) практического: подготовка и демонстрация экскурсионного продукта

Источник: kopilkaurokov.ru

Рейтинг
Загрузка ...
Центр туризма