В Каргополе я бывал уже неоднократно. Места здесь красивые — озеро Лаче, из которой берет свое начало река Онега. В окрестностях города много разных достопримечательностей — Саунино; Лядины; Ошевенск; Красная Ляга и Кучепалда; куст деревень Калитинка с тремя часовнями; Большая Шалга; странное село Нокола и много других не менее интересных мест.
Взяв на работе еще один день, рано утром я отправился в путь. Выехал я очень рано — в пять утра. В Москве было пасмурно и небольшой плюс. Как только я выехал на яросклавку и начал двигаться на север температура начала падать — на объездной Сергиева Посада термометр показывал уже -5С.
Дорога превратилась в сплошной каток, и от резкого нажатия на педаль газа задние колеса срывались в пробуксовку. Чуть позже на обочине стоял первый бедолага — не рассчитавший погодные условия и скорость, от чего его машину неслабо помотало между двумя отбойниками.
Выехал так рано я не с проста. Во-первых по пути в Каргополь я хотел заехать в пару мест, во-вторых нужно было приехать на место не так поздно, чтобы найти место для ночлега.
Дорога на Каргополь через Солзу
К обеду я уже был в Вологде, на небе не было ни облачка и во всю светило солнце. В Вологде мне отзвонился Денис, он скоро выезжает — а значит у меня в плюсе около семи часов.
Я еду не спеша в сторону Каргополя. Километров за 10-15-20 до Липиного бора на смену чищеному асфальту пришел укатанный снег. Езда по такому покрытию не составляет никаких проблем. На поворотах как правило насыпан песок, дорога широкая, трафика почти нет. Если что, то огромные снежные отвалы снега по обочинам не дадут машине улететь далеко в кювет.
1.
Не спеша подъезжаю к месту в которое хотел заехать — деревня Чистый Дор. Из топонимики — «дор» в старину назывался участок в лесу (бору), расчищенный под поле. В селе сохранилась деревянная церковь Святого Николая Чудотворца, типа восьмерик на четверике с обширной трапезной и колокольней, построенная в 1767. В трапезной был Иоанно-Богословский придел.
В 30-х годах ХХ века церковь была закрыта, службы прекращены, а помещение использовалось под склад. Село упоминается рассказе писателя Юрия Коваля — «Чистый Дор».
Летние фотографии можно посмотреть по ссылке http://tropa4x4.ru/besov_nos_2014_doroga/
Свернув с трассы на лесную дорогу, ведущую к селу, первым, что бросилось в глаза это какое-то нереальное количество белого снега. Снега было настолько много, что до села я ехал буквально в снежном коридоре. В селе, судя по следам и чищеным дворам, сейчас несколько жилых домов. На окраине деревне, в поле у леса, стоит и сама церковь. Из-за какого-то неимоверного количества снега дойти до церкви не представлялось возможным, поэтому я ограничился несколькими снимками и поехал искать место для запоздалого обеда.
Путешествие по настоящей России. Каргополь | @Русское географическое общество
2.
3.
4.
Немного перекусив горячим борщом, очистив боковые стекла от дорожной грязи и немного размяв ноги — я поехал дальше. Завернул еще в одну деревеньку весьма живописно разместившуюся вокруг небольшого пруда. Каждый раз проезжая мимо этого места, я притормаживаю чтобы полюбоваться на эту деревеньку. Деревенька колоритно раскинулась на берегу небольшого пруда.
Крепкие северные дома фасадами обращены на пруд. Настоящая русская глубинка.
5.
В начале пятого, как я и рассчитывал, сворачиваю с трассы направо по указателю «Солза 40км». На улице уверенный минус 10С. На небе не облачка. Еду в сторону трассы Р1. Зимой, впрочем как и летом и осенью — дорога не представляет никаких сложностей.
Судя по снежным отвалам по краям дороги — ее иногда даже чистят, не часто не тем нее менее.
