Поход как средство воспитания

Вопрос Туризм как средство физического воспитания. Понятие, виды

Этапы процесса обучения: 1) этап начального разучивания. Цель — сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах. Основные задачи этапа: 1.Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения.2.Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия. 3.Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения). 4.Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.

Методы обучения на данном этапе: практические, словесные, наглядные.Продолжительность этапа зависит от: 1) степени сложности техники изучаемого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся; 3) их индивидуальных особенностей;4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков;

Воспитание ребёнка Как привить желание ходить в походы.

2) этап углубленного разучивания. Цель этапа -сформировать полноценное двигательное умение.Основные задачи этапа:1) уточнить действие во всех основных опорных точках, как в основе, так и в деталях техники;2) добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники; 3) устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.

На данном этапе широко используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть, связку нескольких движений изучаемого двигательного действия. Пример.

Методы обучения, используемые на данном этапе: 1. Практические(метод целостно-конструктивного упражнения, соревновательный, игровой). 2) Словесный. 3) Наглядный.

3) Этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия. Цель этапа — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Основные задачи этапа: 1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия. 2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.3.

Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упражнений, повторение в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.

Туризм является эффективным средством физического оздоровления, нравственного развития и самосовершенствования человека, воспитания бережного отношения к природе и памятникам культуры (Ильинич В.И., 2005)

«Счастливым можно быть в любое время». Священник Владимир Лапшин

Туризм — наиболее демократичный вид отдыха, характеризующийся специфической формой народного творчества, свободным выбором собственной активности и реализующийся в условиях походной жизни на самостоятельно разработанном маршруте (Востоков И.Е., 2001)

По мнению (КашинаА.П., 1996) туризм — одно из важных средств активного отдыха. Путешествуя люди знакомятся с природными богат-ст-вами историческими и культурными памятниками. Он утверждает, что правильно организованное и хорошо проведенное путе-шествие укрепляет здоровье человека, закаляет организм, развивает силу, ловкость, выносливость, инициативу, мужество, настойчивость, дисциплинированность, спо-собствует повышению трудовой активности.

Классификация форм туризма

По направленности и характеру деятельности в туризме различают прогулки, экскурсии, походы, экспедиции. Прогулки и экскурсии как утверждает (Романов Е.А., 1970) являются элементарными формами туризма. Они могут проводиться самостоятельно, а также быть составной частью туристского похода.

Прогулки — простейшая кратковременная, доступная для широких масс форма туризма (передвижение пешком, на лыжах, на велосипедах, лодках) с целью оздоровления, закаливания организма.

Экскурсии — коллективные посещения какого-либо объекта с научной или учебной целью, для общего культурного развития.

Походы как утверждает (Востоков И.Е., 2001)- организованное групповое передвижение пешком, на лыжах, велосипедах, лодках и т. д. с целью физического совершенствования, познания края, общественно полезной деятельности.

В практике сложилось много видов туристских походов. Из них основными с точки зрения физического воспитания следует считать подготовительные, собственно туристские и агитационно-массовые походы.

Собственно туристские походы являются самым типичным видом туризма. Они отличаются значительной продолжительностью (от нескольких дней до одного-двух месяцев), разнообразием маршрутов и способов передвижения. Их необходимо регистрировать в комитетах по физической культуре и спорту или в специальных туристских учреждениях, а на проведение сложных походов должно быть специальное разрешение. Эти походы возглавляет руководитель-инструктор, наиболее квалифицированный и опытный турист из состава самой группы.

Спортивные походы фактически относятся к области спорта: для них установлены определенная сложность маршрутов, продолжительность пути, сложность естественных препятствий, условия пребывания в населенной местности, количество зачетных походов различной трудности. Спортивные походы являются наиболее специализированными именно в целях физического воспитания.

Агитационно-массовые походы проводятся в честь каких-либо крупных общественно-политических или спортивных событий и служат цели привлечения масс к туризму и обмена опытом туристской работы.

Экспедиции — туристские путешествия поискового характера с целью изучения каких-либо объектов (географических, геологических, краеведческих, исторических и др.). Средства передвижения в экспедициях могут быть активными (пешком, на лыжах и т. д.) и пассивными (на транспорте).

В экспедициях в качестве средств физического воспитания рассматриваются лишь те туристские мероприятия, которые совершаются при помощи активных двигательных действий.

