Оздоровительный поход выходного дня

Статья посвящена результатам исследования по проблеме общей диагностики состояния здоровья студентов направления «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» посредством изучения их биологического возраста. Определено понимание биологического возраста с позиции сопоставления категорий зрелости и старения, а также перечислены существующие в литературе методики по его исследованию.

В качестве методики для изучения биологического возраста студентов определена авторская методика В.П. Войтенко (1984). Получены результаты изучения биологического возраста у студентов 1-3 курса направления «Рекреация и спортивный оздоровительный туризм» Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

Наиболее важным результатом является то, что ни в одной из групп нет студентов, имеющих резко замедленный темп старения, а также то, что юноши, обучающиеся на старших курсах, имеют резко ускоренный темп старения. Полученные результаты вскрывают проблему быстрого биологического старения студентов, ее решение требует дополнительных усилий как от вузов, так и от студентов. Таким решением может выступать целенаправленная организация оздоровительной рекреацией студентов средствами спортивно-оздоровительного туризма. Программа оздоровительной рекреации рассчитана на учебный год и включает 1-2 мероприятия спортивно-оздоровительного туризма в природной среде.

Поход Выходного Дня ( 1982 СССР)

Проблема сохранения и укрепления здоровья студентов является одной из актуальных на сегодняшний день. По результатам многих исследований, в последние годы среди студенческой молодежи прослеживается тенденция к снижению уровня здоровья и их двигательной активности.

Одним из основных направлений сохранения здоровья студентов является решение профилактической задачи по осуществлению первичной диагностики факторов риска. В диагностике уровня индивидуального здоровья человека важным является наличие интегральных критериев его оценки. Одним из таких критериев является показатель темпа биологического старения человека.

Он служит достаточно точным показателем и характеризует состояние здоровья и эффективность адаптации к необычным экологическим и профессиональным условиям. Для организма значительное опережение или отставание биологического возраста по отношению к хронологическому может интерпретироваться как признак снижения уровня здоровья человека и его функциональных резервов. Согласно данным, в последнее десятилетие наблюдается снижение здоровья студенческой молодежи, высокий уровень распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний. Проблема сохранения и укрепления здоровья студентов всегда представляла исследовательский интерес. Уровень здоровья человека во многом зависит от его биологического возраста, показатель которого во многом зависит от физического состояния организма.

Цель исследования: оценить состояние здоровья студентов направления «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» (далее РиСОТ) и разработать рекомендации по их оздоровительной рекреации.

EDC 2021 | EveryDay Carry | Для выхода на природу | Похода выходного дня

Материал и методы исследования

На первоначальном этапе проводился анализ литературных источников с целью определения сущности современных трактовок понятия «биологический возраст» и выявления наиболее подходящей методики тестирования данного показателя для нашего контингента обследуемых.

На втором этапе (март-апрель 2022 г.) проводилось тестирование показателей биологического возраста среди 42 студентов 1-3 курса Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, обучающихся на направлении «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм». Исследование биологического возраста проводилось по методике В.П. Войтенко.

. На заключительном этапе осуществлялась разработка рекомендаций по оздоровительной рекреации студентов с учетом результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. На базе анализа научно-методической литературы по заявленной проблеме были выявлены подходы к трактовке понятия «биологический возраст».

Понятие «биологический возраст» появилось в результате осознания неравномерности развития, зрелости и старения. Одна из важнейших закономерностей онтогенеза — неравномерность возрастных изменений. Это явление служит причиной расхождения между хронологическим и биологическим возрастом организма [1]. По мнению Рожкова М.С., понятие биологического возраста отражает степень морфологического и физиологического развития организма [2].

Согласно Калининой И.Г., оценка биологического возраста позволяет объективно зарегистрировать темп старения и его изменения при лечебно-профилактических воздействиях [3]. Темп возрастных изменений позволяет определить биологический возраст, т.е. соответствие физиологических функций индивидуума среднестатистической возрастной форме. Сопоставление биологического и фактического возраста дает представление о темпе старения и возможной продолжительности жизни [4].

Таким образом, биологический возраст — это степень износа конкретного организма, оцениваемая по снижению функционального ресурса основных его систем жизнеобеспечения, причем оценка проводится в сравнении со среднестатистическими значениями нормы для определенных возрастов и выражается в единицах возраста, которому эти функциональные ресурсы соответствуют.

