Путешествие по юар на автомобиле

Я уже писала, что основная часть туристов в ЮАР передвигается на машине. Поэтому не лишним будет рассказать о дорогах. Мы проехали по дорогам ЮАР больше 2 тыс. километров и это было отдельным удовольствием.

Дороги идут через живописные места, каждый раз хочется остановиться и смотреть. Наверное, строители дорог знали, какое впечатление производит на туристов природа страны, поэтому на дорогах в самых красивых местах есть площадки, куда можно безопасно съехать с трассы.

Дороги ЮАР. Фото автора

Дороги в ЮАР просто отличные. Скоростной режим регулируется знаками, стоят камеры и поэтому нарушать здесь не советую. Практически, все водители соблюдают правила движения, вежливы на дороге.

Частенько можно наткнуться на ремонт дороги. Постоянно где-то что-то ремонтируют, расширяют и прокладывают новые дороги. О приближении такого участка вас предупредят. Один, а то и два человека будут стоять у начала участка ремонта и махать красным флажком.

Весь участок будет отмечен красными конусами. Если ремонт большой, то перед въездом могут положить несколько «лежачих полицейских». Их в ЮАР, вообще, любят и кладут в самых непредсказуемых местах.

Африка. ЮАР. Влог Часть 1. Прилетели в Кейптаун, нам уже очень страшно…

Дороги в ЮАР платные и бесплатные. Большой разницы не заметила. За платный кусок дороги вам придётся заплатить 20-40 рандов.

Дороги ЮАР. Фото автора

На скоростных шоссе разрешается ехать со скоростью до 120 км/час, на обычных от 80 до 100 км/час. В населённых пунктах придётся снизить скорость до 50 км/час. Кстати, в населённых пунктах особо и не разгонишься, очень много «лежачих полицейских». Особенно их много перед школами и на въезде в город.

На скоростных шоссе есть съезды к зонам отдыха. Они оборудованы навесами и столами. Часто там дежурят полицейские.

Зона отдыха на шоссе с навесом и столом. Фото автора

А вот заправок на скоростных шоссе нет, вам придётся съехать с основной дороги по направлению к какому-нибудь маленькому городку. На обычных шоссе проблем с заправкой не будет, потому что дороги проходят через городки и посёлки, где всегда есть заправки.

На обочинах частенько можно увидеть отдельных людей или пары, которые голосуют проезжающим машинам.

Голосуют, в ЮАР своеобразно. Не рукой, не поднятым вверх пальцем, а зажатыми в руке деньгами. Не могу даже представить, кто остановится и возьмёт в машину такого голосующего, особенно, прочитав правила безопасности.))) Не понятно и как садиться в остановившуюся машину. Ну да, ты сядешь с деньгами. А что будет дальше?

Кстати, на дорогах ЮАР встречается интересный знак — перечёркнутая рука с поднятым пальцем. То есть, «запрещается голосовать на этом участке дороги».

Вообще, много знаков, которые в России не встречаются.

Знак, запрещающий голосовать на дороге. Фото из свободных источников

Если вы едете на машине утром, будьте готовы к пробкам. Детей везут в школу, дети идут в школу, детей собирают и везут школьные автобусы. Да, утром обочины дорог ЮАР полны идущими в школу детьми. Только чёрными детьми. За всё время мы не видели ни одного белого ребёнка, который бы шёл в муниципальную школу.

ПРИЛЕТЕЛИ В ЮАР И ОБАЛДЕЛИ!

Интересно, что в каждой школе форма своего цвета, но вся форма однотипная. Юбки для девочек, брюки для мальчиков, белые блузки-рубашки и жилеты разных цветов. Все, кто учится в одной школе, носят одинаковые по цвету жилеты.

Дороги ЮАР. Фото автора

На дорогах носятся маршрутки. Да-да-да. В ЮАР тоже есть маршрутки. И такое впечатление, что за рулём этих маршруток — обдолбанные водители. Тоже чёрные.

Читала, что на дорогах следует держаться от этих маршруток подальше, они едут как хотят, не обращая внимания на других участников движения, подрезая друг друга и перехватывая пассажиров.

Кстати, ничего не напоминает?

