Усадьба Останкино — великолепный памятник архитектуры XVIII века, который расположился в северной части Москвы. Построенная довольно близко к центру столицы, усадьба привлекает посетителей своими строгими архитектурными формами, роскошью и красотой интерьеров, тишиной и спокойствием старого парка. Архитектурный памятник Останкино входит в охраняемую природную зону. Сегодня усадьба закрыта на реставрацию.
47 0 0 8 мин. на чтение
История усадьбы Останкино
Уникальный архитектурный комплекс создавался целых четыре века. Впервые о нём упоминается как о селе Осташкино в летописях 1558 года. Тогда владельцем территории был В. Щелкалов, построивший в усадьбе деревянный Троицкий храм. Когда наступило Смутное время, церковь сожгли, а село полностью разорили. Следующим владельцем усадьбы стал Иван Черкасский, который восстановил сгоревшую святыню.
Усадьба Останкино с уникальным храмом и уютным барским домом была так хороша, что в 1730 году здесь побывала с визитом императрица Анна Иоанновна, а спустя 2 года сюда несколько раз приезжала Елизавета Петровна. Здесь проводили церемонию бракосочетания дочери хозяина Варвары Черкасской с графом П. Б. Шереметевым. После смерти Черкасского усадьбой стали владеть Шереметевы.
Москва. Прогулка по парку Останкино. Усадьба Останкино.
Меценат Н. П. Шереметев был страстно увлечён идеями Просвещения, много лет мечтал о своеобразном «пантеоне искусств», который вместил бы в себя театр, обширную библиотеку и галерею художеств. Свою мечту он воплотил в усадьбе. Строительство велось 6 лет, театр, в труппе которого состояли 300 крепостных актёров, открылся в 1795 году, когда завершили полную отделку интерьера.
В 1809 году, после смерти Н. П. Шереметева, хозяином усадьбы стал его малолетний сын Дмитрий, и в течение последующих лет шикарный дворец отдалился от светской жизни. Период возрождения старинной усадьбы начался в XIX веке, когда её большой парк стал любимым местом прогулок москвичей, а спустя несколько лет на территории имения начали строить многочисленные летние дачи, владельцы сдавали их в аренду для отдыха.
После революции, когда последний хозяин имения А. Д. Шереметев уехал за границу, уникальный архитектурный ансамбль национализировали, в 1919 году усадьба получила название Дворец-музей творчества крепостных. Уже в 1992 году бывшее владение Шереметевых получило новое название — Музей-усадьба «Останкино». Ежегодно здесь проводится фестиваль искусств «Шереметевские сезоны».
Особенности архитектурного ансамбля усадьбы Останкино
Центром всего комплекса стал дворец Шереметевых. Авторами архитектурного проекта выступили И. Старов, В. Бренна и Ф. Кампорези. Дворец был возведён из сибирской сосны, которая покрыта штукатуркой с наружной стороны и декоративной отделкой изнутри. Строение стало типичным представителем классицизма, в середине дворца расположился театральный зал, созданный по лучшим французским образцам.
Главный фасад здания выкрашен в нежно-розовый цвет, его украшает старинный портик коринфского ордена с шестью колоннами, который расположился на выступе нижнего этажа, Настоящим украшением является лоджия ионического ордена из 10 колонн. Стены здания снаружи украшены барельефами, созданными скульпторами Гордеевым и Замараевым. Дворец соединён галереями с рядом расположенными Египетским и Итальянским павильонами.
Парадный двор, примыкающий к дворцу, представляет собой небольшую территорию, расположенную непосредственно перед главным фасадом. Выполнен в виде имитации театральных подмостков, окружён резной оградой с красивым декором. Действующий православный Троицкий храм является архитектурным памятником XVII века. Предполагают, что старинное здание строил крепостной мастер П. С. Потехин.
Троицкий храм стал настоящим шедевром русского узорочья. Он украшен многочисленным мелким декором, имеет высокий подклет и три придела с гульбищем. Главной особенностью храма явился уникальный иконостас в девять ярусов. Он был практически полностью восстановлен, от начального варианта осталась нижняя часть, включающая Царские врата. В XIX веке была реконструирована разноцветная шатровая верхушка.
