Рыцарь походы это в истории

Крестовые походы

Запросы «Крестоносцы» и «Крестовый поход» перенаправляются сюда; см. также другие значения терминов Крестоносцы и Крестовый поход.

Не следует путать с Крестный ход.

Кресто́вые походы — серия религиозных военных походов XI—XV веков из Западной Европы против мусульман и не только [1] .

В узком смысле — походы 1096—1272 годов в Палестину, направленные на освобождение святынь христианства [2] (в первую очередь Иерусалима с Гробом Господним), против сельджуков.

В более широком смысле — также и другие походы, провозглашаемые римскими папами, в том числе более поздние, проводившиеся с целями обращения в христианство язычников Прибалтики и подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (против катаров, гуситов и др.), а также походы на Османскую империю в более позднее время.

  • 1 История происхождения
  • 2 Крестовые походы на Восток
  • 2.1 Предпосылки
  • 2.1.1 На Востоке
  • 2.1.2 На Западе
  • 3.1 Крестовый поход против славян (1147)
  • 3.2 Альбигойский крестовый поход (1209—1229)
  • 3.3 Крестовые походы пастушков
  • 3.3.1 Первый поход пастушков (1251)
  • 3.3.2 Второй поход пастушков (1320)
  • 3.4.1 Ливонский крестовый поход (1193—1230, с несколькими перерывами)
  • 3.4.2 Датский крестовый поход в Эстонию (1219)
  • 3.4.3 Крестовые походы в Финляндию и на Русь (1232—1240)

Источник: wiki2.org

Что, если бы вы стали Крестоносцем на один день?

Крестоносцы — рыцари Преисподней ? Или история вырождения …

Крестоносцы — это рыцари раннего средневековья, посвятившие свои деяния богу. Свое название они получили за уникальный вид доспехов. Символ креста наносился на броню, одежду и флаги.

Крестоносцы появились в XI веке, когда у Церкви появилась нужда захватить восточные земли, в первую очередь, по экономическим причинам. Население Европы росло и возникла угроза голода, а также завоевания турок-сельджуков представляли опасность для Европы, так как подошли слишком близко.

Так, было принято решение захватить плодородные земли на Востоке, а заодно и «вернуть» главную святыню всех христиан — Гроб Господень, что в Иерусалиме. Для набожных людей средневековья мотивации лучше не придумать. Так возникли рыцари, посвятившие себя великой цели приблизиться к богу. Крестоносцам предлагалось участвовать в походе на восток смывая свои грехи кровью «неверных» — мусульман, под властью которых был весь ближний восток, и представителей других религий (в том числе и православных христиан, ведь все крестоносцы — католики).

Первый крестовый поход в 1096 году увенчался успехом. Были захвачены Антиохия, Эдесса и Триполи. За это время были образованы Иерусалимское королевство, Эдесское графство и княжества Антиохии. Позже Эдесса вновь отошла к туркам-мусульманам, что спровоцировало второй крестовый поход спустя почти 46 лет. Подобным образом походы в Палестину совершались 9 раз до 1272 года.

Тамплиеры история САМЫХ ФАНАТИЧНЫХ РЫЦАРЕЙ средневековой Европы .Времен Крестовых походов ..

Во времена крестовых походов в Европе особенно сильны были антисемитские настроения, так как евреев считали виновными в смерти Христа. Призывы святых отцов не проливать кровь иноверцев, а обращать их в христианство были совершенно бесполезны, ведь зачем идти в далекий поход, если можно убить врага, который рядом?

Отношение к иноверцам у католиков того времени вообще было очень враждебным и жестоким. Рыцари в походах уничтожали любого, кто не был католиком, даже православных христиан. Во время Северных походов крестоносцы нападали даже на Русь. Не обошли стороной праведные мечи монахов-рыцарей и прибалтийские языческие племена. Финские, литовские, карельские и другие племена сильно пострадали от войска защитников веры.

Последние походы не увенчались успехом, и в конце XIII века основанные крестоносцами феодальные государства развалились или были захвачены. В целом, походы не принесли европейцам ничего хорошего: только смерть, разрушение и развращение понятия веры (до Первого похода участие в войне порицалось церковью, но после война стала одним из способов смыть грехи).

