Откуда произошло название город Киров

Это высказывание известного русского учЈного, которого по праву можно назвать отцом русской истории, стала эпиграфом многих изданий, буклетов и фильмов по истории Вятки. Действительно, история земли Вятской, как, впрочем, и еЈ культура, быт и памятники, долгое время незаслуженно находилась вне исследований историков. Но в наше время каждый, кто желает познать настоящую, живую историю славянского, древнерусского, российского народа, уделяет особое внимание изучению истории и культуры этого далЈкого северного региона и его престольного града.

Не затихают дискуссии о первоначальном названии города — Вятка или Хлынов. В самых ранних письменных источниках, русских летописях на протяжении XIV — первой половины XV вв., неизменно фигурирует название Вятка. «Владимерский летописец» под 1393 г., «Список русских городов дальних и ближних» (конец XIV в.), арабский писатель ал-Калкашанди (1412), западноевропейские авторы второй половины XVI в. (Ф.Тьеполо, А.Дженкинсон, А.Олеарий), иностранные карты России XVI — XVII вв. (А.Дженкинсон, Г.Меркатор, И.Гондиус, И.Блау, Г.Герритс), послания митрополита Ионы (1452 — 1459), значительное число других официальных документов — все они упоминают только город Вятку. Происхождение этого названия так до конца и не разгадано. Сформировались две основные концепции: одна выводит слово из удмуртского или в целом финно-угорских языков, другая — из славянских или балто-славянских.

Киров. Промо ролик города

По первой версии Вятка связывается с удмуртским племенем Ватка, известном из легенд (А.А.Спицын, А.С.Верещагин, П.Н.Луппов). Этимология (смысловое значение) названия восходит, по мнению М.Г.Атаманова (1988), к удмуртскому «вад» — «выдра», «бобр». А.И.Соболевский (1913) соотносил его с народом «вяда», упомянутым в «Слове о погибели Русской земли» (1238-1246), который, как и страна Ведин венгерского монаха Юлиана (XIII в.), связывался историками (А.С.Верещагин, В.Е.Владыкин, М.В.Гришкина) с удмуртами. М.Фасмер возводил слово «вяда» к финно-угорскому vento -«медленный», «спокойный», «глубокий». Существуют также версии о связи Вятки с вятичами на р.Оке и прибалтийским племенем водь.

Вторая концепция основана на сугубо лингвистических законах. Л.Н.Макарова (1984), проследившая историю изучения названия, отрицает возможность происхождения имени «Вятка» из удмуртского Ватка и допускает, скорее, обратное, -поименование племени по названию реки, что, как мне представляется, можно считать доказанным.

Ряд авторов (К.Мошинский, С.Роспонд, Р.А.Агеева) связывают Ват- (Вят-), что означает, по их мнению, «мокрый», «влажный», с чисто славянской, унаследованной из праславянского языка, основой. Другие ученые (К.Буга, Я.Эвдзелин) выводят его из балтских языков. В.А-Никонов (1965) считал этимологию слова Venta неразгаданной.

Однако К.Мюленбах (1929-1932) предложил перевод гидронимической пары Вят-Vent словом «больше». Л.Н.Макарова считает такой перевод заслуживающим доверия и полагает, что именно в этом смысле русские переселенцы восприняли Вятку, спустившись к ней по ее притоку Моломе, имевшей меньшую величину. Таким образом, она делает вывод, что «наименование реки Вятка по происхождению является очень древним, с балто-славянской гипотетической основой». Относительно даты появления имени Вятка Л.Н.Макарова, вслед за А.И.Соболевским (1927), указывает: «Славянские названия могли проявляться вне пределов русских поселений, известных русским по походам за данью, по промыслам, по торговым отношениям».