Старинный парк был восстановлен по эскизам мастеров живописи XVIII—XIX веков с учётом современных условий. Он вошёл в общее пространство с зоной отдыха ВДНХ и Главным ботаническим садом. В парке сохранились садовые скульптуры, были восстановлены парковые скамейки, красивый фонтан и беседка «Миловзор». В парке проложены дорожки для велопрогулок, создан самый большой в Европе скейт-парк.
Театр усадьбы Останкино дошёл до наших лет в своём первозданном виде и сегодня является одним из лучших акустических залов Москвы. Здание было возведено в виде подковы, позволяющей прекрасно видеть спектакли с любого места в зале, рассчитанном на 250 зрителей. В своё время на сцене театра блистала великолепная Прасковья Жемчугова, сегодня здесь показываются постановки исторических опер, проводятся вечера камерной музыки.
Храм Троицы Живоначальной в усадьбе Останкино
Залы и интерьеры усадьбы Останкино
Интерьер дворца отличается нарядностью и простотой. Основная часть элементов декора выполнена из дерева с имитацией мрамора и бронзы. Практически все залы отделаны позолоченной резьбой, которую изготовил мастер П. Споль. Наиболее красивая резьба находится в Итальянском павильоне. Пол выложен уникальным узорным паркетом из дерева редких пород, стены покрыты бархатом и атласом.
Во всех парадных залах дворца расположилась позолоченная мебель мастеров XVIII—XIX веков из России и Европы. Все потолочные и настенные светильники изготавливались специально для усадьбы Останкино, сегодня их можно лицезреть в своей первозданной красоте. Здесь можно увидеть чудесную коллекцию портретов известных мастеров XVIII—XIX веков, редчайшие полотна неизвестных авторов.
К великому сожалению, из 30 настоящих античных скульптур сохранились лишь 5, остальные были восстановлены в виде копий. Здесь можно увидеть работы талантливых мастеров Кановы и Лемуана, Трискорни и Буазо. Прекрасно сохранилась богатейшая коллекция изделий из фарфора, принадлежавшей роду Черкасских. В неё вошли предметы китайского фарфора от талантливых мастеров XVI—XVIII веков.
Музейный комплекс усадьбы Останкино
В 1919 году усадьба Останкино официально стала государственным музеем, а православный храм Святой Троицы получил статус подворья Патриарха Московского и всея Руси. Летом здесь каждый год проводится фестиваль «Шереметевские сезоны», посетители могут осмотреть уникальные коллекции живописи и графики, ажурных светильников, мебели, деревянных скульптур и старинных древнерусских икон.
С 2013 года и по сей день усадьба Останкино закрыта на реставрацию, специалисты восстанавливают деревянные перекрытия, заменяют основные детали несущих конструкций. Пока дворец недоступен для посещений, однако сотрудниками музея проводятся выездные выставки на различных площадках Москвы и Санкт-Петербурга. Уникальный Останкинский парк принимает гостей круглосуточно, территория его свободна для посещения.
Экспозиция усадьбы Останкино. Выездная выставка
Как добраться до музея-усадьбы «Останкино»
Музей-усадьба «Останкино» расположился по адресу: Москва, 1-я Останкинская улица, д. 5. Добраться сюда удобнее всего на метро. От станции метро «ВДНХ» можно доехать на трамваях №11 и №17 до конечной остановки «Останкино», это несколько остановок. Можно добраться на троллейбусах № 9 и №37, выйти на остановке «Телецентр». Можно проехать по монорельсовой дороге до остановки «Телецентр».
На троллейбусах и трамваях с теми же номерами можно добраться и от станции метро «Алексеевская», однако весь путь займёт гораздо больше времени. Из центра столицы можно доехать до усадьбы на автомобиле, дорога займёт не более 30 минут, если не будет пробок. Кроме того, нужно будет поискать удобное место для парковки возле музея. Более комфортно добраться до усадьбы на такси.
Источник: iskatel.com
Останкино — усадьба графов Шереметьевых. Часы работы музея, история дворца. Как добраться в усадьбу Останкино
Останкино – усадьба, расположенная на северо-востоке Москвы, неподалеку от известного телецентра. В былые времена здесь проводилось множество торжественных мероприятий и праздников.
Сегодня Останкино – усадьба, которую можно увидеть во многих сериалах и фильмах.
История
Останкино впервые упоминается в документах, датируемых 1558 годом. В те времена на месте нынешнего поместья находилось село, принадлежащее Алексею Сатину. Называлось оно Останкино. Несколько позже владельцем этого поселения стал хранитель государственной печати дьяк Василий Щелканов.
