Сколько верст в походах

Как передвигались армии в Средневековье? Пару слов о военно-исторических мифах

Например, в истории войн. Многие нюансы здесь оказываются спорными. То есть они хорошо известны специалистам-историкам. Правда, не столько «обычным» историкам, сколько военным.

Спорны чаще не столько основные события — причины войн, сражения, итоги, сколько нюансы и антураж, незначительные по большому счету технические моменты. Например, снаряжение, логистика, снабжение…

Один аспектов логистики: скорость и дальность действий исторических армий Европы. Заодно коснемся армий кочевников, слишком прочно они вписались в историю России и Западной Европы. В отличие от многих спорных моментов, в логистике есть четкие ориентиры: уставы 19 — начала 20 в., когда войска вовсю передвигались «своим ходом». Составленные людьми, ещё рубавшими с коней шашками.

Да и основаны те уставы на более ранних нормах. Ведь до поля боя, тем более до театра войны, нужно добраться.

Предположу, что в ранешние времена войска (даже не в эпоху доспехов, в доспешную тем более!) передвигались медленнее, чем в 20 в. Хотя бы из-за менее удобного снаряжения и худших дорог.

(7/11) «Под звездами балканскими» + Текст песни

Начну с конницы, столетиями бывшей основным родом войск. Да и дружинники Руси, и позже поместное ополчение — конные воины. Как и европейские коллеги. Сразу скажу: совершенно не разбираюсь в лошадях и ориентируюсь на официальные источники конца 19 — нач. 20 века.

Предположу, что тогда лошади лучше снабжались и питались. Улучшались породы. В сравнении же с лошадьми степняков (мифических монголов), европейские лошади попросту другие.

В 20−30-х годах норма дневного перехода конницы 50−60 км. Это расстояние, которое конница вроде бы может проходить без излишнего утомления. Форсированный марш — до 85 км. Очень форсированный — до 100 км, при необходимости такой темп конница может выдержать двое суток. После — отдых… По уставу!

То есть форсированные переходы — не для похода, а для выполнения некоей конкретной задачи.

При движении нормальным темпом устав предусматривает регулярные привалы в течение дня, после 2−3 дней — дневка. При совсем форсированных, 100-километровых маршах, 2 дня пути — 2 дня отдыха.

Это при нормальных условиях. По серьезному снегу, в темноте, на сложном ландшафте или снижается скорость и километраж, или путь занимает больше времени, или переход требует напряжения сил. По всякому, он считается форсированным.

Для степи точных данных не нашел, но даже по примерным прикидкам не больше.

Специалисты утверждают, что степные лошади другие. Например, чистокровная монгольская лошадь неспособна к рыси. И в норме движется медленнее. Хотя может идти, пусть и шагом, чуть ли не сутками.

С учетом сменных лошадей, теоретически должно быть больше, но… на практике норма монгольской кавалерии в 20 веке — порядка 30 км/сутки…

Может, это без сменных лошадей? Но и с ними, пусть вдвое больше — все равно нормальный дневной переход. А лошадям нужно иногда отдыхать и есть. Щипать траву на ходу можно, идя со скоростью пешего. Как я понял, это нормально для данной породы.

Питание в походах. Где брать еду? Сколько нужно воды?

К тому же трава — не самый питательный корм.

Европейские же породы быстрее, но не столь выносливы, нуждаясь в остановках — еде и отдыхе.

Важно, что конница, самый мобильный род войск до-машинного времени, в походе не так быстра, как иногда кажется в сравнении с пехотой. Норма начала 20 в. для пехоты — 25 км/сут., реальный же переход в 19 в. зачастую был ближе к 20 км. Это 10 (с перерывами) часов марша, 2 дневки в неделю. Кстати, для конницы расклад по часам примерно тот же.

На практике, до середины 18 в. движение еще и здорово замедляет обоз. И даже позже, опираясь на систему магазинов, армии проходили те же 20−25 километров в сутки. Прусская армия вроде бы могла пройти 40 и больше километров; также и суворовские части. Но те и другие — это особая выучка, «штучный товар». В любом случае, речь об экстремальных переходах.

