Правила для похода в церковь

Первые шаги в храме

Нужны ли «посредники» в лице священников для общения с Богом? Зачем ходить в храм, когда Господь у меня в душе? Если тело тленно, а душа бессмертна, какой толк от сложных обрядов и длительных богослужений? Поговорим сегодня о теме наших взаимоотношений с Богом и распространенных заблуждениях на этот счет.

«Всем, кто верует в душе, я всегда предлагаю такое упражнение: есть в душе, пить в душе, жениться в душе. Понравилась девушка, на ней в душе женился — и все. А еще можно в душе за зарплатой ходить в кассу… Вера в душе — это вообще отсутствие веры».

Протоиерей Димитрий Смирнов

Дом моего Отца

У людей нерелигиозных Церковь самим фактом существования часто вызывает неприкрытое возмущение и неприятие самим фактом своего существования. Общество верующих нередко называют сборищем фанатиков, священнослужителей − успешными коммерсантами, а всю религиозную организацию − бизнес-структурой, где людей дурят за их деньги.

А даже если не так − «вдушеверы» считают, что у них личные отношения с Богом, в посредниках они не нуждаются и сами лучше знают, как строить общение с Создателем.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ

Евангелие для такой группы людей редко выступает авторитетом. Но при этом и определить, Кто же Такой Бог, они могут очень смутно. Христиане верят, что Творец Мира − любящий Отец, а люди – непослушные, но любимые дети. Однажды их «шалость» привела к серьезной для всего человечества размолвке с Богом, то есть к грехопадению.

Человек потерял связь с Господом и оказался здесь, во временном мире. Нахождение на Земле отныне стало для людей подготовкой к возвращению в Дом Бога.

И прообразом Обители Отца стал храм. Он оформлен как маленький космос, в котором заключены основные события христианской истории. С икон и фресок на верующих взирают святые, под куполом изображен Иисус Христос, находящийся на духовной высоте, на которую без Его помощи нам не подняться.

Поход в храм − это и символическое действие. Внешний мир, включая наш дом, символизирует собой падший мир, а поход в храм − наша попытка стать ближе к Богу. И каждая такая попытка является тренировкой души. Ведь в храме человеку сообщается Божья благодать, та энергия, с помощью которой мы меняемся, то есть уподобляемся Богу.

В Евангелии Иисус Христос сказал:

«Дом Мой домом молитвы наречется»

То есть храм изначально был сделан как место, выведенное по своему назначению за пределы обыденной человеческой жизни. И, если человек нецерковный действительно воспринимает Бога как Отца, почему же ему не навестить Родителя?

Нам очень понятно становится, если провести параллель с нашей обыденной жизнью: кто бы нам поверил, что мы очень любим своих родителей, но «в душе», когда мы ничем не подтверждаем эту любовь? Неужели мы не хотим видеть тех, кого любим? Встреча с Господом происходит в храме, а через Таинства посылается возможность соединиться с Ним.

Таинства: как соединиться с Богом?

С помощью Крещения человек становится членом Церкви в широком смысле. Через «воду и Дух» люди получают возможность встать на путь духовного совершенствования. Если связь с Богом потеряна, должно произойти некое действие, примирение и решительное желание пойти по новому жизненному пути.

В Исповеди человек получает возможность сбросить с себя внутренний груз грехов. Наличие греха просто не подпустит к Богу, поскольку грех противоположен чистой природе Господа. После Исповеди человек открывается для возможности принять в себя Бога.

В Евхаристии верующий христианин соединяется с Богом, когда человеку под видом хлеба и вина даются Тело и Кровь Христовы. Среди Таинств Церкви Причастие имеет наибольшее значение.

Сегодня считается, что основных церковных Таинств семь, хотя на самом деле все, что невидимо в Церкви − таинственно. Совершаются Таинства в храме (очень редко и по нужде − в других местах). Каждое Таинство начинается с молитвы священника и верующих к Богу с просьбами послать Свою благодать. Это вполне соответствует словам Бога о «доме молитвы», и чтобы принять Таинства, соединяющие человека с Отцом, ему необходимо посещать храм для их получения.

Любовь − жертва

Отвечая на главный вопрос статьи «Зачем ходить в храм?», расскажем о важном основании всей христианской веры – это любовь.

Иисус Христос, будучи Богом, совершенным и ни в чем не нуждающимся, стал Человеком и спустился в мир людей. А ведь мог просто обратиться к нам с неба, и все жители планеты просто бы пали ниц. Но Христос выбрал для себя путь смирения: рождение в пещере для скота, жизнь в небогатой семье, труд плотника и смерть на кресте. Несмотря на Свое величие, Христос позволил Себя жестоко убить, хотя мог одной мыслью уничтожить всех Своих недоброжелателей.

Он пришел не навязывать, а показать. Бог любит людей, поэтому Он рассказал им, как можно стать такими же, как Он. Для этого Христу нужно было снизойти до человека. И Он это сделал. Бог показал, как человек может стать богом.

Только не насильно, а если сам этого захочет.

Ходить в храм или нет – каждый человек принимает это решение самостоятельно. Бог ничего не навязывает. Но Господь четко описал границы того пути, которым люди имеют возможность попасть в Царство Вечной Жизни. Иной дороги нет. Для этого нужно жертвовать, хотя бы своим временем, посвящая его Богу.

У всех нас, так или иначе, есть близкие и родные люди, усердно противящиеся учению Церкви. Мы уважаем их выбор и, подобно Христу, не можем навязать своей точки зрения. Но у нас остается молитва как способ попросить Бога постучаться в сердце ближних и показать им истинный путь Жизни.

Почему важно соблюдать законы в духовной жизни?

В Таинстве Крещения человека (а для младенцев у крестных) трижды спрашивают: «Сочетоваешься ли Христу?» И трижды человек дает Богу обет: «Сочетоваюся». Иными словами, буду соединяться со Христом. Чтобы согреть руки, нужно коснуться тепла, чтобы обожить душу, нужно коснуться Бога в Таинстве Причастия. Новый Завет между Богом и его творением заключен в Сионской горнице словами: «Придите, ядите…»

Человек, который отказался от исполнения обета, данного в Таинстве Крещения, как это ни горько признавать, становится клятвопреступником перед Богом.

Нравится нам это нам или не нравится, но так Бог построил мир. Нравятся нам или не нравятся законы материального мира, законы физики, химии, биологии, но мы их все-таки стремимся соблюдать, иначе окружающий мир разрушается.

Самое страшное для человечества, когда оно нарушает духовные законы.

Тогда разрушается духовное пространство, созданное Богом для существования мира. И на определенном этапе человечество подойдет (если уже не подошло) к точке невозврата, и наступит Второе пришествие Бога на землю. И за свое понимание духовных законов и жития по ним каждый из нас будет давать ответ.

Как часто следует посещать храм?

– В четвертой заповеди Божией говорится, что шесть дней человек должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу. Поэтому каждый христианин должен посещать храм в воскресные дни, включая всенощное бдение в субботу вечером и по возможности в дни церковных праздников. Можно приходить в храм и в любое другое время.

Что надо делать перед входом в храм?

– Перед входом в храм надо трижды перекреститься, после каждого осенения себя крестным знамением сделать поясной поклон, мысленно произнося молитвы: после первого поклона: «Боже, буди милостив мне, грешному», после второго поклона: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя», после третьего поклона: «Без числа согреших, Господи, прости мя». Можно и просто перекреститься со словами «Господи, помилуй». Главное постараться оставить мысли о повседневных делах и иметь в душе настрой на общение с Богом.

Как и когда правильно креститься? О поклонах.

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб – для освящения нашего ума, на чрево (живот) – для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи – для освящения наших сил телесных.

Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу – грешим, грех этот называется кощунством.

Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.

Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.

Слово «аминь» – значит: истинно, правда, да будет так.

О поклонах

Чтобы выразить Богу наше благоговение пред Ним и почитание Его, мы во время молитвы стоим, а не сидим: только больным и очень старым дозволяется молиться сидя.

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясные, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.

Бог любит Свое творение, любит каждого из нас. «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор.6:18).

И мы поэтому так же, как к своему родному отцу или родной матери, можем всегда, в любое время, обращаться к Богу – к нашему Отцу Небесному. Обращение же наше к Богу есть молитва.

Значит, молитва есть беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и все дается нам Богом; «без Бога – ни до порога», говорит русская пословица.

Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою. А Господь очень добр и милостив к нам; и если от чистого сердца, с верою и усердием будем просить Его о своих нуждах, Он непременно исполнит наше желание и даст все, в чем мы нуждаемся. При этом нужно всецело положиться на Его святую волю и терпеливо ждать, потому что только один Господь знает, что и когда нам дать – что нам полезно и что вредно.