Существует множество подходов к определению биологического возраста: метод Дамона (1972) [5], метод Диркена (1972) [6], метод Вебстера (1976, 1985) [7], метод Войтенко (1984) [8], метод Белозеровой Л.М. [9] и другие. В ходе нашей оценки мы применяли метод Войтенко В.П., так как данный метод позволяет охватить максимальное количество доступных показателей и может быть использован для оценки биологического возраста в студенческом возрасте.

В результате проведенных исследований и расчета биологического возраста студентов 1-3 курса были получены следующие результаты (табл. 1-3).

Сводная оценка параметров, характеризующих БВ студентов 1 курса

Источник: science-education.ru

Основы активного туризма

Туристский поход – это короткое по продолжительности путешествие (в большинстве случаев от 1-2-х до 15-20 дней) с активными способами передвижения (пешком, на лыжах, на велосипеде, на гребных судах) по всему маршруту. Таким образом, поход это всего лишь частный случай (разновидность) туристских путешествий, где туристы передвигаются по маршруту за счет их мышечной силы. Следовательно, иные виды путешествий, где для передвижения по маршруту туристы используют любые типы транспорта или животных (вьючных, ездовых), строго говоря «походом» не являются.

Классификация туристских походов.

Как и в материале предыдущих лекций, классификацию начнем с важнейшего основания – цели похода (Рис. 1). Туристские походы, согласно своей цели, подразделяются на походы рекреационные (учебно-рекреационные) и походы спортивные (учебно-спортивные).

Учитывая ранее указанную классификацию рекреационного туризма, мы можем, в свою очередь, рекреационные походы подразделить на походы рекреационно-оздоровительные (их в литературе принято называть просто оздоровительными), рекреационно-познавательные (например, экологические походы), рекреационно-спортивные (например, приключенческие). Доминирующими целями рекреационно-оздоровительных походов являются – полноценный отдых и оздоровление их участников. Перед рекреационно-познавательными походами, кроме того, ставятся еще и познавательные (образовательные) цели и задачи.

В рекреационно-спортивных походах активный отдых участников реализуется в преодолении сложного маршрута, содержащего естественные препятствия (спортивный компонент). При этом участники похода не ставят для себя далеко идущих спортивных целей, не стремятся получить спортивное звание, участвовать в соревнованиях. Их цель – «впрыснуть» в кровь адреналин средствами спортивного туризма, «круто» изменить на время размеренное течение жизни. В учебно-рекреационных походах главной целью является обучение участников необходимой туристской технике и тактике проведения походов, а также овладение участниками методикой проведения рекреационных походов (подготовка будущих туристских специалистов в походных условиях).

Доминирующей целью спортивных походов является совершенствование возможностей участников в преодолении классифицированных маршрутов и повышение их спортивного мастерства, квалификации. В учебно-спортивных походах, кроме того, преследуется цель обучения участников разнообразной туристской технике (технике преодоления естественных препятствий) и методике проведения спортивных походов (подготовка инструкторов спортивного туризма в походных условиях). Спортивные походы дополнительно классифицируются по их категории сложности, о чем мы будем говорить ниже.

На основании способа передвижения любые походы (рекреационные и спортивные) подразделяются на четыре вида: пешеходные (в горах – горно-пешеходные), лыжные, водные и велосипедные. В Российской Федерации в Единую всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК) включены нормативы по 10 видам туризма: пешеходному, лыжному, горному, водному, велосипедному, авто-мототуризму, спелеотуризму (путешествия в пещеры), парусному (разборные суда), конному и комбинированному. По результатам соответствующих походов присваиваются спортивные разряды и звания.

На основании продолжительности похода (в днях) все походы можно подразделить на походы выходного дня и многодневные походы. Поход с активными способами передвижения, но не предусматривающий организации ночлега собственно походом не является – это т. н. туристская прогулка.

Поход, предусматривающий организацию одного двух ночлегов (обычно, осуществляемый в выходные дни) принято называть походом выходного дня. В подавляющем большинстве случаев походы выходного дня организуются с целью оздоровления и отдыха участников. Кроме того, они могут преследовать учебные цели (как в случае походов с изучающими туризм студентами) и тренировочные цели (как часть программы подготовительного периода перед осуществлением спортивных походов). Многодневные походы могут быть как рекреационными походами, так и спортивными.

Рекреационно-оздоровительные походы: требования к маршруту и порядок организации

Среди рекреационных походов мы в данной лекции рассмотрим только рекреационно-оздоровительные походы, как наиболее массовую их разновидность. Действительно, тысячи жителей городов и городов-мегаполисов предпочитают часть своего свободного времени провести на природе: шагают, плывут на байдарке, крутят педали велосипеда, скользят на лыжах, причем путешествие проходит в кругу единомышленников и с рюкзаком. Такой отдых может осуществляться при содействии туристских организаций и самодеятельным образом, он может быть продолжительным и не очень (выходные дни), но, в любом случае, он требует определенных навыков в организации и проведении.