Немало примеров дальних верховых переходов — далеко за сотню, даже ближе к двумстам километрам в сутки.

А вот в долгих (порядка месяца) походах вмешивался челове… лошадиный фактор. Накапливающаяся усталость замедляет движение. И в какой-то момент люди могут мотивировать себя двигаться, лошади — нет… И по-настоящему конница проявляет быстроту на небольших расстояниях, на поле боя — во фланговых атаках, заходах в тыл и преследовании бегущего противника.

И для разнообразия-развлечения вернемся к историческим мифам.

Один реконструктор меня всерьёз уверял в реальности 50 км и более каждодневных переходов римлян. С ежевечерней постройкой (и утренним съемом!) лагеря. За счёт выучки, дисциплины и, главное, духа.

Вообще-то, возможно. Нормы 20 века допускают пешие марши до 40 км. Разово. С тем, чтобы сберечь достаточно сил для боя. А если просто дойти, отшагав часов 14 чистых — то пожалуй, можно и сотню пройти.

Вопрос: много ли людей на ногах останется?

Видать, римляне поголовно были суперменами! Хотя скорее мой реконструктор слегка неверно представлял себе реалии. Поскольку проходимый легионерами километраж, в общем-то, известен. Все в соответствии с 19 веком.

Или Средневековая Русь. Как нам представляются, допустим, походы Александра будущего Невского на шведов и тевтонов? Да и любые дальние походы, когда князья выступают то друг на друга, то на вторгающихся соседей? Скажем, если князь киевский узнает, что посаженный в Новгороде князь отказался налог платить?

Что-то подобное случалось, кажется, между Ярославом Хромым (будущим Мудрым) и Владимиром Крестителем. Или получит весть, что напали… кто-нибудь на тот же Новгород. Или бунт там против им посаженного князя.

Соберется киевский князь вразумить неразумных и отстоять свое право. Поскачет с дружиной… Посчитайте сами, за какое время они преодолеют 900 километров (это если по прямой!). Да еще ж гонец ехал!

Мне, когда задумался, пришлось здорово изменить представление о некоторых исторических реалиях!

Источник: www.shkolazhizni.ru

На каких судах войско Ермака отправилось в поход?

О походе атамана Ермака и его казачьего войска в Сибирь написано много. Как художественных трудов, так и исторических изысканий. У Ермака, увы, не было своего Антонио Пигафетты, который вел дневник и подробно описал всю кругосветку Ф. Магеллана. Поэтому ученым и исследователям приходится довольствоваться лишь косвенными доказательствами, сверять тексты различных летописей, царских указов и воспоминаний современников похода.

О боевых действиях казаков в Сибири у историков имеются достаточно подробные сведения. А вот о самом переходе дружины Ермака от низовьев Чусовой до берегов Тобола известно гораздо меньше. А ведь это расстояние в полторы тысячи километров!

Василий Суриков. «Покорение Сибири Ермаком», 1895

Вся информация на сей счет сводится примерно к следующему: казаки на стругах отплыли из Верхнечусовских городков вверх по Чусовой то ли осенью, то ли в середине лета 1579?, 1581? 1582? года, поднялись по ее правому притоку р. Серебряной до уральского водораздела. Где-то здесь стали на зимовку. По весне спустились к реке Тагил, по Тагилу – в Туру, по Туре – в Тобол, где в октябре месяце начались сражения с войсками сибирского владетеля Кучума…

Все. Никакой конкретики, одни общие фразы. При такой неопределенности у любого любителя исторических подробностей могут возникнуть следующие вопросы:

— Когда же точно Ермак отправился в свой поход?

— На каких стругах или лодках шли казаки? С парусами или без?

— Сколько верст в день преодолевали вверх по Чусовой?

— Как и сколько дней поднимались по Серебряной?

— Как осуществили переволок через уральский хребет.

— Зимовали казаки на перевале или не зимовали?

— Если зимовали, то почему добрались до Сибири только к октябрю?