В Останкино по его приказу был возведен боярский дом, построена церковь, посажена роща и выкопан пруд. Однако в период Смутных времен большинство построек сравняли с землей.
Восстановление зданий началось в 17 в. В это время землями Останкино стал владеть князь Черкасский. По его приказу на месте ветхой деревянной церкви возвели каменную, высадили кедровую рощу и устроили в усадьбе охотничьи угодья. Князьям Черкасским данные земли принадлежали почти целое столетие до того времени, пока Варвара Алексеевна Черкасская (единственная дочь хозяина усадьбы) не стала женой графа Петра Борисовича Шереметьева. Останкино явилось приданым невесты.
При Шереметьеве в поместье появились аллеи и сад, начали строиться увеселительные павильоны. В оранжереях по приказу нового хозяина стали высаживать декоративные и сельскохозяйственные культуры.
Период расцвета
Новый этап формирования истории Останкино начался при графе Николае Петровиче Шереметьеве. Он был истинным ценителем и знатоком искусств, одним из образованнейших людей того периода и страстным театралом. Останкино – усадьба, где Шереметьев смог осуществить свою мечту. Граф создал в поместье театрально-дворцовый комплекс. Строительные работы велись на протяжении шести лет с 1792 г. После этого и приобрела свой окончательный облик усадьба Останкино.
Шереметьевский дворец возводили по проектам, выполненным выдающимися зодчими 18 в. Среди них — В. Бренн, Ф. Кампорези и И. Старов. Принимал участие в строительстве и крепостной архитектор И. Аргунов.
При возведении здания было использовано дерево. После этого дворец оштукатурили под камень. Окончательно сложившийся архитектурный ансамбль усадьбы стал включать театр, небольшой парадный двор. Украшением территории являлся пруд, а также пейзажный и регулярный сады.
Здание для постановки спектаклей
Образцами при проектировании дворца, построенного графом Шереметьевым, стали лучшие европейские театры тех лет. Зрительный зал, выполненный в форме подковы, был оформлен в розовых и голубых тонах. Планировка этого помещения обеспечивала прекрасную слышимость и видимость со всех его уголков. Рассчитан зал на двести пятьдесят зрителей.
Сцена, на которой играли актеры, являлась одной из самых больших в России. Ее глубина составляла двадцать два метра, а ширина – семнадцать. Обслуживали сцену нижнее, а также двухъярусное верхнее машинные отделения. Последнее из них частично сохранилось и до настоящего времени.
Для того чтобы попасть в театральный зал, необходимо было пройти через правые или левые сенцы. Через левые зрители попадали в фойе партера, которое находилось в западном крыле здания. Здесь же располагался Итальянский павильон. Его оформление в зеленовато-голубых тонах напоминало парковую зону.
Через правые сенцы посетители попадали в верхнее фойе, залы которого располагались непосредственно друг за другом. В самом конце находилась картинная галерея. Интересно устроен Останкинский театр. Его можно было быстро преобразовывать в бальный зал.
Театр в усадьбе графа Шереметьева торжественно открылся 22.07.1795 г. Сценические размеры позволяли производить постановку опер, написанных русскими и западноевропейскими композиторами, в которых осуществлялась быстрая смена декораций и было много массовых эпизодов.
На открытии театра показали лирическую драму «Взятие Измаила». При этом основная масса приглашенных гостей являлась непосредственными участниками этого события.
Архитектурный комплекс
Останкино – усадьба, строительство которой было разбито на несколько этапов. После возведения основного деревянного здания театра к нему присоединили еще несколько сооружений. Осуществилось строительство фойе бельэтажа, симметрично расположились Египетский и Итальянский павильоны, а также галереи. Все эти сооружения в плане представляли собой П-образный комплекс.
При этом генеральная ось подмосковной усадьбы Шереметьевых была ориентирована на Кремль. Интересное решение приняли при оформлении парадного двора и флигелей. Вместе они напоминали сценическое пространство.
Усадьба Шереметьевых в Останкино отличается классической простотой. При этом последняя сочетается с обилием позолоты и зеркал, использованных при оформлении внутреннего интерьера помещений. Украшали комнаты дворца ценные произведения искусства.
Планировка
Усадьбу Шереметьев строил для своей возлюбленной – крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, с которой был тайно обвенчан. Неподалеку от поместья появился Увеселительный сад. При его планировке были совмещены разнообразные типы элементов парковой зоны. В совокупности они составили интересную композицию. Вокруг сада был возведен вал.