Хлынов, Вятка, Киров || Три в одном

Название Хлынов впервые появляется в летописях под 1457 г. Под этим же именем город фигурирует в описаниях большинства иностранцев (С.Герберштейн, С.Мюнстер, А.Гваньини, китайские послы), на картах Московии XVI -XVIII вв. (С.Герберштейн, С.Мюнстер, Д.Гастальдо, И.Магин, Буссемахер, Г.Меркатор, Н.Витсен, Э.И.Идес, семья Сансонов), в некоторых документах и, наконец, в «Повести о стране Вятской». Происхождение названия остается неразгаданным, хотя предполагались различные версии.

В Толстовском списке «Повести» оно производится от крика птицы «хлы-хлы», что совершенно аналогично легендам слободских удмуртов (Атаманов М.Г., запись 1971 г.): «. Пролетает коршун и кричит: «Кылно-кылно». Вот сам господь и указал, как назвать город: Кылнов». Историки пытались найти более солидное объяснение.

А.И.Вештомов (1807 — 1808) считал поводом для названия прорыв плотины, сооруженной на речке, вследствие чего вода хлынула через запруду, а речка получила имя — Хлыновица. А.Тянгинский (1854) заметил, что название Хлынов употребляется чаще в церковных документах, и пришел к выводу о Хлынове как о древнейшем имени города.

Н.А.Спасский (1880), сославшись на московского автора М.Н.Макарова (1846), признал, что происхождение названия не разгадано, но приобрело потом бранный смысл. А.С.Верещагин называет вятчан XV в. бывальцами, шестниками, хлынами, изгоями (1904).

Авторы словарей русского языка приводят исключительно отрицательную трактовку слова «хлын»: «тунеядец, мошенник, вор. » (Даль В.И., 1882), «бездельник, мошенник, барышник» (Фасмер М., 1987). Аналогичное значение приписывается слову Д.К.Зелениным (1904) и П.Н.Лупповым (1929). Л.Н.Макарова присоединяется к данной точке зрения и приводит синоним к слову «хлын» — ушкуйник, речной разбойник (1984). Однако, по разысканиям В.В.Низова (1989), в письменных источниках XII — XV вв. слово «хлын» пока не выявлено, «что побуждает думать о его позднем происхождении».

Раскрыть загадочное название взялся и Д.М.Захаров (1990), впервые сопоставивший данные из русского и финно-угорских языков. По его мнению, названия Холуйное, Холуное, Хлынное, Хлыново как на Вятке, так и к западу от нее происходят от русского слова «холуй» (мусор и пески, оставшиеся после наводнения) и «хлынуть» (происхождение этого глагола пока не установлено). Он считает, что город под названием Хлынов был заложен не хлынами — разбойниками, а князем Звенигородским и Галицким Юрием Дмитриевичем, поскольку на Вятке утвердилось имя «в московской форме (Хлыново, а не Холуново). Хлын в значении «разбойник» вторично по отношению к Хлынову, названию города».

В источниках нередко сочетание имен города — и Вятки, и Хлынова. Особенно это присуще иностранным сочинениям (П.Петрей, Н.Витсен) и географическим картам XVI — XVIII вв. Данное явление не удивительно, ибо даже в официальном русском географическом справочнике — «Книге Большому Чертежу» (1627) указаны и Хлынов, и Вятка. По мнению Л.П.Гуссаковского, город был обозначен на старом «чертеже» (он не сохранился, впрочем, как и «Большой») под двумя названиями, что и отразилось в «Книге». На иностранных картах России Хлынов отмечен всегда на одном и том же месте — современном, а вот Вятка «кочует», располагаясь то ниже г.Орлова, то выше Слободского или просто в верховьях Вятки, а то и на одном из притоков, вероятно, Моломе.

В чем причина такой неустойчивости? Напрашиваются три варианта ответа: либо «Вятка» действительно не город, а район, область поэтому картографы не знали, куда ее поместить; либо одно название древнее и активно вытесняется более молодым; либо с самого начала существовали оба топонима.

