В предложении как ни мечтали мы отправится в поход

Содержание

Пример: Несмотря на надвигающуюся грозу, мы отправились в горы.

Обстоятельства с предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ могут обособляться, если стоят перед сказуемым: Вопреки прогнозам метеорологов, сегодня день будет ветреный.

3. Обособленное приложение — это определение, выраженное именем существитель­ным, то есть выделяемое запятыми или тире одиночное имя существительное или имя сущест­вительное с зависимыми словами, которое отвечает на вопросы КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ? и поясняет, уточняет в предложении другое имя существительное или лич­ное местоимение.

Пример: Констанция, вдова Моцарта, после его смерти раздала партитуры его сочи­нений другим людям. (КТО ИМЕННО ТАКАЯ была КОНСТАНЦИЯ? — ВДОВА МОЦАРТА. Это обособленное приложение, которое поясняет имя существительное КОНСТАНЦИЯ).

Он, ученик 11 класса, сдает ЕГЭ по русскому языку. (КТО ОН ИМЕННО ТАКОЙ? — УЧЕНИК 11 КЛАССА. Это обособленное приложение, которое поясняет личное местоимение ОН).

Бесславный Прутский поход Петра I | Как царь чуть не попал в плен к османам

Распространенные приложения обособляются, если

• относятся к личному местоимению (стоят до или после определяемого слова, выра­женного личным местоимение):

Он, уроженеи Рязани, снова приехал в свой родной город. Талантливого инженера, его знают все.

• стоят после определяемого слова, выраженного именем существительным: Девочка лет шести, любимица отца, вбежала в комнату.

• имеют добавочное обстоятельственное значение:

Химик по образованию, Ломоносов много сделал в этой области.

• отделено, оторвано от определяемого слова другими членами предложения: Им помог сын нашего соседа, подросток.

присоединяются словами ПО ФАМИЛИИ, ПО ИМЕНИ, ПО ПРОЗВИЩУ, РОДОМ ИЗ: Один мой знакомый, по фамилии Довженко, всегда называл курицу курой. Примечание: если перед приложением, стоящим в конце предложения, можно вста­вить союз А

• ИМЕННО, вместо запятой ставится тире: Въехали в Ивантеевку — боль­шое. просторное село с ухоженными улицами. Он очень любил эту игру — шахматы.

Обособленное дополнение —

1) выделяемое запятыми имя существительное или местоимение с предлогом КРОМЕ в значении

• «за исключением кого- или чего-либо», «не считая кого- или чего-либо» Пример: Кроме нас, в доме никого не было. (КРОМЕ НАС — обособленное допол­нение);

• «сверх кого- или чего-либо», «вдобавок к кому- или чему-либо» Пример: Кроме теплого свитера, на нем был еще и теплый шарф.

2) выделяемые запятыми имена существительные и местоимения с предлогами ВМЕ­СТО. ПОМИМО. ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ. ИСКЛЮЧАЯ. СВЕРХ:

Например: Все, за исключением Николая, пришли вовремя, а он опоздал.

Алгоритм выполнения задания В4 (поиск предложения, осложненного обособлен­ными членами):

1) Прочитайте указанные предложения, обращая внимание на то, какие синтаксические конструкции в них выделены знаками препинания.

2) Помните о том, что

• обособленные определения отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ КАКОЕ? КАКИЕ? и выражаются причастными оборотами, именами прилагательными с зависимыми словами, одиночными прилагательными;

МОЯ СЕМЬЯ ПОЕХАЛА НА ОТДЫХ!

• обособленные обстоятельства отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? и выражаются одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами;

• обособленные приложения отвечают на вопросы КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ? и выражаются одиночными именами существительными или именами существительными с зависимыми словами, которые поясняют, уточняют в предложении другое имя существительное или личное местоимение;

• обособленные дополнения выражаются

а) именами существительными или местоимениями с предлогом КРОМЕ в значении «за исключением кого- или чего-либо», «не считая кого- или чего-либо», «вдобавок к кому- или чему-либо»;

б) именами существительными и местоимениями с предлогами ВМЕСТО, ПОМИ­МО, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ИСКЛЮЧАЯ, СВЕРХ.

3) Выберите правильный ответ.

ЗАДАНИЕ В5

Формулировка задания: в приведённом ниже предложении из прочитанного текста про­нумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Может,(1) я хотел подольше задержаться там,(2) на мирной и тихой Волге,(3) пред­ставляя героя книжки,(4) моего сверстника,(5) самим собою?

Правильный ответ: 1

Что должен знать ученик, выполняя задание В5: правила постановки знаков препина­ния в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения; какие группы вводных слов выделяются по значению; какие слова никогда не яв­ляются вводными, но нередко ошибочно принимаются за таковые; как различать вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения; что такое обращение; какие знаки препина­ния ставятся при обращении; что такое уточняющие члены предложения (уточняющие обстоя­тельства).

Вводные слова и знаки препинания при них

Вводные слова — слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к то­му, что он сообщает.

Вводные слова можно изъять из предложения без изменения основной мысли синтаксиче­ской конструкции.

Вводные слова выражают Примеры
Уверенность конечно, разумеется, несомненно, безусловно, бесспорно, ес­тественно, действительно, как правило, без сомнения
Неуверенность наверное, вероятно, кажется, очевидно, видимо, по-видимому, возможно, пожалуй, по всей вероятности, может быть, должно быть
Чувства к счастью, к несчастью, к сожалению, к удивлению, чего доб­рого, на беду, к нашему удовольствию, в самом деле
Источник сообщения по-моему, по моему мнению, по-твоему, говорят, по сообще­нию кого-либо, по мнению кого-либо, по словам кого-либо, по слухам, помнится, дескать, мол, как известно, по выражению кого-либо, по сообщениям печати
Порядок мыслей, их связь, итог во-первых, во-вторых, в-третьих, значит, так, итак, следова­тельно, таким образом, кстати, наоборот, в частности, напро­тив, например, к примеру, впрочем, стало быть, между про­чим, подчеркиваю, повторяю, наконец, с одной стороны, с другой стороны, кроме того
Способ оформления мыслей иными словами, короче говоря, так сказать, словом, одним словом, по совести говоря, прямо скажем, иначе говоря, лучше сказать
Привлечение внимания пожалуйста, послушайте, будьте добры, поверьте, видите ли, знаете, понимаете, допустим, скажем
Степень обычности бывало, по обыкновению, как правило

Примечание: Многие из перечисленных в таблице слов могут выступать как в роли вводных, так и членов предложения (тогда запятыми они не выделяются). Пример: Бабушка, казалось, дремала. — Мне все это лишь казалось.

Можно использовать следующий прием для различения вводных слов и схожих с ними по звучанию членов предложения:

1) Вводные слова можно изъять из предложения или заменить их другими синонимич­ными водными словами.

Примеры: Бабушка, казалось, дремала.

Бабушка дремала. (Вводное слово можно изъять из предложения, и смысл его не изме­нится).