Дорога узкая и разъехаться со встречной машиной будет немного проблематично. Об этом напоминают следы разъезжавшихся здесь машин. Иногда разъезд оборачивался борьбой — но об этом я расскажу в конце следующей части. Мне навстречу попались всего две машины — Nissan X-Trail и Газель.
Если с первым мы разъехались без каких-либо проблем, то Газель, чтобы она снова встала в колею, мне пришлось тащить за собой около полукилометра. Да зимой эта дорога весьма пользуется спросом. Но как обычно у нас в стране происходит: вологодским эта дорога не нужна, так как ни одного жилого населенного пункта на ней нет, а архангельским не позволено за ней ухаживать из-за территориального деления — вот и мучаются местные жители и не местные водители которые в надежде сократить путь попадают на весьма непростую дорогу.
Спустя час неспешной езды я выехал в Архангельскую область. Архангельская область встретила меня морозом уже в -14С
7.
До Каргополя остается всего 90 км., широкого, ровного и снежного грейдера. По дороге периодически въезжаю в плотный туман. Температура скачет от -14С до -16С, порой достигает и -18С. Меня это немного волнует, так как ночевать сегодня я буду в машине, и хоть у меня установлена автономка и есть теплый спальник, все равно как-то психологически не комфортно.
В Каргополь я приехал около семи часов вечера. Первое что бросилось мне в глаза — это не отсутствие грязи на дорогах, а чистые машины. Наверное машину здесь моют всего два раза за зиму — перед зимой и после. Так что бизнес автомойки в Каргополе наверное просто убыточен…
Еще в глаза бросилось какое-то неимоверное количество людей на улицах, оно и понятно — завтра праздник, все готовятся поздравлять своих мужиков, ну а кто-то уже начал праздновать. И наконец третье — это то, что город окутал дым от топящихся печей. Да, это был не туман, а именно дым. Дыма было настолько много, что от него начинало першить в горле.
Было желание прокатиться по ближайшем окрестностям Каргополя, поснимать северные деревеньки в темноте. Заехав в Большую Шалгу и Саунино — стало ясно, что без Луны пытаться что-то снять нереально. Поэтому я решил возвращаться в Каргополь и немного прогуляться по вечерним улочкам города.
К моему удивлению, за тот час, а может и меньше, который я отсутствовал, в городе «вымерли» люди. Город опустел. Лишь редкие машины проезжали по улочкам и уезжали куда-то по своим делам… Честно сказать это было непривычно, потому как в Москве, ощущение ритма и суеты не покидает даже глубокой ночью.
Запарковав машину поближе к центру, взял камеру и штатив, прикинув в голове небольшой пеший маршрут пошел гулять. Город красив. Каргополь, как я уже неоднократно говорил и писал — один из любимых моих городов. Ну а город украшенный белоснежным снегом, на мой взгляд, лучше, чем город украшенный зеленой листвой.
Прогулку по городу начал как обычно с Соборной площади. На Соборной площади расположились четыре памятника архитектуры: слева вдали — Собор Рождества Христова (1552-1562); Соборная колокольня (1772-1778); Церковь Рождества Иоанна Предтечи (1740-1751), а вот Введенская церковь (1808-1811) в кадр не попала — спряталась за колокольней. К сожалению, архитектура Каргополя снова зарастает строительными лесами.
8.
Собор Рождества Христова (15552-1562гг) — самый старый каменный храм Каргополья. Древняя часть собора отражает характерные черты русского каменного зодчества XVI столетия- монументальность, простоту и выразительность. Собор разделен на верхний и нижний храм — в верхнем (светлом) службы проводились только летом; нижней части собора размещалась зимняя (теплая) церковь.
Современный облик собор получил в 1778 году, после реставрации от пожара 1765 года. Массивные стены еще в XVII веке стали давать трещины и собор по всем 4 углам был укреплен каменными контрфорсами, покрытыми почерневшими от времени досками. Кроме того, в то же время были построены 2 придела — с севера (во имя Алексея и Филиппа) и с юга (во имя Всемилостивого Спаса), которые помимо культового назначения играют также важную роль в укреплении несущей способности просевших и потрескавшихся стен. Помимо приделов и контрфорсов, с запада была пристроена паперть.