Плохо делают те, кто лениво молятся Богу: они удаляются от Бога, и Бог от них.

Бьюти туризм что это

А без молитвы человек перестает любить Бога, забывает о Нем и не исполняет своего назначения на земле, то есть совершает грех.

Какие бывают молитвы

Если мы и близкие наши здоровы и благополучны, есть нам где жить, есть во что одеться, есть чем питаться, то мы должны прославлять и благодарить Бога в наших молитвах.

Такие молитвы называются хвалебными и благодарственными.

Если с нами случится какое-либо несчастье, болезнь, или беда, или нужда, мы должны просить у Бога помощи.

Такие молитвы называются просительными.

А если мы сделаем худое дело (согрешим) и провинимся пред Богом, мы должны просить у Него прощения – каяться.

Такие молитвы называются покаянными.

Так как мы грешны пред Богом (постоянно грешим), то поэтому мы должны всегда, прежде чем просить что-либо у Бога, сначала покаяться и тогда уже просить Бога о наших нуждах. Значит, покаянная молитва должна всегда предварять просительную молитву.

Где и когда можно молиться Богу

Молиться Богу можно везде, потому что Бог находится везде: и в доме, и в храме, и в пути.

Христианин обязан молиться ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела. Такая молитва называется домашнею или частною.

В воскресные и праздничные дни, а также и в будни, когда свободны от своих занятий, мы для молитвы должны ходить в храм Божий, куда собираются подобные нам христиане; там мы молимся сообща, все вместе.

Такая молитва называется общественною или церковною.

Придя в храм, кому надо поставить свечу в первую очередь и о чем надо молиться?

– Нет специального правила, кому и сколько свечей ставить. Можно сначала поставить свечу на подсвечник в центре храма, где на аналое обычно лежит икона праздника или храмовая икона, а также к образу Спасителя, Божией Матери, святым угодникам Божиим. Об упокоении усопших ставят свечу к кресту на прямоугольном подсвечнике – кануне.

В молитве в первую очередь выражают благодарность Господу Богу за Его благодеяния. Молятся о прощении грехов, которые человек совершил и чувствует от этого тяжесть на душе. Также можно помолиться о близких ипопросить помощи в имеющихся нуждах.

Правила поведения в храме

  1. Входи в св. храм с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11,28).
  2. Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.
  3. Когда входишь в храм и видишь св. иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.
  4. Войдя в св. храм, сотвори — в будничные дни три земных, а в праздники три поясных поклона, молясь: «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя», «Боже, милостив буди мне грешному», «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного», «Всисвятии, молите Бога о мне, грешном».
  5. Православные христиане подают во время Божественной Литургии — главного христианского богослужения — записки о здравии живых своих родственников (крещеных, православных) и, отдельно, о упокоении умерших. Оформляются они следующим образом:

Имена пишутся аккуратно, разборчиво — полные, в родительном падеже: о здравии (или упокоении) кого? — Тамары, Иоанна, Никифора и т. п. Количество имен не имеет значения, однако не очень длинную записку священник обычно читает внимательнее и — молитвеннее. А ведь именно такие записки и подаются, когда человек часто приходит в храм!

Записки подаются перед началом службы, обычно там же, где покупают и свечи. Чтобы не смущаться, следует помнить, что различие цены записок отражает лишь разницу в сумме твоего пожертвования на храмовые нужды. То же можно сказать и о цене свеч.

Как и зачем брать благословение у священника?

Священнослужители (т. е. особо посвященные люди, совершающие богослужения) – наши духовные отцы: епископы (архиереи) и священники (иереи) – осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.

Когда священник благословляет нас, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы: Ис.Хс., то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.

Когда мы в храме слышим слова общего благословения: «мир всем» и другие, то в ответ на них должны поклониться, без крестного знамения. А чтобы получить отдельно для себя благословение от епископа или священника, нужно складывать руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, – целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя.

Записки о здравии и упокоении: как, когда и на какие службы подавать?

В записке «О здравии» мы упоминаем всех, кому мы желаем здравия, спасения, добра, благоденствия. Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, благополучие.

Мы просим о здравии не только для близких и родных нам людей, но и тех, кто причинил нам зло, кого обидели мы. Если мы молимся о здравии человека, который обидел нас, совершил по отношению к нам зло, значит, мы хотим, чтобы Господь переменил его намерения, сделал так, чтобы наш недоброжелатель обратился к Богу, научился пребывать в мире с окружающими.

За всех недоброжелателей, обидчиков, завистников или даже врагов, обязательно нужно молиться, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

Молитва за врагов, обидчиков, завистников, за тех, кто находится в ссоре – это великая сила для усмирения и прекращения вражды, для вразумления и водворения мира. Записки (поминовения) подаются прихожанами за свечной ящик .

Записки следует подавать перед началом Божественной Литургии, совершаемой в утренние часы, либо, накануне вечером (в этом случае, Ваши записки будут читать на утренней Литургии). Перед началом Божественной Литургии записки передаются в алтарь, где священнослужители прочитывают их, вознося молитву за наших родных и близких. За каждое имя, указанное в записке, из просфоры вынимается частица. В конце Литургии эти частицы погружают в Чашу с Телом и Кровию Христовой, при этом, священник произносит такие слова: «Омый, Господи, грехи здепоминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих».
Поминовение за Божественной Литургией — особый вид общецерковной молитвы. Заказывая молитву, мы заботимся о здравии и душевном спасении наших близких или о блаженном упокоении усопших.

Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, молитва единая, молитва Церкви. Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).
Начинать записку правильнее всего с имени вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа.
Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. За именами своей семьи и родных, впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу.

Существуют определенные правила написания церковных записок:

  1. Пишите четким, понятным почерком, лучше всего – печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.
    Озаглавьте записку « О здравии» (за живых) или «О упокоении» (за умерших).
    Сейчас во многих храмах есть готовые бланки таких записок. Если готового бланка нет, то на небольшом чистом листе бумаги сначала нарисуйте восьмиконечный Крест а затем, напишите «О здравии»или «О упокоении».
  2. Имена пишутся в родительном падеже (вопрос «кого»). Например, «О здравии»Марии, Ольги, Михаила, и т.д.
  3. Ставьте полную форму имени, даже если указываете в записке маленьких детей (например, не Андрюши, а Андрея, не Даши, а Дарьи и т.д.)
  4. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Егора, а Георгия, не Виктории, а Ники, не Артема, а Артемия, не Сергея, а Сергия, не Полины, а Аполлинарии, не Светланы, а Фотинии, не Ивана, а Иоанна и т.д.).Если вы затрудняетесь, и не знаете, как в церковном написании будет звучать имя, вы всегда можете обратиться за помощью к служителям храма.
  5. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в сокращенном виде. Например, иерея (или сокращенно — иер.) Виктора, протоиерея (прот.) Владимира, архимандрита (архим.) Гавриила, диакона (диак.) Петра и т.д.
  6. Дети до 7 лет именуются младенцами. Старше 7 лет – отроком (отроковицей).
    Пример: «О здравии» млад. Надежды, отрока Иоанна, отрок. Людмилы.
  7. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степень родства по отношению к вам.
  8. Допускается включение в записку слов перед именем: «воина»(так именуются военнослужащие – например, воина Димитрия), «болящего»(именуются все, кто болеет), «путешествующего» (кто находится в дороге, в командировке), «заблудшего» (крещеные люди, отошедшие от Православия, неверующие), «страждущего» (например, недугом: пьянства, наркомании, табакокурения, азартных игр), «учащегося» (школьники, студенты), «скорбящего», «монаха», «монахини».
  9. Наоборот, не надо писать уточнения, типа «девицы», «вдовицы», «озлобленного», «беременной».
  10. В заупокойных записках следует указывать перед именами: «О упокоении»«новопреставленного»(так усопший именуется в течении сорока дней после кончины, включая день смерти, даже если она произошла близко к полуночи), «приснопамятного»(усопшего, имеющего в этот день памятные даты: дату смерти, день рождения, день именин), «убиенного» (скончавшегося насильственной смертью).
  11. Тех, кого Церковь уже прославила в лике Святых (например, Блаженную Матрону, Блаженную Ксению) в записках «О упокоении» поминать уже не нужно.
  12. В Церкви можно поминать только церковные имена КРЕЩЕННЫХ в Православной вере христиан. Некрещеных людей в церкви не поминают.За некрещеных людей можно и нужно молиться перед иконами дома (келейно).
  13. Если ваши крещеные усопшие родственники, о которых вы молитесь, не были отпеты, то их следует «предать земле», заказав заочное отпевание.
  14. Нельзя поминать в церковных записках имена самоубийц.За людей, покончивших с собой, молиться можно только дома. Если вы по ошибке или по незнанию подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам нельзя поминать в Храме, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.