Бабушка, видимо, дремала. (Вводное слово со значением меньшей степени уверенности «казалось» можно заменить синонимичным ему вводным словом с тем же значением «види­мо»).

2) Член предложения без изменения смысла предложения изъять или заменить вводным словом нельзя.

Пример: Мне все это лишь казалось. (Слово «казалось» является сказуемым и не может быть заменено вводным словом со значением меньшей степени уверенности).

Источник: zdamsam.ru

Сложноподчиненные предложения. Примеры

Сложноподчинённое пред­ло­же­ние скла­ды­ва­ет­ся из глав­ной части и зави­си­мо­го от неё при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния.

Приведем при­ме­ры слож­но­под­чи­нён­ных пред­ло­же­ний с раз­ны­ми вида­ми при­да­точ­ных частей.

Что такое сложноподчиненное предложение?

Сложноподчинённое пред­ло­же­ние состо­ит из двух и более про­стых пред­ло­же­ний, одно из кото­рых явля­ет­ся глав­ным, а дру­гое — зави­си­мым. Зависимость одно­го пред­ло­же­ния от дру­го­го выра­жа­ет­ся под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми и союз­ны­ми сло­ва­ми.

Часть, в кото­рой нахо­дит­ся под­чи­ни­тель­ный союз или союз­ное сло­во, явля­ет­ся при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем, соот­вет­ствен­но, часть, в кото­рой их нет, назы­ва­ет­ся глав­ным пред­ло­же­ни­ем, или глав­ной частью.

ОпределениеСложное пред­ло­же­ние, в кото­ром одно про­стое пред­ло­же­ние по смыс­лу под­чи­не­но дру­го­му и свя­за­но с ним под­чи­ни­тель­ным сою­зом или союз­ным сло­вом, назы­ва­ет­ся слож­но­под­чи­нён­ным.

Сложноподчиненные предложения, спп

Синтаксически зави­си­мая часть слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем.

Связь меж­ду глав­ным и при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем более тес­ная, чем в слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, где его части сохра­ня­ют отно­си­тель­ную само­сто­я­тель­ность. Например, рас­смот­рим пред­ло­же­ние:

Было ясно, что дед с отцом не успе­ют закон­чить к вече­ру кры­шу дома.

Сообщение, кото­рое несет в себе глав­ная часть (было ясно) непол­но без пояс­не­ния его вто­рой частью, поэто­му связь меж­ду глав­ным и зави­си­мым пред­ло­же­ни­я­ми более тес­ная, чем в слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии.

Солнечные батареи для похода на природу отзывы

Подчинительные сою­зы и союз­ные сло­ва выра­жа­ют раз­лич­ные смыс­ло­вые отно­ше­ния меж­ду глав­ной и при­да­точ­ной частя­ми. В зави­си­мо­сти от это­го раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний:

  • с при­да­точ­ны­ми опре­де­ли­тель­ны­ми,
  • с при­да­точ­ные изъ­яс­ни­тель­ны­ми,
  • с при­да­точ­ны­ми обсто­я­тель­ствен­ны­ми.

Сложноподчиненные пред­ло­же­ния так­же мож­но раз­де­лить на две боль­шие груп­пы в зави­си­мо­сти от того, отно­сит­ся ли при­да­точ­ная часть к одно­му сло­ву в глав­ной части или пояс­ня­ет её всю. В глав­ной части одно сло­во пояс­ня­ют сле­ду­ю­щие при­да­точ­ные части:

  • опре­де­ли­тель­ные
  • изъ­яс­ни­тель­ные
  • обра­за дей­ствия
  • меры и сте­пе­ни
  • места.

Поясняют все глав­ное пред­ло­же­ние при­да­точ­ные части:

  • вре­ме­ни
  • цели
  • при­чи­ны
  • уступ­ки
  • след­ствия
  • услов­ные
  • срав­ни­тель­ные.

Примеры сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных частей

Придаточная изъ­яс­ни­тель­ная часть отно­сит­ся в глав­ном пред­ло­же­нии к сло­вам со зна­че­ни­ем речи (гово­рить, рас­ска­зать, спро­сить, отве­чать), мыс­ли (думать, решать), чув­ства (радо­вать­ся, оби­жать­ся, сер­дить­ся). Она «изъ­яс­ня­ет» (истол­ко­вы­ва­ет, рас­кры­ва­ет их смысл) и отве­ча­ет на падеж­ные вопро­сы что? о чём? чем? чему?

Предложения с придаточными изъяснительными

Я стал дожи­дать­ся, ско­ро ли сол­ныш­ко вста­ет (И. Никитин).

Смотри, как роща зеле­не­ет, паля­щим солн­цем обли­та (Ф. И. Тютчев)

Я уве­рил себя, что эта осень пер­вая и послед­няя в моей жиз­ни (К. Паустовский).

Этот тип слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний подроб­но с при­ме­ра­ми рас­смат­ри­ва­ет­ся в ста­тье «Примеры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным».

Предложения с придаточными определительными

Придаточное опре­де­ли­тель­ное пред­ло­же­ние пояс­ня­ет сло­во с пред­мет­ным зна­че­ни­ем в соста­ве глав­но­го пред­ло­же­ния и отве­ча­ет на вопро­сы какой? каков? чей?

Милы мне не жар­кие стра­ны, где кры­ла­тые паль­мы вид­ны, а вот эти седые туман и мох­на­тые лапы сос­ны (Кежун).

Дайте дело такое, что­бы серд­це горе­ло и не зна­ло покоя (Лев Ошанин).

Дополнительный мате­ри­алСм. еще при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным опре­де­ли­тель­ным из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Предложения с придаточными образа действия

Этот тип при­да­точ­ных отно­сит­ся к ука­за­тель­но­му сло­ву «так» в глав­ной части и обо­зна­ча­ет, каким обра­зом совер­ша­ет­ся дей­ствие.

Следует про­жить свою жизнь так, что­бы потом не было за что крас­неть.

Она гово­ри­ла так, как буд­то дер­жа­ла что-то за щекой.

Дополнительный мате­ри­алПродолжим зна­ком­ство с при­ме­ра­ми слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным обра­за дей­ствия из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Предложения с придаточными меры и степени

Придаточные меры и сте­пе­ни отно­сят­ся к ука­за­тель­ным сло­вам «так», «такой», «столь­ко», «настоль­ко», «до того», обо­зна­ча­ют сте­пень про­яв­ле­ния при­зна­ка, каче­ства, дей­ствия и отве­ча­ют на вопро­сы в какой сте­пе­ни? сколь­ко? насколь­ко?

Биатлонистка Дарья Домрачева про­шла дистан­цию быст­рее, чем пред­по­ла­га­ли жур­на­ли­сты.

Время шло мед­лен­нее, чем капа­ла в боч­ку дож­де­вая вода с кры­ши.

Дождь про­шел так быст­ро, что зем­ля в саду под ябло­ня­ми не успе­ла как сле­ду­ет намок­нуть.

Дополнительный мате­ри­алСм. еще несколь­ко при­ме­ров пред­ло­же­ний.