9.
Недалеко от Соборной расположилась — Старая Торговая площадь, на которой расположился еще один ансамбль каменных храмов: слева — Благовещенская церковь 1682—1692, справа — Никольская церковь 1741; в кадр не уместилась— Церковь Рождества Богородицы 1678—1682. Но на дневных фотографиях она будет.
10.
Тихими каргопольскими улочками пошел я на другой конец города. Тишину города нарушают редко проезжающие машины, лай собак да снега хруст. В воздухе стоит стойкий аромат дыма из печей. Дым можно не только учуять, но и увидеть, как он наравне с туманом укутывает город в свои объятья.
11.
Церковь Воскресения Христова. Конец XVII века. Как отмечается — церковь состоит » в большом родстве с Московским Успенским собором».
12.
Немного прогуляв по улочкам города и изрядно замерзнув (одет-то был по-московски и под московскую погоду) вернулся в машину и поехал искать место под ночевку. Еще в Москве я решил, что ночевать буду в Красной Ляге, на то есть свои причины. Дело за малым — доехать и как-то расположиться на месте. Мороз тем временем крепко держался на отметке -18С.
Эти цифры немного меня смущали, так как психологически я не был готов ночевать при таком минусе. Ну да ладно — подумал я — здесь (в городе) холод может быть еще от реки или не так далеко расположенного озера Лаче. В лесу-то все будет потеплее. С такими мыслями я выехал в сторону Красной Ляги. Как только в Ватамановской я свернул в лес, мороз начал расти.
Термометр начал показывать, что температура за бортом -19С, на эти цифры я смотрел уже как-то по философски что ли. На месте температура и вовсе упала до -20С. Все баста. Ну да ладно, у меня есть автономка; теплый спальник; одеяло; теплая одежда — на крайний случай заведу машину и буду спать в заведенной машине — не замерзну.
Встал на ночевку на каком-то ответвлении от основной дороги. Где-то в кромешной темноте, за кустами и деревьями посреди поля стояла Сретено-Михайловская церковь, но увидеть ее было невозможно.
Как только я вылез из машины и посмотрел на небо — я был просто поражен. Теперь я могу сказать точно — такого звездного неба я не видел ни разу. Вокруг была кромешная тьма. Мороз. А на небе светились миллиарды звезд….
Быстренько сварив себе ужин, я запустил автономку, разобрал полку и спальник и лег отдыхать. Автономка монотонно щелкала насосом. Где-то на просторах Вологодской и Архангельской областей Дениса носили черти, точнее водил за нос искусственный интеллект. Сначала он ему предложил прокатиться до Плесецка, ну посреди ночи вообще завел в какую-то заброшенную деревню.
Спалось сегодня просто великолепно. Несколько раз за ночь я все же просыпался. Иногда я просыпался от СМСок приходивших от Дениса который боролся с искусственным интеллектом или же от холода. Вообще этой ночью было немного зябко.
Порой мне думалось, что печка не работает, но как только до непроснувшегося мозга доходили щелчки насоса, а до руки протянутой куда-то под полку, доходил теплый воздух я снова проваливался в мир снов. После очередной ночной СМС от Дениса, я не поленился и вылез из теплого спальника. Как только я открыл дверь, чтобы «выйти» на улицу я сразу же ее закрыл и решил потерпеть до утра.
Было интересно, а сколько градусов ниже нуля сейчас за бортом. Я протянул руку к замку зажигания, повернул ключ и термометр с радостью мне показал цифры — -20С. Брр подумал я и быстренько укутался в теплый спальник.
Через какое-то время я снова проснулся. То ли от шума двигателя, то ли отчего-то другого, но в лобовое стекло я увидел, что на место подъехал Денис. Уже радовало, что все в сборе, хоть на часах было уже далеко за три часа ночи.
