Походы как форма внеурочной деятельности

внеурочных занятий по туризму в 8-х классах

Программа для внеурочных занятий по туризму составлена путем модификации программы внеурочной туристко-краеведческой деятельности («Туризм и краеведение для учащихся 5-8 классов), авторы: П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов.

Модифицированная программа внеурочной туристско-краеведческой деятельнос­ти учащихся (общий объём — 35 ч) ориентирована на учащихся 8 классов. Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного и подросткового возраста, так и собственно педа­гогические задачи, связанные с воспитанием учащихся. Эта осо­бенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы.

Программа внеурочных занятий по туризму рассчитана на 1 год, исходя из 1 ч в неделю.

Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся ключевых компетенций: ценностно–смысловых, учебно-познавательных, социокультурных, коммуникативных через включение их в учебную и практико–ориентированную двигательную деятельность.

Вебинар «Организация волонтерского движения учащихся как форма внеурочной деятельности…»

Задачи программы:

· сформировать у обучающихся основы коммуникативной и социальной компетентностей;

· привить обучающимся потребность в ведении здорового и безопасного образа жизни;

· создать условия для творческой самореализации обучающихся;

· способствовать профессиональной ориентации обучающихся через использование в обучении смежных учебных дисциплин;

· способствовать адаптации к условиям социальной среды через коллективную деятельность;

· воспитание у обучающихся волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки;

Для полноценной реализации программы необходимо учитывать принципы организации самодеятельности кружка:

· насыщение деятельности детей элементами творчества и инициативы, основой которых становится последовательное переключение с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности;

· дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, что помогает подросткам выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность;

· организацию работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляла детям удовлетворение и радость.

Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.

Планируемые результаты реализации программы

Ожидаемым результатом реализации программы является формирование у обучающихся в области:

ценностно-смысловых компетенций:

· умение владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных представлений, умений и навыков;

· умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять самостоятельные действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

Эффективность использования ИКТ при организации внеурочной деятельности в начальной школе.

· умение осуществлять индивидуальную образовательную деятельность (траекторию) с учетом общих требований и норм;

учебно-познавательных компетенций:

· умение ставить цель и организовывать процесс еѐ достижения;

· уметь организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

· умение выступать устно и письменно о результатах своей деятельности с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

социокультурных компетенций:

· уметь определять свое место и роль, систему взаимоотношения в окружающем мире: в семье, в классе;

· иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;

· иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

коммуникативных компетенций:

· владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

· владеть способами взаимодействия с окружающими, выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести диалог;

информационных компетенций:

· владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом;

· самостоятельно искать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать еѐ;

· применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;

здоровьесберегающих компетенций:

· знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой помощи;

· иметь физическую и техническую подготовку, и умение использовать их в повседневной жизни и на соревнованиях.

Содержание

1. Вводное занятие (1 ч). Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Закрепление норм поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности.

2. Безопасность юного туриста (2 ч). Повторение правил поведения в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнём; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила об­щения с местными жителями; правила гигиены туриста.

3. Быт юного туриста (1ч). Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Палатка, уста­новка палаток разного типа. Походный лагерь.

Место для кост­ра. Топливо, правила хранения. Трудовая этика туриста. Тиму­ровская работа на маршруте. Отношение к памятникам исто­рии и культуры.

Отношение к природе.

4. Кухня юного туриста (1ч). Повторение пройденного материала: Продукты в походе. Ка­лорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка про­дуктов. Сублимированные продукты. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская посуда. Уход за котла­ми.

Приготовление пищи на костре. Выход группы на пикники с целью отработки навыков приготовления пищи.

5. Ориентирование на местности (9 ч). Повторение пройденного материала: Что нужно де­лать, если заблудился в лесу, и что нужно знать, чтобы не за­блудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение.

Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на мест­ности. Карты. Масштаб. Легенда карты.

Чтение карт. Обраще­ние с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. Спор­тивное ориентирование: обучение и тренировки.

6. Топография (4ч). Топографическая карта. Топографи­ческие знаки. Топографические игры.

Топографический диктант.

7. Туристские узлы и их назначение (8ч). Повторение и закрепление пройденного материала: узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмёрка, стремя, прусик, удавка, булинь, ткацкий, академический, схватывающий, грейпвайн и т. п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Конкурс «Узелок завяжется — узелок развяжется».

