Крылатое выражение «Идти в каноссу» – значение и происхождение
Что означает «Идти в каноссу»? Известную фразу можно понять, обратившись к источнику происхождения. Давайте ниже рассмотрим, что значит и откуда возникло крылатое выражение «Идти в каноссу».
Значение
Раскаиваться, идти сдаваться, подчиняться кому-либо.
Происхождение
– в 1870-е гг. протестантская Пруссия, возглавив объединенную Германию, повела борьбу с оппозицией сепаратистов, группировавшихся вокруг католического центра и опиравшихся на поддержку Папы Римского. В эти годы правительство канцлера Германии О. Бисмарка боролось за светскую культуру: школа была освобождена от опеки духовенства, был введен гражданский брак, иезуитские организации были запрещены и т.д. 14 мая 1872 г. в рейхстаге во время дебатов Бисмарк произнес: «В Каноссу мы не пойдем», после чего выражение стало равнозначно отказу светской власти подчиняться клерикалам. Позднее Бисмарк, напуганный быстрым ростом социалистического движения, объединился для подавления его с католическим центром и, таким образом, в Каноссу все-таки пошел.
Савромат Live. Крестовые походы. Взгляд с востока
Изначально это выражение возникло, когда Генрих IV, германский император XI в., вел продолжительную политическую борьбу с Папой Григорием VII, притязавшим на мировое господство. Генрих созвал собор немецких епископов, который объявил Папу низложенным (1076). Папа ответил проклятием и отлучил императора от церкви.
Немецкие князья, воспользовавшись этим, объединились и решили свергнуть Генриха. Чтобы избежать этой участи, Генрих решил покаяться и зимой 1077 г., переправившись через Альпы в Италию, пошел пешком в Каноссу (замок в Северной Италии), где тогда находился Папа. Три дня униженно простоял он в одежде кающегося грешника перед воротами замка и получил у Папы прощение.
Другие крылатые выражения
Значение и происхождение других крылатых выражений:
в строевой подготовке «идти в ногу» означает «идти в такт», одновременно с другими ступать то левой, то правой ногой.
первоначально слово «расправа» означало «суд, решение суда, приведение приговора в исполнение». При Иване Грозном расправы совершались у Варвары, т.е. около церкви Святой Варвары, рядом с которой была расположена тюрьма, прославившаяся очень жестоким режимом.
Источник: woords.su
Произошло событие, вошедшее в историю как «Хождение в Каноссу»
Картина Карло Эммануэля «Генрих IV и Григорий VII в Каноссе в 1077»
Хождение в Каноссу, или Каносское унижение (нем. Gang nach Canossa, Canossagang, итал. l’umiliazione di Canossa) – эпизод из истории средневековой Европы, связанный с борьбой римских пап с императорами Священной Римской империи. Этот эпизод ознаменовал победу папы Григория VII над императором Генрихом IV.
Священная Римская Империя. Борьба пап с императорами. (рус.) История средних веков.
Монарх Священной Римской империи Генрих IV (1050–1106) был недоволен тем, что папа римский Григорий VII (1020–1085) назначает на высокие посты своих людей, и попытался отлучить его от церкви.
Победу в конфликте одержал понтифик. Папа не только предал Генриха анафеме, но и фактически низложил как государя, освободив его вассалов от данной ему присяги.
По данным некоторых хроник, Генрих, чтобы принести покаяние папе римскому, пешком, босой, в покаянной власянице отправился на север Италии, где в неприступной крепости Каносса находился понтифик. Лишь после трех дней стояния перед запертыми воротами Генриха впустили к папе и дозволили в слезах вымолить у него прощение. Это случилось 28 января 1077 года.
Со временем выражение «идти в Каноссу» стало означать «соглашение на унизительную капитуляцию». Хотя на самом деле, по мнению многих историков, «хождение» Генриха IV в Каноссу было лишь политическим маневром, и на этом борьба папства и императоров за высшую власть не закончилась. Она продолжалась до конца 13 века, вплоть до «Авиньонского пленения пап» французским королем Филиппом IV Красивым.
С тех пор папство уже не смогло оправиться от потрясения и не претендовало даже на соперничество с набиравшими силу государствами Европы.
Источник: www.calend.ru