Предложения с придаточными места

Придаточные места отно­сят­ся к наре­чи­ям «там», «туда», «отту­да», «вез­де», «всю­ду», «ото­всю­ду» или обсто­я­тель­ствам места и отве­ча­ют на вопро­сы где? куда? отку­да?

Там, где люди борют­ся с пур­гой, вста­нет над тай­гой наш город юный (М. Исаковский).

Куда ведёт путь пря­мой, туда не ездят на кри­вой.

Где нет зна­ний, там нет и сме­ло­сти.

Куда дере­во под­руб­ле­но, туда оно и валит­ся.

Предложения с придаточными времени

Придаточные вре­ме­ни пояс­ня­ют все глав­ное пред­ло­же­ние и отве­ча­ет на вопро­сы когда? как дол­го? с каких пор?

Когда зашло солн­це, мы вер­ну­лись на бивак.

Как толь­ко насту­пил рас­свет, тури­сты дви­ну­лись в путь.

Пока я дышать умею, я буду идти впе­ред (Лев Ошанин).

Дополнительный мате­ри­алЕще при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ной частью вре­ме­ни из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Предложения с придаточными цели

Придаточное пред­ло­же­ние цели назы­ва­ет цель, а глав­ное — пред­по­сыл­ку, кото­рая обес­пе­чи­ва­ет дости­же­ние ука­зан­ной цели. От глав­но­го пред­ло­же­ния зада­дим к нему вопро­сы с какой целью? зачем? для чего?

Ребята оста­лись в шко­ле после уро­ков, что­бы поиг­рать в волей­бол.

Наконец, сму­ща­ясь и крас­нея, она повер­ну­лась ко мне, что­бы спро­сить об этом.

Мне нужен мир, чтоб всей зем­ле моей вовек не знать воен­но­го пожа­ра (А. Безыменский).

Предложения с придаточными причины

Придаточная часть при­чи­ны ука­зы­ва­ет при­чи­ну того, о чем гово­рит­ся в глав­ном пред­ло­же­нии, и отве­ча­ет на вопро­сы поче­му? отче­го? по какой при­чине?

Никогда не отка­зы­вай­тесь от мало­го в рабо­те, ибо из мало­го стро­ит­ся вели­кое.

Может, Блок искал эту тиши­ну и бли­зость моря, пото­му что она воз­вра­ща­ет смя­тен­но­му чело­ве­че­ско­му серд­цу спо­кой­ствие (К. Паустовский).

Он вла­дел оди­на­ко­во пло­хо все­ми евро­пей­ски­ми язы­ка­ми и в раз­го­во­ре посто­ян­но пере­ме­ши­вал их, ковер­кал сло­ва, может быть, несколь­ко умыш­лен­но, посколь­ку в каж­дом акро­ба­те все­гда сидит немно­го кло­у­на (Александр Куприн).

Предложения с придаточными уступительными

Действие в глав­ном пред­ло­же­нии раз­во­ра­чи­ва­ет­ся вопре­ки тому, о чем гово­рит­ся в при­да­точ­ной усту­пи­тель­ной части. Придаточная уступ­ки отве­ча­ет на вопро­сы несмот­ря на что? вопре­ки чему?

Человек дол­жен тру­дить­ся в поте лица, кто бы он ни был (А. Чехов).

Хотя утро было пре­крас­ное, но выеха­ли в поле не так рано (С. Аксаков).

Пускай шумит вол­на морей, утёс гра­нит­ный не пова­лит (М. Лермонтов).

Как ни про­зрач­на стек­лян­ная кры­ша, но она не ясное небо (В. Гаршин).

Предложения с придаточными условными

В при­да­точ­ной услов­ной части содер­жит­ся усло­вие, в рам­ках кото­ро­го раз­ви­ва­ет­ся собы­тие, обо­зна­чен­ное в глав­ной части.

Ты дол­жен посвя­тить оте­че­ству свой век, коль хочешь навсе­гда быть чест­ный чело­век (Фонвизин).

Если по-русски скро­ен, и один в поле воин (Пословица).

Когда я зря мину­ту поте­рял, мне жаль себя (С. Островой).

Предложения с придаточными следствия

Придаточные след­ствия ука­зы­ва­ют на итог, резуль­тат, выте­ка­ю­щий из того, о чем идет речь в глав­ной части. От глав­ной части к при­да­точ­ной зада­ет­ся вопрос что яви­лось след­стви­ем?

Село Уклеево лежа­ло в овра­ге, так что с шос­се и со стан­ции вид­ны были толь­ко коло­коль­ня и тру­бы сит­це­на­бив­ной фаб­ри­ки… (А. Чехов).

Не было ни одной туч­ки, вслед­ствие чего небес­ный свод казал­ся голу­бой хру­сталь­ной чашей (А. Чехов).

Тихий звук сна­ру­жи не дохо­дил в ком­на­ту, так что в этой тишине посту­ки­ва­ние маят­ни­ка каза­лось силь­ным зву­ком (Л. Толстой).

Предложения с придаточными сравнения

В слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с при­да­точ­ны­ми срав­не­ния два собы­тия срав­ни­ва­ют­ся, упо­доб­ля­ют­ся друг дру­гу.

На низине, за опуш­кой кри­ча­ли чиби­сы, точ­но пла­ка­ли малень­кие дети (С. Сергеев-Ценский).

Закружилась листва золо­тая в розо­ва­той воде на пру­ду, слов­но бабо­чек лёг­кая стая с зами­ра­ньем летит на звез­ду (С. Есенин).

Жизнь тече­нье своё изме­ни­ла, как река изме­ня­ет рус­ло (Н. Некрасов).

Источник: tarologiay.ru

Тест по русскому языку Синтаксис словосочетания и простого предложения 9 класс

Тест по русскому языку Синтаксис словосочетания и простого предложения; текст 9 класс (повторение пройденного в 5-8 классах) с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 7 заданий (5 заданий части А, 1 задание части В и 1 задание части С).

Вариант 1

A1. В каком словосочетании главным словом является причастие?

1) крепко сшитый
2) подаренный букет
3) отчаянно вскрикнув
4) летающие лыжники

А2. Укажите предложение с составным именным сказуемым. О

1) Позабылись правнуками рано грозные Олеговы походы.
2) Россия в XVIII веке стала догонять ведущие европейские страны.
3) Первое опубликованное стихотворение Ивана Алексее­вича Бунина было связано с впечатлениями его детства и юности.
4) Мы намерены продолжить наше сотрудничество и в даль­нейшем.

А3. Какое предложение является определённо-личным?

1) Не воскреснуть Игоря дружине, не подняться после гроз­ной сечи!
2) Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты.
3) Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на неё.
4) Мне принесли твоё письмо утром.

А4. В каком предложении знаки препинания расставлены не­правильно?

1) Духовные оды создавались как философские произве­дения.
2) Горячий патриот России, Ломоносов выступал за расцвет русской науки.
3) Странник, стоящий на холме, взором унылым смотрит на бледную осень, томно вздыхая.
4) Бричка бежит, а Егорушка видит все в одно и то же, небо, равнину, холмы.