8. Преодоление препятствий (9ч).Совершенствование: Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т. п. Страховка и самостраховка. Стра­ховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов. Пере­права по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи верёвки. Подъём по крутому склону при помощи верёвки.

Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым верёвкам. Пере­права при помощи вертикального маятника. Переправа при по­мощи горизонтального маятника. Навесная переправа.

Перепра­ва рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий.

Учебно-тематический план внеурочных занятий по туризму в 8-х классах

Количество часов –35.

Тема Общее кол-во часов Количество занятий
теория практика
Вводное занятие
Безопасность юного ту­риста.
Быт юного туриста
Кухня юного туриста
Ориентирование на мест­ности
Топография
Туристские узлы и их на­значение
Преодоление препятст­вий
Итого

Календарно – тематическое планирование занятий

внеурочных занятий по туризму в 8-х классах

Тема занятий Дата проведения Количество занятий
план факт теория практика
Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения юного туриста.
2-3 Безопасность юного туриста.
Быт юного туриста.
Кухня юного туриста
Спортивное ориентирование. Карта. Масштаб. Легенда карты.
Топографическая карта. Топографи­ческие знаки.
Совершенствование работы с компасом.
Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на мест­ности.
Спортивное ориентирование – тренировка
Туристские узлы и их назначение.
Навесная переправа.
Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмёрка, стремя, булинь и т.д.
Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота и т. д.
Маятники. Их виды и способы переправления с их помощью
Страховка и самостраховка. Стра­ховочные обвязки.
Азимут. Азимутальный ход.
Топографические знаки. Карты.
Спортивное ориентирование
Отработка навыков завязывания туристических узлов.
Совершенствование техники преодоления полосы препятствий. Правила преодоления лесных завалов. Пере­права по кочкам и гатям.
Отработка навыков завязывания туристических узлов.
Топографические знаки. Карты.
Совершенствование подъёма и спуска по склону с самостраховкой.
Параллельные верёвки.
Топография: топографический диктант.
Отработка навыков завязывания туристических узлов.
Спортивное ориентирование
Переправа по бревну.
Отработка навыков завязывания туристических узлов.
Спуск с крутого склона при помощи верёвки. Подъём по крутому склону при помощи верёвки.
Спортивное ориентирование – тренировка
Отработка навыков завязывания туристических узлов.
34-35 Спортивное ориентирование – тренировка
Итого: 35 часов

Список использованной литературы.

1. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М.: Просвещение, 2014 г.

2.Научно-методические журналы «Физкультура в школе».

3. Программа для общеобразовательных учреждений «Физическая культура» 5-11 классы / Матвеев А. П. М.: Просвещение 2016 г.

Источник: poisk-ru.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный турист» в начальной школе»

Миронова, О. И. Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный турист» в начальной школе» / О. И. Миронова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/7960/ (дата обращения: 29.11.2022).

Пояснительная записка

1.1Актуальность программы

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности обучающегося. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Ситуация со здоровьем детей приобретает за последние годы трагический характер, о ней говорят широкая общественность и политики, 80 % детей имеют нарушения состояния здоровья. Необходимо принимать меры для изменения сложившегося положения.

При организации внеурочной деятельности, являющейся продолжением образовательного процесса начального образования, следует четко определять её отличительную психолого-педагогическую позицию: основной организационной формой должна стать сюжетно-ролевая игра. Ведь игра — интересный и захватывающий процесс, в котором каждому участнику, младшему школьнику, приходиться реагировать на то, как складываются игровые ситуации. В процессе игры во внеурочной деятельности (на туристической прогулке, в походе или на экскурсии) выявляются индивидуальные особенности поведения ребенка в различных сюжетно-ролевых ситуациях, раскрываются личностные качества, вырабатываются и постигаются определенные морально-нравственные ценности и культурные традиции.

Одним из реальных давно опробованных путей является туризм. Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, т. е. углублённого изучения во время походов истории природы и культуры родного края, о нём можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно — патриотического воспитания.

В наше непростое время, когда многократно возрастала опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма в условиях экстремальных ситуаций.

Изучение данного курса обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование гражданственности, воспитание нравственных чувств и трудолюбия, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и семье.

В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно-ориентированных технологий.

1.2. Цель программы — формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления.