На дорогах ЮАР нужно быть особенно внимательными. В первую очередь, если на дорогах маршрутки — их водители правил дорожного движения в глаза не видели и права у них обычно липовые если вообще есть. Техническое состояние этих миниавтобусов не подлежит никакой сертификации , как ездят — непонятно.

Лучше от этих ребят держаться подальше, так как они скорее всего вооружены и долго беседовать с вами не будут. Я обычно, если нет возможности обогнать, еду сзади маршрутки, чтоб видно было, что этот горе-водитель будет выделывать. Просто сменить ряд не поможет, он и сам будет ряд менять каждые две минуты и, скорее всего, сам куда-нибудь денется. Главное чтоб сзади не маячил.

Дороги ЮАР. Фото автора

Парковки в городах часто платные. Но можно бесплатно припарковаться у муниципальных учреждений, рядом с достопримечательностями и у магазинов. Везде вам будут помогать парковщики. Покажут, куда поставить машину, у магазина даже как-то присмотрят.

Платные парковки тоже с парковщиками, которые выпишут вам квитанцию за то время, на которое вы ставите машину.

Можно поставить машину и на неохраняемую парковку, но это на свой страх и риск. Можете не досчитаться вещей в салоне, стекла в машине или, вообще, самой машины.

На заправках можете даже не выходить из машины. Зальют бензин, помоют стёкла и фары. Это удобно и приятно.

В общем, машина для туриста в ЮАР — это необходимость и удобство.

А в этой подборке вы найдёте все мои статьи о нашем путешествии в Южную Африку:

Источник: dzen.ru

Южная Африка: черная карта

C востока на запад, от побережья Индийского океана до Атлантического, через саванну и горы Южно-Африканской республики проехал на автомобиле Игорь Моржаретто.

В Кейптаунском порту… Всё как в песне.

В Кейптаунском порту… Всё как в песне.
В Кейптаунском порту… Всё как в песне.

Львы, носороги и другие звери

Наш гид и водитель Билл спрыгнул со своего сиденья на землю и опустился на колени у кучки не слишком аппетитного вида. Взял из нее кусочек, растер между пальцами, понюхал и глубокомысленно вывел: «Дерьмо совсем свежее — значит, жирафы где-то рядом». Мы содрогнулись, а Билл как ни в чем не бывало вытер руку о видавшие виды штаны и полез на водительское место. Нажал на кнопку стартера, дизель бодро затарахтел, и наш «лайнер», переделанный из старого армейского грузовика, бодро двинулся по проселочной дороге.

Перекрикивая двигатель, Билл радостно рассказывал, что, вообще-то, дерьмо диких животных в ряде случаев — очень полезная вещь; например, если намазаться экскрементами слона, это отпугнет любого хищника… К счастью, лекцию прервало появление жирафов. Казалось, они вообще не реагируют на присутствие людей на тарахтящей повозке — знай себе щиплют свежие листочки.

Восторгу нашему не было конца, мы только успевали щелкать фотоаппаратами. Но тут с другой стороны показались зебры, затем — бизоны; вдруг дорогу, весело хрюкая, перебежала семья диких кабанов-бородавочников…

Вот так едешь себе по дороге, а рядом мирно прогуливаются буйволы, страусы, носороги, львы, жирафы и прочие африканские жители.

Вот так едешь себе по дороге, а рядом мирно прогуливаются буйволы, страусы, носороги, львы, жирафы и прочие африканские жители.

Вот так едешь себе по дороге, а рядом мирно прогуливаются буйволы, страусы, носороги, львы, жирафы и прочие африканские жители.

Полное ощущение, что находишься в какой-то сказке! К реальности нас вернул носорог. Видимо, ухаживал за подругой, а тут какие-то шумные существа… Он вдруг резко повернулся в нашу сторону и неожиданно быстро побежал, угрожающе наклонив голову. Наш водитель попытался пришпорить свой неповоротливый «лайнер», но носорог оказался быстрее и с разгону поддал машину в бок.

Тяжелый автомобиль ощутимо качнуло, а народ дружно взвизгнул — и женщины, и мужчины. А фотограф, который сидел с краю у левого борта, где мелькнул страшный рог, казалось, завис в воздухе в метре от сиденья… Удар пришелся в раму автомобиля и никакого вреда ему не причинил, а носорог, выполнив свой долг защитника подруги и природы, отправился мирно щипать травку.