Ханжество, жестокость, лицемерие и двойные стандарты стали идеологической основой «духовно рыцарских орденов». Хрестоматийным в этом может служить «Тевтонский орден» и его бесславная история. Современника это заставляет вспомнить о событиях 1242 года, когда немецкие рыцари, столкнувшись с дружиной князя Александра Невского и потерпев поражение, ушли на дно Чудского озера под тяжестью собственных доспехов. На самом деле Ледовое побоище — это лишь небольшой фрагмент из обширной истории рыцарского ордена, в течение трёх веков существовавшего как полноценное европейское государство.

История Тевтонского ордена началась в 1189 году, когда германский император Фридрих Барбаросса со своей армией принял участие в Третьем крестовом походе.

В конце августа 1189 года армия германского императора осадила сирийскую крепость Акра — древнейший город, основанный приблизительно в середине II тысячелетия до нашей эры. В период осады купцы из Любека и Бремена организовали полевой госпиталь для раненых крестоносцев. Король Иерусалима Ги де Лузиньян подписал хартию, по которой госпиталю было дано право организовать странноприимный дом в Акре, после того как город будет взят.

Папа Римский Клемент III своей буллой от 6 февраля 1191 года провозгласил госпиталь как «Тевтонское братство церкви Св. Марии Иерусалимской». 13 июля 1191 года после почти двухлетней осады Акра была взята, и полевой госпиталь перебрался в город, существуя уже на правах госпитального монастыря.

Положение «освободителей Гроба Господня» на Ближнем Востоке всегда было неустойчивым. Именно поэтому военные функции возлагались в том числе и на госпитальные монастыри. В 1193 году всё тот же Ги де Лузиньян возлагает на госпиталь охрану и оборону одного из укреплений Акры в случае вражеского нападения.

5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония преобразования госпиталя в духовный орден. В конце того же года Папа Римский Целестин издаёт буллу, которой признаётся существование монашеского Ордена Святой Марии Немецкой Иерусалимской. Окончательно преобразование госпиталя в военно-монашеский орден завершается в 1199 году, когда Папа Римский Иннокентий III закрепляет этот статус своей буллой.

Задачами ордена провозглашаются:

— защита немецких рыцарей;

— лечение раненых и больных крестоносцев;

— борьба с врагами Католической церкви.

Девиз ордена: «Помогать — Защищать — Исцелять».

С этого момента орден очень быстро обзаводится собственным регулярным войском, и военные функции в его деятельности становятся основными. Членство в ордене, представляющем собой военно-религиозное сообщество, становится чрезвычайно престижным среди европейских феодалов. И хотя резиденция главы ордена (гроссмайстера) располагается в Акре, его владения стремительно растут и в Европе — за счёт земель, подаренных монархами, а также владений феодалов, становящихся членами ордена.

Тевтонский орден, членами которого должны были быть рыцари немецкой крови, что, правда, не всегда соблюдалось, очень быстро набрал силу, встав в один ряд с созданными ранее орденами тамплиеров и госпитальеров. Уставы ордена разделили членов на два класса: рыцарей и священников, которые были обязаны принять три монашеских обета — бедности, безбрачия и повиновения, а также обещать помогать больным и бороться с неверующими.

В отличие от рыцарей, которые сначала должны были доказать своё благородное происхождение, священники освобождались от этого обязательства. Их функция состояла в отправлении религиозных служб, причащении рыцарей и больных в больницах и участии в войнах в качестве медиков. Рыцари жили вместе, спали в спальнях на простых ложах, ели вместе в столовой, имели ограниченную сумму денег. Они ежедневно трудились, обучаясь для сражения, следили за своим снаряжением и работали с лошадьми.

Глава ордена, как и другие его руководители, был избираем, а его права ограничены рыцарями — членами ордена.

Четвёртый гроссмайстер Тевтонского ордена Герман фон Зальца был человеком с недюжинным аналитическим умом. За несколько десятилетий до окончательного краха государства крестоносцев на Ближнем Востоке он понял, что будущего у Тевтонского ордена в этих краях нет, и стал предпринимать усилия по переносу основной его деятельности в Европу.

Несколько попыток закрепиться в Европе не увенчались успехом, но упрямый гроссмайстер был настойчив и довёл задуманное до конца. В 1217 году Папой Римским Гонорием III был объявлен поход против прусских язычников, захвативших земли польского князя Конрада I Мазовецкого.