По территориальному признаку походы делятся на местные и дальние, по характеру организации — на плановые (по путевкам) и самодеятельные. Путешествия по путевкам проводятся по определенным, заранее раз-работанным, описанным, а иногда и промаркированным маршрутам. Туристы обеспечиваются в пути ночлегом, питанием, местным транспортом, услугами экскурсоводов и проводников.

Самодеятельные путешествия организуются советами коллективов физкультуры, клубами туристов, туристскими лагерями и базами, детскими экскурсионно-туристскими станциями, школами, Домами пионеров и отдельными группами туристов. Здесь туристы сами выбирают и разрабатывают маршрут, сами обслуживают себя в пути. Эти путешествия дешевле платных и занимают столько времени, сколько его имеется в рас-поряжении группы. Туристы пользуются теми способами передвижения, которые доступны и интересны всем участникам, соответствуют возрасту, физической подготовленности и вкусам. Такие путешествия наиболее полно отвечают задачам советского физкультурного движения.

По способам передвижения путешествия делятся на пешеходные, горные, водные, лыжные, велосипедные, комбинированные, автомобильные и мотоциклетные.

В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в путешествовать.

Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.

Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

Спортивный туризм. К спортивному туризму относятся поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнования

Источник: studopedia.ru

Средства, методы и приемы воспитательного воздействия на личность туристов

Процесс нравственного воспитания предполагает решение целого ряда воспитательных задач, обеспечивающих достижение цели – формирование личности нового человека. Наиболее важные из них: формирование нравственного сознания и нравственных чувств, навыков и привычек поведения, волевых качеств, преодоление негативных сторон в характере юношей и девушек.

Воспитание нравственных и волевых качеств происходит в процессе разнообразной деятельности, которая является средством развития личностных качеств.

Средствами воспитания, формирующими личность, в педагогике считаются такие виды деятельности, как труд, познание, общение, игра, физкультура и спорт.

Туризм с активными способами передвижения, как средство физического воспитания, представляет собой особый вид деятельности, который может включать в себя все перечисленные виды деятельности в определенном их соотношении. Превалирование того или иного вида деятельности будет зависеть от целевых установок, как на весь поход, отдельного дня, так и от характера специальных заданий, выполненных юными туристами в процессе марша и на биваке.

В процессе деятельности, педагогически направленном, накапливается положительный опыт поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности.

Сама жизнь в походе требует совместимости действий и взаимообслуживания, постоянное систематическое выполнение действий, связанных с жизнью всей группы, постепенно формирует в человеке коллективистские взгляды, чувство коллективизма приучает работать на коллектив и для коллектива.

В условия туристского похода этому способствует эффективная система контроля коллектива за поведением каждого члена группы. Любой антиобщественный поступок в походе резко осуждается коллективом, чего далеко не всегда можно добиться в ВУЗе.

В спорте имеются правила соревнований, выполнение которых контролируется коллективом судей и массой зрителей. Личность, попадая в спорт, оказывается в четко регулируемой области жизни общества. Это дисциплинирует личность. В туристском походе нет ни судей, ни зрителей. Особенность похода – автономность.

Группа действует самостоятельно, без визуального внешнего контроля. Это в значительной степени повышает ответственность руководителя за каждого члена туристской группы.

Рассмотрим виды деятельности туристов, которые являются наиболее действенными средствами их нравственного воспитания в условиях горных походов.

Маршевые переходы, как вид двигательных действий, относятся к физическим упражнениям и являются средством физического воспитания. В то же время в процессе движения на марше создаются благоприятные предпосылки для формирования моральных и волевых качеств личности. Особенно широкие воспитательные возможности создаются в горных условиях в многодневных походах.

Самодеятельные многодневные походы предполагают как преодоление сложностей рельефа, так и обязательную транспортировку значительного груза (личное снаряжение, групповое снаряжение, продукты питания и т.д.), что усиливает характер препятствий на марше.

Преодоление физических нагрузок способствует воспитанию настойчивости, упорства, терпения, дисциплинированности, организованности. Маршевые переходы группой создают условия для воспитания ценных черт коллективизма: чувства ответственности перед коллективом, взаимопомощи, взаимовыручки.

В путешествиях с активными способами передвижения основным средством достижения поставленной цели является маршевый переход.