Нормативные требования, предъявляемые к организации и проведению рекреационного похода. К организации и проведению рекреационных походов в общем случае не предъявляются, какие-либо стандартные, установленные нормативными документами требования, кроме случая походов с учащимися.

Для походов с учащимися Министерством образования подготовлена специальная «Инструкция по организации и проведению походов с учащимися». Здесь же отметим, что данная «Инструкция» направлена в целом на соблюдение требований техники безопасности участниками и руководителями походов, определяет их права и обязанности в походе. Ни этим, ни иными нормативными документами не регламентируются количественные параметры оздоровительного похода (продолжительность похода и протяженность маршрута), выбор района похода, комплектование походной группы, выбор снаряжения и порядок питания участников в походных условиях и т. д. Данные, несомненно, важные моменты организации и проведения рекреационных походов, определяют сами организаторы похода (туристские фирмы или руководители самодеятельных походов), исходя из поставленных перед походом целей и задач, требований безопасности, наличия организационных и материальных ресурсов и пр. Таким образом, сама эффективность достижения целей каждого конкретного похода будет диктовать основные требования к его организации и проведению.

Основные задачи, решаемые туристы в период подготовки похода.

1. Выбор района путешествия (регион, подрайон, хребет);

2. Формирование команды (определить состав, и, исходя из состава команды определить предполагаемую сложность маршрута, или наоборот, определить сложность, и, исходя из сложности маршрута, определить состав группы);

3. Изучение района путешествия. Определение основных целей путешествия:

• краеведение (интересные краеведческие объекты, памятники природы, культуры, искусства);

• спорт (определить перечень перевалов, вершин, удовлетворяющих категории сложности маршрута);

• комбинированные (как спортивные, так и краеведческие цели);

4. Подобрать картографический материал (карты М 1:500 000, 200 000 – обзорные, 1:100 000, 50 000 – маршрутные);

5. Нанести на обзорную карту (М 1:500 000; 1:200 000) пункты (объекты, препятствия), присутствующие в данном районе и удовлетворяющие категории сложности маршрута;

6. Определить возможные пути подъезда и отъезда к району путешествия, пункты медицинской помощи, возможность пополнения продуктов на маршруте, нанести их на обзорную карту и возможные точки старта и финиша;

7. Определить стратегическую схему маршрута (линейный, кольцевой, радиальный, радиально-кольцевой);

8. Нанести предварительную нитку маршрута, учитывая при этом:

• срок адаптации (3 дня на маршруте) без серьезных нагрузок;

• нарастание нагрузок постепенно – сначала технически несложные перевалы, затем определяющие, на заключительном этапе – снова несложные. Для походов 1 к. с. – первые 2-3 дня без перевалов, 2 к. с;

• н/к, 3 к. с. – н/к, 1А, 4 к. с. 1А, 1Б и т. д.;

• каждые 4-6 дней в зависимости от подготовленности группы запланировать дневки (20-25 % от всего времени);

• выше 3 600 м дневки не делать:

• приблизительно определить места (районы) дневок;

• для каждого из определяющих препятствий разработать запасной вариант (прохождение через более простой перевал, без перевала, без снижения категории сложности маршрута);

• «изюминку» маршрута приберечь на конец (вершина, перевал, краеведческий объект);

• места забросок;

9. Разработать аварийные варианты маршрута (экстренный выход к людям при несчастном случае: как можно проще и быстрее) из основных (ключевых) участков;

10. Изучить нитку маршрута по карте М 1:100 000, 1:50 000, нанести локальные препятствия, отсутствующие на карте (водопады, перевалы, переправы и т. п.), изучив отчеты других групп;

11. Детально для каждого локального препятствия по нитке основного, запасного и аварийного маршрутов составить тактический план (примерный хронометраж прохождения, перечень необходимого снаряжения);

12. Нанести окончательную нитку маршрута на маршрутную карту (М 1:50 000, 1:100 000);

13. Составить высотную диаграмму похода;

14. Вычислить окончательную категорию сложности маршрута (по методике Востокова);

15. Составить план-график движения:

При составлении плана-графика следует учитывать:

норма скорости на основании высотной диаграммы:

по ровной дороге – 12 мин/км (5 км/ч);

по лесной дороге, горной тропе – 15 мин/км (4 км/ч);