Тевтонские рыцари, начав войну против прусских язычников в 1232 году, использовали следующую тактику — они разбивали противостоящие им прусские племенные союзы поодиночке, при этом побеждённые использовались в качестве союзников в последующих войнах.

На занятых землях орден основывал свои замки, закрепляясь на этих территориях «навечно». В 1255 году на землях пруссов был основан замок Кёнигсберг. Прусская знать, оказавшись под властью рыцарей и становясь их союзниками, постепенно принимала христианство. Постепенно происходило и онемечивание прусских племён — немецкий язык, без которого невозможна было успешная карьера в государстве Тевтонского ордена, вытеснял прусские наречия.

На основании эдикта императора Священной Римской империи и буллы Папы Римского Пруссия стала владением Тевтонского ордена. Так военно-монашеский орден, поглощавший и включавший в свой состав аналогичные более мелкие образования, превратился в целое государство.

На рубеже 1230-х – 1240-х годов Тевтонский орден предпринимает попытку расширить границы своих владений на Восток за счёт покорения ослабленных русских земель, только что переживших нашествие Батыя. Рыцари ордена намерены привести местное население, исповедующее православие, под духовную власть Рима.

С 1240 по 1242 годы рыцари Тевтонского ордена вели территориальную экспансию на псковских и новгородских землях, захватив Изборск и Псков. Эти территориальные поползновения завершились битвой на Чудском озере 5 апреля 1242 года, результаты которой всем хорошо известны.

Несмотря на эту неудачу, влияние ордена продолжало расти. Тевтонский орден вёл отчаянную борьбу за территории с Великим княжеством Литовским, контролировавшим в XIII–XIV веках и большую часть русских земель. В XIV веке орден совершил более сотни походов в Литву, стремясь подчинить её своему влиянию. Подобная активность Тевтонского ордена в Европе объясняется тем, что его деятельность на Ближнем Востоке завершилась в мае 1291 года, после захвата Акры армией султана Египта.

В 1386 году литовский князь Ягайло принял католичество и обручился с наследницей польского трона, что привело к созданию личной унии — объединения двух государств (Польши и Великого княжества Литовского) под властью одной короны. Впоследствии личная уния приведёт и к созданию полноценного объединённого государства — Речи Посполитой.

Для Тевтонского ордена, претендовавшего на литовские земли, польско-литовская уния был весьма серьёзной угрозой. В 1409 году между орденом и новым государственным объединением вспыхнула война, причиной которой были старые обиды.

Польша и Литва, пользуясь восстанием в Жемойтской земле, ранее принадлежавшей Княжеству Литовскому, решили попытаться отвоевать территории, ранее захваченные рыцарями ордена. Апофеозом этой войны стала Грюнвальдская битва, произошедшая 15 июля 1410 года. Это сражение, ставшее одним из крупнейших и важнейших в истории средневековой Европы, закончилось разгромом войска Тевтонского ордена. Важную роль в этой битве сыграли полки русских земель, входивших в состав Великого княжества Литовского, проявившие в критические минуты мужество и стойкость.

Поражение для Тевтонского ордена оказалось сокрушительным: из 25-тысячного войска 8000 были убиты, около 14 000 попали в плен. Среди убитых оказалось практически всё военное руководство ордена, а также его рыцарская элита.

И хотя война в целом завершилась в 1411 году на относительно мягких для Тевтонского ордена условиях, его могущество было подорвано. Уничтожение его непобедимой армии практически свело на нет его влияние.

Огромные материальные потери, необходимость выплаты контрибуции и выкупа пленных рыцарей заставляли Тевтонский орден вводить новые налоги на подконтрольных территориях, что вызвало возмущение населения. В марте 1440 года представители мелкопоместного дворянства и ганзейских городов с территории Орденского государства организовали Прусскую конфедерацию, чтобы сбросить господство тевтонских рыцарей. В феврале 1454 года Прусская конфедерация обратилась к польскому королю Казимиру IV с просьбой о поддержке их революции и включении Пруссии в состав Польши. Король согласился, что стало причиной начала Тринадцатилетней войны, известной также как «Война городов». Итогом этой войны стало превращение западной части бывших владений ордена в польскую провинцию Королевская Пруссия, а оставшаяся восточная часть владений ордена стала вассалом польского монарха.