На Божественную Литургию можно подать записки:

1) Простая записка – подается для поминовения на Проскомидии – первой части Литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову, с молитвой о прощении грехов поминаемых;
2) Заказная записка на Литургию (Обедню – простонародное название) подается для поминовения как на Проскомидии, так и во всеуслышание на Сугубой Ектении, читаемой сразу после Евангелия. Эта записка может читаться как Диаконом, так и Священником.
3) Сорокоуст — это поминовение, которое совершается Церковью ежедневно, в течение 40 дней. Каждый день в течение этого срока на Проскомидии происходит вынимание частиц из просфоры за каждое имя. «Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения» (Святой СимеонСолунский).

Сорокоусты могут заказываться как о здравии, так и о упокоении.
Кроме обычных записок (простых, заказных, сорокоустов) можно заказывать полугодовые, годовые и вечные поминовения. Чаще всего такие поминовения заказывают в монастырях.

По окончании Литургии во многих Храмах служатся Молебны (о здравии) и Панихиды (о упокоении). Так можно подать записку и на Молебен, и на Панихиду.

Молебен – это особое молитвенное пение ко Господу, Богородице или Святым. Поэтому, Молебен следует так и озаглавить: «Молебен ко Господу о здравии» или «Молебен Святителю Николаю о путешествующих», или «Молебен Сергию Радонежскому о помощи в обучении», далее – пишите имена, за кого вы молитесь. Благодарственные Молебны всегда служатся только Господу Иисусу Христу.

Подавать записки следует заранее (можно накануне вечером), до начала Божественной Литургии, потому что поминовение за службой совершается лишь до определенного момента – Херувимской песни («Иже херувимы…»).

Боевой поход что это

Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса: записывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе написания от чистого сердца и с искренними пожеланиями им добра, блага, спасения души. Поминая того человека, чье имя вы вписываете — вы уже молитесь за него.

Помянник

В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги. Помянники хранят около домашних икон или в своем храме у свечного ящика.

Источник: hrambokovoplatovo.org

Правила поведения и посещения православной церкви для мужчин и женщин

Храм — это место спокойствия и общения с Господом. Люди приходят в Церковь для молитв, поклонения Господу, исповедания и причащения, а также для слушания Слово Божьего. Те, кто посещают богослужения регулярно, знают правила поведения в православном храме.

Те, кто приходит только на праздники часто теряются, ведь они не знают, что существуют рекомендации и правила, которых стоит придерживаться. Это необходимо для того, чтобы посещение церкви прошло правильно и человек никому не мешал.

Как правильно вести себя в храме

Правила поведения в православном храме — это свод рекомендаций, знания которых и выполнение поможет отстоять службу правильно, не помешав никому и получив от нее максимальную пользу. Это не значит, что за невыполнение кого-то пункта человека изгонят из церкви без права на возвращение, но исполнение этих рекомендаций позволит провести это время в благоговении и почтении перед Господом.

Все люди приходят в церковь как к спокойному безопасному месту, где можно поклониться и в спокойствии помолиться, поэтому не надо никому мешать там.

    до начала, чтобы после начала пения не протискиваться сквозь толпу и не мешать никому.
  1. Раньше окончания уходить с богослужения не стоит. Если уйти надо раньше, лучше всего стать где-то в стороне, чтобы уйти можно было незаметно, никому не мешая.
  2. По приходу, надо перекреститься у Царских врат и поклониться, и только потом проходить на свое место. Стоять у прохода к вратам запрещено.
  3. Во время службы нельзя ходить по помещению. Прикладываться к иконам и зажигать свечи надо либо до или после богослужения, либо в отведенное священником для этого время. Обычно это происходит после елеопомазания или в конце богослужения.

Кроме этого, есть рекомендации по поведению во время службы:

    следует молчаливым поклоном, а не за руку;
  • разговаривать во время службы запрещено;
  • не стоит оглядываться вокруг, шептаться или рассматривать окружающих — скромная молитва и внимательное слушание Слова Божьего — вот что должно занимать человека на службе в храме;
  • присесть на лавку можно только в том случае, если здоровье человека сильно ослаблено. В противных же случаях надо стоять всю службу;
  • даже больные люди стоят во время чтения Евангелия и в важных местах литургии;
  • во время каждения храма надо отступить в сторону и не мешать священнику передвигаться по церкви;
  • при каждении людей, стоит опустить голову;
  • склоняют голову и во время закрытия/открытия Царских ворот, в ответ на приветствие священника «Мир вам!», благословения народа;
  • следует кланяться во время освящения Св. Даров (в это время звучит молитва «Тебе поем»), если же в церкви много людей можно просто низко склонить голову, чтобы не мешать окружающим;
  • в дни праздников и по воскресеньям, вместо низких поклонов совершают поясные; одной рукой от других свечей, ставить их надо ровно;
  • если в храме много людей, а служитель затушил одну свечу и поставил другую — это не страшно, Господь уже увидел молитвенное горение того человека;
  • в храме следует активно участвовать в служении — молится и петь от души, искренне, следить за ходом службы; со всеми вместе — во время славословия Св. Троице и Иисусу, возглашений «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», в начале молитвы и в конце;
  • перед иконой поклониться и отходя от нее повторить поклон;
  • креститься нельзя поспешно или невнимательно — это осознанное действие и благоговейное.

Для тех прихожан, которые не могут выстоять всю службу, предусмотрены лавочки. Никто не будет осуждать, ведь искренне молиться с чистым сердцем можно и сидя. Однако если Царские врата открыты, то надо встать, чтобы выразить благоговение.

Нельзя стоять спиной к алтарю, конечно, при выходе по-другому не получиться, но делать это вызывающе не стоит.

Причастие совершается после исповеди и разрешительной молитвы священника, исключение составляют только дети до 7 лет — они могут причащаться просто так. Процесс принятия причастия такой:

  1. После объявления Причастие, надо медленно, не торопясь подойти к Святому Причащению.
  2. Дожидаясь своей очереди, не надо толкаться или размахивать руками — это святое таинство.
  3. Причастившись, надо поцеловать Чашу и отойти.
  4. Выпить запивку, стоящую рядом на столике.
  5. Приложиться к Кресту у священника и перекреститься.

Неприемлемы для церкви:

  • купальник;
  • спортивная одежда;
  • слишком открытая одежда, яркая и блестящая для похода на дискотеку и прочие вызывающие вещи.

Нескромная одежда вызывает осуждение и соблазн у окружающих. Человек приходит в храм для общения и почитания Господа, а не для показа мод. Строгая одежда обязывает вести человека достойно и почтенно.

Не надо на службу выливать на себя пузырек духов — в помещении обычно душно и кому-то может стать плохо от парфюма. Надо отказаться от приторных и резких запахов и ограничиться принятием душа и нанесением дезодоранта.

Макияж должен быть незаметным, недопустима и одежда с нехристианскими символами.

Крестное знамение

Креститься надо неторопливо, вместе со всеми.

Осенить себя крестным знамением просто:

  • соединить вместе большой, указательный и средний пальцы правой руки;
  • оставшиеся два сложить и прижать к ладони;
  • правой рукой последовательно дотронуться до лба, центра живота, правого и левого плеча.

Крестным знамением осеняют себя во время чтения Евангелия, благословения священником, славословия Троицы и Христа, провозглашений, причащения и поклонения иконам, а также во время каждения.

Для женщин

Для женщин в храме действует больше правил:

  • одевать только юбки; ;
  • не носить одежды, которая оголяет поясницу, слишком обтягивает тело или открывает плечи;
  • откровенное декольте также неприемлемо;
  • не надо накладывать слишком броский откровенный макияж — ограничиться можно тушью и карандашом для бровей;
  • не надо наносить резкий парфюм;
  • во время менструаций не стоит подходить к алтарю, лучше всего будет остаться ближе к выходу;
  • стоять в левой части здания;
  • после родов также стоит стоять ближе к выходу, а на 40 день священник совершает над женщиной очистительную молитву.

Для мужчин

Для мужчин правила проще, но они также существуют:

  • не носить в здании церкви шапку — ее надо снять перед входом;
  • иметь опрятный и приличный вид;
  • отказаться от спортивной или рабочей одежды;
  • быть побритым;
  • отказаться от джинс, открытых маек или прозрачной одежды (майки-сеточки);
  • не курить и не пить перед посещением храма 5-6 часов;
  • лучше всего надеть классический костюм или брюки с рубашкой;
  • вести себя скромно и почтительно;
  • останавливаться в правой части здания.