За ним, с восточной стороны, расположили избы для прислуги, а с западной – оранжерейное хозяйство и конный двор.
Территория к северу была превращена в Прибавочный сад. В нем проложили тропинки для прогулок, высадили деревья и выкопали пруд. Возле протекающей неподалеку речки Каменки также облагородили местность. Здесь вырыли целый каскад прудов. В те времена Останкино – усадьба, в которой собиралось светское общество столицы.
Здесь проводились различные мероприятия и праздники, а также показывались представления.
Новая жизнь усадьбы
В 19 в. Шереметьевы переехали в Петербург. Свою усадьбу они с этого времени стали навещать лишь изредка. Однако несмотря на отсутствие хозяев, в праздничные дни здесь все-таки продолжали устраивать гулянья, во время которых в Увеселительном саду собирались представители светских кругов столицы. Простой люд на берегу пруда устраивал пикники.
Несколько позже управляющие подмосковного поместья рода Шереметьевых начали сдавать под дачи усадебные постройки. Дворец при этом можно было осмотреть по специальному разрешению, а затем его вовсе превратили в частный музей.
Судьба поместья после Октябрьской революции
Усадьба Останкино (фото смотрите ниже) после прихода советской власти была национализирована.
В 1918 г. она была превращена в государственный музей. С 1938 г. усадьбу Шереметьевых переименовали в Дворец-музей творчества крепостных. Новое название поместье получило в 1992 г. Оно стало Московским музеем-усадьбой Останкино.
Останкино сегодня
В настоящее время музей-усадьба Останкино входит в перечень особо охраняемых объектов России. Вся территория бывшего поместья графа Шереметьева может быть разделена на три части. Это Увеселительный сад, дворец и парк.
В музее-усадьбе Останкино посетители могут ознакомиться с богатой коллекцией икон древней Руси, а также деревянных скульптур, изготовленных с конца пятнадцатого до начала двадцатого века. Интересна экспозиция графики и живописи, а также собрание мебели, относящейся к 14-19 вв.
Коллекционирование являлось излюбленным занятием большинства знатных людей. Увлекались этим и Шереметьевы. Их коллекции представлены в первом зале музея. После осмотра собранных здесь уникальных предметов посетителям предлагается пройти в галерею.
На стенах этого помещения висят различные чертежи, проекты и обмерные рисунки 18 в. Все они связаны с проектными и строительными работами, проводимыми при возведении дворца в усадьбе Останкино. Далее посетители переходят в Итальянский павильон, который является самым пышно оформленным в усадьбе. В нем находится коридор, ведущий к кабинету графа Шереметьева.
Однако гостям в него вход воспрещен. Итальянский павильон с Гравюрной галереей соединяет галерея Проходная. Это помещение является неотъемлемой частью нижнего фойе театра. Последний павильон, в который могут попасть посетители, – Египетский. Он располагается в стороне от здания дворца и соединяется с ним только небольшой по ширине Проходной галереей.
Работа музея
Вашей конечной точкой маршрута является усадьба Останкино? Как добраться до нее? От станции метрополитена ВДНХ понадобится пересесть на трамвай №№11 или 17 и доехать до конечной остановки. Можно пройтись пешком. От станции метрополитена в сторону телецентра путь займет около пятнадцати минут. Музей открывается для посетителей 15 мая.
Окончание экскурсионного сезона – 30 сентября. Усадьба Останкино, часы работы которой – с 11 до 19, не принимает посетителей во время дождя или при высокой влажности воздуха. Выходные дни – понедельник и вторник.
Источник: fb.ru
Усадьба Останкино
Усадьба Останкино расположена в северо-восточной части Москвы. Первое упоминание Останкина содержится в Межевой книге Троице-Сергиева монастыря села Ростокина за 1558 г. Владелец деревни — служилый человек Алексей Сатин — приходился родственником видному государственному деятелю времён Ивана Грозного Алексею Фёдоровичу Адашеву.
На протяжении десяти с лишним лет А.Ф. Адашев, имевший сильное и благотворное влияние на царя, возглавлял Избранную Раду и принимал непосредственное участие в управлении страной. Исключительное положение Адашева вызвало зависть и неудовольствие в придворных кругах.