Образовательные задачи:

— Освоение туристских навыков в походе, слёте.

— Освоение знаний прохождения технических этапов туризму

— Изучение различных способов переправ;

— Изучение и совершенствование техники наведения туристских этапов соревнований

— Физической подготовке, обеспечение выживания в экстремальных условиях;

Развивающие задачи:

— обучение воспитанников приемам самостоятельной и коллективной работы;

— развитие эмоционально ценностного и коммуникативного опыта;

— приобщение их к самовоспитанию и самообразованию (контроль и самоконтроль своих действий, своего поведения и отношения к делу, воспитанию дисциплинированности и организованности, хорошей физической подготовки и т. п.).

— обучение детей выдержке, смелости в решении возникающих вопросов, усидчивости, способности управлять своим поведением;

— развитие силы, выносливости, координации движения в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;

— развитие эмоциональной сферы личности, повышение уверенности в себе, формирование позитивной самооценки.

Воспитательные задачи:

— формирование общей культуры личности, способной адаптироваться в современном обществе;

— формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;

— воспитание трудолюбия, ответственности, дисциплинированности;

— воспитать стремление к саморазвитию;

— воспитать потребность в здоровом образе жизни.

— выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.

Программа разработана для обучающихся 4 класса на 34 часа занятий — 1 раз в неделю

1. Учебно-тематический планирование.

Разделы программы

Часовая нагрузка

Источник: moluch.ru

Программа внеурочной деятельности «Туризм»

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Размер файла: 129.5 Кбайт
Конкурсная работа

Пояснительная записка.

Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751, в качестве одной из основных целей определены формирование здорового образа жизни и развития детского и юношеского спорта.

Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека является туризм. Термин « туризм » впервые встречается в английских источниках начала ХIХ и обозначат экскурсию или путешествие.

Под школьным туризмом понимается туристская деятельность учащихся, выходящая за рамки учебных программ.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные туристы-спасатели»» разработана в соответствии с требованиями:

-Федерального Государственного образовательного стандарта начального (основного) общего образования,

-письмом Министерства образования и науки Российской Федерации №08-1786 от 28.10.2015г. «О рабочих программах учебных предметов»;

-Основной образовательной программы Начального (основного) общего образования средней школы №21 г.Ярославля;

-Плана внеурочной деятельности средней школы №21 г.Ярославля на 2016-2017 учебный год.

-Рабочей программы по туризму для 5-7 классов, ФГОС.М.: « Просвещение », 2013 г.

-Программой внеурочной деятельности « Туристско-краеведческая деятельность » общего образования под редакцией Л.П.Савельевой.

Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно — развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и физического развития через туристскую деятельность.

— формирование мотивации на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни, осознание каждым ребенком собственной ответственности за свое здоровье;

— обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики спортивного туризма;

— создание эффективной системы подготовки учащихся для получения спортивных разрядов по туризму;

— педагогическое руководство воспитанием гуманистических принципов уважения к личности ее правам и свободе.

— формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности.

Учебный план и программа занятий предусматривают обучение ребят азбуке туризма — сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своем крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, общей физической подготовке, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах.

Реализация программы рассчитана на 1 год, объёмом в 68 часа, 2 часа в неделю. Продолжительность занятия 45 минут. Из них 12 часов отводится для проведения экскурсий, соревнований, походов выходного дня.

Занятия проводятся во внеурочное время детей.

Место проведения занятий — учебные кабинеты, улицы района, спортивный зал, спортивная площадка школы.

Форма организации внеурочной деятельности

Обучая детей навыкам туризма необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это тематические и игровые уроки, тематические занятия, эвристические беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, использование компьютерных программ, экскурсии, просмотр видеофильмов, игры, тренировки, соревнования, социально-значимые акции и др.

Так как игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, то есть в интерес к содержанию задания, который лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольной памяти и внимания, следует активно использовать все известные игровые методики. Эти методики включают в себя практически все формы работы:

— ролевые, деловые, обучающие, дидактические игры,

Они представляют широкие возможности для творческой деятельности и интеллектуального развития ребенка. Игра способствует развитию воображения. Поскольку оно необходимо для создания новых ситуаций и правил игры. Чаще всего игры используются при контроле знаний. Виды контроля: текущий контроль умений и навыков; контроль домашней подготовки; итоговый контроль.