— Сколько дней спускались вниз по рекам Тагил, Тура и Тобол?

— Сколько всего времени занял «марш-бросок» казаков до столицы Сибири?

Попробуем найти ответы на эти вопросы. У нас нет на руках дневников, подлинных свидетельств и прямых доказательств. Поэтому единственным нашим инструментом будет логика.

Время старта экспедиции Ермака на восток

Точная дата старта войска Ермака доподлинно неизвестна. Её определяют как 1579, 1581 и 1582 годы. Скорее всего, это был 1582 год. Но нам интересен не столько год, сколько время начала экспедиции.

Хрестоматийной датой, (согласно Ремезовской летописи), считается 1 сентября. По другим источникам – середина лета. На самом деле это принципиальный вопрос. Давайте рассуждать последовательно. Начнем с численного состава казачьего войска.

Сколько людей было в дружине Ермака?

Казаков с Яика на Сылву (левый приток Чусовой) пришло 540 человек. Плюс 300 ратных людей им в помощь отрядили Строгановы. Итого порядка 800 человек. Эта цифру никто не подвергает сомнениям. Она очень важна для дальнейших рассуждений.

На каких судах войско Ермака отправилось в поход?

По некоторым сведения, войско Ермака погрузилось на 80 стругов. Или на каждое судно примерно по 10 человек. Что представляли собой эти «струги»? С большой долей вероятности можно предположить, что это были большие весельные плоскодонные лодки, годные для прохода по неглубоким уральским рекам.

Вообще, весельная плоскодонная лодка на Урале — самое распространенное судно. Парусной «культуры» тут не было как таковой, просто потому, что негде плавать под парусами. Парус требует мачты, а мачта – такелажа, парусины и т.д. С косым парусом на узкой реке много не «поманеврируешь». А прямой парус полезен только при попутном ветре.

На таких извилистых реках, как Чусовая или Серебряная ловить попутный ветер – гиблое дело. Паруса в этой части похода были бы просто помехой. Хотя они могли пригодиться потом — на Туре, Тоболе и Иртыше. Поэтому совершенно отвергать наличие каких-то легких парусов на казацких стругах не стоит. Но при движении вверх по Чусовой и ее притокам основным двигателем была мускульная сила.

Возможно так выглядели струги, на которых шло войско Ермака

Конструкция лодок

Чусовая и другие уральские реки в среднем течении каменисты и крайне мелководны. Стало быть, у лодки должна быть мелкая осадка. Её дает, как уже сказано, только плоскодонка. Кроме того, Ермак и его атаманы знали, что придется преодолевать уральский водораздел волоком. Поэтому лодки должны были быть не большие и не тяжелые, чтобы их можно было перетащить по неподготовленному волоку.

А где надо – даже на руках.

Кстати, посмотрите внимательно вверх на картину В. Сурикова. На переднем плане хорошо различим казачий струг — художник представил его как обычную лодку.

Грузоподъемность лодок

10 человек плюс столько же груза. Груз – припасы, снаряжение и оружие (пищали, мелкие мортиры и большой запас пороха и картечи).

Гребцы сидели парами, на каждое весло 1 человек. Возможно, был рулевой. На мелких перекатах, которых на Чусовой (и особенно на Серебряной) предостаточно, люди выходили прямо в воду и шли по дну, чтобы протащить лодку со снаряжением.

В сентябре на Урале вода в реках уже холодная. Сушиться и обогреваться в походе негде. Резиновых сапог еще не изобрели. Шагать в холодной воде голыми ногами значило заполучить полный букет болезней — от простуды и артрита до воспаления легких. Ермак не мог этого не понимать.

Уже по одной этой причине утверждение о начале похода в начале осени, «на зиму глядя», вызывает большие сомнения. Разумно было успеть пройти мелководные уральские реки по теплу.

О скорости передвижения

На современной байдарке вниз по течению на Чусовой можно делать 20-30 километров в день, если грести 8 часов подряд. Скорость течения самой Чусовой в середине лета между перекатами невелика – от 2-х до 5 км/час. Скорость груженой гребной лодки в стоячей воде при длительной размеренной гребле — максимум 7-8 км/час. (Причем увеличение количества гребцов не добавляет скорости в той де пропорции, лишь несколько уменьшается нагрузка на каждого гребца.)