Первому предположению противоречат приведенные уже факты — упоминание Вятки как единственного названия города с конца XIV до середины XV вв. Второе объяснение выдвигал А.Тянгинский, считавший ‘»Хлынов» более древним именем.

Почти все авторы — и сторонники, и противники «Повести о стране Вятской», — признают Хлынов единственным названием города, относя гидроним «Вятка» чаще всего к Вятской земле в целом. В противовес им, особенно после археологических раскопок города, имя «Вятка» называется древнейшим авторами «Очерков истории СССР» (1953), а также Л,В.Черепниным (1960), М.Н.Тихомировым (1962), и В.А.Кучкиным (1990).

В работах 70-х годов А.В.Эммаусский пришел к выводу о закладке города под этим названием ушкуйниками в 1374 г., а появление названия «Хлынов» связал с постройками кремля «примерно в 1455 г.». Имя это и перешло затем на «весь вятский город-посад». Но название «Вятка» сохранилось у вятчан «не только в быту, но и во многих документах» (1971). В.В.Низов и Д.М.Захаров склоняются к изначальности названия «Хлынов», полагая, что «Вяткой» город называли жители других русских земель.

Третья версия также имеет свою историю. Еще Н.А.Спасский (1880), ссылаясь на документы конца XVIII в., утверждал, что город назывался Хлыновом преимущественно в официальных бумагах, а в просторечии именовался Вяткою. Материальным аргументом этого предположения стало обнаружение Л.П.Гуссаковским в 1959 г. близ Хлыновского кремля (в саду им.Халтурина) дорусского поселения, соотнесенного археологом с одним из центров племени ватка. В XII — XIII вв. он был занят русскими (об этом говорят и удмуртские легенды), сохранившими за городищем прежнее имя, но в смягченном звучании — Вятка. Одновременное существование по соседству двух русских поселений и объясняет, по мысли ученого, бытование двух названий города.

Оригинальную гипотезу предложила Л.Н.Макарова (1984), полагающая, что «вплоть до 50-х гг. XV в. этот главный город Вятской земли не имел наименования, а как главный он просто назывался «Город», имя Хлынов город получил позднее. В то же время она допускает, что «параллельно с наименованием Хлынов употребляется название Вятка».

Итак, проблему древнейшего имени города нельзя считать решенной, хотя более доказательной представляется версия об изначальном сосуществовании обоих названий.

Материал подготовлен на основе раздела «Возникновение и первоначальное развитие города» /Л.Д. Макаров/ тома «Города» из десятитомника «Энциклопедия земли Вятской» (стр. 17-34). Киров, ГИПП «Вятка», 1994 год.

Источник: ruskline.ru

Какова история происхождения названия города Киров?

Город в России, административный центр Кировской области и одноимённого муниципального образования со статусом городского округа. Расположен на реке Вятке, в 896 км к северо-востоку от Москвы.

комментировать
в избранное
elena­ aa [94.4K]
5 лет назад

Город Киров — центр Кировской области в центральной части европейской России. Он расположен в среднем течении реки Вятка, почти в 900 км от Москвы.

Считается, что город был образован жителями Новгорода в 1181 году, и был назван Хлыновым, затем уже с 1374 года был известен как Вятка (в летописях Вятка фигурирует в связи с походом новгородских ушкуйников на Волжскую Булгарию). В 1455 году городу вернули вновь имя Хлынов, а в 1780-м он вновь стал Вяткой.

Первичное историческое название города происходит, возможно, от характерного крика местных птиц — «хлы-хлы» или «кылно-кылно», более историческая версия — от русского слова «холуй» (мусор и пески, оставшиеся после наводнения) и «хлынуть» (значение слова туманно).

Вятка же связывается лингвистами и историками с удмуртским словом «ватка», которое переводится как «бобр» или «выдра», либо идет из финно-угорских языков — «вяда» — «спокойный», «размеренный». Есть версия о связи Вятки с вятичами, сидевшими на Оке и прибалтийским племенем водь.