А5. В каком предложении знаки препинания расставлены не­правильно?

1) Грамм — это вес одного кубического сантиметра дистил­лированной воды, взятой при температуре 4 градуса.
2) Петра Васильевича вы всегда найдёте если не в кабинете, то в саду.
3) Человек, и зверь, и пташка — все берутся за дела.
4) Ты не пой косарь, про широку степь.

Продвижение туристического продукта рекламные и нерекламные методы

Прочитайте предложения и выполните задания B1 и C1.

(1)Салтыков-Щедрин назвал художественную литера­туру «сокращённой вселенной». (2)Это тонкое и точное определение вполне применимо к наследию классиков, в котором спрессован многовековой духовный опыт человечества. (3)Классика всегда была мощным воз­будителем в развитии культуры любого народа.

В1. Определите и запишите тип речи текста.

C1. Прокомментируйте определение, данное художественной литературе М.Е. Салтыковым-Щедриным (предложение (1)). Приведите аргументы для доказательства своего мнения.

Вариант 2

A1. В каком словосочетании главным словом является причастие?

1) отправившись в путь
2) открытая книга
3) хорошо воспитаны
4) неотправленное письмо

А2. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

1) Уж не светит Игорю солнца ясный свет.
2) Вы можете быть уверены в моей искренности.
3) В Пажеском корпусе Радищев стал читать сочинения философов-просветителей.
4) Пассажир обязан оплатить проезд при входе в автобус.

А3. Какое предложение является неопределённо-личным?

1) В семье много пели, играли на рояле.
2) Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну.
3) В декабре темнеет рано.
4) Девы готские у края моря синего живут.

А4. В каком предложении знаки препинания расставлены не­правильно?

1) Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека.
2) Мужчины, как правило, лучше справляются с цифровыми и пространственными задачами.
3) «А что, паны, — сказал Тарас, перекликнувшись с курен­ными — есть ещё порох в пороховницах?»
4) Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека, травой.

А5. В каком предложении знаки препинания расставлены не­правильно?

1) Мензурка — это цилиндрический или расширяющийся кверху, конический сосуд.
2) Он с подозрением поглядывал то на вожатого, то на хо­зяина.
3) В наших краях водятся как безобидные, так и ядовитые змеи.
4) Что ты, сердце моё, расходилося?

Прочитайте предложения и выполните задания B1 и C1.

(1)В журнале «Вестник Европы» Карамзин проявил себя политическим мыслителем и писателем. (2)С точки зрения Карамзина, эгоизм — следствие дурной приро­ды непросвещённого человека. (3)Цель власти состо­ит в том, чтобы охранить от такого человека общество и не допустить зла.

B1. Напишите вид связи между предложениями данного текста.

C1. Разделяете ли вы точку зрения Н.М. Карамзина на цель власти (предложение (3))? Аргументируйте свой ответ.

Ответ на тест по русскому языку Синтаксис словосочетания и простого предложения; текст 9 класс (повторение пройденного в 5-8 классах)
Вариант 1
А1-1
А2-3
А3-2
А4-4
А5-4
В1. рассуждение
Вариант 2
А1-3
А2-2
А3-1
А4-3
А5-1
В1. цепная

Источник: testytut.ru

Распознавание производных союзов

Выпишите, раскрывая скобки,
предложения, в которых выделенные
слова являются
союзами.
1) Мал, за(то) удал.
2) Что(бы) нам придумать?
3) Ты то(же) готовишься к конкурсу?
4) Всё осталось так(же), как прежде.

Пояснение.1. Распознавание
предложений с союзом: Мал,
зато удал. Ты тоже готовишься
к конкурсу?
2. Правильное написание
союзов: зато, тоже.

1) (За)тем лесом большая
проезжая дорога.
2) Давно не было
дождей, (за)то всё созрело
раньше срока.
3) Так(же), как и в прошлый раз,
всё было подготовлено.
4) Он то(же) был весел.

Пояснение.1. Распознавание
предложений с союзом: Давно не
было дождей, зато всё созрело
раньше срока. Он тоже был
весел.
2. Правильное написание
союзов: зато, тоже.

1) (За)то тебя уважаю, что говоришь
правду в глаза.
2) Что(бы) ни случилось, я буду
участвовать в конкурсе.
3) Снегу было мало, снежных
буранов то(же).
4) Настроение у всех было
приподнятое, (по)тому что пароход
приближался к пристани.

Пояснение.1. Распознавание предложений с
союзом: Снегу было мало, снежных буранов
тоже. Настроение у всех было
приподнятое, (по)тому что пароход
приближался к пристани.
2. Правильное написание союзов: тоже,
потому что.

1) Что(бы) рыбку съесть, надо в
воду лезть.
2) Ему нездоровилось, по(тому)
что он отказался от пищи.
5) Так(же), как и в прошлый раз, им
не пришлось увидеться.
3) (За)то здание повернула машина.

1. Распознавание предложений с
союзом: Чтобы рыбку съесть,
надо в воду лезть. Ему
нездоровилось, потому что он
отказался от пищи.
2. Правильное написание
союзов: чтобы, потому что.

1) В школьном саду не было фруктовых
деревьев, (за)то было много цветов и
сирени.
2) Скворцы и
жаворонки то(же) прилетели.
3) Он запнулся (за)то брёвнышко,
которое вчера сам же поленился убрать.
4) Селифан потянул поводья назад,
чужой кучер сделал то(же).

1. Распознавание предложений с
союзом: В школьном саду не было
фруктовых деревьев, зато было
много цветов и сирени. Скворцы и
жаворонки тоже прилетели.
2. Правильное написание
союзов: зато, тоже.

1) Мересьев взглянул на
компас, что(бы) передохнуть
2) Не (за)то волка бьют, что сер,
а (за)то, что овцу съел.
3) (И)так, контрольная подходит
к концу.
4) Я учусь так(же), как он.

Пояснение.1. Распознавание
предложений с союзом: Мересьев
взглянул на компас, чтобы
передохнуть. Итак, контрольная
подходит к концу.
2. Правильное написание
союзов: чтобы, итак.

1) Курсы
находятся (при)том институте, где я
работаю.
2) Я встретился с
ним, что(бы) согласовать
дальнейшие действия.
3) Что(бы) вы мне посоветовали?
4) Павел Васильевич то(же) будет в
зале.

Пояснение.1. Распознавание
предложений с союзом: Я
встретился с
ним, чтобы согласовать
дальнейшие действия. Павел
Васильевич тоже будет в зале.
2. Правильное написание
союзов: чтобы, тоже.

1) Дорого, (за)то мило.
2) Как много ручейков текут так
смирно, гладко (и)так журчат для
сердца сладко.
3) Природе надо, что(б) её
любили.
4) Он тут ни (при)чём.

Пояснение.1. Распознавание
предложений с союзом: Дорого,
зато мило. Природе надо, чтоб её
любили.
2. Правильное написание
союзов: зато, чтоб.