Развивать волевые усилия занимающихся туризмом следует постоянно. Для этого надо: постепенно повышать степень трудности тренировочных занятий; в ситуациях, моделирующих поход или соревнования по технике туризма, вызывать быстрые и энергичные волевые напряжения путем повышения интенсивности упражнений; создавать уверенность в выполнении любых заданий; максимально концентрировать внимание на заданиях, вырабатывающих способность к продолжительным волевым усилиям.

На туристском маршруте часто приходится встречаться с неожиданными трудностями или ситуациями (сложные участки подъема или спуска, пороги или водопады, лавиноопасные склоны, сложные метеорологические условия: пурга, гроза, сильный мороз или палящий зной; встречи с хищными животными; стихийные бедствия: землетрясение, наводнение, сель, извержение вулкана, сход лавины). В каждой из подобных ситуаций туристы должны находить выход и обеспечить свою безопасность, для чего необходимо умение регулировать психические состояния, т. е. знать приемы понижения уровня возбуждения с целью успокоения. К таким методам относятся:

  1. словесные самовоздействия для снижения психической напряженности: самоприказы типа «успокойся», «не волнуйся», «возьми себя в руки»; переключения мыслей и внимания на образы и явления, вызывающие положительные эмоциональные реакции, — воспоминания эпизодов предыдущих походов или восхождений, кинофильмов, литературы; изменение направления мыслей, или «отвлеченные», «переключение»; использование специальных приемов воздействия через вторую сигнальную систему (применение слов, которые могут действовать успокаивающе или, наоборот, возбуждающе, например: «молодец», «хорошо», «нормально», «не бойся», «не спеши»);
  2. словесные воздействия на группу шуткой или рассказом о подобных случаях с положительным исходом;
  3. воздействие со стороны тренера или руководителя группы: внушающее действие тренера; словесная поддержка участников похода, одобрение во время прохождения сложных препятствий («молодец», «так держать»).
  1. Питьевой режим – способствует тренировке волевых качеств, воспитывает выдержку, терпение.
  2. Режим движения – создает возможность для проверки и воспитания волевых качеств.
  3. Строгое соблюдение туристского строя – в колонну по одному («гуськом»; цепочкой) такая форма способствует воспитанию дисциплинированности, организованности, возникновению взаимодействия внутри отряда и четкому управлению отрядом в движении.
  1. Формирование представления о водно-солевом обмене в горных условиях.
  2. Жесткий контроль за тем, чтобы туристский строй никто не нарушил. Ускоренное прохождение ручьев пересекающих линию пути. Малые привалы (кратковременные остановки) делать вдали от водных источников. При подведении итогов дня анализировать случаи нарушения питьевого режима.
  3. Контроль в движении. Остановки на малые привалы делать невдалеке от водных источников. Пред остановкой группу предупредить о необходимости соблюдения питьевого режима. Проводить интересные беседы, чтобы никто не отлучался.
  4. Остановки на малые привалы делать вблизи водных источников. Вести наблюдение за поведением туристов. При подведении итогов дня напомнить о соблюдении группой и отдельными участниками водно-солевого режима. Борьба с ограниченными потребностями, спонтанными желаниями развивает способности разумного их ограничения, воспитывает силы управления собой.
  5. Формирование представления о водно-солевом обмене в горных условиях.

Источник: studfile.net

Детско-юношеский туризм как средство патриотического воспитания

Юсупова, И. Р. Детско-юношеский туризм как средство патриотического воспитания / И. Р. Юсупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24.1 (158.1). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44598/ (дата обращения: 29.11.2022).

Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в развитии социальной сферы предусмотрено совершенствование государственной молодежной политики: воспитание физически здоровой, духовно и интеллектуально развитой, самостоятельно мыслящей, преданной Родине молодежи с твердыми жизненными взглядами, повышение его социальной активности в процессе углубления демократических реформ и развития гражданского общества [1].

Детский и юношеский туризм — средство гармоничного развития детей (лиц, не достигших возраста 14 лет), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет), реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие, экскурсия. Туристские походы и туристские экскурсии с детьми занимали значительное место в практике многих педагогов.