Правила посещения храма важны, поскольку это не просто собрание общины или коммуны, а собрание верующих. Люди, не посещающие богослужения, обычно внимательно следят за тем, как православные ходят в храм, как ведут себя на богослужении.

Однако самой большой проблемой остается осуждение молодых людей, которые впервые приходят в церковь. Независимо от их вида и поведения, надо проявить снисхождение к ним и не говорить грубо или читать лекции — мягко исправить и помочь советом, это будет правильно.

Мне интересно , у меня жену выбрали старостой маленькой церкви , и я много знаю о том , как церковь превращается в кормушку для священника .Причем это происходит достаточно нагло , заставляют скрывать , что поп превратил приход в кормушку.Также удивляет, что все службы платные! Нынче прокатит митрополит , ему в карман тысяч десять за службу и столько ж в подарок, с ним народу еще 15- 25 человек, каждому по 500- 1500р в карман! Мало того так после службы банкет для них в местном пивбаре за счет прихода !Сумасшедшие деньги))))- зато какой НЕГАТИВ !)))ДЛЯ ПРИХОЖАН!. И вопрос — что с этим делать? Это такой стиль служения Богу?Что посоветуете ?

Добрый день.Конечно, то, что вы описываете — это ужасно. Если вы действительно уверенны, что дела обстоят именно так и если вы можете предоставить хоть какие-то факты, вам необходимо обращаться в вашу епархию, к правящему архиерею. К сожалению, как в любой области человеческой деятельности, в Церкви также попадаются неблагочестивые люди. Совершенно недопустимо делать из прихода «кормушку» в том смысле, в котором вы описываете. Вы можете и должны реагировать на подобное.

Но есть и другая сторона медали. В некотором смысле приход всегда был кормушкой своего священника. У священников отсутствуют зарплаты и он сам со своей семьей кормится только своим приходом. Поэтому расхожее мнение, что в Церкви все должно быть бесплатным, не выдерживает проверку реалиями и практикой жизни.

У современной Церкви есть очень много финансовых потребностей — это и оплата коммунальных платежей, и ремонт, и оплата труда некоторых служащих храма, и многое другое. Помимо всего этого, священник тоже является обычным человеком из плоти и крови, ему нужно что-то есть и удовлетворять остальные человеческие потребности. Очень часто священники имеют большие многодетные семьи, а содержать несколько детей в наше время — дело очень затратное. Поэтому в реальности совершенно невозможно полностью отделить служение в Церкви от финансовых вопросов. Можно долго рассуждать, хорошо это или нет, но практика такова и ничего с этим сделать нельзя.

Но, конечно же, практика общепринятых пожертвований прихожан в свой храм ни в коем случае не должна носить форму вымогательства, обязательной платы или чего-либо подобного. То, что такие факты периодически фиксируются в различных храмах, совершенно не говорит о том, что это нормальная практика для всей нашей Церкви, как таковой. Нечистые на руку отдельные священники оскверняют себя и губят свою душу, нарушая все данные обеты. Но Церковь в полном понимании никогда такому не учила и никогда не призывала к вымогательству.

Пусть расскажут, кто придумал эти правила! Полностью вас поддерживаю. У меня тоже знакомый охранником в церкви работал. Вообще ни разу не помолился и пил по «черному». А то что он там, помимо церкви,охранял, так это вообще уму непостижимо… Иконы, на которые мы так слёзно молимся, штабелями в подсобке лежали.Деньги в церкви в приоритете. Как в бизнесе.

И никто этому охраннику этих правил не читал.Церкви нужен послушный народ. С человека, у которого есть своё мнение, много не возьмёшь… я всегда готова ради веры в господа нашего и Создателя нашего соблюдать 10 заповедей и ради прощения грехов моих и моих предков творить добро. Иисус через свою мученическую смерть проложил нам дорогу в Рай. А пойдём мы за ним или нет, дело каждого.

Добрый день. Вы путаете личные грехи отдельных людей с учением Церкви. К сожалению, это часто разные вещи. Приходя в храм, не надо ожидать увидеть сонм святых. Наши храмы наполняют грешные люди, они есть и среди прихожан, и среди священства.

Конечно, это не оправдывает отношение отдельных лиц к Церкви, как к бизнесу, но не это есть та Церковь Христова, которую основал сам Господь. Придя в храм, нужно стараться смотреть не на чужие грехи (которых мы всегда увидим в изобилии), а на свои собственные. Это сложно, намного легче осудить окружающих. Но именно к этому призывал Господь.

Тот факт, что ваш знакомый охранник был подвержен пьянству, говорит только о том, что именно он был подвержен греховной страсти. Но это совершенно не значит, что Церковь это поощряет. К тому же, мы не можем знать, каков путь этого человека. Возможно, именно благодаря такому небольшому церковному послушанию этот человек сможет исцелиться и спастись.

Россия как туристическая страна проект

Нам неизвестен Божий Промысел о других людях, поэтому нельзя осуждать их за какие-либо грехи. Кто знает, возможно, если бы мы были в таких же исходных условиях, то вели бы еще более жалкую и греховную жизнь.
Помогай вам, Господь!

добрый день! вчера столкнулась с хамством и невоспитанностью в александро невской лавре. было очень обидно и неприятно. я верующий человек,мой муж скажем так тяжеловерующий)))кокраз по выше описанным причинам человака котррый рассказал про то как приход превращается в кормушку. мы часто ездием в сергиев посад и тоже видим церковнослужителей на их «скромных» автомобилях) и тд…. в общем сейчас тяжело привести человека к вере,если наблюдать все то что твориться вокруг.( ну так вот,говорю мужу :иди надо поставить свечку матери, постой погуляй в храме почуствуй как там спокойно и хорошо. он зашел а его увидел какойто богослужитель и начал орать на всю лавру истошным голосом,мол держи его! лови! он в шортах!(шорты к словусказать ниже середины икры были,т.е. не оголяли колена и бедра),и начал тыкать на мужа как ненормальный! конечно человек испытал дискомформ и смущение….обиделся и ушел.и больше не хочет туда ходить. вот вопрос. неужели не учат вежливости и терпимости в храме? почему нельзя было подойти и сказать потихонечку,мол молодой человек ваш вид неодоряется церквью,вы наверное невкурсе дела.давайте я вам расскажу что к чему. и потихонечку спокойно обьяснить.и уже доверие было б установлено и контакт.а не устраивать позорный цирк,орать во весь голос в лавре,нарушая молитву кстати других прихожан,тыкать пальцем!! ужасно невоспитанные люди там служат((((как себя вести в такой ситуации? и что сказать теперь мужу….

Добрый день. Искренне сочувствуем вашей ситуации и разделяем негодование. К сожалению, даже у церковнослужителей не всегда хватает такта и терпения. Конечно, даже если ваш муж и нарушил какие-либо принятые в храме правила, замечание должно быть сделано в корректной и вежливой форме. Вы можете подойти к отцу настоятелю и поговорить с ним об этом.

Но есть и обратная сторона медали. Очень часто верующие люди, приходя в храм, ожидают увидеть одних святых вокруг. Конечно, хорошо и приятно попадать в Дом Божий, когда тебя встречают с распростертыми объятиями, как блудного сына. И, поверьте, такие священники у нас есть, и немало. Но нам тоже нельзя забывать, что в Церкви есть разные люди, и люди грешные.

Конечно, это не оправдывает откровенного хамства, и если вы с ним сталкиваетесь — вы можете реагировать и жаловаться, на ваше усмотрение. Но, приходя в храм, мы идем не к людям, а к Богу. И различные искушения, в том числе и неподобающим поведением и обращением к нам других людей, не должны сбивать нас с выбранного пути. Постарайтесь донести эту мысль мужу.

Очень часто, особенно в начале воцерковления, мы думаем, что раз мы пришли в церковь — вот такие мы молодцы, носите нас тут на руках, раз мы пришли. Но нужно помнить, что ходить в храм, участвовать в Таинствах, жить духовной и церковной жизнью — все это надо нам самим, а не кому-либо другому.

И да, на этом пути часто бывают скорби, искушения и многие неприятности, потому что это узкий и тернистый путь. Если относится к этому, как к испытанию, которое необходимо пройти — жить становится легче. Это вовсе не оправдывает тех людей, которые хамят или неподобающе относятся к прихожанам. Но это их грех, их ответственность, им за это отвечать перед Богом. А нам отвечать — за нас.

Оставьте чужие грехи тем, кто их совершает, у каждого из нас и своих достаточно.