Утро было пасмурным. Лишь на востоке, почти над самым лесом виднелась небольшая полоска рассветного неба. Я подумал, что красивого рассвета сегодня не будет, закрыл окно, салон машины начал быстро прогреваться и я с еще большим упоением укутался в спальник и уснул. Тем более Денис приехал почти под утро, и он тоже наверняка захочет поспать подольше. Но мой сон нарушил стук в стекло — Денис проснулся и приглашал вылезти из спальника и полюбоваться шикарным рассветом.
Рассвет был шикарен. Солнце сквозь узкую полоску, поджигало иней на березах. От легкого дуновения ветра все березы искрились и переливались в лучах восходящего солнца… Такую красоту глаз москвича, я вам скажу, видит не часто.
13.
14.
На улице по-прежнему стоял мороз -18С. Денис сказал, что когда он подъехал на место, то его термометр показывал мороз в -27С. Утверждать не берусь, но точно могу сказать, что мой термометр врет — ему видите ли в последнее время жарко кажется и он приверает на пару градусов в «плюс». Но наверное с поправками на электронику градусов -25С было точно.
Теперь становилось ясно, почему мне было зябко ночью. Второй момент, который меня интересовал, как заведется машина. Всю ночь (точнее с 22:30 до 7:40) работала автономка и насколько она высосала аккумулятор за ночь вопрос был открытым. У меня в штате стоит два аккумулятора. По причине кончины летом 2015 года двух аккумуляторов — долгое время я ездил с одним.
Но перед этой поездкой я купил наконец и второй. Новый аккумулятор я предусмотрительно отключил на ночь. Но мене было очень интересно как машина заведется именно на одном аккумуляторе. Интрига, ведь в январе этого года в -18С машину этот аккумулятор завести почему-то не смог. Итак, ключ на старт, пару раз прогреваю свечи и вперед: Первый оборот колевала был тугой — это и понятно загустевшее масло 10W40 с большим нежеланием отпустило коленвал из своих объятий — но потом двигатель раскрутился и машина завелась… Честно сказать меня такой запуск удивил.
Мы выезжаем в сторону Каргополя. Посреди поля стоит Сретено-Михайловская церковь. Подойти пешком к ней почти нереально. Снега здесь выше пояса…
15.
Дороги зимнего Каргополья.
16.
По приезду в Каргополь, мы немного пополнили запасы продуктов и немного прогулялись по городу. Ну не могу я вот так взять и проехать мимо чистого города. Вы только посмотрите на эти белоснежные улицы. Нет ни единого следа от реагентов. Все белым бело.
Здесь не шарахаются от снега как в Москве, здесь нет дЭбилов из ГБУ Жилищник, с сумасшедшими сотрудниками, которые целыми днями гоняют в холостую сотни таракторов — глонассятся. На утрамбованном снеге совершенно не скользко — в отличии от «обработанного» асфальта в Москве, где едешь по тротуару, а ощущение что идешь по какому-то салу; или вообще по лужам в тридцатиградусный мороз. Хотя понятное дело, что такой красоты никогда в Москве не будет… Смотря на такой город у меня в голове с новой силой появляется желание свалить из свинарника под названием Москва, куда-нибудь за пределы МКАДа. И по-моему я придумал как это осуществить….
17.
Ну и еще несколько зарисовок из зимнего Каргополя. Соборная площадь.
22.
Вид на город с пристани Онеги.
23.
Старая Торговая площадь. Церковь Рождества Богородицы — 1678-1682 года постройки. Церковь была построена на средства местных купцов — братьев Андрея и Стефана Пометяевых. В первой половине XIX века к церкви была пристроена колокольня. Церковь очень красиво украшена каменной резьбой — окна, барабаны глав и порталы — украшены зубчиками, ромбиками и валиками.
В орнаменте нет ни одного одинакового наличника : один зубчатый, другой стрельчатый, третий килевидный. Интересный факт: Церковь Рождества Богородицы оставалась единственно действующим храмом в Каргопольском районе не протяжении всего XX века.
27.