Закат великой истории Тевтонского ордена растянулся ещё на несколько десятилетий и был весьма плачевным для хранителей его традиций. Последний гроссмайстер, или Великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Гогенцоллерн, разочаровавшийся в его идеалах, в 1525 году перешёл из католицизма в лютеранство, сложил с себя полномочия главы ордена, объявив о секуляризации прусских земель — основной территории, принадлежавшей Тевтонскому ордену.

Это решение было принято с одобрения короля Польши, вассалом которого являлся магистр ордена. На прежних территориях было образовано герцогство Пруссия во главе с «магистром-расстригой». Это герцогство стало первым государством Европы, религией которого стал протестантизм, несмотря на то, что оно оставалась в вассальной зависимости от католической Польши.

Утративший своё влияние Тевтонский орден тем не менее сохранил под контролем некоторые территории и официально просуществовал до 1809 года, когда был распущен в период наполеоновских войн. Орден был возрождён в 1834 году в Австрии при поддержке императора Франца I. О военных и политических амбициях речь больше не шла — Тевтонский орден вернулся к помощи больным и благотворительной деятельности.

Военные же традиции ордена бережно хранили в Пруссии, где даже был учреждён орден «Железный крест», напрямую восходящий к символике тевтонцев.

После прихода в Германии к власти нацистов началось восхваление военной истории ордена, в первую очередь его попыток покорения земель на востоке Европы. При этом на священников настоящего Тевтонского ордена, сосредоточенных на благотворительности, начались гонения.

После окончания Второй мировой войны благотворительная деятельность ордена была продолжена. Его нынешняя резиденция располагается в Вене. В резиденции собраны уникальные исторические архивы по деятельности Тевтонского ордена, оказавшего огромное влияние на историю Европы.

Сегодня Тевтонский орден обслуживает несколько больниц и частных санаториев в Австрии и Германии. Любопытный момент — основу современного Тевтонского ордена, составляют не братья, а сёстры.

Даже из беглого исторического очерка очевидна тема деградации идеи в основе которой сомнительный постулат тевтонов «Цель – оправдывает средства». Тем более комичными становятся современные клоуны, которые наряжаются в одежды и доспехи тевтонских «рыцарей». Бездарное подражание и надувание щек и зрителей на фестивалях, которые они проводят это, безусловно, естественный и логичный итог истории рыцарских орденов в подаче современных неудачников. Клоунада на тему рыцарства становится как обычный фарс. Хотя таких то точно история ничему не учит ))

Источник: www.swargas.ru

Крестоносцы: «длань господня» или наемники на службе у папы

Крестовые походы — это целый пласт жизни средневековой истории, один из самых узнаваемых символов эпохи. Рыцари и миряне, принесшие «обет креста», приобретали особый статус, получали отпущение грехов и различные привилегии. Вдохновленные римским папой и католическими священниками, они завоевывали города и страны, создавали новые государства, а позднее — выполняли роль папской армии.

Клермонский собор

В начале 1095 года на церковный синод явилась делегация от Византии с просьбой о помощи в войне против турок-сельджуков, угрожавших Константинополю. Римский папа Урбан II прочитал горожанам проповедь о необходимости помочь восточным христианам, но ничего конкретного византийцами не обещал. Тем не менее в течение следующих нескольких месяцев он посетил ряд городов и монастырей, вероятно, в поисках союзников.

Собор в Клермоне. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро

В тот момент папа Урбан II еще не был властителем всего христианского мира. Большая часть Германии, Северная и Центральная Италия и даже Рим поддержали антипапу Климента III. Урбану II нужна была политическая и идеологическая опора для объединения своих союзников и привлечения на свою сторону противников.

27 ноября в Клермоне состоялся знаменитый церковный собор, где Урбан II держал речь перед многотысячной толпой. Он вновь рассказал о страданиях восточных христиан от набегов турок, об оскорблениях святынь, а затем призвал христианские государства прекратить междоусобные конфликты и объединиться для борьбы с «мусульманскими язычниками». Папа затронул также необходимость освобождения священного для христиан города — Иерусалима.

Вдохновившись речью Урбана II, собравшиеся христиане давали обет пойти войной на неверных и, в знак своих религиозных намерений, нашивали на правое плечо красный крест. Этот жест стал ответом на слова Христа «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть моим учеником» (Евангелие от Луки 14:27). Папа объявил участникам похода индульгенцию на отпущение всех грехов и обещал защиту Церкви с предоставлением множества привилегий.