1) Я зашёл, что(бы) обсудить важную
проблему.
2) Света выучила то(же) стихотворение,
что и Максим.
3) Встретиться им так и не
удалось, (за)то они часто
перезванивались.
4) Мы устали (и)так замёрзли, что
решили вернуться домой.

Пояснение.1. Распознавание
предложений с союзом: Я зашёл,
чтобы обсудить важную
проблему. Встретиться им так и
не удалось, зато они часто
перезванивались.
2. Правильное написание
союзов: чтобы, зато.

1) Надо писать так, что(бы) читатель
видел изображённое словами.
2) Странный старичок говорил очень
протяжно, звук его
голоса так(же) изумил меня.
3) Тёплая небесная вода для
растений то(же) самое, что для нас
любовь.
4) (При)том же доме находился сад.

Пояснение.1. Распознавание
предложений с союзом: Надо писать
так, чтобы читатель видел
изображённое словами. Странный
старичок говорил очень протяжно,
звук его голоса также изумил меня.
2. Правильное написание
союзов: чтобы, также.

1) (За)тем, что происходило потом,
наблюдать было ещё интереснее.
2) Сначала налейте
воду, (за)тем всыпьте муку.
3) То(же) будет и с вами, когда вы
впервые попадёте в дикий лес.
4) Мы поспешили на помощь, наши
соседи то(же).

Пояснение.1. Распознавание
предложений с союзом: Сначала
налейте воду, затем всыпьте муку.
Мы поспешили на помощь, наши
соседи тоже.
2. Правильное написание
союзов: затем, тоже.

1) Что(бы) нам сделать, чем бы
заняться?
2) Мы долго бродили по
лесу, (за)то и грибов принесли.
3) Все внимательно слушали
лектора, и Саша то(же) слушал.
4) Теперь грустная улыбка Маруси
стала мне почти так(же) дорога, как
и улыбка сестры.

Пояснение.1. Распознавание
предложений с союзом: Мы долго
бродили по лесу, зато и грибов
принесли. Все внимательно
слушали лектора, и Саша тоже
слушал.
2. Правильное написание
союзов: зато, тоже.

1) (При)том событии присутствовали
многочисленные зрители.
2) Редактор встретился с
автором, что(бы) согласовать внесённые в
рукопись изменения.
3) Вам то(же) удалось побывать на море?
4) Он нравился ей (за)то, что мог быстро
ориентироваться в любой, даже самой
непредсказуемой ситуации.

Пояснение.1. Распознавание
предложений с союзом: Редактор
встретился с автором, чтобы
согласовать внесённые в рукопись
изменения. Вам тоже удалось
побывать на море?
2. Правильное написание
союзов: чтобы, тоже.

1) (При)чём здесь ребята?.
2) Мы встали
рано, что(бы) отправиться в поход
на рассвете.
3) Вы так(же) будете доказывать
свою невиновность, как и прежде?
4) Нам было нелегко, (за)то весело.

Идеи для игры я беру с собой в поход

Пояснение.1. Распознавание
предложений с союзом: Мы встали
рано, чтобы отправиться в поход на
рассвете. Нам было нелегко, зато
весело.
2. Правильное написание
союзов: чтобы, зато.

1) (И)так, сделаем вывод.
2) Лес стоит молча,
неподвижно, буд(то) всматривается
куда-то своими верхушками.
3) За что купил, (за)то и продаю.
4) (И)так происходило изо дня в
день.

Пояснение.1. Распознавание
предложений с союзом: Итак,
сделаем вывод. Лес стоит молча,
неподвижно, будто
всматривается куда-то своими
верхушками.
2. Правильное написание
союзов: итак, будто.

1) Грянул выстрел, (за)тем что так
решили распугать слетевшихся
ворон.
2) Мама то(же) обрадовалась.
3) (За)то тебя благодарю, что не дал
мне упасть духом.
4) Хочется
говорить так(же) медленно и точно,
как он.

Пояснение.1. Распознавание
предложений с союзом: грянул
выстрел, затем что так решили
распугать слетевшихся ворон.
Мама тоже обрадовалась.
2. Правильное написание
союзов: затем, тоже.

1) Он приехал, что(бы) остаться.
2) Подали на обед ему то(же), что
и всем.
3) Все сдали работу,
я то(же) сдал.
4) Что(бы) я делал без помощи
друзей?

Пояснение.1. Распознавание
предложений с союзом: он
приехал, чтобы остаться.
Все сдали работу, я тоже
сдал.
2. Правильное написание
союзов: чтобы, тоже.

1) Я так(же) был в недоумении, как
и все остальные.
2) Хаджи Мурат надел оружие и
бурку. Элдар сделал то(же).
3) (И)так, сделаем выводы.
4) Вековые ели и кедры утратили
свой белый наряд, (за)то на земле во
многих местах намело большие
сугробы.

Пояснение.1. Распознавание
предложений с союзом: итак,
сделаем выводы. Вековые ели и кедры
утратили свой белый наряд, зато на
земле во многих местах намело
большие сугробы.
2. Правильное написание
союзов: итак, зато.

1) Что(бы) встретить весну, и журчанье
лесов, и земли обновленье, я уехал подальше
в деревню, в глухие леса.
2) В ячейке сети запуталось около сотни
скумбрий, но попалась так(же) одна очень
странная, не виданная мною рыбка.
3) Я люблю Мещерский край за(то), что он
прекрасен.
4) (При)том положении дел это будет
сложно.

Пояснение.1. Распознавание
предложений с союзом: Чтобы
встретить весну, и журчанье лесов, и
земли обновленье, я уехал по-дальше в
деревню, в глухие леса. В ячейке сети
запуталось около сотни скумбрий, но
попалась также одна очень странная,
не виданная мною рыбка.
2. Правильное написание
союзов: чтобы, также.

1) В дружбе доверие нужно так(же),
как и надежность.
2) Не делай то(же), что и все, если
все делают плохо.
3) Подъём на гору здесь
крутой, (за)то дорога красивая.
4) Я пришёл, что(бы) увидеть всё
собственными глазами.

1. Распознавание предложений с
союзом: подъём на гору здесь
крутой, зато дорога красивая. Я
пришёл, чтобы увидеть всё
собственными глазами.
2. Правильное написание
союзов: зато, чтобы.

1) От земли исходила утренняя
прохлада, воздух был то(же) поосеннему свеж.
2) Тренер вернулся через
полчаса, (так)как нужно было
продолжать тренировку.
3) (За)то отношение я до сих пор тебе
благодарен.
4) Что(бы) ты съел?

Пояснение.1. Распознавание
предложений с союзом: от земли
исходила утренняя прохлада, воздух был
тоже по-осеннему свеж. Тренер
вернулся через полчаса, так как нужно
было продолжать тренировку.
2. Правильное написание союзов: тоже,
так как.

1) При(том) издательстве имеется
небольшая типография.
2) Надо верить в возможность
счастья, что(бы) быть счастливым.
3) (И)так, все ясно.
4) Я пришел (за)тем, что ты мне
обещал.