На противоположной стороне площади расположились Благовещенская церковь (1692-1729) и церковь свт. Николая Чудотворца (середина XVIII века). Никольская церковь была построена в камене в 1741 году. Интересное решение в строительстве церкви применили мастера — внутренняя стена церкви состоит из кирпича, а внешняя из белого камня; пространство между ними засыпано бутом и залито раствором.
Благовещенская церковь — поражает своим величаем. Двухэтажный, пятиглавый храм стоит на мощном кубе. С виду храм кажется простым и незатейливым, но стоит подойти поближе, как можно увидеть великолепные узоры, выполненные в камне.
До 1929 года, между Благовещенской и Никольской церквями стояла колокольня в виде высокой восьмигранной башни — но к сожалению до наших дней она не сохранилась.
28.
На этом мы окончили прогулку по Каргополю и отправились дальше на Север. Конечной точкой нашего путешествия был Плесецкий сектор Кенозерского НП, деревня Шишкина. Ехать по асфальту было скучно и мы решили поехать немного другим путем, а за одно и заехать в несколько интересных мест.
Первым местом стало село Саунино в котором разместилась жемчужина Каргопольского карая — Церковь Иоанна Златоуста.
Церковь Иоанна Златоуста была построена в 1665 году. Церковь шатрового типа, восьмерик на четверике, стоит асимметрично продольной линии здания. Если посмотреть с севера, то стена трапезной и церкви выполнена в одну линию, а южная имеет выступ. Церковь срублена в «обло», а колокольня в «лапу». В первой половине XIX века с южной стороны от церкви была построена шатровая колокольня.
30.
Дальше наш путь лежал в куст деревень Ошевенск. Там мы быстренько посмотрели и сфотографировали Церковь и две часовенки. Более подробно можно почитать о них в нашем осеннем путешествии аж в 2012 году.
Церковь Богоявления Господня в селе Погост.
33.
Часовня Георгия Победоносца в деревне — Низ.
34.
Часовня Илии Пророка в Большом Халуе.
36.
Ну и конечно же вид на деревню Низ, открывающийся с мостика через реку Чуренга.
38.
Захватив некоторое количество достопримечательностей в окрестностях Каргопля мы поспешили на Кенозеро, тем более нас там уже совсем заждались…
Источник: tropa4x4.ru
Каргополь — Кенозеро
отзыв туриста
Летний отпуск я часто провожу на севере европейской части России. Со мной когда-то работал архангелогородец, который на мои рассказы о поездках заметил, что я не видел Севера, если не бывал в Каргополе. Видимо, пришло время исправиться.
Как всегда, в туристической компании АС-тревел мне помогли с подбором поездки. Итак, предстоит комбинированный тур Каргополь + Кенозеро.
1. Карго поле
Чем может привлечь крошечный провинциальный городок, при назывании которого большинство знакомых спрашивает: «это где?»
Между тем, это действительно одно из самых ярких мест страны и прав был архангельский сотрудник: видеть Каргополь нужно. По размерам и насыщенности историко-архитектурными объектами городок напомнил Суздаль, но если Суздаль знают все, он традиционно посещается толпами туристов и самостоятельно, и в составе Золотого кольца, то в Каргополь ездят намного реже. Здесь во многом сказывается географическая и транспортная отдаленность города. Он оказался несколько в стороне от больших транспортных путей, но, вероятно, такая заброшенность способствовала «консервации» в Каргополе прошедших эпох.
История Каргополя
Нынешний вид всего Севера определило последнее Великое оледенение. Если здесь что-то и существовало, ледник полностью стер следы, начав историю с нуля. Видимо, первыми на земли, освобождаемые ледником, приходят т. н. «протосаамы», предки тех, кого на Руси традиционно называли лопарями. Далее их теснят финно-угорские племена, то есть чудь.