А мы поехали смотреть на львов. Те, похоже, не так давно пообедали и туристами не интересовались — лежали себе мирно в траве и даже встать при нашем появлении не пожелали. Впрочем, спуститься с высоких сидений на землю и подойти к хищникам поближе тоже никто не захотел. Тем более, что это запрещено правилами посещения национальных парков ЮАР (всего их в стране более двухсот). Животные тут к регулярным посещениям туристов, конечно, привыкшие, но все же…

11

Держитесь левее

Когда мне предложили принять участие в десятидневном автомобильном путешествии через всю Южно-Африканскую Республику, я немедленно согласился. А кто откажется от такого? Ехать надо было за правым рулем — естественно, по левой стороне дороги. В качестве транспортных средств были выбраны самые разные автомобили китайской компании Great Wall (внедорожники Hover, пикапы Wingle, хэтчбеки Coolbear и Florid). Дело в том, что китайская компания очень хорошо представлена на местном рынке — в 2009 году в ЮАР было продано свыше 25 000 автомобилей марки Great Wall.

И вот, ранним ноябрьским утром (в южном полушарии это примерно соответствует нашему концу мая) под яркими лучами солнца мы отправились вдоль побережья — из Дурбана в Кейптаун.

По плану надо было проехать 1700 км, но в реальной жизни получилось куда больше — 2700 км. Кстати, приспособился к движению по непривычной стороне дороги и коробке передач (рычаг надо переключать левой рукой!) довольно быстро; дольше всего пришлось привыкать к тому, что за поворотники отвечает правый рулевой переключатель, а за работу дворников — левый.

И еще к тому, что преимущество имеет машина, находящаяся слева (а не справа!). А так только поначалу пытаешься заехать левыми колесами на обочину, когда справа на приличной скорости проносится здоровенный грузовик. Но страх довольно быстро проходит, и через час уже спокойно разъезжаешься правым бортом, а на кругу едешь по часовой стрелке.

Дороги в Южной Африке отличные! Как правило, трех-четырехполосные, с хорошим покрытием, разметкой, понятными дорожными знаками…

ПДД в этой стране, в общем, такие же, как и везде. Но встречаются и оригинальные дорожные знаки.

ПДД в этой стране, в общем, такие же, как и везде. Но встречаются и оригинальные дорожные знаки.
ПДД в этой стране, в общем, такие же, как и везде. Но встречаются и оригинальные дорожные знаки.

Движение по основным трассам оживленное, но водители дисциплинированные, и за десять дней мы видели лишь два ДТП.

Скорость на дорогах ограничена: в населенных пунктах — не более 60 км/ч, на загородных шоссе — до 100 км/ч, на автомагистралях — не более 120 км/ч. Это объяснимо: на дороги часто выходят животные и люди. Полиция активно использует камеры и радары.

Штрафы за превышение скорости высокие: от 100 до 500 рандов, причем платить надо на месте. Езда со скоростью выше 160 км/ч наказывается не только штрафом, но и заключением в камеру на сутки!

Полицейские в ЮАР очень дружелюбны в общении с иностранцами. Еще бы, туризм дает значительную часть доходов страны.

Полицейские в ЮАР очень дружелюбны в общении с иностранцами. Еще бы, туризм дает значительную часть доходов страны.

Полицейские в ЮАР очень дружелюбны в общении с иностранцами. Еще бы, туризм дает значительную часть доходов страны.

Мы об этих строгостях знали заранее, поэтому правила не нарушали. Дорожных полицейских встречали регулярно, но проблем не было. Кстати, любого иностранца, который садится в ЮАР за руль автомобиля, тщательно инструктируют — и по поводу особенностей левостороннего движения, и, самое главное, как проезжать через районы и города, где живут представители коренного населения. Увы, уровень преступности в Южной Африке очень высок, поэтому европейцам категорически не рекомендуют, например, заезжать в черные пригороды Йоханнесбурга. В любом случае, во время движения по незнакомым районам лучше заблокировать все двери и поднять стекла.

Местные, как правило, возят с собой баллончик для быстрого ремонта шин. Дело в том, что здесь распространена такая «шутка»: преступники специально разбрасывают на дороге острые предметы и ждут, когда водитель остановится, чтобы поставить запаску вместо пробитого колеса. Ну а дальше может быть всякое…

Читайте также:  Сценарий путешествие на самолете

Так часто перемещаются по дорогам местные обитатели. ПДД этого не запрещают. А что делать, когда нет денег!