Тогда скорость продвижения казачьих стругов вперед относительно берега будет ~ 3-5 км/час. В том числе и в тех местах, где лодки тащили на веревках с берега, подобно бурлакам. Если допустить, что веслами и ногами работали по 8-9 часов в день, то флотилия могла продвигаться вперед примерно на 25-30 км в сутки. Но с учетом перекатов, обносов, вынужденных остановок, усталости к концу дня и прочих тормозящих моментов типа ремонта лодок, 20 км в день – это самая оптимистичная дневная дистанция. Причем к концу дня руки у гребцов должны были просто отваливаться от усталости. А ведь еще нужно стать на ночлег, развести костер, приготовить еду, поспать хорошо, чтобы восстановить силы…

Источник: poisk-ru.ru

Сколько верст в походах

Скорость, размеры и особенности передвижения больших и малых армий.

Прежде чем рассматривать движение средневековой армии, рассмотрим те положения, которыми руководствуются при организации маршей «современные» армии. (на самом деле приходится оперировать источниками конца 19-го начала 20-го века, т.к. в связи с всеобщей механизацией искусство организации длительных пеших переходов оказалось невостребованным)

читать дальше
Все нижеприведенные данные взяты для небольших пехотных соединений (взвод, рота) из книги
С.Гурова «Боец и отделение на походе» Воениздат. 1941г.

Время движения.

Для современной армии длительность суточного перехода определяется из следующего расчета.

Для сна человека требуется нормально 8 часов в сутки; для перехода ко сну и от сна к бодрствованию (раздевание, приведение в порядок обмундирования, одевание после сна, умывание и т. п.) нужно около 2 часов; 2 часа на принятие пищи утром и вечером; 2 часа на вытягивание колонн на основной маршрут из районов ночлега и расхождение их с основного маршрута по районам ночлега; 2 часа на принятие пищи на полупереходе. Всего из 24 часов суток 16 часов расходуется не для движения по заданному маршруту и только 8 часов остается на движение от одного пункта ночлега до другого. Когда же на движение по заданному маршруту расходуется 10-12 часов в сутки, тогда марш называется форсированным.
Гуров С. «Боец и отделение на походе»

Скорость движения

Длительным и вековым опытом установлено, что оптимальная масса переносимого пешим солдатом груза составляет около 21-24 килограмм. Установлено, что при движении человека без груза наиболее выгодна скорость ходьбы 4.5 километра в час, с грузом в 21 килограмм — 4 километра в час. Наиболее экономичный ритм (частота) шага: 110-130 шагов в минуту. Это в средних нормальных условиях ( твердое покрытие дороги, средняя температура воздуха, уклоны местности не более 0.5-1 процент. В экстремальных условиях (грязь, распутица, сильная пересеченность местности, сильные жара или мороз) скорость может падать до 1-2 км/час.

Организация марша начинается с его рассчета.

Расчет марша.

1.Определить по карте местоположение подразделения и конечный пункт марша.

2. Проложить маршрут движения. Он должен отвечать целому ряду требований. Прежде всего, его наименьшая протяженность. Но при этом необходимо учесть состояние дорог, уклоны местности, возможные места привалов и ночевок, наличие водоисточников. Не всегда самый короткий маршрут самый удобный.

3. Наметить исходный рубеж или пункт. Рубеж назначается, если часть или подразделение движутся по двум или более маршрутам. Он назначается на расстоянии от места расположения подразделений равном длине колонны, т.е.когда голова колонны будет проходить этот рубеж, ее хвост покинет место расположения подразделения. Например, длина ротной колонны без учета головного и тылового дозоров ( они не учитываются) 200 метров.т.е исходный пункт назначается на расстоянии 200 метров от места ночевки.

4.Назначить скорость движения колонны. В среднем, без груза скорость движения до 4.5 км/час, а с грузом 24 кг. не более 3.5 км/час.