Пояснение.1. Распознавание
предложений с союзом: Надо верить в
возможность счастья, чтобы быть
счастливым. Итак, все ясно.
2. Правильное написание
союзов: чтобы, итак.

1) Что(бы) вы хотели изменить в
своей жизни?
2) Ему вдруг стало досадно на
самого себя, (за)чем он так
распространился перед этим
барином.
3) (За)чем вы так торопитесь?
4) Он так(же) приехал в отпуск.

Пояснение.1. Распознавание
предложений с союзом: ему вдруг
стало досадно на самого себя, зачем
он так распространился перед этим
барином. Он также приехал в
отпуск.
2. Правильное написание
союзов: зачем, также.

1) Так(же) говорят и мужики в особые и
важные минуты: негромко, сурово, покачивая
головой.
2) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
3) От(чего) вы отказываетесь: от прогулки в
лесу или от купания в реке?
4) Рисовать я не умею, (за)то леплю из глины
неплохо.

Пояснение.1. Распознавание
предложений с союзом: чтобы
рыбку съесть, надо в воду лезть.
Рисовать я не умею, зато леплю
из глины неплохо.
2. Правильное написание
союзов: чтобы, зато.

1) (За)тем перевалом нас ждут
настоящие альпийские луга.
2) Спектакль
был то(же) премьерный.
3) Что(бы) всё успеть, нужно чётко
спланировать свой день.
4) Я так(же), как и моя мама, очень
люблю музыку Бетховена.

Пояснение.1. Распознавание
предложений с
союзом: Спектакль
был тоже премьерный. Чтобы
всё успеть, нужно чётко
спланировать свой день.
2. Правильное написание
союзов: тоже, чтобы.

Источник: ppt-online.org

Упражнения по теме «Сложноподчинённые предложения»

СПП1. Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки и буквы. Выделите грамматические основы. Дайте характеристику каждому предложению: простое или сложное, если сложное — ССП, CПП или БСП. Выделите союзы овалом, союзные слова — прямоугольником, элементы указательно-соотносительных конструкций — треугольниками.

1. Я соб..ралась встать как вдруг глаза мои ост..новились на (не)подвижном человеческом образе.

2. Я вгл..делась то была молодая красивая девушка.

3. Она с..дела в двадцати шагах от меня задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.

4. А левый дальний берег (по)прежн..му тонул во тьме и тьма рисовала там огромные (не)лепые фигуры.

5. Я полюбил эту маленькую окраи..ую улицу и был уверен что она самая живописная. (К. Паустовский)

6. То что тихо я тебе ра..казываю так на спящие дали похоже. (Б. Пастернак)

7. В берёзовом лесу всегда светлее как будто берёзы сами светят..ся тихим светом и осв..щают пространство вокруг себя. (В. Солоухин)

8. Я люблю тебя жизнь и хочу чтобы лучше ты стала. (К. Ваншенкин)

9. Кто словом скор тот в делах редко спор. (Пословица)

10. Было ясно что надо торопит..ся.

11. Что написано пером не вырубишь топором. (Пословица)

12. Каков пастух таково и стадо. (Пословица)

СПП2. Перепишите предложения, расставив знаки препинания. Выделите грамматические основы. Задайте вопрос к каждой придаточной части и укажите её вид.

1. Вечером я встретился с другом который меня уже ждал в том кафе где мы условились увидеться.

2. В тот час когда солнце всходит птицы поют звонче.

3. Он виртуозно показывал как шумит ручей и как дует ветер.

4. Мы не спросили чего он боится и чего ожидает от предстоящего концерта.

5. Когда я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов на поляне раскинувшейся за моим окном.

6. Ученик готовился к контрольной работе так как советовал учитель.

7. Мы плывём наудачу так как темнота после зарниц кажется ещё гуще.

8. Всюду где только лес был пореже лежали на земле тени.

9. У казака такой конь что сам везде знает дорогу.

10. Человек не может жить если не верит в завтрашнее счастье.

11. Пока мечтаешь о работе так и паришь орлом.

12. Иван Иваныч приехал на охоту чтобы подышать свежим воздухом.

СПП3. Перепишите предложения, вставляя пр о пущенные знаки и буквы. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных.

1. Лучшая доля достаёт..ся тому кто стр..мит..ся к успеху.

2. Она следила за нами точно хотела узнать что мы намере..ы делать.

3. Чего я жду (не)знаю сам.

4. Он спросил не будет(ли) приказаний и исчез.

5. Я (не)могу определё..о сказать что нам нравилось больше ходить босиком или ощущать свободу.

6. Я лежал на кровати слушая как барабанит дождь.

7. Утром когда ещё солнце не успело поднят..ся мы покинули поселок.

8. Науче..ый горьким опытом я понял что тропа эта зверовая и свернул с неё.

9. Тропинка подн..мается в скалы где смотрят..ся в небо красные сосны и падает в моховые болота.

10. Я взбежал по лес..нице которая вела в св..тлицу и вош..л в комнату.

Что такое туристическая секция

11. Она подала мне знак что(бы) я подождал и вышла.

12. Я смотрю (в)даль где видны с..луэты судов и вижу ми..ионы огней.

13. Он смотрел в окошко и когда коляска уехала обратился к жене с восклицанием.

14. Я не знал куда ступить и в незнакомой толпе остался совершенно один.

15. Я пол..гаю что все короли хотят что(бы) мы приняли турецкую веру.

16. (Не)хорошо что у вас все больные такой крепкий табак курят что всегда ра..чихаеш..ся когда войдёшь.

17. Вы думали что я буду слушать смире..о дерзости потому(что) у меня нет денег которые бы я мог бросить на стол.

18. Я забыл сказать что губернатор ужасно обрадовался когда об..явили ему что мы уходим.

СПП4. Перепишите предложения, вставляя пр о пущенные знаки и буквы. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных.

    1. Все говорили что я перем..нился что я выр..с и поумнел.
    2. Ко мне пришёл Савич сказать что последняя лодка идёт на берег и что(б) я поторопился.
    3. В то(же) время мелькала у меня мысль что я спрятался что маменька не увид..т моих слёз.
    4. Там был старенький домишко где жил (не..)когда мой дедушка и где р..дились все мои тётки и мой отец.
    5. Ра..кажи мне хорошенько каков он собою и что он за человек.
    6. Мать сказала что устала лежать и что ей хочет..ся пос..деть.
    7. Они убегали на Запорожье если умели найти дорогу и если не были перехватываемы на пути.
    8. Его надо вид..ть летом когда все деревья будут покрыты плодами и когда заиграют все мои двадцать р..дников.
    9. Я хочу ра..казать вам историю жен..щины которую вы все видели и которую (н..)кто из вас (н..)знал.

    СПП5. Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки на стыке союзов. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных.

    1. Случилось так что когда мы ехали не было ни малейшей зыби.

    2. Я был уверен что если он понадобится то он сразу же приедет.

    3. Я промолчал потому что хотя знал многое но не хотел ссоры.

    4. Он знал что если он протянет руку с кустов посыплется роса.

    5. Он отвечал что если бы не он то никто бы не спасся.