До сих пор топонимика Севера большой частью финно-угорская. Скорее всего, Каргополь не является исключением, среди множества названий городов, кончающихся на «-поль», наверное, он единственный не восходит к греческому πόλις (город). Наиболее вероятно происхождение имени от карельского Karhupeldo (дословно «медвежья сторонка»). Хотя олонецкий губернатор, поэт и великорусский патриот Г. Р. Державин пытался найти русские корни названия и сейчас часто говорят, что название вполне славянское, «Карго поле», правда, что такое «карга» договориться не могут: то ли это ворона, то ли болото.
Якобы была найдена некая рукопись о том, что белозерский князь в походе против чуди что-то основал на Карго поле. А так как поход белозерцев на чудь относят к 1146 г., сейчас этот год считают датой основания Каргополя. Пока XII в. более ничем не подтверждается, а первое летописное упоминание приходится на 1378 г.
Как бы то ни было, поселение образовалось на стратегическом пути. В те времена главными дорогами были водные и озерно-речная система с рекой Онегой связывала центральные княжества с морем. А море — это торговля и, что немаловажно — соль.
Видимо, именно беломорская соль привела Каргополь к экономическому расцвету. Каргополь стал монополистом в продаже соли из Онежской губы. Никому не дозволялось ходить непосредственно на беломорские солеварни, соль нужно было покупать только в Каргополе.
Город существовал в пределах крепостных стен, в нем было много деревянных церквей. В 1552 г. начинается постройка грандиозного Христорождественского собора. В XVII, XVII и нач. XIX вв. в камне строят и другие храмы на месте деревянных церквей.
Административно город переходил из одного подчинения в другое, а в XV в. играл значительную роль в соперничестве Москвы и Новгорода.
При Иване Грозном Каргополь вошел в «опричные земли», то есть обеспечивал существование опричнины.
В период Смутного времени Каргополь подвергался осадам «польских и литовских людей и русских воров», выстоял, но округа была разорена.
При Петре I внимание государства перебрасывается на запад, к Балтике, там строится новая столица, Санкт-Петербург. Из Каргополя мастера плотники, каменотесы, «кирпичники» и «фонарщики» с семьями направляются на вечное житье. А Каргополь с изменением торговых путей и геополитических приоритетов теряет роль крупного экономического центра.
При Екатерине II случился сильнейший пожар, практически уничтоживший город. По легенде Екатерина из личных средств выделила огромную сумму на восстановление. Город был перестроен заново по регулярному плану (одним из первых в России). Планировка города представляет собой систему взаимно перпендикулярных улиц, направленных вдоль или поперек берега реки. Церкви были оставлены на своих местах и вписаны в прямоугольные площади.
Утверждается, что каргопольцы были столь благодарны императрице, что на половину из выделенных денег построили огромную трехъярусную колокольню в честь царицы-матушки. Арка в нижнем ярусе служила въездными воротами, ожидалось, что Екатерина, когда посетит Каргополь, проедет сквозь нее. Не приехала.
И XIX, и XX в. Каргополь уже не знает былого величия. Его история теперь — длинный список передачи уезда/района из одной губернии/области в другую.
Каргополь с древних времен был местом ссылки. Сюда ссылали татарских ханов и царских жен, опальных бояр и предводителей крестьянских восстаний. В советские времена традиция продолжилась, лагеря Каргопольлага занимались лесозаготовками. У одной из моих сотрудниц репрессированный дедушка умер где-то в Каргополе или его окрестностях.
Как рассказывал гид, сейчас на территории Каргопольского района нет ни одного места заключения.
Географическое положение Каргополя
Каргополь находится практически прямо на севере от Москвы, на берегу реки Онега, в ее верхнем течении, в 2,5—3 км от истока в озере Лача. От Москвы ок. 1000 км, до Архангельска менее 500.
В городе проживает тысяч 10 жителей и еще столько же в районе.
Как добраться до Каргополя
С транспортной точки зрения Каргополь стоит не очень удобно. В него возможно попасть либо по шоссе, либо поездом. Поездом удобнее (из Москвы с Ярославского вокзала поезда на Архангельск/Северодвинск), но ближайшая станция — Няндома — километрах в 75—80, то есть нужно озаботиться трансфером до места проживания.