5.Исходя из назначенной скорости движения наметить на карте места малых привалов. Они назначаются через каждые 50 минут движения продолжительностью 10 минут. Но первый малый привал назначается не через 50, а через 30 минут движения.

Это определено, исходя из многовекового опыта движения, т.к. именно в первые 30 минут выявляются все личные недочеты, допущенные солдатами при подготовке к маршу (плохая пригонка снаряжения, плохо навернутые портянки, неудачная укладка имущества в ранце или рюкзаке), выявляются больные, неспособные выдержать марш. Место каждого привала обозначается на карте с указанием времени прибытия колонны в данную точку и временем его оставления. Обычно места малых привалов одновременно являются и пунктами регулирования движения. По времени прибытия к этому пункту (раньше или позже прибыли), командир определяет выполняется график движения или нет.

6.Наметить место большого привала. Оно намечается примерно на расстоянии 18-20 километров от исходного пункта, т.е. в начале второй половины суточного перехода. Желательно, чтобы место большого привала приходилось на населенный пункт, либо на достаточно сухое место в лесу, роще, где имеются водоисточники, топливо для обогрева, подстилочный материал для отдыхающих бойцов.

Если марш совершается летом в жару, то время выступления из исходного пункта следует назначать с расчетом, чтобы время большого привала пришлось на время наибольшей жары. Время большого привала 2-3 часа. К месту большого привала заблаговременно отправляются полевые кухни и емкости с водой. санинструктор. Это делается с тем, чтобы солдаты, прибыв на привал могли бы без задержек привести себя в порядок, умыться или искупаться, поесть и отдохнуть (поспать) час-полтора.
За счет сокращения времени большого привала можно наверстать накопившееся опоздание. Но во всех случаях время большого привала не может быть меньше двух часов.
Поскольку на большом привале построение колонны нарушается, то также, как и в начале марша, назначается исходный пункт, который называется промежуточным исходным пунктом, и точно также намечаются места малых привалов.

7.Наметить место ночлега. Оно рассчитывается обычно на расстоянии 32 километра от исходного пункта (32 километра это нормальный суточный переход пехоты) и должно отвечать тем же требованиям, что и место большого привала, плюс должно обеспечивать возможность норамльного полноценного сна. Во всех случаях в суточный переход на непосредственно движение (включая время малых привалов) отводится 8 часов. Остальные 16 часов отводятся на сон, большой привал,завтрак и ужин, иные мероприятия.

8.Наметить места дневок. Дневка, это суточный отдых подразделения, когда солдаты отдыхают не только ночь, но и следующий день и следующую ночь. Дневка намечается через три-четрые суточных перехода. Дневки необходимы для полного восстановления сил личного состава.

Разумеется, что возможны отклонения в любую сторону, диктуемые боевой обстановкой. Например, форсированный марш предполагает скорость до 5.5 и даже 8 км/час. Но это экстремальные случаи.

Насколько тщательно и точно командир произведет расчет марша и несколько в этих расчетах он учтет реальные возможности своих солдат, условия местности, погоды и времени года, настолько успешным окажется марш.

Расчетные данные:
— Скорости движения пехоты:
• без груза 4.5 км/ча
• с грузом 21кг 4 км/час
• форсированный марш 5 км/час
• по плохим дорогам 3 км/час

— Суточный переход:
• нормальный марш 32 км.
• форсированный марш 50-60км.

— Малые привалы (10 минут):
• первый через 30 мин, с начала движения
последующие через каждые 50 минут

— Большой привал (2-3 часа)
— Ночевка: 12 часов
— Дневка после 3-4 суточных переходов: 32 часа

Таким образом, 20в военное искусство достигло таких высот, что при правильном планировании и организации марша, двигаясь в идеальных условиях, отряд пехоты передвигаясь не форсированным маршем мог за сутки преодолевать такое же расстояние, как и одиночный пешеход. Это идеальный случай для небольших пехотных подразделений.