Ценностные ориентиры: программа имеет туристско-краеведческую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Педагогическая эффективность программы будет выше, если каждый участник туристской прогулки, сюжетно-ролевой игры, экскурсии или похода будет выполнять посильные и интересные для него поручения. Дети могут самостоятельно распределить следующие социально-профессиональные роли: командир, ремонтный мастер, направляющий, замыкающий, штурман, проводник, дежурный, костровой, санинструктор, завхоз по снаряжению, знаток погоды, знаток птиц, знаток растений, знаток трав, знаток достопримечательностей, знаток туристской кухни, знаток водотоков и водоёмов, знаток рыб, знаток туристской фотографии, знаток туристских песен, знаток истории родного края и т. п.

Совершенствуя полученные в начальном образовании универсальные учебные действия, обучающиеся получают новые теоретические знания и практические умения в области истории и культуры малой родины через различные виды практико-ориентированной деятельности в системе должностно — ролевого туристско-краеведческого самоуправления, проявляют уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям прежних времён, а также в процессе обучения формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности родного края. Ведущим методом внеурочной деятельности является метод решения практических задач (познавательных, исполнительских, творческих).

Формы и виды контроля.

Для реализации программы используются следующие методы обучения:

1. Поисково-исследовательский метод.

2. Метод самореализации, самоуправления через участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях, через различные творческие дела.

3. Метод контроля врачебный, самоконтроль.

4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию.

Также разнообразны формы работы:

— тренировка по развитию физических качеств, закреплению различных практических умений и навыков;

— проведение соревнований по спортивному ориентированию;

— участие в туристических слётах;

— участие в военно-спортивных играх;

— проведение викторин, конференций по охране природы;

— краеведческие экспедиции, походы, экскурсии;

Планируемые результаты освоения программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Требования к результатам освоения программы задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждом году обучения.

Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

К личностным результатам относится система ценностных ориентаций школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами « Я и природа », « Я и другие люди », « Я и общество », « Я и познание », « Я и Я », что позволяет школьнику выполнять разные социальные роли ( « гражданин », « школьник », « ученик », « собеседник », « одноклассник » и др.) и профессиональные роли ( « путешественник », « знаток », « дежурный », « командир », « капитан », « штурман » и др.).

К метапредметным результатам относятся освоенные школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

К предметным результатам относятся усвоенные школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в туристской группе (команде); опыт социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления; ценностные установки, специфичные для туризма и краеведения, межличностной коммуникации.

Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии физическими упражнениями и туризмом, способах и средствах передвижения на местности пешком и на лыжах, способах ориентирования на местности и об элементарных правилах выживания в природе, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях памяти героев отечественных войн, русских народных играх, о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в туризме и краеведении, о способах организации досуга, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к физкультуре и занятиям туризмом, к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

3. Результаты третьего уровня (приобретение младшими школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта актуализации физкультурно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта волонтёрской деятельности, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления социокультурной идентичности, социально-коммуникативных компетенций и компетенции в сфере сохранения и укрепления здоровья. Социокультурная идентичность — осознание школьником себя в контексте управления социокультурным пространством собственного существования, принятие себя как субъекта социокультурного взаимодействия, личности и индивидуальности.

Социально-коммуникативная компетенция предполагает высокую степень эффективности самовыражения и самореализации школьника в социальном взаимодействии (при соблюдении этикета, принципов коммуникативной толерантности), осознанное позиционирование себя как субъекта межличностного взаимодействия, владение управленческими (организаторскими) компетенциями (изучение потребностей аудитории, поиск наиболее адекватных вариантов удовлетворения потребностей и т. д.).

Планируемые результаты. По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которые можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.

Обучающиеся узнают:

— основные этапы истории туризма;

— основные виды туризма;

— историю своей школы, её традиции;

— основные вехи истории родного края;

— азбуку туристско-краеведческой деятельности;

— правила поведения в музеях и других общественных местах;

— основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;

— основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;

— основные виды растительного и животного мира своего края;

— способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях;

— способы охраны природы в туристском путешествии.