Из личного опыта (пишу сейчас не как администратор, а просто как православная христианка) могу сказать, что также сталкивалась с неприятным отношением в храме. И не просто в храме, а во время Причастия. Я тогда была беременна, и меня в очереди продвинули вперед, среди мужчин. Дело было в монастыре со строгими правилами, мужчины всегда там идут первые на Причастие.

А тут затесалась я со своим животом. Очень это не понравилось строгому монастырскому священнику, о чем он очень громко на весь храм начал возмущаться. Я откровенно испугалась, потому что не знала, как подходить к Чаше в такой ситуации. Батюшке объяснили, что меня протолкнули вперед ввиду моего положения. Вероятно, он сразу этого не заметил. Меня он причастил, но довольно сердито.

Мне было не по себе. Позже я обсуждала эту ситуацию с другим священником, который сказал — А ты понимаешь, что мы никогда не подходим к Причастию готовыми и достойными? Как бы ты ни готовилась, как бы ни молилась и ни постилась, мы причащаемся только милостью Божией, но недостойно по нашим грехам. Вот и относись к произошедшему, как к Божьему Промыслу, который для смирения тебе показал, что человек не может причащаться достойно.

Мне стало намного легче после этого осознания. Действительно, если мы верим, что в нашей жизни присутствует Божий Промысел и что не бывает случайностей — мы можем найти духовную пользу во всем, что с нами происходит. При этом грехи обижающих нас людей останутся их грехами. Но мы для себя даже неприятную ситуацию можем осознать и вынести из нее духовную пользу.
Помогай вам, Господь!

Можно ли на крестины одеть чёрное платье? (Я крестная)

Добрый день. Форма одежды на крестины должна быть такой, в которой можно ходить в церковь. Цвет платья, конечно же, может быть и черным — черное платье совершенно не несет только траурную символику. Более важно, чтобы ваше платье было надлежащей длины (как минимум, закрывало колени), не имело глубокого выреза и чересчур не открывало плечи.

Если вас смущает строгий черный цвет — вы можете надеть белый праздничный платок или шарф на голову, чтобы выглядеть наряднее. Крестины действительно являются радостным и праздничным днем, поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы продумать нарядный образ. Только не следует придавать этому слишком большое значение — вы можете выглядеть и нарядно, и празднично, и красиво, но при этом ваш внешний вид должен оставаться благочестивым. Также заботы о внешнем виде не должны занимать много вашего внимания, чтобы не отвлекать от самого важного — духовного смысла происходящего.

Действительно ли и почему нельзя проходить в передней части храма /по горизонтали/. Мне сделали замечание, когда я перешла из левой части в правую из-за разговоров рядом стоящих.

Добрый день. Действительно, в некоторых храмах до сих пор сохранились свои обычаи и традиции относительно мест расположения молящихся. Так, традиционно полагается женщинам стоять в левой части храма, а мужчинам — в правой. Такое разделение сейчас мало где сохранилось, и, по большому счету, не имеет слишком важного значения.

Но в наших храмах, порой, можно встретить особый род прихожан, которые всегда пристально следят за соблюдением всех норм и приличий православного этикета. Причем, следят они больше всего не за собой, а за другими. Если вы тихонько перешли в храме на другое место, никому при этом не мешали молиться — ничего плохого в этом нет.

В таком случае, на посторонние замечания не нужно особо реагировать. Скорее всего, их делают как раз такие люди, которые в храме черезчур внимательны к другим. К ним нужно относится спокойно, местами немного с юмором и не придавать особого значения их замечаниям. Но это только в том случае, если вы действительно никому не мешали, а просто не выполнили какое-то малозначительное внешнее правило.

Что касается правил и традиций приходов — они могут существенно отличаться в разных храмах. Если вы постоянно ходите в один и тот же храм, со временем вы будете знать, каких традиций придерживаются тут. Эти правила не являются строго обязательными, их выполнять вас никто не может заставить, но если вы являетесь членом общины — можно им и подчиниться.

Конечно, речь не идет о каких-то церковных суевериях, которых, к огромному сожалению, очень много в наших церквях. Изучайте вашу веру, вникайте в тонкости богослужения, чтобы точно знать, что является важным в церковной жизни, а что второстепенным. И если к вам в храме пристает какая-то особо ревностная старушка, готовая предать вас анафеме за постановку свечи не той рукой — спокойно объясните ей, что знаете необходимые правила.

Если можно , разъясните такой вопрос : почему сразу после причащения, отходя от алтаря нельзя перекреститься ?

Добрый день. Да, подходя ко Святому Причастию, священник просит прихожан примерно такими словами «Ни до, ни после причастия не креститесь, лишь внятно называйте свои имена». Такое правило продиктовано самой обыкновенной техникой безопасности — ни в коем случае нельзя толкнуть Чашу, чтобы Святые Дары не пролились.

Если толпа людей перед и сразу после Причастия начнет активно креститься, ненароком можно толкнуть друг друга, священника. Причастие — это самая главная часть Божественной Литургии, подходить к Причастию нужно с самым большим благоговением. Поэтому, причастившись, нужно спокойно и аккуратно отойти на запивку, съесть кусочек просфоры и выпить «теплоту» (так называется сладкая теплая вода, подаваемая всем причащающимся) и далее уже, повернувшись к алтарю, креститься и продолжать свою молитву.

Так значит это лишь в целях безопасности ? И никакой смысловой цели не несёт? В плане того что если мы приняли плоть и кровь Христову , то вслед за этим не стоит ознаменовать себя крестным знамением ? Просто я слышала что сразу после причастия на нужно перекрещиваться ( даже отойдя в сторону от чаши)

Смысловую цель несет как раз большую — не толкнуть священника, не зацепить Чашу. Да, именно для этого просят не креститься. Отойдя от Чаши на безопасное расстояние, вы можете креститься столько, сколько хотите. Только не забудьте пройти на запивку. Говорят много чего, в храмах огромное количество суеверий.

Не нужно им придавать особых значений.

Извините, пожалуйста, но ваши «наставления» не совсем соответствуют действительности. И,к сожалению, большинство прихожан не в курсе данных «наставлений». Я,довелось, был в Киево-Печорской Лавре на экскурсии. И,в начале экскурсии, я многого не знал, местные бабушки(прихожане) смотрели на меня словно на Светоносного…Вместо того, чтобы вразумить и объяснить некоторые моменты. с уважением, Роман

Еще раз извините. Я не хочу троллить вас, либо насмехаться над вашими убеждениями, но мне все-таки обидно — почему металлист и безбожник не может придти к Богу. Еще раз простите

Почему не может? Очень даже может. Только на этом пути придется избавиться от звания «безбожник». Собственно, православие — это и есть путь от безбожия к Богу, в этом и есть смысл. Насчет металлиста — вы, по всей видимости, имеете в виду определенную субкультуру?

Она тоже не является определяющей в вопросе поиска Бога. Если искренне пытаться найти свой путь к Господу, станет понятно, что в жизни важно, а что нет. Многие люди, вышедшие из субкультур, сумели обрести веру. Например, всем известный лидер группы «Алиса», Константин Кинчев. Его путь к Богу был очень непростой, но очень честный. Одна его песня «Крещение» сколько смыслов раскрывает!

Дмитрий Ревякин из группы «Калинов мост» сознательно из язычества перешел в православие. У одной из самых известных хэви-металл групп «Черный кофе» и ее лидера Дмитрия Варшавского есть прекрасная песня «Владимирская Русь», где поется об истинной вере. Этот список можно продолжать и дальше.

К вере можно прийти самыми разными путями, и тут не должно быть внешних формальных преград. Самое главное — честно искать Бога, стремиться к Нему, искать свою собственную дорогу и не сворачивать с нее. А дальше будет понятно, что в жизни нужно оставить, а с чем можно двигаться дальше.

Добрый день. Уточните, пожалуйста, какие именно убеждения и наставления вас смутили и не соответствуют действительности? И что означает «смотрели как на Светоносного»? Не очень понятно, о чем вы.

Если вы имеете в виду, что по своему незнанию не соблюдали каких-то правил, а вас грубо одергивали или еще как-то проявили недружелюбие — не надо слишком обращать на это внимание. Да, к сожалению, в наших храмах есть особая категория прихожан, которые считают себя обязанными исправлять всех вокруг. Причем делают это такими способами, что вообще отбивают желание ходить в храм.

Что называется остановкой для отдыха в походе называется

Могу привести свой личный пример — когда я только начинала ходить в храм и тоже многое не знала, тоже сталкивалась с неприятными ситуациями. Например, у меня есть привычка стоять, соединив руки в замок за спиной. И вот стою я однажды в храме, а сзади какая-то очень сильно верующая бабулька как треснет меня по рукам! Я от неожиданности аж вскрикнула.