Где жить
Каргопольская часть тура предполагала два варианта размещения: в отеле, либо на частном секторе. Решив, что провинциальные отели всегда похожи, выбрал частный дом, как составляющую отдыха à la russe. Не пожалел. Из преимуществ новые впечатления. Из недостатков некоторая отдаленность от центра.
Вообще поселили чуть ли не в самый дальний в направлении от реки домик, но из-за того, что город маленький, спокойным шагом менее 15 минут.
Что мы видели
Конечно же, сам Каргополь c частной застройкой XIX в. и древними храмами. Ансамбли Соборной и Старой торговой площади, Воскресенская церковь, «валушки» — остатки крепостных сооружений. Посетили центр ремесел «Берегиня», познакомились с лоскутным шитьем, тряпичными куклами, изготовлением щепных птиц, росписью по дереву, плетением из бересты, ткачеством и, конечно же, знаменитой каргопольской глиняной игрушкой. Поднялись на Соборную колокольню, погуляли по набережной.
На выезде в автомобильных экскурсиях посмотрели деревянный архитектурный ансамбль в Саунино (церковь Иоанна Златоуста и колокольня), Сретенско-Михайловскую церковь в Красной Ляге, церковь в селе Лядины (совсем недавно там был полный «тройник» из летней и зимней церквей и колокольни, но одна из церквей и колокольня сгорели, остались лишь уголья). В Лядинах же посетили очень необычный частный этнографический музей на базе бывшей школы.
Съездили в Каргопольскую часть Кенозерского национального парка, побывали на водоразделе двух океанов — Атлантического и Северного ледовитого. Поднялись на Хижгору, где посетили деревянную церковь Александра Свирского.
С вещами выехали из Каргополя, чтобы попасть в Плесецкую часть Кенозерского парка (мы проживаем в Вершинине) и по дороге заехали в действующий Александро-Ошевенский монастырь, Ошевенск, Архангело, Почеозерский погост (Филипповскую).
2. Кенозеро
Вторая часть нашего тура посвящена Кенозерскому национальному парку. Общая полщадь парка 141354 га. Он делится на две зоны: южную — Каргопольскую, мы в нее уже заезжали и северную — Плесецкую, где находится собственно озеро Кенозеро. Столицей Плесецкой части является деревня Вершинино, где мы и должны по плану разместиться.
На самом деле нас поселили в гостевые домики, расположенные даже не в соседней, а в деревне через одну. Километра 2,5 (минут 30 пешком) до столовой и места начала экскурсий.
В остальном размещение отличное: две комнаты на 3—4 кровати (одноместное или двухместное размещение значит, что соседние койки пустуют), общая кухня-гостиная со всем оборудованием, прихожая и туалет. Нет душа/ванной, но во дворе баня. Недалеко озеро с местом для купания и деревня с магазином.
Что мы видели
Прошли пешеходной обзорной экскурсией по Вершинину, осмотрели Никольскую часовню, экспозицию в амбарах, музейные фонды Кенозерского парка в рухлядном амбаре.
За дополнительную плату у нас получились две экскурсии: на кораблике по южной акватории Кенозера и выезд на автобусе в Усть-Почу с обзорной экскурсией, мастер-классом по какому-то из народных промыслов (у нас было плетение солонки из бересты) и чаепитием с пирогами. Обе экскурсии сто́ящие.
Вообще же поездка удалась. Все время стояла сухая жара и только когда я поднимался в вагон в Няндоме, отправляясь обратно в Москву, прогремел гром и пришли дожди.
Весь тур — это какое-то окошко в старую Русь, которой остается все меньше. Съездите в Каргополь и может быть вы почувствуете себя пилотом машины времени.