Детский и юношеский туризм является эффективным средством воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся, утверждения здорового образа жизни, эффективной системы непрерывного образования и развития личности детей и юношества. Одним из средств патриотического воспитания является туристско-краеведческая деятельность. Воспитательная роль данной деятельности базируется на воспитании патриотического сознания. В решении этой задачи большое значение принадлежит туристско-краеведческой деятельности, так как участие в спортивных мероприятиях, ознакомление с природой края, народным творчеством, традициями своего народа не только развивает физические и эстетические качества людей, но и их духовно-нравственную направленность, что позволяет решить задачу социального характера — сохранение, поддержание и возрождение в сельских поселениях культурного наследия (традиций, обрядов, ремесел, памятников природы, истории, религии и культуры).

На основе анализа психолого-педагогических источников определена система принципов и методов патриотического воспитания учащихся в туристско-краеведческой деятельности. Принципы патриотического воспитания: народности; активности; паритетности интересов личности и государства; учёта особенностей развития личности; единства познания, переживания и действия. [2] В качестве метода патриотического воспитания учащихся важна организация туристских мероприятий в национальные парки, которые входят в особо охраняемые природные территории (ООПТ), так как они относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Методы патриотического воспитания: игры, проекты, дискуссии, методы коллективных творческих дел, воспитывающих ситуаций.

Для проведения туристских мероприятий в регионах Узбекистана необходимо учреждениям образования развернуть государственно-общественную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для детско-юношеского спортивного туризма, а именно:

− инструкторов детско-юношеского туризма;

− судей спортивных туристских соревнований;

− младших инструкторов туризма (школьники, до 18 лет) и юные судьи (до 16 лет).

Также важно в учреждениях образования организовать секции, кружки по спортивному туризму для детей и юношества. Для занятий туризмом и краеведением с детьми (туристско-краеведческая деятельность) сформировать в дополнительном (внешкольном) образовании детей отдельное направление, являющееся комплексным средством развития подрастающего поколения.

1. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017–2021 годах. 07.02.2017 г.

  1. А. А. Остапец. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: Методические рекомендации. — М., РМАТ, 2001. — 87 с.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, детско-юношеский туризм, туристско-краеведческая деятельность, патриотическое воспитание учащихся, учреждение образования, юношеский туризм.

Источник: moluch.ru

«ТУРИЗМ, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Размер файла: 15.56 Мбайт

Для статьи взята программа, которая ранее публиковалось мною на сайте Инфоурок

«ТУРИЗМ, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Современное общество стремится к здоровому образу жизни. В частности, это выражается в том, что граждане желают активно проводить досуг, перемещаясь по странам, регионам, родным местам своей малой Родины, совмещая проведение свободного времени с познанием и оздоровлением.

Туризм и краеведение являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Туристический кружок веду много лет. Вначале только в Доме детского творчества, а затем и в нашей школе. Объединение называется «Юные туристы».

При разработке программы учитывались требования, предъявляемые программам дополнительного образования: туризма, краеведения, спортивного ориентирования. Она ориентирована на увлеченных учеников туризмом и спортивным ориентированием.

Программа рассчитана на учащихся разного возраста. Учебная группа состоит из 15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Возраст детей с 8-11 класс.

Туристические походы, путешествия, экскурсии, краеведческие исследования, спортивное ориентирование имеют большое значение в жизни школьников. Все это повышает культурный уровень детей, расширяет кругозор, дает дополнительные знания родного края. Воспитывает любовь к Родине, прививает учащимся навыки самообслуживания, приучает их к самостоятельному и систематическому труду, воспитывает инициативу и выдержку. А пребывание на свежем воздухе, солнце, вода, соблюдение четкого режима и постоянная спортивная тренировка физически закаляют ребят. Стремление изучить родной край не просто созерцая, а активно взаимодействуя с ним, эта одна из задач туризма и спортивного ориентирования.

Главная цель программы , подготовка подрастающего поколения к жизни на базе всестороннего гармонического развития личности, формирования духовно и физически здорового образа жизни.
Он включает взаимосвязь, взаимодействие собственно туризма, краеведения, экологии, физического, духовного развития и воспитания, гражданского становления ребёнка.

Для детей туризм, это способ (форма) активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для учителей, это средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие.

— умение ориентироваться по компасу;

— знакомить учащихся с ориентированием на местности;

— оказывать первую доврачебную помощь;

— ставить палатку, разводить костер, готовить пищу, изготовлять простейшее туристическое оборудование;

— умение наводить переправы через овраг, по бревну, спуски и подъемы;

— делать переходы с грузом;

— составлять план туристического путешествия, разрабатывать маршрут.