А она смотрит так злобно на меня, и сквозь зубы цедит: «Ты в храм пришла или куда?! Стой ровно, что ты руки крутишь?!» Тогда меня это очень зацепило, было крайне неожиданно столкнуться с такой злобой и неприятием в храме. Но со временем я поняла, что храм наполняют обычные грешные люди.

Приходя на службу, мы все не лишаемся своих грехов и страстей, не становимся вдруг добрыми, милыми и вселюбящими. Напротив, все свои грехи из обычной жизни мы переносим и в храм. В идеале по мере духовного роста мы должны постепенно избавляться от них, но этот путь осиливают не все.

Вот и остается особая группа прихожан, которые всем тыкают, всем указывают, позволяют себе вольности и грубости. Этих людей надо просто пожалеть и сильно внимания не обращать. Нужно помнить, что в храм мы идем не к ним, а к Богу.

Если вам нужна помощь в начале воцерковления — очень полезно иметь друзей или знакомых, которые уже прошли этот путь и могут ответить на ваши вопросы. Можно найти таких людей и в храме — поверьте, там не только злобные старушки. Очень много умных и замечательных людей наполняют наши храмы, и они всегда с радостью помогут новоначальному.

Главное — не сходить с истинного пути только потому, что кто-то слишком много о себе возомнивший сделал вам неприятное. Этот человек будет отвечать перед Богом за свои поступки. Ну а вы — за свои.

Источник: molitva-info.ru

Правила поведения и посещения православной церкви для мужчин и женщин — разъясняем подробно

Собираясь посетить богослужение, приготовьтесь к тому, что правил поведения в храме достаточно много. И все их необходимо соблюдать. В православной церкви существует собственный устав, знание которого считается обязательным. Этот устав научит, как осенять себя крестным знамением, с какими мыслями приближаться к храмовому комплексу, как вести себя во время службы. Поначалу регламент покажется сложным, но вы быстро привыкнете.

Блок: 1/10 | Кол-во символов: 489
Источник: https://pravednik.info/poseshhenie-i-pravila-povedeniya-v-pravoslavnom-xrame.html

Внешний вид

Задолго до посещения храма нужно продумать свой внешний вид. Если у вас имеется нательный крестик, обязательно наденьте его на шею. Женщинам нельзя иметь на лице броскую косметику — помаду, тени, румяна. Правила исключают короткие юбки и брюки, откровенные топы — всё, что подчеркивает женские прелести. Голову принято покрывать шарфом либо платком.

Мужчины перед дверьми храма должны обнажить голову.

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 414
Источник: https://pravednik.info/poseshhenie-i-pravila-povedeniya-v-pravoslavnom-xrame.html

Как вести себя в церкви и что нужно делать во время службы

Войдя внутрь следует прочесть такую молитву:

«Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон). Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь».

После прочтения этих слов следует совершить 3 малых поклона перед иконой Богородицы, Иисуса Христа, затем поцеловать их образы. Разумеется, речь идёт о времени, во время которого служба не проводится. В процессе богослужения делать этого нельзя.

Перед началом службы следует занять место и стоять там до тех пор, пока она не закончится. Молитвы, песнопения следует слушать с особенной внимательностью и сосредоточенностью.

Свечи нужно ставить до начала служения и после его окончания. Не следует проходить между Царскими вратами. Это проявление неуважения к святыне и Господу.

Когда прихожане проходят мимо аналоя – столика, находящегося по середине храма с иконой – следует перед ним поклониться и перекреститься.

Когда святой отец, проходя рядом с прихожанами, осеняет их крестом, Евангелием, иконой, Чашей, нужно стоять с наклонённой головой и всё время креститься. Это нужно делать и во время каждения, благословения, или, когда священник просит об этом. Когда святой отец благословляет, нужно поцеловать его руку.

Во время службы прихожане должны стоять. Сидеть могут только больные, немощные, либо пожилые люди. Когда проводятся таинства или другие священнодействия, стоять нужно обязательно.

Вот ещё одно правило, о котором мало кто знает. Нельзя кланяться до земли, вставать на колени после проведения таинства Причастия, а также в воскресенье, в великие церковные праздники, в период, начиная от Пасхи и заканчивая Пятидесятницей.

В эти дни, согласно словам апостола Павла, вспоминается примирение человека с Богом: «Ты уже не раб, но сын».

Особенно важны правила поведение для мужчин и женщин во время службы. Так, все без исключения должны совершать малый поклон и трижды креститься, когда батюшка читает:

  • «Святый Боже»;
  • произносит три раза «Аллилуия;
  • «Сподоби, Господи, в вечер (день) сей без греха сохраниться нам»;
  • перед «Славой в вышних Богу»;
  • после «Слава Тебе, Христе Боже…»;
  • «Честнейшую Херувим».

До земли нужно кланяться, когда святой отец:

  • читает молитву «Отче наш»;
  • выносит Святые Дары;
  • возглашает «Богородицу и Матерь Света»;
  • «всегда ныне и присно и во веки веков»;
  • после песни «Тебе поём», «Задостойника», «Достойно есть».

Падать на колени нужно во время Литургии Преждеосвященных Даров после возгласа святого отца «Свет Христов просвящает всех», а также в процессе безмолвного входа великого.

Три раза следует поклониться в процессе чтения молитвы «Господи, Владыко живота моего» (во время предпасхального поста).

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 2701
Источник: https://Molitvy.online/cerkov/pravila-povedeniya-v-tserkvi/

Правила поведения во время богослужения

  • Приходить на Богослужение следует за 15-20 минут до начала, чтобы поставить свечи, постоять у икон.
  • Церковный этикет не приветствует хождение по храму во время Богослужения, так как это отвлекает прихожан и нарушает общую молитву.
  • По правилам, во время Богослужения в православном храме прихожане должны стоять, сидеть позволено тем, кто не может стоять из-за старости и болезни.
  • При открытых Царских вратах никому не дозволено сидеть, даже больным и немощным.
  • В церкви нельзя вести себя шумно, смеяться, громко разговаривать.
  • Соблюдайте принятые правила — не забудьте выключить мобильный телефон.
  • Без серьезной причины не следует уходить из церкви до окончания Богослужения.
  • Зайдя под своды храма, следует трижды перекреститься с поясным поклоном.
  • После этого, по правилам, нужно подойти к главной иконе, расположенной напротив Царских врат — ведущих к алтарю двустворчатых дверей. Стоя перед ней, надлежит дважды перекреститься, поцеловать угол иконы и еще раз перекреститься.
  • Во время службы религиозные правила предписывают стоять на одном месте, не озираться по сторонам, молиться тихо и благоговейно.
  • Недопустимо находиться спиной к алтарю.
  • Находясь внутри, смотрите, как ведут себя прихожане и повторяйте за ними. Это позволит быстрее освоиться.
  • За время службы священнослужитель несколько раз проходит по храму с кадилом, окуривая прихожан. По правилам поведения в церкви во время каждения принято расступаться, и, повернувшись к нему лицом, кланяться.
  • Перед иконами в церкви надлежит стоять смиренно, молитвы произносить про себя.
  • Свечку зажигают от горящих свечей. Перед образами святых стоят большие круглые подсвечники – если вы хотите поставить свечу кому-то конкретно, то, по правилам, она ставится в подсвечник у его образа.
  • В центре храма, напротив алтаря, стоят два круглых подсвечника – сюда ставят свечи за здравие. Свечи за упокой ставятся на квадратный подсвечник, расположенный под малым распятием.

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 1961
Источник: https://etiketo.ru/religioznyj-etiket/pravila-povedeniya-v-tserkvi

Как правильно ходить в церковь

Верующие христиане ходят в церковь каждое воскресенье — такова заповедь Божия.

Если вы идете на утреннюю службу, не принято перед этим сытно завтракать. Сытый желудок отдаляет от молитвенного настроя, потому многие христиане не завтракают перед походом в церковь.

Если же вы собираетесь исповедоваться и причащаться, то ни завтракать, ни пить воду, ни курить или принимать лекарство — нельзя. Святыня принимается на пустой желудок.

Хорошо перед выходом прочитать несколько страниц Евангелия, чтобы прийти в духовное состояние, очень важно иметь в душе светлое и радостное восприятие.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 620
Источник: https://1001molitva.ru/tserkovnye-pravila-i-obychai/pravila-povedeniya-v-hrame.html

Правила причастия

Совершать причастие рекомендуется каждое воскресенье, для этого в субботу надо прийти на исповедь к священнику. В день Причастия нельзя есть и пить с 12 часов ночи, исключения можно сделать только по состоянию здоровья и для беременных женщин. Перед причастием также необходимо помириться с близкими, попросить прощение у тех, кого возможно обидели и попросить у Господа прощение за все прегрешения, прочесть молитвенное правило. Также положен специальный пост.