5 декабря 1934 года город Вятка был переименован в Киров в честь известного революционера (убитого в том же году в Ленинграде) Сергея Мироновича Кирова. Стоит отметить, что фамилия Киров — революционный псевдоним (происходит от имени Кир — имени царя Персии), истинная фамилия советского политического лидера — Костриков, а местом его рождения является расположенный на юге Вятской губернии Уржум.

Сейчас Киров — крупный промышленный центр с населением более 500 тысяч человек, развитым машиностроением, электротехникой, биохимической промышленностью, лесным делом. В городе существуют определенные экологические проблемы, связанные с загрязнением воды и воздуха промышленными выбросами.

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Киров — что стоит за названием

Сергей Миронович Киров (настоящая фамилия — Костриков; 1886-1934) родился в Уржуме Вятской губернии, в семье лесника. Он рано осиротел и воспитывался в приюте. Закончив в 1904 г. Казанское механико-техническое училище, работал чертежником в Томской городской управе. Писал статьи для кадетской прессы.

С 1904 сотрудничал с меньшевиками, был членом их Иркутской и Томской организаций, а переехав в 1909 на Кавказ, возглавил Владикавказскую организацию РСДРП, работавшую под лозунгом «Вся власть демократии». Большевицких взглядов он тогда не разделял; более того, во время I мировой войны писал патриотические статьи для газеты «Терек». В марте 1917 г. Костриков назвал программу Временного правительства «гражданским евангелием». Был делегатом Владикавказского Совета на II Всероссийском съезде советов рабочих и солдатских депутатов.

Читайте также:  Где живут раки в пруду

Однако вооруженный захват власти большевиками произвел на него столь сильное впечатление, что, вернувшись в ноябре 1917 г. на Северный Кавказ, Костриков с восторгом говорил о победе «Третьей Великой русской революции» и о Ленине, который якобы жил «в лачугах питерских рабочих».С февраля 1919 г., став председателем Временного Военно-революционного комитета Астраханского края, он потребовал «воплотить в жизнь принцип «кто не работает, тот не ест» и ввел классовый паек, единственно справедливый».

В результате в Астрахани начался голод и забастовки рабочих под лозунгом «Долой комиссаров!» Это возмущение было потоплено в крови (против не желавших работать за нищенский хлебный паек применялись артиллерия и пулеметы). С апреля 1919 г. Костриков — завполитотделом, а в июле-августе — член Реввоенсовета расквартированной в Астрахани 11-й армии. Коммунист А.П. Мачевариани писал Калинину в июне 1920 г. о ситуации в Астрахани: «Население в течение полутора лет буквально голодает, комиссары живут по-хански, швыряя народное достояние по личному своему усмотрению… Что же касается продовольственных пайков, то они существуют только на бумаге, но по ним буквально ничего не выдают, разве только иногда выдадут гнилую воблу или селедку, от которой большинство граждан отказываются, несмотря на голод… Администраторы, окружив себя своими знакомыми дамами и друзьями, творят безобразия, вызывая раздражение трудового Рабоче-крестьянского класса». В это время начинающий большевик меняет фамилию Костриков на более внушительную — Киров, производную от имени персидского царя Кира.

После Астрахани Киров — член РВС в армиях на Кавказе, участвовал в установлении советской власти в Азербайджане. В 1920 г. он стал полпредом РСФСР в Грузии, затем членом Кавказского бюро ЦК РКП(б); готовил в Грузии приход к власти большевиков, участвовал в свержении ее законного правительства. «На Северном Кавказе… мы действовали умело.

Мы создали там анархию, возбуждая одну группу населения против другой — и старались в это время организовать рабочих. И это нам удалось. Мы должны создать международную анархию, которая должна предшествовать установлению коммунистического строя в мировом масштабе. И это нам удастся», — заявил Киров в ноябре 1919 г. в докладе «Текущий момент и международное положение».