Для более крупных соединений, начинают работать несколько другие цифры:

Н. П. Михневич «Стратегия» 1, 2 т 1910г

Походное движение без обозов
Марши бывают: обыкновенные, то есть с нормальными переходами (для пехоты 20 — 25 верст, для конницы 30 — 40 верст в сутки) и двумя дневками в неделю, и усиленные (форсированные), когда для отдыха люди имеют менее 14 ч. в сутки.

Скорость движения рассчитывается по движению обозов, а они двигаются медленнее войск (3 версты в час, а войска — 4 версты);
Величина суточного перехода для всей армии—около 15—20 км

Дело в том, что при передвижении большой массы войск существенную роль начинает играть время развертывания в походный порядок и глубина походных колон. Например глубина походной колонны современного полка от 5 до 8 км. Т.е. Если авангардные части прошагают до места ночлега 32км, то арьергард должен будет пройти 40 км Разница довольно существенная.
Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке: О глубине походных колонн 1866 г.

1) Глубина походной колонны армейского корпуса (в среднем 30-40 тыс чел.), когда он вынужден двигаться со своими обозами по одной дороге, превосходит длину обычного перехода (25 км)

2) Как бы ни были сокращены обозы, тем не менее голова колонны будет уже на новом биваке, когда хвост начнет выступать со старого.

3) Вблизи от противника такой марш может происходить лишь под прикрытием другой группы войск, так как развертывание корпуса потребует шесть часов.

4) Если мы хотим определить, когда корпус в целом окажется сосредоточенным в конечном пункте перехода, к указанному на вытягивание корпуса времени необходимо еще прибавить продолжительность самого движения и необходимых привалов.

Отсюда объясняется, почему на практике переход корпуса в 3 мили, т.е. на расстояние, которое пешеход легко может пройти в четыре — пять часов, продолжается целый день.

Трудности движения растут прямо пропорционально величине войсковых единиц. По одной дороге в один день нельзя продвинуть больше одного корпуса. Но трудности также растут и с приближением противника, когда уменьшается число дорог, которыми можно пользоваться.

Вот теперь, вооружившись этими знаниями, можно прикинуть скорость передвижения средневековой армии в вакууме.

Рассмотрим армию: 6 тыс. пехоты, 4 тыс. кавалерии и более чем скромный для такой армии обоз на 2 000 телег.

— Время движения
Понятно, что такой армии понадобится значительно большее время на развертывание в походную колонну чем пехотной роте, но тем не менее возьмем 8 часов в сутки.

— Длина походной колонны:
• Длина лошади + дистанция до следующей: 2,5 м
• При построении лошадей в колонну по 4, длина кавалерийской колонны составит 2500 м

• Солдат + расстояние до следующего: 0.6
• При построении солдат в колонну по 6, длина пехотной колонны составит 600м

• Длина телеги с лошадью + расстояние до следующей: 5,5м
• При построении обозов в колонну по 2, длина обозной колонны составит 5500м

Итого: 8,6 км (на самом деле длина колонны будет в 1,5 – 2 раза больше, т.к. приведенные цифры взяты для очень плотного построения)

Теперь подсчитаем сколько же времени займет выход такой армии например через ворота города:
• Скорость конницы на марше(продвижение с рыси на шаг): 8км/ч
Кавалерийская колонна пройдет через ворота примерно за 20мин

• Скорость пехоты на марше: 4км/ч
Пехотная колонна пройдет через ворота примерно за 10 мин

• Скорость обоза 3км/ч
Обозная колонна пройдет через ворота за 1ч 50мин

Итого 2часа 20 минут на выдвижение с места дислокации. Округлим до 2,5 ч.

Армия начинает движение и подходит к месту ночлега, например ко второму городу и опять проходит через ворота. Длина колонны 8,6 км последняя телега въедет в город почти через 3 часа, сбросим до 2,5
Итого 5 часов выдвижение и сбор на месте ночевки.

Остается 3 часа, за это врем обозы проходят 9 км

Округлив, получим, что такая «сферическая» армия может пройти нормальным маршем за сутки по идеальным дорогам и при идеальных условиях максимум 18км.