Обучающиеся получат возможность узнать/познакомиться:

— основные социальные функции туризма и краеведения;

— ведущие музеи, исторические и памятные места своего села и района;

— жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников, внёсших вклад в развитие туризма;

— с методикой проведения поисково-исследовательской работы;

— правила оформления краеведческого исследования;

Обучающиеся научатся:

— общаться с людьми;

— систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить;

— вести элементарную поисково-исследовательскую работу по алгоритмам;

— оформлять стенды, фотовыставки и т. п.;

— осуществлять фотосъёмку исследуемых объектов туристского интереса;

— соблюдать правила личной гигиены;

— овладеть элементарными туристско-бытовыми навыками;

— выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;

— владеть техникой перемещения на местности пешком и на лыжах с грузом-рюкзачком;

Обучающиеся получат возможность научиться:

— вести исследовательские краеведческие записи;

— составлять справочную картотеку;

— выступать с докладами

— работать с научно-популярной литературой;

— ориентироваться в пространстве, на местности, в своём городе;

— рисовать планы местности;

— владеть техническими и тактическими приёмами преодоления естественных и искусственных препятствий.

В процессе реализации программы у учащихся будут формироваться/совершенствоваться следующие качества:

— способностью к оказанию взаимопомощи;

— способностью к взаимодействию в команде;

— упорством в достижении поставленных целей;

— уважением к старшим, родителям, семейным традициям;

— милосердием, заботой о старших и младших;

— любовью к своей малой родине;

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Инструктаж по ТБ

Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности нашего края.

Понятие о карте. Условные знаки топографических карт. Масштаб и его виды. Компас.

Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности.

Способы ориентирования. Движение по азимуту в походе, обход препятствий. Определение разметки маршрута.

Ориентирование по местным приметам.

Действия в случае потери ориентировки

Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка

Узлы и их применение в туризме. Узлы: стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный

Узлы и их применение в туризме. Узлы шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн

Специальное снаряжение: веревки вспомогательные и основные, страховочные системы, карабины, репшнуры, альпеншток

Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки.

Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви.

Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение

Определение места для бивака и организация бивачных работ

Требования к месту бивака. Самостоятельная работа по развертыванию и свертыванию лагеря

Установка палатки в различных условиях. Подбор группы и распределение обязанностей

Туристские должности в группе. Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки похода

Горизонтальный и вертикальный маятник. Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий.

Разрядные требования по спортивному туризму, спортивному ориентированию.

Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе

Правила подачи сигналов бедствия

Определение погодных условий до и во время проведения похода

Кухонное оборудование для летних и зимних условий: таганки, тросики, каны, топоры и пилы, чехлы к ним.

Калорийность, вес и нормы дневного рациона. Норма закладки продуктов. Составление меню, списка продуктов на день, на весь поход.

Обеспечение группы продуктами питания в походе

Способы добычи огня и обустройство кострового бивака

Подготовка к походу, путешествию. Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения.

Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях

Первая медицинская помощь в природных условиях

Использование лекарственных растений при различных заболеваниях

Совместное осуществление и последующий анализ походов выходного дня, экскурсий, соревнований с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала. (в течение учебного года)

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Доклад по теме»Туристско-краеведческая работа как составляющая внеурочной деятельности в классе»

Доклад по теме «Туристско-краеведческая работа как составляющая внеурочной деятельности в классе» раскрывает существенные преимущества туристской работы с учащимися любого возраста в любом школьном классе или объединении.Походы с ночевкой, обустройство быта, приготовление пищи у костра, палаточный лагерь-все единение с природой создает атмосферу коллективизма и толерантности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме»Туристско-краеведческая работа как составляющая внеурочной деятельности в классе» »

Туристско-краеведческая работа как составляющая внеурочной деятельности в классе.

Классный руководитель 9 «А» класса Козляковская Лидия Сергеевна

Учебная работа в классе не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы учащихся по изучению своего края. На уроках географии и кубановедения в силу ограниченного времени на изучение природы малой родины, ребята получают основные знания по широкому кругу наук. А удовлетворить познавательные интересы школьников возможно лишь, используя разнообразные формы туристской деятельности.

К.Д. Ушинский писал: «Назовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей. стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.»

«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» — знакомые слова из песни В. Высоцкого. А как туризм помогает решать воспитательные задачи?

Выживаемость в любых условиях

Дети просятся в поход.