Таким образом Урбан II встал во главе христианского движения. Религиозные походы играли еще одну важную роль. В условиях слабости центральной власти и социальной анархии, характерных для Средневековья, церковь не чувствовала себя в безопасности. Походы позволили бы перераспределить агрессию рыцарства на пользу церкви в направлении внешних завоеваний.

Крестоносцы получили благословение церкви

Общественные настроения

Весть о призыве Урбана II быстро распространилась по Европе и вызвала сильное религиозное воодушевление. В поход на Святую Землю захотели отправиться все — и аристократы, и рыцари, и простолюдины, старые и молодые. В путь собирались даже женщины.

Благочестие и жажда спасения души охватила все общество, вследствие чего резко сократилось число преступлений, вчерашние разбойники нашивали на одежду крест и шли за благословением к священникам. Часть крестоносцев шла в поход за добычей и землями, отобранными у неверных. Впрочем, материальные устремления отлично уживались с желанием искупить грехи.

Клермонская проповедь была направлена в первую очередь на военную аристократию. Папа не рассчитывал на такое количество и разнообразие участников похода, многие из них могли стать обузой. Поначалу он ограничил их число — миряне и клирики должны были сначала испросить разрешения у приходских священников и епископов, старикам и женщинам рекомендовалось оставаться дома. Воинов же папа призывал отправиться на Святую Землю несмотря ни на что — заложить и раздать земли, оставить семьи, собраться в поход на последние деньги, что рыцари и делали.

Крестовый поход бедняков. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер» (1474)

Общественные волнения в связи с грядущим походом усиливались голодом и засухой прокатившимися по Европе. Находясь в условиях нищеты и неопределенности, люди ожидали скорого конца света, массовая истерия усугублялась слухами о появлении стигматов, знаков в небе, пророчеств. Предсказания гласили, что перед последняя битва добра и зла начнется в Иерусалиме, до начала Страшного суда все неверные должны были либо стать христианами либо убиты.

Начало Крестовых походов

Урбан II провозгласил, что крестоносцы, пока в количестве нескольких тысяч рыцарей, должны будут отправиться в путь в день Успения Богородицы — 15 августа 1096 года, но все пошло не по плану. Весной 1096 года в поход выдвинулось около 40 тысяч человек под руководством французского рыцаря Готье Неимущего и народного проповедника Петра Отшельника. Большинство из них были безоружные простолюдины, а также женщины, дети, старики.

После было еще несколько волн миграций, это также были плохо подготовленные экспедиции, состоявшие преимущественно из темных бедняков. По дороге в Константинополь они грабили местное население, часто от голода и безысходности, и вступали в конфликты с властями. От действий первых крестоносцев особенно страдали евреи — их крестили насильно либо убивали, совершая символическую месть за распятие Христа.

В итоге остатки участников Первого крестового похода добрались до Константинополя, но после учиненных там беспорядков были отправлены в Малую Азию в сторону города Никея, осели в захваченной турецкой крепости Ксеригордон и в дальнейшем были там перебиты.

Осенью 1096 года в путь на Святую Землю отправились рыцари и бароны под предводительством герцога Готфрида Бульонского и его братьев. Весной 1097 года они благополучно добрались до Византии, где император Алексей I в обмен на вассальную присягу пообещал им отдать земли турок.

Начало завоеваний

Никею рыцари завоевали в июне, а затем войско разделилось. Бодуэн Бульонский основал в армянском княжестве Эдессе первое государство крестоносцев. Остальное войско направилось в Киликию, далее — в Сирию на завоевание Антиохии. Это событие стало одним из самых важных и грандиозных эпизодов крестовых походов, полуторагодичная осада унесла тысячи жизней как жителей города, так и крестоносцев.

После победы в Антиохии рыцари двинулись главной цели — Иерусалиму через Триполи, где было создано еще одно государство. Священный город был взят в течение июня-июля 1099 года, после чего мусульманское и еврейское население было вырезано, дома разграблены. Одновременно в Иерусалиме повсеместно проводились крестные ходы и покаянные процессии в знак основной идеи похода — паломничества к святым местам.

Осада крестоносцами Антиохии. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер» (1474).