Причастие в православном храме

Причастие совершается после исповеди и разрешительной молитвы священника, исключение составляют только дети до 7 лет — они могут причащаться просто так. Процесс принятия причастия такой:

  1. После объявления Причастие, надо медленно, не торопясь подойти к Святому Причащению.
  2. Дожидаясь своей очереди, не надо толкаться или размахивать руками — это святое таинство.
  3. Причастившись, надо поцеловать Чашу и отойти.
  4. Выпить запивку, стоящую рядом на столике.
  5. Приложиться к Кресту у священника и перекреститься.

Совет! Ходить в храм надо каждое воскресенье, а также по праздникам. Детей необходимо приучать к посещению церкви регулярно.

Во время Божественной литургии можно подавать священнику записки о здравии близких и об упокоении мертвых. Подать их можно там же, где и купить свечи перед началом службы.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1299
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravila-povedeniya-v-hrame-dlya-muzhchin-i-zhenshhin.html

Правила поведения для церкви

Для женщин:

  1. Представительницы женского пола, от маленьких девочек до пожилых женщин, ходят в храм Божий с покрытой головой — это благочестивая традиция. Для этого используется платок, шаль или накидка, в зимнее время некоторые стоят в шапках — это не запрещено, но будет жарко. Не рекомендуется носить широкополые шляпы, так как это будет мешать окружающим.
  2. Одежда выбирается неброская, чистая, при этом руки, плечи и грудь не оголяются даже летом (особенно строго в этом отношении в монастырях).
  3. Если женщина входит в брюках, можно перед входом обвязаться длинным платком, они обычно висят за входной дверью и предназначены для всех желающих.
  4. Губная помада должна быть стерта, чтобы не оставить следов, прикладываясь к иконам и кресту. Собираясь идти в церковь, не стоит наносить яркий макияж, это будет выглядеть неуместно.

Для детей:

  1. Если вы привели в храм ребенка, то за ним нужно следить. Желательно еще дома объяснить ему, что в церкви нельзя бегать и шалить.
  2. Если ребёнок расплакался, его надо попытаться успокоить или выйти с ним на улицу, чтобы не мешать службе и прихожанам.
  3. Если вы хотите причастить ребенка, то нужно учитывать, что выстоять всю службу ему может быть трудно, и поэтому можно выходить с ним на улицу или приходить позже, ближе к причастию, чтобы ребенок не устал и не начал капризничать. Как правило, все приводят детей на Херувимскую Песнь — около 11 часов.

Для мужчин:

  1. Мужчины, входя в храм, снимают головные уборы. Кроме того, они не должны быть в шортах или спортивных костюмах. Мы идем на встречу с Господом, это праздник души, и поэтому в старину, отправляясь в церковь, одевали самую праздничную одежду.
  2. На исповедь, причастие, елеопомазание (совершается на вечернем богослужении) — мужчины, мальчики и женщины с младенцами мужского пола подходят первыми. Это давняя традиция и во многих храмах её стараются соблюдать.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1884
Источник: https://1001molitva.ru/tserkovnye-pravila-i-obychai/pravila-povedeniya-v-hrame.html

Особые случаи

По правилам поведения, на территории церкви запрещается курить, мусорить, плевать на землю, шуметь, а также выгуливать домашних животных. Если вы хотите сделать фотографии, нужно попросить разрешения. Приводя в храм детей, взрослым надлежит следить за их поведением, не позволять бегать, шуметь, громко смеяться.

Если ребенок начал плакать и капризничать, это будет мешать прихожанам молиться. Поэтому правила рекомендуют вывести ребенка на улицу и там его успокоить. В церкви не принято бурно проявлять эмоции во время молитвы, следует вести себя сдержанно.

Вес рюкзака для похода на 10 дней

Причастие

Евхаристия (причастие) — это главное таинство христианства, во время которого хлеб и вино освящаются и подаются как Плоть и Кровь Господа. Через причащение в церкви православный человек соединяется с Богом. По правилам, причащаться надлежит 1 раз в месяц, если нет возможности, то 4 раза в год.

Перед причастием следует поститься (1-3-7 дней), читать определенные молитвы, посетить вечернюю службу в церкви, исповедоваться. Готовиться к обряду необходимо осознанно — очистить свою душу от гнева, зависти, помириться с людьми. По правилам, причастие совершается утром, во время Божественной Литургии.

К Чаше подходят по очереди, сложив руки на груди в виде креста, правая рука сверху. По правилам, сначала взрослые с младенцами, затем дети, потом все остальные. Перед Чашей нужно назвать свое имя и открыть рот. Священник вложит в рот лжицу с частью Крови и Тела – ее следует хорошо облизать. После этого надлежит поцеловать край Чаши, взять «запивку» (вода с вином и просфора).

Пройдя обряд, по православным правилам нужно остаться до конца службы.

Крестины

Принятие христианской веры происходит через обряд крещения. По религиозным правилам, совершить таинство Крещения, которое приравнивается к духовному рождению, можно только один раз. Провести церемонию крещения (крестин) можно в любом возрасте, младенцев крестят с сорокового дня жизни – к этому дню матери разрешается переступить порог церкви. Если ребенок родился слабым, крестить можно сразу после рождения.

Церемония крещения младенца совершается его крестными родителями, которые берут на себя обязанность воспитать крестника в соответствии с православными правилами. Во время крестин священник производит троекратное погружение тела в воду, призывая в свидетели Бога Отца, Бога Сына и Святой Дух. Согласно правилам, родители отвечают за своего ребенка перед «миром», а воспреемники (крестные родители) — перед Богом.

Праздники

Церковные праздники формировались постепенно, в их основе лежат события Священного Писания и жития православных святых. Есть 12 праздников, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы – Пасха, Рождество Христово и Пресвятой Богородицы, крещенские праздники, Вознесение Господне и др.

Особое место среди православных традиций занимает родительский день – Радоница, который приходится на девятые сутки от Пасхи. В этот день поминают усопших родственников. По православным правилам в Родительскую субботу нужно посетить богослужение и кладбище.

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 3033
Источник: https://etiketo.ru/religioznyj-etiket/pravila-povedeniya-v-tserkvi

Обращения к священникам и мирянам

Во время посещения православного святилища может возникнуть необходимость пообщаться с мирянами либо священником. Если вы видите ошибки мирян, не высмеивайте их — грешно замечать чужие недостатки. Правила допускают деликатные замечания вполголоса — и не более того.

Жать руку священнику при встрече нельзя — это прерогатива других служителей, равных ему по сану. В храмах принято складывать вместе ладони и терпеливо ждать благословения. Смиренно преклоните голову, поцелуйте десницу служителя. Если вас осенили священным предметом (Чашей, Евангелием, иконой), перекреститесь сами, а после отвесьте поклон иерею.

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 648
Источник: https://pravednik.info/poseshhenie-i-pravila-povedeniya-v-pravoslavnom-xrame.html

Крестное знамение

Большинство людей, считающих себя православными христианами могут не знать досконально правил поведения в храме, но совершать крестное знамение, казалось бы, умеют. Однако и здесь есть некоторые нюансы, о которых очень важно знать. Само по себе крестное знамение не является спасительным ритуалом, а лишь наружным проявлением нашей веры.

Как же совершать крестное знамение правильно?

  1. Пальцы правой руки – большой, указательный и средний – складывают вместе щепотью. Это символизирует нашу веру в Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого. Мизинец и безымянный палец прижаты плотно к ладони как символ сошествия на землю Христа и единение в нём двух сущностей – Бога и человека.
  2. Далее сложенной щепотью прикасаются последовательно ко лбу, животу, правому и левому плечу.
  3. Не следует одновременно совершать крестное знамение и поклон. Кланяться необходимо только после того, как вы осенили себя крестом.

Когда необходимо совершать крестное знамение?

Креститься необходимо в следующих случаях:

  1. При входе в двери православного храма.
  2. Прикладываясь к кресту или иконам.
  3. В начале и в конце молитвы, иногда в ходе её прочтения.
  4. В начале утрени.
  5. В ходе богослужения.

Начинающим прихожанам можно уточнить все необходимые моменты перед началом Богослужения, чтобы вести себя правильно и чувствовать комфортно.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1315
Источник: https://pravoslavie.guru/nuzhno-znat/pravila-povedeniya-v-tserkvi-sovety-nachinayushhim.html

Утренние и вечерние службы — рекомендации начинающим

Сразу же после завершения Божественной литургии утром проводится таинство причащения Святых Тайн Христовых. Если вы услышали, что в церкви стали петь хором молитвы, значит, пора готовить детей, поскольку скоро начнётся причастие.