Неудивительно, что средний суточный переход средневековой армии с обозами равнялся 10-15 км. А сами войска редко передвигались большими массами. Обычно назначалась точка сбора, куда феодалы сводили свои отряды и армия формировалась уже на месте.

Источник: diary.ru

Верста — это что такое? Верста — это сколько в километрах?

Как часто в текстах, рассказывающих о российской истории, встречаются единицы измерения, сейчас уже вышедшие из употребления. Одна из них — это верста. Даже для имеющих представление о том, что измеряли в верстах, без знания конкретных цифр не очень просто вообразить, о большом ли расстоянии идет речь, далеко ли находится то, о чем говорится, и как понимать иносказательные народные выражения с этим словом, намного пережившие его использование в прямом значении и употребляемые сейчас. А так хочется представлять, о чем идет речь, оценивать давно произошедшие события с позиции, близкой их участникам.

Верста как мера длины

Верста — это старинная русская мера длины. Сейчас она не используется, применялась до введения в обиход метрической системы измерения, что произошло в 1924 году в СССР.

Верста использовалась для определения расстояний, преимущественно при обозначении длины пути. Именно поэтому такую версту называли путевой. В современных ей единицах такая верста равняется пятистам саженям.

Наравне с путевой существовала межевая верста, которая применялась при измерении площадей земельных наделов. Межевая верста была вдвое больше путевой и равнялась одной тысяче саженей.

Сельская дорога

Верста по отношению к мерам длины метрической системы

В большинстве стран современного мира принята метрическая система мер. Самые привычные и распространенные единицы измерения для больших расстояний в ней — это километры.

Сколько верст в одном километре, запомнить и представить легко — верста равна одному километру и 66,8 метра. Межевая верста, соответственно, будет иметь вдвое большее значение — 2,1336 километра.

Нечасто большие расстояния меряют в малых единицах, но если возникнет необходимость определить, сколько в версте метров и сантиметров, это не составит труда. Достаточно знать ее отношение к километру и разделить значение на 1000 или 100000, в зависимости от необходимого итогового результата.

Так сколько метров в версте? Это значение для путевой версты равно 1066,8. Применительно к межевой единице измерения составит 2133,6 метра.

При переводе в сантиметры числовое значение версты в километрах необходимо умножить на 100000 — получится 106680 сантиметров для путевой и 213360 для межевой версты.

Трасса летом

Верста в старинных русских единицах измерения

Верста не раз в истории изменяла свою фактическую длину. Она колебалась — от 500 до 1000 саженей. Однако для путевой версты по длительности и распространенности использования преобладает тождество пятистам саженям, а межевая сразу утвердилась как равная тысяче.

Соловецкая верста

Соловецкий мужской монастырь, построенный на одноименных островах Белого моря, известен многими фактами и является не только российским, но и всемирным культурным и историческим наследием, охраняемым ЮНЕСКО.

С его названием связана и уникальная мера длины, появившаяся именно в этом удивительном месте. Соловецкая верста равна 1 километру и 84 метрам — эти числа выражают длину протяженности стен монастыря. В соловецких верстах были отмерены расстояния на островах расположения монастырского подворья.

Старая дорога

Верста и английские единицы измерения

Для предпочитающих английскую систему (ныне больше используемую в США, чем в Великобритании) удобнее сразу перевести старинную версту в привычные единицы. Самые распространенные сейчас имперские меры для определения длины расстояний — это мили.

Сколько верст в одной миле? Данное значение сосчитать просто. Главное — знать соотношение мили и километра, а также километра и версты.

Миля составляет 0,6214 км. Что касается версты, ее значение – 1,0668.

Верста будет равна 0,6214 умноженные на 1,0668 и составит 0,6629 мили.

Что еще называли верстой

Дорога времен ВОВ

Верстой называлась не только мера длины, но и сама путевая метка, используемая для обозначения отрезка пути, равного этой единице — столб на обочине дороги.