После выполнения данного еще в Европе обета об освобождении Святой Земли от неверных, многие крестоносцы засобирались домой. В Иерусалиме остались несколько десятков рыцарей во главе с фактическим правителем Иерусалимского королевства — Готфридом Бульонским, принявшем титул «защитника Гроба Господня».

Характерно, что в своих победах крестоносцы видели не слабость врагов, к тому времени обескровленных войнами между арабами и турками-сельджуками, а божественную волю. Хроники походов заполнены описаниями различного рода чудес — метеоритных дождей, кровавых небес и прочих природных явлений. Все это рассматривалось как знаки божественного благословения и будущих побед.

Второй крестовый поход

В 1144 году, после захвата сельджуками Эдессы, началась подготовка к новой экспедиции на Восток. На этот раз в поход выступили французский король Людовик III со своей супругой Алиенорой Аквитанской и немецкий правитель Конрад III. В мае 1148 года они встретились в Иерусалиме и позволили местному королю Бодуэну III вовлечь себя в безуспешную осаду города Дамаска.

Неудача Второго крестового похода вызвала разочарование в обществе и планы новых военных операций в 1157, 1165, 1169 1181 годах так и остались проектами. Тем не менее небольшие группы рыцарей и паломников непрестанно продолжали перемещаться на Восток с целью поклониться святым местам или воевать против неверных.

На первую четверть XII века приходится формирование духовно-рыцарских сообществ, занимавшихся охраной Святых мест, защитой паломников, завоеванием новых земель. Тамплиеры и госпитальеры принимали монашеский обет и сражались во имя церкви, соединяя в себе идеалы рыцарства и монашества. Вскоре эти ордена стали главной военной силой восточных государств крестоносцев.

С каждым годом сохранять завоеванные границы крестоносцам было все труднее. Несмотря на организацию новых военных экспедиций, сельджуки отвоевывали новые территории в Эдессе и Сирии.

Резня в Иерусалиме и кровавая река, вытекающая из городских ворот (миниатюра, XIII век).

Потеря Иерусалима и Третий крестовый поход

Саладин (Салах-ад-Дин), правитель Сирии и Египта с 1175 года, взял курс на священную войну с крестоносцами. Он пополнил армию, усовершенствовал ее вооружение, реформировал флот и начал обширное наступление на ослабевшее от внутридворцовой борьбы за власть Иерусалимское королевство.

В июле 1187 года армия крестоносцев попала в окружение у Хаттина, цвет рыцарства оказался в плену. В сентябре-октябре того же года после непродолжительной осады капитулировал Иерусалим, жители которого получили возможность уйти из города почти без выкупа со всем своим имуществом.

Потеря Иерусалима вызвала большой общественный резонанс, 2 октября папа Григорий VIII выпустил буллу с призывом нового похода на Святую Землю. В 1189-1192 году состоялся новый крестовый поход, в который отправились четверо самых могущественных европейских правителей — немецкий Фридрих I Барбаросса, французский Филипп II Август, австрийский Леопольд V и английский Ричард I Львиное Сердце.

Главным достижением этой военной кампании стала успешная осада Акры в 1189-1191 годах. Иерусалим остался в руках Саладина, но между ним и Ричардом I было достигнуто перемирие. Паломники могли беспрепятственно посещать Гроб Господень, за крестоносцами осталась узкая прибрежная полоса от Тира до Яффы. Второе Иерусалимское королевство со столицей в Акре просуществовало вплоть до потери города в 1291 году.

Крестоносцы в XIII веке: новые цели

Благодаря активной деятельности папы Иннокентия III, XIII век стал золотым временем для крестоносцев. Разнообразные способы делегирования обетов, привилегий, упрощение получения индульгенций позволили вовлечь в движение крестоносцев все слои населения.

Целью рыцарей теперь были не только восточные мусульмане. Крестоносцы поднимают оружие против еретиков и даже собратьев-христиан. Помимо новых походов на Иерусалим и Египет, они занимаются захватом Константинополя в 1203 году по просьбе Исаака II Ангела. В следующем году, так и не дождавшись обещанной награды, рыцари берут город вновь — на этот раз с целью разграбления.

Захват Иерусалима крестоносцами

В 1209 году начались альбигойские войны против ереси катаров с центром в городе Альби. В решающей битве при Мюре в 1213 году крестоносцы разбили основное войско Лангедока, но вооруженные столкновения продолжались еще с десяток лет.