    СПП6. Выпишите сначала предложения с союзами , затем — предложения с союзными словами . Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных.

    1) Когда мне было восемь лет я пошла смотреть балет. (А. Барто)

    2) Жизнь ты помн..шь солдат что погибли тебя защищая? (К. Ваншенкин)

    3) Если жизнь тебя обман..т (н..)печалься (н..)сердись! (А. Пушкин)

    4) В берёзовом лесу всегда светлее (как)буд(то) берёзы сами светят..ся тихим светом и осв..щают пространство вокруг себя. (В. Солоухин)

    5) Как надо парту открывать не знала я сначала и я не знала как вставать чтоб парта не стучала. (А. Барто)

    6) Нуж..н маленький кувшинчик что(бы) мог малютка джиннчик уместит..ся ловко в нём становит..ся вдруг огнём над кувшином выр..стать джинном настоящим стать! (Г. Ляховицкая)

    7) Впрочем чувство с которым глядишь на себя это чувство забыл я. (И. Бродский)

    8) С реки доносились какие(то) звуки словно тихо охала чья(то) могучая тоскующая грудь. (М. Горький)

    9) То что написа..о пером не выруб..шь топором. (Пословица)

    10) Какова Маланья, таковы и оладьи. (Пословица)

    11) Проголодавшись я заш..л в ресторан и стал размышлять что(бы) мне заказать.

    12) Кто может знать что ждёт меня? (А. Пушкин)

    СПП7. Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Выделите грамматические основы. Обозначьте союзы овалом, союзные слова прямоугольником, а указательно-соотносительные конструкции — треугольником. Определите виды придаточных.

    1 ) Здесь герой наш поневоле отступил назад и поглядел на него пристально.

    2) Ему случалось видеть немало всякого рода людей даже таких каких нам с читателем может быть никогда не придётся увидеть но такого он ещё не видывал.

    3) Лицо помещика было почти такое же как у многих худощавых стариков.

    4) Один подбородок только выступал очень далеко вперёд так что Плюшкин должен был каждый раз закрывать его платком чтобы не заплевать.

    5) Маленькие глазки бегали из-под высоко выросших бровей как мыши когда высунувши из тёмных нор остренькие морды они высматривают не затаился ли где кот или мальчишка-шалун.

    6) Никакими средствами и стараньями нельзя было докопаться из чего состряпан был его халат.

    7) Рукава и полы до того засалились что походили на юфть какая идёт на сапоги.

    8) Сзади вместо двух болталось четыре полы из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага.

    9) Нельзя было разобрать что у него было повязано на шее чулок подвязка или набрюшник но никак не галстук.

    10) Словом если бы Чичиков встретил его где-нибудь у церковных дверей то вероятно дал бы ему медный грош.

    11) Но перед ним стоял не нищий а помещик у которого была тысяча с лишком душ.

    СПП8. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите основы. Укажите виды придаточных.

    1) Юность весеннее время человека в которое засеваются семена на будущие годы жизни. (Я. Княжнин, автор трагедий 18 века)

    2) Жизнь человека замерла бы на одной точке если бы юность не мечтала. (К. Ушинский, российский педагог 19 века)

    3) Человек перестаёт осуждать других как только победит самого себя. (Л. Толстой, русский писатель)

    4) Солома была гнилая и рыхлая так что волчиха едва не провалилась. (А. Чехов, русский писатель)

    5) Если у вас отсутствует доброжелательство к людям выработайте его у себя. (К. Станиславский, актёр, режиссёр, театральный педагог, основатель Московского художественного театра)

    6) Пока молоды сильны бодры не уставайте делать добро. (А. Чехов, русский писатель)

    7) Он говорил о временах грядущих когда народы распри позабыв в великую семью соединятся. (А. Пушкин, русский писатель)

    8) Путешествие не показалось ему столь ужасно как он того ожидал. (А. Пушкин, русский писатель)

    9) Этот слепой не так слеп как кажется. (М. Лермонтов, русский писатель)

    10) Объём человеческой памяти очень велик и чтобы легче заполнялась память её надо тренировать. (П. Капица, учёный-физик)

    СПП9. Преобразуйте сложносочинённые и бессоюзные предложения в сложноподчинённые.

    1) Стартовали выпускные экзамены, и девятиклассники погрузились в подготовку к итоговой аттестации.

    2) Завершился письменный экзамен по русскому языку, и девятиклассники стали с нетерпением ожидать результатов.

    3) В аудитории душно, нужно открыть форточку.

    4) Шли дожди, но мы отправились в поход: ждать хорошей погоды не было ни сил, ни желания.

    5) Я прибавил шагу: мне необходимо было попасть на утиное озеро к рассвету, оно находилось в семи верстах от опушки леса.

    СПП10. Перепишите, расставляя знаки препинания, предложения с несколькими придаточными, определите их виды. Выделите грамматические основы. Сделайте полный синтаксический разбор выделенного предложения.

    1) Я буду счастлив если читатель найдёт в моих письмах хотя бы часть того с чем он сможет согласиться потому что согласие между людьми это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества. (Дмитрий Лихачёв, доктор филологических наук, академик)

    2) Мы были в саду когда в рогатых васильках что росли у забора вдруг объявился заяц. (Юрий Коваль, советский писатель)

    3) Храбрость какую Лермонтов проявлял на войне лишь раздражала царя который в боевых действиях никогда не участвовал и гораздо больше любил манёвры и парады. (Юрий Лотман, доктор филологических наук, профессор)

    4) В разговоре с царём Пушкин держался исключительно смело и на прямой вопрос прямо ответил что если бы 14 декабря он был в Петербурге то находился бы в рядах восставших . (Юрий Лотман, доктор филологических наук, профессор)

    5) В конце зимы в доме Щербацких происходил консилиум который должен был решить в каком положении находится здоровье Кити и что нужно предпринять для восстановления её ослабевающих сил. (Лев Толстой, русский писатель)

    6) Казалось обе стороны выжидали чтобы наяву убедиться чей образ жизни окажется в конце концов более правильным и потому более выгодным. (Фазиль Искандер, российский писатель)

    Как сварить кашу в походе

    7) Мы знаем что когда человека считают чужим или не таким как все то его дразнят над ним смеются его не принимают играть его даже иногда колотят. (Людмила Петрушевская, российкий писатель)

    8) Я почувствовал как трудно мне будет в одиннадцатом классе потому что хотя учебный год ещё только начался но на меня уже свалилась колоссальная нагрузка и в школе и на подготовительных курсах.

    СПП11. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложениях.