по лесу без тропы, по камням в горах – 20 мин/км (3 км/ч);

подъем в горах (уклон 10-15°) – 30 мин/км (2 км/ч) – подъем на 500 м, спуск – 20 мин/км – 1.5 часа;

подъем в горах (уклон 20-30°) – 60 мин/км (1 км/ч) – подъем на 300 м, спуск на 500 м -1.5 часа;

переправа через реку – 1-2 часа;

16. Точно определить места дневок и места предполагаемых ночлегов;

17. Распределить обязанности в группе;

18. Определить весовые нагрузки для членов группы с учетом индивидуальных особенностей;

19. Составить список необходимого общественного, личного и специального снаряжения, исходя из нитки маршрута;

20. Составить пищевую раскладку на путешествие;

21. Определить перечень групповой аптечки;

22. Решить вопросы подъезда и отъезда (уточнить стоимость билетов, возможность заказа транспорта на месте и т. п.);

23. Составить смету расходов на поход;

24. Пройти медицинское освидетельствование;

25. Оформить необходимые документы:

• маршрутная (заявочная) книжка (маршрутный лист);

• сообщение в КСС (форма № 6-Тур);

• приказ по школе (для учреждений образования);

• смета расходов.

Критерии выбора района проведения оздоровительного похода. При выборе района проведения похода следует учитывать, прежде всего, поставленные перед походом цели и задачи, состав конкретной походной группы (возраст, состояние здоровья, устремления и пожелания участников), объем свободного времени, которым располагают участники похода. Для рекреационно-оздоровительных походов выбирается район, который позволит наилучшим образом выполнить задачи оздоровления, полноценного отдыха участников в природной среде. С рекреационными задачами могут успешно сочетаться и познавательные задачи – расширение кругозора участников, их знаний природы, культурно-исторического наследия предков и пр. Обычно такие походы совершаются «по родному краю» и преследуют, в том числе, краеведческие цели.

Таким образом, выбор района оздоровительного похода продиктован наличием в нем природных рекреационных ресурсов (лесные массивы: чистые водоемы, пригодные для купания, чистый воздух, эстетически привлекательные ландшафты и пр.). Кроме того, он определяется наличием целевых рекреационно-познавательных объектов посещения, которые вызовут наибольший интерес у участников похода. К таким объектам можно отнести, например, локальные участки маршрута с наиболее красивыми ландшафтами, живописные озера или группы озер; реки, привлекательные участки лесных массивов (сосновые светлые боры, рощи из широколиственных деревьев) и т. д.

В районе похода должны иметься удобные пункты для подъезда к началу маршруту и пункты отъезда от окончания маршрута. Район похода должен иметь хорошую «проходимость» – желательно, чтобы он включал достаточно густую сеть пригодных для осуществления пешего, велосипедного похода лесных, полевых дорог и троп.

В таком случае участники, при движении по маршруту, не будут испытывать физических и эмоциональных перегрузок. Кроме указанных критериев, отметим, что район похода должен содержать достаточное количество источников чистой воды для организации питания; места, удобные для организации ночлега и отдыха туристов (в том числе оборудованные туристские стоянки). Наиболее распространенная разновидность оздоровительных походов – это походы в течение выходного дня. Поэтому ограниченность походного времени так же накладывает отпечаток на выбор района похода: выбираются рекреационные районы из числа близлежащих к месту жительства участников.

Определение понятия «нитка маршрута». После выбора района похода, по имеющемуся картографическому материалу и иной информации, разрабатывают конкретный маршрут похода (нитку маршрута). Нитка маршрута, разработанная по топографической карте района похода, представляет собою следующую последовательность ориентиров: пункт старта, опорные ориентиры дневных переходов, места туристских биваков и пункт финиша. В случае маркированных маршрутов (например, маркированных маршрутов экологических походов, экскурсионных экологических троп) нитка маршрута не только нанесена на карту, но так или иначе обозначена (маркирована) на местности.

Творческая работа, выполняемая при разработке нитки маршрута оздоровительного похода. При разработке маршрута вновь главными факторами, которые принимаются во внимание, являются цели оздоровления, отдыха, познания. Готовый маршрут должен способствовать наиболее эффективному, без лишних физических, организационных, финансовых затрат, их достижению.

Выбор района похода и разработка маршрута – это определяющие задачи подготовительного периода. В данной лекции мы лишь перечислим основные действия по составлению маршрута, без подробного их комментирования. При разработке маршрута рекреационного похода выполняется следующая творческая работа с топографической картой и иными информационными материалами (Рис. 3).