Крестоносцы воевали в Испании против мавров, в балтийском регионе против языческих племен ливов, эстов, латгалов, пруссов. Институт священной войны также регулярно использовался против германского императора.

Крестоносцы в XIV веке: деньги и политика

Начиная с 1280-х годов мамлюки уверенно отвоевывают одну крепость за другой — Триполи, Латтакию, а в 1291 году — Акру. Крестоносцы все еще являются грозной силой, но Палестина уже потеряна, а принципы организации крестовых походов видоизменяются.

Все чаще монархи прибегают к найму рыцарей, как это сделал Людовик IX, оставляя Святую Землю в 1254 году. Воины-контрактники были более профессиональны и управляемы, чем огромные армии простолюдинов-крестоносцев. Деньги на снаряжение крестовых походов начали собирать в виде десятины с церковных приходов, причем налоги не всегда использовались по прямому назначению и часто оседали в сундуках пап и монархов.

Для французских и английских королей XIV века крестовые походы становятся частью идеологии, поводом для введения новых налогов и способом вести политику. Тем не менее новые военные кампании на Святую Землю не происходят — сначала в силу недостатка финансирования, а после 1337 года вследствие начавшейся Столетней войны.

Пребывавшие с 1309 по 1378 годы в Авиньоне папы (так называемое «пленение пап») также были в основном заняты восстановлением своей власти, а не заботами о бессмертии души. Они часто прибегали к услугам крестоносцев для усмирения непокорных. Например, в битвах против гибеллинов, к которым принадлежали аристократические фамилии Милана, Вероны, Мантуи и других городов, для оплаты наемников использовались «крестовые десятины», а папские буллы и индульгенции привлекали к войнам мирян.

Государства крестоносцев на Востоке в 1140 году

Проекты возвращения Святой Земли меняют цели — это уже не Сирия и Палестина, а Малая Азия и Балканы, находящиеся в руках турок-османов. Для войны в этом направлении все чаще используются крупные объединенные флоты. В 1344 году крестоносцы таким образом завоевали порт Смирну, в 1365 году — Александрия, 1367 году — Галипполи.

Закат эпохи крестоносцев

В XV веке масштаб движения крестоносцев идет на убыль. После неудачных столкновений с Великим княжеством Литовским постепенно угасает Тевтонский орден на севере Европы. Вследствие поражения от турок-османов при Варне в 1444 году европейская армия теряет надежду на восстановление власти христиан на Балканах. В 1453 году Константинополь взят турками, что обеспечило им господство в Восточном Средиземноморье.

Попытки организации новых походов не приобрели должного размаха из-за недостатка финансирования и сложностей во взаимоотношениях государств — ни одна из стран не хотела возвышения соперников в ходе военной операции против османов. Папская власть уже не была абсолютной — в обществе все чаще звучала критика ее методов, особенно после крестовых походов против гуситов в Чехии.

Карта 1239—1245

Отдельные всплески движения крестоносцев продолжались вплоть до 1699 года. Папы поддерживали Венецию, Польшу, Священную Римскую империю в борьбе против османов. Это в какой-то степени возрождало дух крестовых походов, но прежнего масштаба у этих военных экспедиций уже не было.

Источник: dzodzo.ru

Главы | Кто такие крестоносцы

Издательство Наука

Отрывок из книги историка Светланы Лучицкой о крестоносцах, «Обете креста» и их социальном положении

Журнал: Главы | Кто такие крестоносцы

Написать нам

Над материалом работали

Издательство Наука

Издательство Наука

Издательство Российской академии наук

история

1065 публикаций

Виртуальные миры для каждого: как устроены и зачем нужны метавселенные

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

«Члены партии в Китае как мистер Вульф в “Криминальном чтиве”: люди, которые

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

Future.Lab

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

Что такое врожденная грамотность?

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

«Человек, владеющий диалектом, воспринимается как необразованный»

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

Что такое современное искусство: интервью с Александрой Старусевой-Першеевой

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

обложка лекции_кндр_1

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

Экспериментальная лингвистика

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

Рукописная книжность в России XVIII–XX веков

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новости о новых проектах, мероприятиях и материалах ПостНауки

Уведомление о Cookies

Источник: postnauka.ru

Рейтинг
Загрузка ...
Центр туризма