— способствовать развитию познавательности, расширять кругозор учащихся;

— развивать самостоятельность, инициативу и мышление;

— физическое развитие ученика.

— развитие стремления к усвоению общественных норм и морали;

— чувство дружбы и коллективизма, дисциплинированности, настойчивости в достижении цели, мужества и воли;

— воспитание любви к Родине, родному краю;

— воспитание здорового образа жизни.

Формы и методы работы.

1.Практическая работа: экскурсия, походы

2.Теоретическая работа: изучение родного края, первая доврачебная помощь.

Предполагаемый результат.

В конце учебного года учащийся должен знать:

— история развития пешеходного туризма;

— подготовка к походу (снаряжение);

— безопасности в походе;

— уметь работать с картой, компасом;

— уметь ориентироваться на местности;

— уметь работать с веревками, наводить переправы;

— оказывать первую доврачебную помощь;

— быть физически подготовленным.

Материально-технические условия:

Площадка для организации спортивно-туристических игр на открытом воздухе.

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования.

Кабинет для проведения аудиторных занятий.

Палатки, туристические коврики, рюкзаки.

Программа включает пять тематических разделов :

1. Основы туристической подготовки (пешеходный туризм).

2. Топография и ориентирование.

4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

5. Общая и специальная физическая подготовка.

Содержание программы

1. Основы туристической подготовки.

Распределение обязанностей в группе. Подбор литературы и карт. Ознакомление с инструкцией по организации и проведение туристских походов. Подготовка и сообщение докладов о путешествиях и первооткрывателях. Требования к туристическому снаряжению: прочность, гигиеничность, легкость, удобство, безопасность эксплуатации и др.

Подготовка личного снаряжения с учетом условий похода. Установка палатки. Заготовка дров. Типы костров, уметь их разжигать. Оборудование места для приема пищи и хранения посуды. Правила работы на кухне.

Составление меню, списка продуктов на день, на все путешествие.

Страховка и самостраховка. Техника движения по мокрому грунту, по камням, песку, травянистой поверхности. Преодоление естественных препятствий: лесные заросли, склоны, завалы и др.

Разбор причин возникновения экстремальных ситуаций и возможность их преодоления.

2. Топография и ориентирование .

Виды топографических и спортивных карт и сведения о них: масштаб, условные знаки. Ориентирование карты и компаса. Движение по азимуту. Приемы обхода препятствий. Взятие азимута на предмет. Тренировка на прохождение азимутных отрезков. Ориентирование по топографической карте и на местности. Глазомерный способ измерения расстояний.

Соревнование в эстафетном ориентировании по обозначенному маршруту. Составление маршрута.

3. Краеведение.

Настоящая история родного края. История своего населенного пункта. Экскурсии по городу.

4. Основы гигиены и первой доврачебной помощи .

Общие гигиенические требования в походе. Состав походной аптечки. Первая доврачебная помощь с помощью аптечки и подручных средств. Транспортировка пострадавшего. Изготовление носилок из подручных материалов. Гигиена и режим питания.

Самоконтроль.

5. Общая и специальная физическая подготовка .

Анатомическое строение человека и влияние физических упражнений на развитие организма.

Практические занятия для плечевой пояс, мышц шеи, туловища, спины, мышц ног.

Специальные упражнения на развитие быстроты, прыгучести, ловкости, выносливости. Упражнения с сопротивлением, элементы скалолазания, крутых спусков, подъемов, переправа по туристическим веревкам. Упражнение для развития отдельных мышечных групп, для развития силы, гибкости.

Спортивные игры: футбол, лапта, баскетбол, легкая атлетика, лыжный спорт, подвижные игры, эстафеты, гимнастические упражнения. Умение расслаблять мышцы. Умение рассчитывать индивидуальную физическую нагрузку на организм.