С июля 1921 г. Киров — секретарь ЦК КП(б) Азербайджана, с 1923 г. — член ЦК РКП(б). По словам современника, Киров, отстаивая интересы большевиков в борьбе за нефть, «пол-Баку уложил». При покровительстве Кирова в 1921 г. начинается восхождение по чекистской пирамиде власти Берии, до этого — мелкого шпика азербайджанской контрразведки. В 1924 г., во время борьбы за власть на верхушке компартии, Киров выступил на стороне Сталина, хотя до этого был троцкистом. За эту поддержку он назначен в 1926 г. кандидатом в члены Политбюро, 1-м секретарем Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) а также Северо-Западного бюро ЦК.

В Ленинграде, считавшемся опорой партийной оппозиции (Зиновьева и Троцкого), Киров начал репрессии, приведшие к арестам тысяч оппозиционеров. Кроме того, он требовал регулярно проводить аресты и расстрелы «классовых врагов».

Остро стоявший в Ленинграде «квартирный вопрос» Киров решал тем, что выселял в Сибирь десятки тысяч горожан «непролетарского происхождения» (музыкантов, врачей, адвокатов, инженеров, научных работников, включая стариков и старух). Многие из них нашли в тайге безвременную смерть, а город на Неве лишился интеллигенции, носителя своих культурных традиций. Попирая гражданские права проживавших под Ленинградом российских финнов и ижорцев, гарантированные советско-финским мирным договором, Ленинградский обком, руководимый Кировым, в 1930 г. постановил выселить их под предлогом «обеспечения безопасности границы». Так в ГУЛАГе появилась финская и ижорская диаспоры.

Киров был непосредственно причастен к жестокому насилию над крестьянством во время коллективизации и «ликвидации кулачества» на Северо-Западе. О положении раскулаченных в местах высылки свидетельствует письмо одного из них в ЦИК СССР, относящееся к 1930 г.: «Убытку от нас не было, а в настоящее время чистый убыток… Все отобрали и выслали.

И никто не побогател, только Россию в упадок привели… народ мрет, оттаскиваем по 30 гробов в день. Нет ничего: ни дров для бараков, ни кипятку, ни приварки, ни бани для чистоты, а только дают по 300 граммов хлеба, да и все. По 250 человек в бараке, даже от одного духу народ начинает заболевать, особенно грудные дети, и так мучаете безвинных людей».

Но несмотря на небывалую жестокость карательной политики против крестьян, Киров назвал ее «слишком либеральной»: «…колхозные и кооперативные организации пора приравнять к государственным, и если человек уличен в воровстве колхозного или кооперативного добра, так его надо судить вплоть до высшей меры наказания. И если уж смягчать наказание, так не менее как на 10 лет лишения свободы» («Правда» от 6 августа 1932). И уже 7 августа 1932 г. было принято постановление Совнаркома «Об охране имущества государственных предприятий», санкционированное Кировым, которое даже Сталин назвал драконовским. В народе оно стало известно как «закон о пяти колосках». Под этот закон подводили даже многодетных матерей, не знавших, чем накормить своих голодных детей, и собиравших после жатвы колоски на колхозном поле.

Именно Кирова в конце лета 1934 г. направили в тяжело пострадавший от голода Казахстан, чтобы провести там хлебозаготовки с применением массовых репрессий против «саботажников». «Ленинградский вождь» лично контролировал и строительство Беломорско-Балтийского канала, где сотни тысяч заключенных с помощью кирок и тачек, в труднейших природных условиях за 20 месяцев пробили канал протяженностью свыше 200 километров.

Возглавляя правительственную комиссию по проверке аппарата Академии наук (находившейся до 1934 г. в Ленинграде), 20 августа 1929 г. Киров запросил согласие Сталина на привлечение ОГПУ к выполнению операции против ученых, после чего было сфабриковано «дело академика Платонова». Ученым приписали вредительство и «создание контрреволюционной организации с целью свержения советской власти и установления в стране конституционно-монархического строя». 525 сотрудников Академии наук были уволены, многие из них были арестованы или сосланы, а некоторые — расстреляны.