    1. Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели их неповторимую яркую красоту (4) то сами убедились (5) насколько правы были (6) утверждавшие это (7) очевидцы.
    2. Я молчал (1) и (2) когда старуха кончила свою красивую сказку (3) в степи стало тихо (4) как будто (5) и она была поражена силой Данко (6) который сжёг для людей (7) своё сердце.
    3. История развития науки вселяет определённый оптимизм (1) так как учёные уверяют (2) что (3) когда человечество достигнет вершин научно-технического прогресса (4) оно может стать бессмертным (5) так как изобретёт средства борьбы с любой болезнью (6) о чём мечтал (7) известный в России (8) философ-космист Николай Фёдоров.
    4. Утренняя тишина была такой (1) что (2) если на озере сонно вскрикивала птица (3) её крик гулким эхом (4) отзывался по всему (5) ещё не проснувшемуся (6) лесу.
    5. Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи (4) соблазнился моим весёлым огнём (6) и подошёл ко мне (7) появившись из ночного сумрака.
    6. Микеланджело многие современники считали (1) равным Богу (2) и (3) когда он умер (4) некоторые художники придавали святым (5) портретное сходство с великим мастером (6) чей гений так и остался непревзойдённым.
    7. Чтобы нарисовать тебя (1) выберу я (2) тихое лесное озеро в зелёной камышовой раме и (3) наверное (4) буду ждать (5) когда настанет светлое сентябрьское утро (6) пахнущее мятой и сосновыми иглами (7) и тогда я примусь за работу.
    8. Поезд опаздывал почти на час (1) и (2) когда показались заветные огни родного городка (3) то Анна подумала (4) что они ей приветливо подмигивают (5) и (6) если бы не было в купе попутчиков (7) она непременно расплакалась бы.
    9. Астрономы считают (1) что (2) хотя кометы (3) и астероиды (4) и метеориты стороной облетают нашу Землю (5) никак нельзя утверждать (6) что столкновения не произойдёт (7) как это было (8) например (9) в Челябинске в 2013 году.
    10. Мне нравились её глаза (1) голубые и кроткие (2) и (3) хотя около этих глаз уже видн елись морщинки (4) но взгляд их был так простодушен (5) так весел и добр (6) что как-то особенно приятно (7) было встречаться с ними .

    CПП12. Внесите в таблицу требуемые данные: грамматические основы, виды придаточных и цифры, на месте которых должны стоять запятые. Переписывать предложения не нужно.

    0. Прокуратор (1) когда пришлось остановиться (2) на одном из крутых поворотов (3) громко свистнул (4) чтобы (5) услышав знакомый свист (6) прибежал его верный пёс Банга (7) который любил прокуратора (8) и считал (9) что он очень сильный и смелый человек.

    Номер предложения Грамматические основы Виды придаточных Цифры на месте запятых
    Прокуратор свистнул; пришлось остановиться; прибежал пёс; который любил и считал; он сильный и смелый человек. обст. времени; обст. цели; определительное; изъяснительное 1345679
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8

    1. Прошлым летом (1) мне довелось жить (2) в подмосковной усадьбе (3) где сдавалось несколько небольших дач (4) и (5) хотя раньше я не ездил (6) летом на дачу (7) в этот раз захотелось ощутить (8) вкус загородной жизни.

    2. В парке (1) деревья были так велики (2) что дачи (3) которые были построены в нём (4) казались маленькими (5) и имели вид туземных жилищ (6) какие мне приходилось видеть (7) в экзотических странах.

    3. Я поселился на окраине парка (1) откуда виден был (2) густой (3) лиственный лес (4) который по ночам величественно шумел (5) и шумом своим убаюкивал.

    4. По тому спокойствию (1) что царило повсюду (2) и по чистоте неба (3) и воздуха (4) казалось (5) что дождя уже (6) наверняка (7) больше не будет.

    5. Когда же шли летние дожди (1) я (2) засыпая (3) слышал (4) как на крышу рушится ливень (5) с не прекращавшимися ни на минуту (6) громовыми раскатами (7) и (8) ослепительно сверкающими (9) молниями.

    6. В конце октября (1) когда дни еще по-осеннему ласковы (2) и когда уезжают (3) обременённые чемоданами и баулами (4) последние курортники (5) наслаждавшиеся солнцем и морем (6) крымский город Балаклава (7) начинает жить своеобразной жизнью.

    7. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу (5) и (6) несмотря на то (7) что женщины в поэзии — редкое явление (8) именно Цветаева вместе с Ахматовой и Ахмадулиной (9) составили отдельный пласт русской женской поэзии.

    8. В годы Великой Отечественной войны (1) б локадный Ленинград (2) стал символом стойкости и мужества советских людей (3) так что (4) когда Международному трибуналу были продемонстрированы фотографии (5) на которых (6) умирающие от голода (7) дети по четырнадцать часов в день делали снаряды для фронта (8) то многие отказывались верить (9) что такое возможно.

    СПП13. Дайте ответы на вопросы по теме «Сложноподчинённые предложения».

    1. Продолжите мысль: если в сложносочинённом предложении части сохраняют смысловую самостоятельность и синтаксическое равноправие, то в сложноподчинённом.
    2. Как называется независимая предикативная часть СПП?
    3. Как называется зависимая предикативная часть СПП?
    4. Какими средствами связаны части СПП?
    5. Если первая придаточная часть подчинена главной, а вторая придаточная подчинена первой придаточной, то такое подчинение называется.
    6. Если одинаковые по смыслу придаточные относятся к разным словам в главном предложении или к одному и тому же слову в главной части относятся разные по смыслу придаточные, то такое подчинение называется.
    7. Как влияет на пунктуацию в СПП связь однородных придаточных при помощи союза И?
    8. Если придаточная часть отвечает на вопрос «несмотря на что?», то такое придаточное предложение относится к виду.
    9. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
    10. Заполните таблицу: напротив каждого суждения напишите «союз» или «союзное слово».
      Суждение Союз или союзное слово?
      1) Не падает интонационное (логическое) ударение.
      2) Невозможно заменить местоимением.
      3) Является членом предложения.
      4) Можно убрать из СПП без потери смысла.
      5) Можно усилить частицей же или именно.
      6) Повествовательное предложение с ним можно превратить в вопросительное.

    CПП14. Перепишите предложения. Выделите грамматические основы. Укажите виды всех придаточных. В предложениях, содержащих более одной придаточной части, укажите способ подчинения.

    1. В один поистине прекрасный день ко мне приехал Дягилев и сообщил что предлагает мне ехать в Париж чтобы устроить ряд симфонических концертов которые ознакомили бы французов с русской музыкой.

    2. Я с восторгом согласился принять участие в этих концертах уже зная как интересуется Европа русской музыкой и как мало наша музыка известна западному слушателю.

    3. Когда я приехал в Париж и остановился в отеле где жил Дягилев я сразу понял что затеяно серьёзное дело и что его делают с восторгом.

    4. Интерес парижан к предприятию которое затеял Дягилев оказался настолько велик что мы внезапно оказались в затруднительном положении.

    5. И хотя помещение для концертов снято в Большой опере не было возможности удовлетворить всю публику что желала слушать русскую музыку.

    6. Небывалый успех концертов был настолько солиден что это подало нам мысль поставить в будущем сезоне русскую оперу например «Бориса Годунова» который уже давно мечтали показать на российской сцене.

    7. Мы ставили спектакль целиком несмотря на то что это невозможно было в России ибо не позволяли цензурные условия.

    Источник: moslingvist.ru

    Рейтинг
    Загрузка ...
    Центр туризма