Тематическое планирование

Наименование тем и разделов

Основы туристической подготовки (пешеходный туризм)

История развития туризма

Личное и групповое туристское снаряжение

Организация туристского быта

Питание в туристском походе

Обеспечение безопасности в туристском походе и на тренировочных занятиях

Топография и ориентирование

Топографические и спортивные карты

Определение масштаба. Составление схемы маршрута

Компас. Работа с компасом

Ориентирование по местным признакам. Действия в случае потери ориентировки

Ориентирование по компасу

Изучение истории родного края

Достопримечательности родного края

Маршруты по родному краю

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Приемы транспортировки пострадавшего

Общая и специальная физическая подготовка

Влияние физических упражнений на строение и функцию организма человека

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

Учащиеся, посещая занятия в кружке туризма и спортивного ориентирования, приобретают теоретические и практические навыки в обращении с компасом и картой, учатся ориентироваться на местности по естественным предметам, тренируются в умении правильно и быстро устанавливать палатку, разводить костер, укладывать рюкзак , оказывать первую медицинскую помощь.

Впервые дни занятий, учащимся ставлю такую перспективу, кто будет регулярно посещать кружок, стараться, получат шанс участвовать в областных соревнованиях по туризму и спортивному ориентированию.

Юные туристы побывали на девяти областных туристических слетах, в разных районах области: Россошанском, Лискинском, Борисоглебском, Петропавловском районах, на турбазе Факел, в г. Воронеж и др. Учащиеся приняли участие в областных соревнованиях в г. Воронеже «Турист года».

Туристско-краеведческая деятельность помогает педагогу широко использовать личностный подход в воспитании.

В условиях туристско-краеведческой работы у учащихся появляется потребность и возможность для самовоспитания и самоопределения. Именно самовоспитание делает человека хозяином обстоятельств. Но вместе с тем, это дело коллективное.

Походы и экскурсии, совместная поисковая деятельность способствуют развитию чувства товарищества и дружбы между учащимися. Члены группы быстро адаптируются в меняющемся мире, у них есть возможность и потребность для самореализации.

Важным моментом воспитательной работы в туристской кружке является самоуправление. Между участниками команды распреде­ляются обязанности и поручения с учетом индивидуальной подготовки, способ­ностей и интересов каждого туриста.

Это могут быть: навыки по самообслуживанию, умению готовить пищу, разбить бивак, обращаться с топором, лопатой и многое другое без чего просто не обойтись.

Необходимы и специальные умения по наблюдению за природными явлениями, по сбору краеведческого материала. Кроме того, юные туристы-краеведы обычно ведут в походах общественно полезную работу. Именно этот труд на пользу людям наиболее эффективен в нравственном отношении.

Туризм по своей природе всегда содержит элементы позна­ния родного края. Не­возможно путешествовать, ничего не узнавая. Но в спортивном туристском походе приоритетным является прохождение намеченного туристического мар­шрута.

Туристические походы служат средством физического воспитания учащихся: здесь активный отдых сочетается со спортивными элементами. Кроме того, при преодолении возникающих в походе трудностей вырабатываются определенные жизненные навыки: выносливость, смелость, решительность, инициатива.

Особое внимание всех школьников обращаем на бережное отношение к природе, на красоту родного края.

Туристический поход, трасса соревнований по спортивному ориентированию – это не только километры, пройденные от пункта А до пункта Б, что само по себе очень важно, но и приобретение жизненно важных навыков. Здесь воспитываются дружба, товарищество, взаимопомощь, вырабатываются самостоятельность, наблюдательность, быстрота реакции, логичность мышления.

Занятия проходят на свежем воздухе, на природе, а сколько нового и интересного! Все это дает дополнительный заряд бодрости и здоровья, закалку организма естественными факторами природы.

Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования позволяет учащимся достичь успехов не только в усвоении программы данного курса, но и развить свой умственный, интеллектуальный и физический потенциал.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт. Программа внеурочной деятельности. Сборник материалов по организации туристской и краеведческой работы для вожатых общеобразовательных учреждений. — М.:МГДД (Ю)Т,2010.-96с.

2.Общеобразовательные программы по основным направлениям деятельности учреждений дополнительного образования детей. Воронеж 2002г.

3.Физическая подготовка туристов. — М., 1985 г.

4.Тыкул В.И. «Спортивное ориентирование». — М., 1990 г.

5.Штюмер Ю.А. «Профилактика туристского травматизма». — М., 1992 г.

6. Е. Плешалов «Я + Природа» — Воронеж 2010г.

7. Растим патриотов России — под. Редакцией Росляевой Г.Н. Кириченко Н.И.Геворкян М.М.- Воронеж. «Истоки» 2007г.

Фотофрагменты из нашей туристической деятельности.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рейтинг
Загрузка ...
Центр туризма