У многих классных руководителей возникает много вопросов. По какому маршруту пойти? Как не заблудиться? Будет ли класс вести себя дисциплинированно? Как обеспечить безопасность детей на транспорте и в лесу? Но, пожалуй, главный вопрос: «А зачем мне это нужно?!»

Каковы же мотивы — привлекательные для классного руководителя.

Во-первых, туризм — это возможность оздоровления за счет повышения двигательной активности, т.е. — ходьбы. Любой выход на луг, на берег реки, в лес для общения с природой полезен и прекрасен.

С пятого класса я начинаю водить ребят на прогулки в район улицы Заречной или в Российский лес. Мы вместе едим завтрак на траве, наблюдаем за птицами, животными, бабочками и другими насекомыми. Ребята непосредственно восхищаются полевыми цветами, росою на траве, каждому природному объекту, мы играем в подвижные игры.

Здесь я замечаю веселых и шумных детей, тех, кому интересно и кому скучно. Ребята делятся своими впечатлениями, и я предчувствую, кто в дальнейшем пойдет в длительные походы. Я не стремлюсь сразу выезжать в длительные поездки — для этого надо быть уверенным в каждом ребенке.

Во-вторых, туризм – это нахождение и возможность выполнять свои трудовые обязанности в экологически чистых условиях — в лесу. Принести воды из родника, разжечь костер, поставить палатку в лесу — несет не только ценность, но и умение проявлять характер, выявление лидеров в группе.

Если поход с одной ночевкой, то трудностей не возникает, так как только на чуть – чуть уехали из дома. В палаточном лагере все намного сложнее. Даже я, впервые приехав в палаточный лагерь, считала дни до середины пятидневки и обратно. С детьми не бывает больших или маленьких проблем, все они важные. Так на третий день начинаются разборки: кто с кем не хочет жить, есть и дружить.

И начинаются взаимные упреки. На четвертый день идет примирение. На пятый день все плачут, так как надо расставаться с новыми друзьями и ехать домой. А между детскими отношениями проходят сборы дров, дежурство по лагерю, походы, экскурсии, конкурсы, дискотеки, обеды и ужины, игры и отбой. А сколько радости доставляют открытая банка сгущенки, котелок чая и ночные страшилки и истории.

В-третьих, туристские традиции, основанные на взаимопомощи, взаимовыручке, духе коллективизма и товарищества, создают комфортность социально-психологического климата коллектива туристской группы, построенного на внимании к возможностям и потребностям каждого члена коллектива. Т.е.- неформальные условия для общения между мной и учениками. Ночевка в палатке на склонах гор, песни под гитару и задушевные беседы у костра — никакой другой вид отдыха не даст таких впечатлений, о которых ребята часто вспоминают в школе.

Туристические походы очень сильно изменились в последние годы. Стало больше комфорта, дети с удовольствием ходят в многочасовые походы, но без рюкзаков и приготовления пищи. В последние два года немного изменилась ситуация, стало больше бесплатных многодневных походов как в школах, так и домах творчества. Так, например, Величкин Константин, в 13 лет прошел многодневный тяжелый поход, через день шел сильный дождь, но ему очень понравилось. А, в школе он подошел ко мне и сказал: «Лидия Сергеевна, поход хороший, но Вам было бы трудно идти».

Однажды в походе мы собрали все телефоны у ребят, чтобы они пообщались друг с другом. Вечером увидели, как 20 ребят дружно сидят на лавочке и нормально беседуют, смеются. Стемнело, но еще долго мы слышали детские голоса и не настаивали им разойтись. Общение- вот что в наше время стало дефицитом! А телефоны мы возвратили после утренней зарядки, возмущений не было.

В-четвертых, поход — активная совместная деятельность, создающая возможности для завоевания учителем авторитета у учеников и его укрепления. Туризм стал для меня школой педагогического мастерства.

В походных условиях приходилось сочинять и ставить сказки на новый лад, делать рекламы, сочинять частушки, загадки, участвовать в выставках рисунков, стихотворений, поделок из природных материалов, праздниках, играх. А еще надо уговорить ребят участвовать, завести всех, чтобы всё пело, играло и имело успех.

В-пятых — доверие родителей — одна из составляющих нашей работы. Поэтому прежде чем поехать в поездку, я провожу огромную предварительную работу. Рассказываю родителям на собрании о ближайших планах класса. В течение пяти лет я показывала им фотографии с походов и поездок, рассказывала о походной жизни.