По свидетельству современника, недоброжелателям удалось настроить царя против Адашева, в итоге Избранная рада была уничтожена, Адашев отправлен в Юрьев, где спустя два месяца умер в заточении. Затем последовала расправа над его друзьями и родственниками, в их числе был казнён и владелец Останкина Алексей Сатин, после чего имение отошло в казну, и какое-то время в нём жил «немчин Орн», предположительно служивший в созданной к тому времени Иваном Грозным опричнине. Позже Иван Грозный передал имение своей четвёртой жене Анне. В это время оно уже было большим селом с приписанными к нему деревнями.
С 1584 г. останкинская усадьба числится за думным дьяком В.Л. Щелкаловым — начальником Посольского приказа, хранителем государственной печати. При нём и его сыне в селе были построены боярские хоромы и деревянная церковь во имя Троицы, вырыт пруд, сохранившийся до нашего времени, посажены рощи. В начале XVII в., в Смутное время, Останкино было разорено поляками, все постройки Щелкаловых сожжены.
В 1620 г. царь Михаил Фёдорович передал Останкино с прилегающими землями боярину князю Ивану Борисовичу Черкасскому, потомку родственников второй жены Ивана Грозного, кабардинской (черкесской) княжны Марии Темрюковны. Князья Черкасские занимали видные государственные посты, были близки к царскому двору. Иван Борисович Черкасский, став владельцем Останкина, восстановил разорённую усадьбу, заново отстроил боярские хоромы и Троицкую церковь, прикупил окрестные земли. Останкино превращается в благоустроенную усадьбу.
После смерти И.Б. Черкасского в 1642 г. усадьбу Останкино наследует его племянник Яков Куденетович, при котором в Останкине было заведено обширное охотничье хозяйство, в усадьбу приезжал поохотиться царь Алексей Михайлович. Сын Я.К. Черкасского — Михаил Яковлевич, унаследовавший Останкино в 1666 г., — долгое время служил воеводой в Тобольске, фактически управляя всей Сибирью. В память своего пребывания в Сибири он приказал насадить в Останкине единственную в Подмосковье кедровую рощу.
В 1678 г. по проекту крепостного архитектора, каменных дел мастера Павла Сидоровича Потехина вместо разрушившейся деревянной церкви была построена новая каменная, сохранившаяся до наших дней. Среди крепостных М.Л. Черкасского в подушной переписи 1678 г. впервые упоминается семья крестьян Аргуновых, из которой впоследствии вышли такие видные деятели русского искусства XVIII в., как один из крупнейших портретистов своего времени Иван Петрович Аргунов, архитекторы Фёдор Семёнович и Павел Иванович Аргуновы, живописец Николай Иванович Аргунов. К началу XVIII в. Останкино становится одной из самых богатых и красивых подмосковных усадеб.
В 1719 г. Останкино перешло к сыну М.Я. Черкасского — Алексею Михайловичу, сенатору, тайному советнику, впоследствии занявшему пост великого канцлера. A.M. Черкасский, по свидетельству всех его знавших, отличался безупречной честностью и бескорыстием, но при этом был крайне медлителен и неуверен в себе.
Тем не менее, когда при вступлении на престол Анны Иоанновны Верховный тайный совет попытался ограничить её власть, A.M. Черкасский стал одним из руководителей дворянской партии, выступившей против верховников и способствовавшей возведению императрицы на трон как самодержавной правительницы. Анна Иоанновна щедро наградила князя Черкасского, который сделался, по словам биографа, «одним из самых первых богачей в России: семьдесят тысяч душ крестьян и груды золота и бриллиантов должны были перейти в наследство к его дочери».
Дочь A.M. Черкасского, Варвара Алексеевна, красивая, светская и остроумная, к тому же наследница огромного состояния, стала одной из самых завидных невест в России К ней сватались многочисленные женихи, но все они, по едкому замечанию современницы, «искали её руки, как Язон, золотой овцы — ради богатой шкуры», и княжна отказывала одному за другим. В 1743 г., тридцатидвухлетняя княжна вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, ничуть не уступавшего богатством её отцу, и прожила в счастливом супружестве двадцать пять лет. В состав её приданого, в числе двадцати четырёх других вотчин, входила и усадьба Останкино.
При П.Б. Шереметеве в Останкине были перестроены хоромы, разведён регулярный парк, установлены теплицы и оранжереи, в которых выращивались лимоны, персики и гранаты. Но главное внимание П.Б. Шереметев уделял своей родовой вотчине — Кускову, а Останкину отводил чисто хозяйственную роль.