Первыми к Чаше подходят матери с младенцами. Затем подводят детей постарше и после уже подходят все остальные. Если вас пропускают вперёд, постарайтесь пройти и не задерживать людей из желания показаться более добрым и воспитанным. Молча поклонитесь пропускающим вас и подходите к Чаше.

Во время службы приветствовать своих знакомых при входе можно молчаливым поклоном. Не следует затевать разговоры и бурные обсуждений новостей.

Перед христианскими праздниками во время вечерней службы часто проводится лития. Это особый чин вечерни. В это время этого богослужения всех молящихся принято освящать особым маслом. Прежде всего на литии необходимо подойти и приложиться к иконам, затем подойти к священнику для того, чтобы он крестообразно помазал лоб.

Далее нужно слегка поклониться батюшке и приложиться к руке и отойти в сторону, взяв у служительницы кусочек освящённого хлеба. Этот кусочек можно съесть прямо в храме или взять с собой домой.

Накануне причастия обычно проводится исповедь. Обычно она проходит в порядке живой очереди. Прежде чем подойти для исповеди к священнику, принято поклониться всем стоящим рядом прихожанам со словами «простите меня». После этого люди поклонятся вам в ответ.

Прощаясь с человеком в церкви, ему принято говорить не До свидания, а «Ангела-хранителя».

Перед тем, как выходить из храма, необходимо приблизиться к праздничной иконе и совершить поклон. Поклоны могут быть поясными и земными. Земные поклоны следует совершать во время Великого поста.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 1762
Источник: https://pravoslavie.guru/nuzhno-znat/pravila-povedeniya-v-tserkvi-sovety-nachinayushhim.html

Благословение священника

Верующий человек считает благословение важным напутствием и всячески старается его получить. Диаконы не благословляют мирян, к ним не стоит обращаться с подобными просьбами. В храмах диаконов и епископов легко различить по облачению. Когда священнослужитель благословляет мирянина, это можно истолковать в качестве приветствия, напутствия либо дозволения. Батюшка благословляет в различных жизненных ситуациях:

  • поездка в командировку;
  • начало поста;
  • сдача экзаменов;
  • собеседование при трудоустройстве.

Смело просите напутствия в сложных жизненных ситуациях, при дальнем путешествии или принятии ответственного решения. Есть важное правило: если рядом стоит несколько иереев, сперва подойдите к тому из них, кто имеет более высокий сан. Обращаться к епископу во время ритуальных действий (причастие, помазание елеем) не рекомендуется. Обращаться к священнослужителю нужно со словами «Батюшка, благословите».

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 931
Источник: https://pravednik.info/poseshhenie-i-pravila-povedeniya-v-pravoslavnom-xrame.html

В храме

Обычно начало богослужения знаменует колокольный звон — за 15 минут до него вы уже должны стоять в церковном помещении.

Во время богослужения допустимо приобретать свечи, всё остальное (кресты, книги, иконы) покупается заранее. Считается дурным тоном отвлекать прихожан, молящихся в храме, рассматривать их, устанавливать свечи напротив каждой иконы. Если вы посетили храм, когда там празднуется важное религиозное событие, постарайтесь поцеловать главную икону. Целовать нужно край образа, предварительно перекрестившись. Прикладываться к иконам напомаженными губами категорически запрещено.

При грамотном поведении в храме вы не будете мешать другим верующим. Свод правил предписывает здороваться со знакомыми тихо и не шуметь. Старайтесь не задавать в храме лишние вопросы — это можно сделать после службы. Внутри храма также запрещено использовать мобильные телефоны и фотоаппараты. Согласно действующим правилам в церкви нельзя:

  • громко беседовать;
  • лезть в карманы;
  • держаться за руки;
  • жевать;
  • смеяться.

Если вы отправляетесь в церковь с детьми, проследите, чтобы они не шумели. Маленький ребенок внутри храма может устроить истерику. В этом случае стоит покинуть здание церкви вместе с малышом. Давать своему отпрыску еду в православном храме тоже не следует — это дурной тон.

Также не стоит перемещаться по храму во время службы. Проходя мимо Царских Врат, осените себя крестом.

Сидеть во время службы строжайше запрещено. В таком поведении священнослужители могут рассмотреть признаки неуважения. Исключение может быть только одно — если у вас есть проблемы со здоровьем. При чтении Евангелия стоять нужно обязательно. Это же касается ключевых пунктов Литургии.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 1677
Источник: https://pravednik.info/poseshhenie-i-pravila-povedeniya-v-pravoslavnom-xrame.html

Свеча

Для многих посещение храма начинается со свечного ящика. Поставить свечи вам придется в гнезда церковных подсвечников, делать это можно любой рукой. Бывает, что в период больших празднований священнослужитель меняет ваши свечи на подношения других людей. Обижаться не следует — ваши действия уже отмечены Господом. Строгих правил по количеству зажженных свечей не существует — каждый прихожанин решает этот вопрос для себя сам. Опытные верующие оставляют свечи в разных местах:

  • на аналое (здесь свеча не ставится, ее нужно положить, не зажигая);
  • перед праздничной иконой;
  • возле образа Богородицы (второй вариант — Спасителя);
  • на кануне подле распятия (прямоугольный столик);
  • рядом с иконой любимого святого.

Не пытайтесь устанавливать свечи возле каждой иконы — правила поведения в церкви не поощряют подобных действий. Горение сердца верующего для Господа важнее пламени множества свечей. Так что искренне молитесь перед иконами и помните, что в храмах свеча — символ благодати.

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 987
Источник: https://pravednik.info/poseshhenie-i-pravila-povedeniya-v-pravoslavnom-xrame.html

Как надо молиться в церкви

Для всех верующих очень важна молитва в церкви. Поскольку она общая, то такая молитва сильнее и чище домашней. Когда службу проводит священник, то следует внимательно вслушиваться в слова молитвы, как бы пропуская их через сердце.

Бывает, что мысль рассеивается, и внимание теряется. Можно коротко попросить у Бога в молитве сил, терпения и понимания. Если вас отвлекают другие прихожане своими действиями, постарайтесь, не причиняя беспокойства другим, перейти на другое место в храме.

Но, как правило, верующие приходят до начала службы, успевают поставить свечи и поздороваться с прихожанами, сходить на исповедь и занять место как можно ближе к алтарю. Таким образом, все опаздывающие или просто заходящие не будут вас беспокоить — к тому времени они до вас просто не доберутся из-за толпы прихожан.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 832
Источник: https://1001molitva.ru/tserkovnye-pravila-i-obychai/pravila-povedeniya-v-hrame.html

Иконы

Заходя в храм и видя перед собой святые иконы, представляйте, как святые с Господом во главе взирают на вас с небесной высоты. Существуют определенные правила почитания верующими святых мощей и образов — этих предписаний в храме нужно придерживаться. Вот базовые рекомендации:

  1. Приблизившись к иконе, расположенной внутри храма, дважды перекреститесь.
  2. Поцелуйте святой образ единожды (прикладываться нужно к углу, а не к центру).
  3. В третий раз перекреститесь.
  4. Отходите, не задерживайте других верующих.

В любом правиле существуют исключения. В некоторых храмах выставляются поясные образы — тогда нужно прикладываться к благословляющей длани святого. Если на иконе изображен распятый Спаситель, требуется поцеловать ему ноги, у образов нерукотворного типа наиболее почитаемы волосы. А вот наиболее распространенной ошибкой новичков считается целование святого лика. Если вы хотите получить исцеление, стоит обращаться к чудотворным иконам.

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 945
Источник: https://pravednik.info/poseshhenie-i-pravila-povedeniya-v-pravoslavnom-xrame.html

Заключение

Любому верующему следует знать церковные уставы, и понимать, что происходит во время службы. В церковных лавках продают книги «Божественная литургия» — в ней объясняются основные моменты, молитвы и действия священников за Литургией. Такую книгу рекомендуется иметь каждому христианину.

Для тех, кто идет к Богу с чистым сердцем, стремится к познанию, все постепенно открывается. Главное, это стремление и духовное горение, наша любовь к Богу и своим ближним.

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 492
Источник: https://1001molitva.ru/tserkovnye-pravila-i-obychai/pravila-povedeniya-v-hrame.html

Кол-во блоков: 23 | Общее кол-во символов: 22245
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

Источник: svjatyni.ru

Рейтинг
Загрузка ...
Центр туризма