В Лаго-наки зимой я всегда брала родителей с детьми и позже они обменивались своими впечатлениями от путешествий. Провожу с детьми технику безопасности в походе. И сотрудничаю с туристическими фирмами, которые несут ответственность за услуги по договору.

Учитывая, что в последние годы я вела туристический кружок, то наши дети знают не только как правильно собрать рюкзак и двигаться в походе, но и разжигать костер, ставить палатку, сварить обед, оказать первую помощь и умение участвовать в туристических соревнованиях. В школьных турслетах мои ребята занимали первые места.

За эти годы мы побывали: в городе Горячем ключе, в Дантовом ущелье и Богатырских пещерах, Пшадских , Каверзинских, 33 водопадах, в дендрарии пос Лазоревского, трижды отдыхали в бухте Инал и палаточном лагере «Мечта», ежегодно были на плато Лагонаки и посетили каньон реки Белой,Большую Азишскую и Нежную пещеры, пчелинный грот, гору Облего. Трехдневное путешествие в Крым : Ялта, Бахчисарай,Феодосия,Алупка,Свято-успенский пещерный монастырь и т.д.

Поход — это способ удовлетворения духовных потребностей при посещении памятных мест, природных, исторических, архитектурных достопримечательностей, возможность повысить свой образовательный уровень. Для выпускника школы это может стать необходимым условием его более качественного профессионального самоопределения, выбора профиля продолжения образования. На уроках профориентации ребята просили рассказать о профессиях, связанных с туристической деятельностью.

Практически половина 9 «А» класса в прошлом году стали волонтерами отряда «Позитив», руководителем которого является Косолапова Ирина Викторовна. Учитывая то, что Ирина Викторовна все годы вместе со мной ездила во все туристические поездки и походы, то авторитет у моих детей у нее на высоком уровне. Ребята легко отзываются на школьные дела, которые им поручают: очистка берега реки у «Нептуна», акции по поддержанию порядка в станице, помощь одиноким старикам и детям, лежащим в больнице, готовят концерты для инвалидов и сбор денег для «Цветика-семицветика», «Георгиевская лента» и многие другие…. Они разработали стратегию и тактику и смело осуществили акцию «Приведи родителей на выборы», победили дважды в районе, как класс, так и 2 ученицы из класса.

Таким образом, учитель в туристской деятельности решает педагогические проблемы: раскрытие интересов и склонностей своих воспитанников в процессе неформального общения в туристских походах, формирование классного коллектива, развитие у детей лидерских способностей.

А что же думают сами ребята? Туризм привлекает их возможностью проявить самостоятельность, самоутвердиться, он притягивает своей романтикой, возможностью общения в коллективе сверстников. Немаловажным мотивом, побуждающим школьников к туристским путешествиям, является интерес к памятникам и знаменательным местным событиям.

Так почему ребятам интересно ходить в походы?

Солохина Александра (15 лет)

Я начала заниматься туризмом из любопытства. Мне это понравилось, и я продолжаю этим заниматься, потому что, во-первых, много узнаешь, многому учишься, во-вторых, появляется ответственность. Знаешь, что в походе, если сама не сделаешь что-нибудь, за тебя этого никто не сделает. В-третьих, это здорово! Жалко, что другие не могут этого почувствовать.

Костяев Василий (15 лет) Мне нравится ходить в походы, и я люблю сложности.

Ульянова Катя (15 лет)

Я испытываю свою силу воли, когда не хочется, а надо. Хожу, чтобы отвлечься от учебы, встретиться с друзьями, наверное, самыми лучшими на этот период.

Величкин Константин (15 лет)

Я хотел заниматься туризмом всегда. Можно сказать, что это было моей мечтой — пойти в поход. У меня мама и папа ходили в походы и много мне о них рассказывали. Я даже с ними участвовал в туристических соревнованиях среди медиков. Когда в школе представилась возможность этим заняться, я, сразу научился вязать туристические узлы и ставить палатку.

Учитель, хоть один раз сходивший с ребятами на туристскую прогулку в ближайший лесопарк, понимает, что это не дополнительная нагрузка для него лично, а способ разрешения части воспитательных проблем, единое целое со всем образовательным процессом школы, возможность подарить детям и себе радость общения и здоровье.

Источник: kopilkaurokov.ru

Рейтинг
Загрузка ...
Центр туризма