Официальный сайт музея-усадьбы Останкино
Москва, 1-я Останкинская ул., 5
Как добраться
Добраться можно от метро «ВДНХ», далее пешком 15 мин. или на трамваях № 11, 17 до ост. «Останкино». Или на троллейбусах № 9, 37, автобусе № 85 до ост. «Улица Королёва». От метро «Алексеевская» можно доехать на троллейбусах № 9, 37 или автобусе № 85 до ост. «Улица Королёва» (8 остановок).
Когда посещать
Посещая Останкино нужно помнить, что это уникальный памятник деревянного зодчества, потому он может принимать посетителей только летом — с 15 мая по 30 сентября. С 2013 г. музей закрыт на реставрацию. Сейчас для осмотра открыт парк, который работает с 11:00 до 20:00.
Единственный сын Петра Борисовича — Николай Петрович Шереметев страстно любил театр. Выйдя в отставку в 1777 г., он всецело предался своему увлечению искусством. Современник писал, что граф мог покинуть гостей, чтобы «играть на контрабасе в оркестре со своими холопами». Мечтой Н.П.
Шереметева было создание грандиозного Дворца искусств, объединяющего в себе театр, библиотеку, кунсткамеру, картинную и скульптурную галереи. Граф собирался построить такой дворец в Москве на Никольской улице, на месте старого Шереметевского дома, и даже заказал проект нескольким ведущим архитекторам. Однако по разным причинам строительство не было осуществлено.
Тем не менее Н.П. Шереметев не отказался от идеи Дворца искусств и воплотил её, хотя и не полностью, в создании Дворца-театра в Останкине. В отличие от Кускова, где театр был лишь одной из «затей», в Останкине он стал сутью и смыслом всего существования усадьбы.
Дворец-театр строился с 1792 по 1798 гг. Однако в основном он был уже готов к лету 1795 г., и 22 июля состоялось его торжественное открытие, ознаменованное приёмом в честь героев Русско-турецкой войны 1787–1791 гг. В театре был дан первый спектакль — музыкальная драма «Зельмира и Смелой, или Взятие Измаила» с музыкой И. Козловского на либретто поэта П.С. Потёмкина.
Со вступлением на престол Павла I Н.П. Шереметев, бывший другом детства императора, был призван ко двору. Он переехал в Петербург, навсегда покинув Останкино. Н.П. Шереметев скончался в 1809 г., оставив шестилетнего сына, Дмитрия Николаевича, круглым сиротой.
Всеми шереметевскими богатствами, в том числе и Останкиным, стали распоряжаться опекуны малолетнего наследника. В 1812 г. имение было разграблено французами, однако ходили слухи, что в большей части убытков были виноваты не наполеоновские солдаты, а корыстные и недобросовестные опекуны, списавшие на войну свои собственные злоупотребления.
При Д.Н. Шереметеве в Останкине изредка ещё устраивались торжества. Так, в 1817 г. состоялся праздник в честь прусского короля Вильгельма III, посетившего Россию, и его зятя, будущего императора Николая I. Но золотой век усадьбы к тому времени уже миновал.
Усадьбу Останкино дважды посещал император Александр II — в 1856 г. перед своей коронацией, и спустя год. Здесь он подписал один из документов, подготавливавших «Великую реформу» — отмену крепостного права.
Начиная с 1820-х гг. Останкино стало дачной местностью, пользовавшейся особой популярностью среди артистов московских театров. В парке устраивались концерты, а в отсутствие хозяев желающие могли посетить и дворец.
В 1917 г. усадьба была взята под опеку Комиссией Моссовета по охране искусства и старины, а в 1919 г. стала музеем, который с 1938 г. стал называться «Музей творчества крепостных».
В годы Великой Отечественной войны Останкино подвергалось большой опасности. В предисловии к интереснейшей и исключительной по своей полноте монографии Н.А. Елизаровой «Театры Шереметевых», вышедшей в 1944 г., говорится: «Данное исследование завершилось в те дни, когда участившиеся воздушные налёты на Москву грозили снести с лица земли деревянное здание Останкинского дворца, вокруг которого было сброшено более пятисот зажигательных бомб и несколько фугасных».
В 1992 г. Останкино получило статус музея-усадьбы.