Так часто перемещаются по дорогам местные обитатели. ПДД этого не запрещают. А что делать, когда нет денег!

Так часто перемещаются по дорогам местные обитатели. ПДД этого не запрещают. А что делать, когда нет денег!

А еще — в ЮАР, естественно, не разрешается проезжать на красный сигнал светофора, но если белый водитель едет через опасный район и проскочит пустой перекресток, не дожидаясь зеленого, объяснение, что он, мол, опасался ограбления, принимается полицией как уважительная причина.

Впрочем, мало ли таких опасных районов в России или любой другой стране мира? И в Африке главное — не нарушать существующие правила, и тогда путешествие запомнится навсегда. Потому что природа здесь потрясающе красивая, города интересные, исторических и культурных памятников хоть отбавляй. А где еще на дорогу может не спеша выйти слон.

Большое спасибо компании ИРИТО, дистрибьютору автомобилей Great Wall в России, за организацию поездки.

Источник: www.zr.ru

Африканское ралли. Часть 1. ЮАР

Конец года выдался нелегким. Смешалась физическая и моральная усталость, давило серое небо, руки не держали, ноги не ходили, голова не думала, и даже подготовка и сборы в долгожданный отпуск казались просто еще одной проблемой, которых и так было хоть отбавляй.

С огромным трудом мне удалось пережить первую и последнюю (для меня) рабочую неделю декабря. Время тянулось ужасающе медленно несмотря на то, что работы было навал, и даже подумать о приближающемся отпуске было некогда.

Все наложилось друг на друга, и, если говорят, что бывает семь пятниц на неделе, то у меня каждый день тянулся как целая неделя, во всяком случае, если говорить об усталости. Представьте, я приходил на работу утром, будем считать, что это понедельник. К 11 утра я себя чувствовал уже как во вторник, шел обедать в среду, часам к трем дня я был затраханный как вечером четверга, а к шести ближе был убитый, как в пятницу. И так каждый день всю неделю! А ведь надо было собрать в кучу мозги, распечатать всякие бумажки, собрать какие-никакие вещи, почитать кой-чего, ибо в течении трипа были запланированы несколько свободных дней, и т. д. и т. п. Я же, приходя домой, мог только валиться на кровать, и долго соображать, что мне надо нажать на пульте, чтобы включить ТНТ.

В состоянии полной прострации я доехал на такси до Домодедово, и пятичасовой перелет в Дубаи воспринял как отдых… Не поверите, в кои-то времена рядом со мной оказалось свободное место, и я, накатив четыре стаканчика винца и съев вкусный ужин (арабы рулят!) даже умудрился поспать минут сорок, чего со мной в самолете не случалось уже ОЧЕНЬ давно. Вот такое получилось начало отпуска…

Священный ибис, Threskiornis aethiopicus, African Sacred Ibis

22
Священный ибис, Threskiornis aethiopicus, African Sacred Ibis

А ведь отпуск планировался быть весьма интересным, я решил продолжить свое сотрудничество с African Budget Safaris, а соответственно и с моим тезкой Nomad Adventures, с которыми я несколько лет назад очень удачно прокатился по ЮАР и Намибии. Выждав четыре года я снова связался с очаровательной (как минимум в общении) девушкой Клэр, и в результате энных размышлений и переговоров заказал и оплатил (гулять так гулять) 20-дневный тур по шести странам. Старт был из Йоханнесбурга, дальше мой путь лежал в Ботсвану (с посещением одной из моих мечт — Окаванго), потом в Зимбабве (с посещением еще одной мечты — водопада Виктория), потом через Замбию я ехал в Малави, о которой я не только никогда не мечтал, но даже и не думал, и заканчивался тур в Танзании, в Дар-эс-Саламе, откуда я должен был лететь домой.

1

В отличие от намибийского тура, где основную часть увиденного составляли природные красоты, а сафари как таковое заняло всего пару дней, в этот раз планировалось посещение нескольких национальных парков, где можно было увидеть, как обычных для Африки животных типа слонов и прочих львов, так и новые виды, мною раньше не виданные.