♦ Определяется необходимая протяженность маршрута (с учетом состава группы, намеченных целей похода).

♦ Из всех присутствующих в районе похода, выбираются конкретные целевые рекреационно-познавательные объекты посещения.

♦ Определяются конкретные удобные для достижения намеченных рекреационно-познавательных объектов посещения пункты приезда (пункты начала маршрута) и пункты отъезда группы с маршрута.

♦ Определяются места организации биваков и больших привалов, которые должны в максимальной степени удовлетворять задачам безопасности, отдыха и оздоровления участников, а также выполнению экскурсионно-познавательных задач.

♦ Определяется тактическая схема маршрута (линейная, кольцевая, с участками радиального движения).

♦ Определяются пути достижения намеченных главных рекреационно-познавательных объектов и пунктов организации обеденных привалов и биваков (трасса движения группы).

♦ Маршрут, вследствие выше указанных действий, разбивается на отдельные, посильные для участников, дневные переходы определенной протяженности.

♦ На дневных переходах намечаются опорные ориентиры для точного движения по маршруту (точечные, линейные, площадные).

Комплектование группы оздоровительного похода. Организация туристского похода непременно включает и комплектование группы. В случае рекреационных походов, нормативные ограничения по составу группы существуют для походов с учащимися (регламентируются вышеупомянутой «Инструкцией» Министерства образования).

Инструкцией регламентируется количество учащихся при проведении походов – их в группе должно быть не менее шести. Кроме того, определен минимальный возраст, с которого учащиеся допускаются к участию в походе – шесть лет. В иных случаях, каких-либо нормативных ограничений по составу туристской группы нет.

Группа оздоровительного похода формируется на основе общности интересов и желания принять участие в конкретном туристском мероприятии. В случае походов выходного дня и многодневных рекреационно-оздоровительных походов ограничением может служить состояние здоровья участников (оно должно позволять переносить физические нагрузки похода).

Рекомендуется комплектовать группу из участников примерно одного возраста и социального статуса (тогда достигается общность интересов и легкость общения). Например, можно создать школьную, студенческую, семейную группу и пр. В то же время из туристской практики известно, что эффективность управления группой и достижения целей похода будет максимальной, если группа туристов не превышает 12-15 участников. В случае более массовых походов, всю походную группу («отряд») желательно разделить на «отделения» со своими туристскими руководителями (инструкторами).

Обязанности, выполняемые участниками группы в оздоровительном походе. При любой форме организации оздоровительного похода (самодеятельной, коммерческой, социальной) в группе существует формальный или не формальный руководитель, который берет на себя ответственность за успешное его проведение. Когда поход осуществляет туристская организация, руководитель назначается официальным образом (приказом по организации). Вышеупомянутой «Инструкцией» регламентируется, что руководителем похода с учащимися обязательно должен быть педагогический работник учреждения образования, проводящего поход, имеющий опыт участия в многодневных походах. В проводимых туристскими организациями рекреационно-познавательных походах с группой, кроме руководителя, может работать гид-проводник или экскурсовод. Иные участники, в отличие от спортивного похода, о котором речь пойдет ниже, могут в принципе не иметь никаких особенных ролевых обязанностей, или, по договоренности в подготовительный период, выполнять обязанности завхоза, санинструктора, фото-кинодокументалиста и т. д.

Календарный план-график похода и как он составляется. Календарный план-график – это график движения группы по маршруту и график осуществления запланированных походных мероприятий. Фактически этим документом руководитель похода отвечает на вопросы: что делаем и где находимся в определенные даты и время похода.

В частности, именно план-график определяет дату и время прибытия к началу маршруту и отъезда от конечной точки маршрута; количество, даты и места организации дневок и полудневок на маршруте, даты ночевок в намеченных пунктах и протяженность определенных дневных переходов. Кроме того, план-график определяет сроки посещения и время, затрачиваемое на отдых на рекреационных объектах; время проведения экскурсий (музеи, природные заказники, отдельные культурно-исторические и природные памятники) и иных рекреационных мероприятий (состязаний, игр, пляжно-купального отдыха и пр.). План-график – это один из компонентов эффективного достижения намеченных целей похода. Грамотно составленный план-график движения по маршруту учитывает конкретные особенности группы (возрастной состав, физические возможности участников, их интересы и пр.), необходимые физические нагрузки (по объему и интенсивности) и основан на разработанном маршруте похода.

Маршрутная документация необходима для проведения оздоровительного похода.

Источник: iknigi.net

Рейтинг
Загрузка ...
Центр туризма