Достопримечательности в Останкино
Самой старой постройкой в усадебном ансамбле Останкино является храм — церковь Живоначальной Троицы, который возводил во второй половине XVII в. крепостной князя М.Я. Черкасского, каменных дел мастер Павел Сидорович Потехин. По характеру архитектурного решения церковь относится к распространённому в XVII в. типу храма — бесстолпный, с сомкнутыми сводами, с двумя приделами.
Основной объём храма украшен пятиглавием, приделы завершают два рядя кокошников с барабаном и главой в центре. Основными элементами декора являются общепринятые для этого времени детали: киотцы, гирьки, арочки, ширинки, кувшинчики, балясины, розетки, а также панно и изразцы. Храм до сих пор производит впечатление своей узорчатой декоративностью.
Сейчас Троицкая церковь — действующий храм, приделы которого посвящены Тихвинской Богоматери и Александру Свирецкому.
Парадный двор
Парадный двор Останкинской усадьбы представляет собой замкнутое пространство перед дворцом. Ворота Парадного двора первоначально были украшены статуями «коневожатых», которые в хозяйственных документах 1802 г. описывались следующим образом: «Сверху этих будок стоят две лошади гипсовые, коих держат под уздцы два воина гипсовые». Позже эти статуи были заменены выразительными фигурами кентавров, стоящими на «будках» ворот и поныне.
Останкинский дворец состоит из трёх самостоятельных зданий, объединённых проходными галереями в единый архитектурный комплекс. Центральное здание, двухэтажное, увенчанное круглым бельведером и куполом, является собственно театром. Его основную часть занимает театральный зал с артистическими уборными и машинным отделением, а все остальные помещения играют роль роскошного театрального фойе: залы первого этажа — фойе партера, второго — фойе бельэтажа.
Парк Останкино
Останкинский парк начал формироваться в конце XVI в., когда тогдашними владельцами Останкина — Щелкаловыми — при усадьбе был разбит фруктовый сад. При князьях Черкасских, в первой четверти XVIII в., парк в Останкине занимал около двух десятин земли, в нём работали семеро садовников с двумя учениками. Современник отмечал: «Деревья в Останкине необыкновенно велики и высоки».
При графах Шереметевых парк занимал огромную территорию: его северная граница проходила по речке Каменке, русло которой было использовано для создания шести прудов. Кроме того, ещё один пруд был вырыт возле Яузы и другой — в середине парка.
Одновременно со строительством дворца Н.П. Шереметев начал переустройство парка. Работами руководили садовники — англичанин Маннерс и крепостной Николай Куверин. Той части парка, которая прилегает к дворцу, был придан регулярный характер: устроены крытые дорожки-трельяжи, боскеты и цветники. За регулярной частью парка простиралась огромная пейзажная, переходящая в дубовую рощу.
Сегодня на территории бывшего пейзажного парка расположены районный Парк культуры и отдыха, Ботанический сад и ВДНХ, а регулярная часть парка, обнесённая оградой, входит в состав Останкинского музея.
Перед парковым фасадом дворца расположен партер — прямоугольный, сильно вытянутый в плане зелёный газон, украшенный «гипсовым вазом». Вокруг партера проложены дорожки, вдоль которых установлены мраморные гермы, декоративные вазы и скульптурная композиция «Три грации» работы Жермони, первоначально находившаяся в Ротонде дворца.
Справа от партера возвышается искусственная горка — «Парнас», насыпанная из земли, вырытой при устройстве одного из парковых прудов. На вершине «Парнаса» стоит недавно восстановленная изящная восьмиколонная беседка «Миловзор». Возле «Парнаса» сейчас восстанавливается ещё один садовый павильон.
По левую сторону партера раньше находилась знаменитая кедровая роща. По преданию, её насадил князь Черкасский в память о своей многолетней службе в Сибири. Впоследствии роща разрослась и стала одной из местных достопримечательностей. Старые кедры не сохранились до нашего времени, но несколько лет назад на их месте были высажены молодые.
В кедровой роще когда-то стояла мраморная урна над прахом любимой собаки Н.П. Шереметева — в ближайшее время эту урну предполагается восстановить.
За партером проложены аллеи, лучами расходящиеся из двух центров и представляющие в плане чёткий геометрический рисунок, характерный для планировки регулярного парка.
Усадьба и парк Останкино на карте Москвы
Смотрите также:
Возможно также будет интересно:
Источник: trave-l.ru