Чернокрылый дымчатый коршун, Elanus caeruleus caeruleus, Black-shouldered Kite

18
Чернокрылый дымчатый коршун, Elanus caeruleus caeruleus, Black-shouldered Kite

Определившись с датами поездки я уже было собрался покупать билеты, как вдруг подумал, что надо посмотреть, что там делается с визами. Результат проверки меня с одной стороны порадовал, а с другой огорчил.

К счастью, ЮАР отменила для нас визы вообще (я с ужасом вспоминаю, сколько всяких бумажек сложенных в строжайшем порядке я сдавал на визу 4 года назад), в Ботсвану нам виза тоже не нужна, в Замбию, Зимбабве и Танзанию визы оформляются на границе (30–50 долларов), подстава была с Малави. Сердце Африки, как они себя называют, россиян на свою территорию без визы не пускает, а ведь у нас там планировалось целых четыре дня. А ближайшее консульство, где ее можно сделать, находится в … Берлине! Есть в Лусаке и еще где-то, но везде ее делают в течении 2–7 дней. Времени и возможности лететь в Берлин у меня не было, в Лусаке мы должны были быть проездом, поэтому я снова обратился за помощью к Клэр.

Оказалось, что консульство Малави есть в Йобурге, Клер созвонилась с ними, и сказала, что мне там могут сделать визу за день-два. Скорее всего. В результате, несмотря на то, что трип начинался 13 декабря в четверг, мне пришлось брать билеты так, чтобы прилететь в Йобург заранее, и утром в понедельник падать в ноги сотрудникам малавийского консульства.

Вопрос что делать, если визу мне не дадут, или не сделают ее быстро, оставался открытым. Ах да, помимо всего прочего, виза в Сердце Африки стоит ни разу не 30 и даже не 50 долларов, как в другие африканские органы, а целую сотку! Дабы простимулировать консула, я приобрел бутылку водки, а в качестве подарка секретарше, или какая там должность у девушки, с которой связывалась Клэр — павловопосадский платок, выполненный в любимыми африканцами ярких цветах.

Перед самым отъездом я еще раз попросил Клэр связаться с консульством, объяснить им мою ситуацию, и вообще сказать, что я буду у них в понедельник утром. Клэр сказала, что все ок, меня ждут и все будет хорошо. Радовало, что хоть кто-то был в этом уверен…

Капская авдотка, Burhinus capensis capensis, Spotted Thick-knee

23
Капская авдотка, Burhinus capensis capensis, Spotted Thick-knee

Самые недорогие билеты (очень относительно недорогие) до Йобурга были у Эмирейтс. Вообще, конечно, Африка она ну ни разу не бюджетная, даже если ты заказываешь трип у African Budget Safaris. Конечно, если переночевать 20 раз в спальнике в палатке он был бы дешевле, но… стар я уже для таких развлечений.

Нет, в свое время я несколько раз ночевал в палатках в Кении и Танзании, и мне очень это понравилось, но во-первых, это было не 20 дней подряд, а во-вторых — почти 10 лет назад. Так что пришлось брать, как они это называют, accomodated trip с размещением во всяких крутых (других там почти нет) лоджах и гостиницах.

Далее, пришлось отвалить изрядную сумму за всякие дополнительные активити — ибо глупо ехать в Окаванго, и не полетать над этим чумовым местом на самолете, или, будучи первый, и, возможно, последний раз в жизни на водопаде Виктория, не взять вертолетную экскурсию. В результате, общая сумма получилась непристойно огромной, но… черная Африка требует жертв.

Ездить там с рюкзаком за плечами на местных автобусах и попутках — это, извините, не ко мне. Собственно, я не жалуюсь, я просто констатирую факт. Ибо это мой уже четвертый африканский заезд, и мне очень хочется верить, что не последний. Африка — она затягивает, спросите у тех, кто там был.

Просто надо собраться и съездить туда один раз, и… вы будете туда возвращаться снова и снова, сначала в мыслях, а потом уже и реально. При условии, конечно, что вы любите природу и животных больше, чем пламенеющую готику и фахверковые домики. А это как раз мой вариант…)

Красноглазая горлица, Streptopelia semitorquata, Red-eyed Dove

20
Красноглазая горлица, Streptopelia semitorquata, Red-eyed Dove

Итак, через час должна быть посадка на мой рейс в Йоханнесбург, думаю, вы уже догадались, что я пишу этот текст в аэропорту Дубая, время два часа ночи, но я еще почти живой, благо я напился дорогого кофе в местном Макдональдсе и нашел курилку. Что-то мне подсказывает, что мне так и придется писать отчеты он-лайн, так как по возвращении времени на это у меня снова не будет (надо же, как в воду глядел!). Но может оно и к лучшему, писать по живому интереснее, чем спустя годы, как это делают некоторые.