Фотографии
Полный фотоотчет о поездке см. в отдельной фотогалерее (6 страниц, 66 фотографий)
Предупреждения
- приобретайте тур у проверенной компании, как показала практика, не все владеют необходимой информацией
- настойчиво добивайтесь уточнения времени и места начала и завершения маршрута, чтобы забронировать самые удобные билеты
- размещение в частном секторе может быть несколько удаленно от центра
- в стоимость тура не входят ужины, а если экскурсии заканчиваются поздно, в городе могут быть закрыты магазины (разве что «Магнит» работает до 21:00)
- в жаркое время года всегда берите с собой воду
- дорога между Каргополем и деревней Вершинино продолжительна и большей частью проходит по неасфальтированным участкам (бетонные плиты или грунт), сильно трясет и пылит
- в ходе тура посещается действующий мужской монастырь, храмы и часовни; хотя бы в монастыре требуется соблюдение «дресс-кода»: женщины в юбках, с покрытой головой и плечами, мужчины в длинных штанах
- гостевые домики (кордоны) в Вершинине находятся в 2,5 км от центра, дистанцию нужно проходить пешком (по жаре м. б. утомительно); в принципе возможно размещение в гостинице (более дорогое и бронируется заранее) или частном секторе
- общайтесь с представителями парка, спрашивайте о лучших экскурсиях, не бойтесь перестраивать планы: нам подобрали действительно удачные маршруты, лучше предполагаемых типовых
- в Кенозерском парке на август 2014 работал только один сотовый оператор — Мегафон, практически все москвичи остались без связи (в Каргополе и Няндоме большая тройка операторов представлена)
Благодарности
Хочу выразить благодарность туристической компании АС-тревел, и лично Наталье за четкую профессиональную работу. Есть поводы сравнить: для покупки обратного билета на поезд нужно было узнать график тура. Некоторые туристы, приобретавшие поездку в других агентствах, через других операторов, вынуждены были ждать отправления своего поезда много дольше, а кто-то оплатил отъезд даже из другого места, не с той станции, где завершался маршрут. У меня таких проблем не было, за что большое спасибо! 🙂
Россия
О стране Туры и цены
Подмосковье
Соловки
Тува
Шерегеш
Поиск туров
Горные лыжи
Отели
Новости
Оставайтесь на связи
Наталья Нере́тина
директор отдела продаж
+7 929 910-90-60
Иван Щенников
менеджер по туризму
+7 926 384-99-44
Для тех, кто только что вышел за дверь, самая трудная часть осталась позади
Голландская пословица
Мы в реестре туроператоров
ООО «АС-тревел»
РТО 001262
карта сайта
пишите нам
смотрите Дзен
вступайте в VK
смотрите видео
ищите в Telegram
Источник: actravel.ru
Отпуск на Севере.Путешествие.Каргополь
Итак, выезд в воскресенье, 3 июля — мало машин, грузовых и дачных, движение спокойное, что очень важно, так как, несмотря на громкие отчеты о закончившейся постройке дороге на космодром «Плесецк», большая часть трассы до сих пор пыльный грейдер.Экипаж — я и мой племянник.
И вот, к середине дня, проскочив самую пыльную дорогу на свете, рядом с Савинским месторождением известняка, мы пребываем в поселок Плесецк.
Сам поселок — очень обычное поселение, без особых примет.Вот только его название присвоено космодрому поблизости.У космодрома свой городок, с оригинальным прозвищем Мирный, где и живут покорители космоса.А в поселке Плесецк, только железнодорожная станция и очень дорогая гостиница для командировочных гостей.
Но мы едем дальше, и вот, через 400км от Архангельска, наша первая большая остановка — древний город Каргополь.
вид на Каргополь с озера Лаче
Официальной датой основания города новгородским князем Вячеславом считается — 1146 год.
Каргополь находится на очень удобном месте — между вологодскими землями, Белым озером и поморским Белым морем, на реке Онега, вытекающей из большого озера Лаче и впадающей в море.
Название Каргополь расшифровывают с финно-угорского, как медвежья сторона.
древняя фотография Каргополя
Сейчас город, оказавший вдали от основных автомобильных и железных дорог, сохранил дух древности.
Источник: www.drive2.ru