Окрашенные в черные и белые цвета, нанесенные полосами, деревянные столбы с цифрами, обозначавшими расстояние, отмечали версты, как километры в более позднее время, и по сей день обозначают километровые столбы. Числа, написанные на них, соответствуют удаленности от изначальной точки отсчета — «нулевого километра», часто устанавливаемого у главного почтового отделения населенного пункта.

Верстовые столбы, или версты, устанавливались на самых важных дорогах государственного значения, часто именуемых поэтому столбовыми.

Еще раньше верстой называли длину борозды, которую крестьянин прокладывал во время вспахивания поля. Сколько километров в этой версте — не имеет в данном случае никакого значения, цифровое выражение не важно, главное — борозда должна была быть ровной и иметь протяженность во все поле. Именно поэтому слово «верста» связывали с длинной ровной линией.

Устойчивые выражения со словом «верста»

Верстовой столб

В наследство от прежних времен, когда слово «верста» употреблялось в быту постоянно, современному русскому языку достались многочисленные устойчивые выражения разных смысловых значений.

Словосочетание «коломенская верста» употребляется по отношению к человеку очень высокого роста. В подмосковном Коломенском когда-то располагался летний царский дворец. Очень широкая, хорошая и ровная дорога была отмечена необычайно большими красными столбами, отмечавшими версты. Этот факт и породил подобное шутливое высказывание.

«За семь верст киселя хлебать» — один из вариантов выражения, обозначавшего дальнюю и бесполезную по сути дорогу. Предыстория рассказывает о мужике, не желающем готовить себе пищу и добывать на нее средства, а предпочитающем ходить к далекой родне, чтобы поесть. Дальняя дорога отнимала столько сил и времени, что съеденного хватало только на обратный путь, и голод возвращался снова.

«Для бешеной собаки — семь верст не крюк» — выражение обозначает ситуацию, когда собственная непредусмотрительность заставляет затратить на выполнение какого-либо дела намного больше усилий, чем действительно требуется.

«Семь верст до небес и все лесом» — шутливое, ироничное высказывание о долгой витиеватой речи или дальней трудной дороге.

«Видеть/виден за версту» — о замечающем или заметном издали.

Современная дорога

Родственники слова, употребляемые в современной речи

Слово «верста» имеет множество однокоренных форм, употребление которых широко распространено в современном русском языке.

Слово «верстак» обозначает стол, предназначенный для проведения определенных работ с изделиями из дерева или металла, производимых вручную, — ранее его основной частью была прямая длинная доска.

«Сверстать» — сейчас это набор, сведение воедино составных частей печатных или виртуальных изданий или документов. Ранее этим термином обозначалась способность ровно сшить куски ткани.

«Сверстник» — равный, в современной речи употребляется в отношении возраста.

Это далеко не весь перечень исторически родственных слов (сейчас их состав может отличаться), но вышеперечисленные термины употребляются наиболее часто.

Источник: www.syl.ru

Алексей Покровский Случайный вальс. Много верст в походах пройдено (1985)

Алексей Покровский Случайный вальс. Много верст в походах пройдено (1985)

Алексей Покровский Случайный вальс. Много верст в походах пройдено Год производства: 1985 Песня Случайный вальс, в исполнении Алексея Покровского. Музыка Марк #Фрадкин, слова Евгений #Долматовский. Фрагмент Музыкально-поэтической композиции Много верст в походах пройдено по стихам и песням советских авторов о Великой Отечественной войне.

Гл. ред литературно-драматических программ, 1985 г. #АлексейПокровский #Покровский #СлучайныйВальс #ЕвгенийДолматовский #МногоВерстВПоходахПройдено #МаркФрадкин #ПоютАктеры #эстрада #эстрада80 Paul: Забытый талантливый исполнитель моих любимых песен. Голос, внешность, умение держаться на сцене все покоряет в нем. Сорок лет я его не слышал, но запомнил его чернобелый фильм-концерт с военными песнями ко дню Победы. Мальчишкой был тогда, столько воды уже утекло.
Дата: 2021-04-09

Источник: zakruti.com

Рейтинг
Загрузка ...
Центр туризма