Итак, Аэробус А380 совершенно незаметно оторвал свои 300 тонн от эмиратской земли, и направился на юг. Не поверите, но рядом со мной опять было свободное место! На самом деле мне не повезло, впереди и позади меня сидело вообще по одному человеку. Кстати, самолет огромный только снаружи, внутри там места (когда сидишь) столько же, сколько в любом другом большом самолете.

Вообще, я подозреваю, что его сделали только ради бизнес-класса на втором этаже, куда простым эконом-смертным не дают даже заглянуть. Как бы то ни было, но я умудрился свернуться на двух креслах и поспать, наверное, часа два. Эх, не сидел бы с краю какой-то азиат в маске, проспал бы я все семь часов…

9

Под крылом — ЮАР.

Ну да ладно, около 11 утра мы мягенько приземлились в аэропорту Йоханнесбурга, и слава богам. Я получил багаж, и разменял деньги, ибо Клэр предупредила меня, что там, где я буду жить до начала сафари, обмена нет. К чему это я. Не помню, как я менял деньги в Кейптауне, вроде как без особых проблем, но в аэропорту с меня при обмене 400 долларов содрали всяких налогов и прочих такс на целых 25 баксов! Настоящий грабеж! В общем, не меняйте много денег в южноафриканских аэропортах.

Выйдя в зал прилета и обойдя его пару раз, я не увидел таблички с моим именем.

8

— Подстава! — подумал Штирлиц. Но после внимательного изучения ваучера я обнаружил, что шаттл в то место, где я планировал жить, будет в 12.30, они не встречают каждого прилетевшего, а просто несколько раз в день приезжают в аэропорт за народом. Пока я искал нужного человека, я нашел трех швейцарских (снова) пенсионеров, которые держали в руках такие же ваучеры, как был у меня.

В результате у меня образовалось полчаса свободного времени, которое я с удовольствием провел в курилке на жарком африканском солнышке. Верьте или нет, но водитель с нужной бумажкой в руках появился ровно в 12.30! Как-то не по-африкански это… Мы погрузились в минибас, и поехали в Belvedere Estate — место, где мне предстояло провести целых 4 дня, которое является базой для Nomad Adventures, и откуда стартуют все сафари, начинающиеся в Йоханнесбурге.

Езды до него оказалось около получаса, и вот я, под руководством южноафриканки цвета темного шоколада, заселяюсь в свои апартаменты. Номерок, скажу я вам, был ни разу не плох. Площадью метров 40, здоровенная кровать — спи хоть вдоль хоть поперек, деревянная мебель со встроенной в одном шкафу мини-кухней (микроволновка, чайник, чашки, набор чай-кофе-сахар-молоко, холодильник, и, не поверите, раковина!).

13

Такого я еще не видел. В небольшом деревянном шкафчике, который висел левее от, представьте себе, КАМИНА. если полюбопытствовать и открыть дверцы, можно было обнаружить телевизор. Смотреть в телевизор и камин предполагалось с большого мягкого дивана.

13

Санузел (это у меня дома санузел, тут все было круче) был оборудован ванной, раковиной с нормальным краном, зеркалами, подсветкой, и вообще полный фарш. Не, не Хилтон, конечно, но поверьте, я сразу перестал жалеть, что мне придется тут сидеть несколько дней. Небольшие домики с двумя-тремя такими номерами были накрыты высокими тростниковыми крышами, благодаря чему, в номере стоял обалденный запах как в предбаннике хорошей бани — аромат нагретого дерева с легким привкусом прогоревших в камине дров. Ну, и в добавок, там был отличный вай-фай! Что еще надо для жизни?

6

Я кинул сумку, переоделся в шорты и шлепки (было жарковато), и пошел осматривать территорию. Все домики разного размера были оформлены в одном стиле — кирпичный низ, тростниковый верх.

Источник: www.tourister.ru

Рейтинг
Загрузка ...
Центр туризма