Руководство репрессиями, сотрясавшими Ленинград, Киров сочетал с кутежами с участием балерин Мариинского театра. Оргии происходили во дворце, принадлежавшем до октября 1917 г. балерине Матильде Кшесинской.

1 декабря 1934 г. Киров был застрелен в коридоре Смольного Леонидом Николаевым, мужем одной из своих любовниц, Милды Драуле, работавшей в Смольном техническим секретарем. Убийство произошло при явном попустительстве НКВД, и в Ленинграде сразу же распространилась частушка: «Эх огурчики, помидорчики, Сталин Кирова пришил, в коридорчике».

Крестьяне Северо-Запада России с радостью встретили известие о смерти своего мучителя. В селах распевали иную частушку «Убили Кирова, убьем и Сталина». Убийство Кирова было использовано как повод для резкого усиления политических репрессий. КПСС, в лице Хрущева, признала на XXII съезде, что Киров был убит по приказу Сталина.

Именем Кирова назван архипелаг в Карском море, корабли, колхозы, предприятия, залив, канал. Его имя, как и имя Калинина, входило в обязательный набор советской топонимики. В последние годы советской власти около семидесяти городов, поселков, аулов, станиц и административных районов СССР носили это имя. Улицы и площади Кирова были особенно распространены на северо-западе, где Киров почитался большевиками как «отец основатель» местной советской власти.

До сего дня именем Кирова назван древний город Хлынов (Вятка) и одноименная область РФ, город Елизаветград на Украине (Кировоград), город Калата на Урале (Кировоград), Хибиногорск на Кольском полуострове, Песочня в Калужской области, Чепецк — в самой Кировской области (Кирово-Чепецк), Поповка — в Донбассе, местечко Старцы в Могилевской облоасти Белоруссии, города и поселки в Ленинградской, Ростовской, Астраханской, Курганской областях, село Успеновка в Приморском крае, поселок в южном Казахстане, село Ислам-Терек в Крыму. До 1990 г. в Азербайджане и Армении, странах, где Киров устанавливал большевицкую власть, топонимы с его именем также были весьма распространены. Но армяне и азербайджанцы вернули своим местам исконные имена. Кировабад вновь стал Гянджой, Кировакан — Ванадзором. Русские (за пределами московского Садового кольца), украинцы, белорусы пока не последовали их примеру.

Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004.

Имени Кирова не должно быть на карте. Стоит ли гордиться такой «замечательной» личностью? … Вряд ли… И стыдно, что один из областных центров страны до сих пор носит имя такого «героя». К тому же название городу было дано незаконно, без спроса граждан. Под статьей о переименовании города в «Вятской правде», якобы от имени рабочих, нет ни одной их подписи.

Скорее всего это дело было сфабриковано, так же как в то время фабриковались «приговора» о закрытии церквей (жалобы верующих сохранились в архивах) и целые судебные процессы (когда людей расстреливали за то, что они являются детьми последнего царя и в глухих деревнях готовят свержение советской власти). Думается, было бы интересно найти в архивах указ о фабрикации «прошений» жителей города и составлении липовых цифр, что в то время не было редкостью. Если мы найдем эти документы, городу можно будет вернуть его истинное название, если название «Киров» — незаконное и не имеющее юридической силы ?

Комментарии

Опубликовано вс, 06/03/2016 — 23:29 пользователем Андрей Александрович

Кроме Кировской области — Ленинградская, Свердловская, Ульяновская и Волгоградская области носят большевистские названия. Как вариант, нужен федеральный закон о возврате исторических имён городам, сёлам, деревням и другим н.п., а также площадям, скверам, ж/д станциям, станциям метро, домам культуры, ВУЗам и другим госучреждениям. Есть интересная наука топонимика.

В Вятке и других городах одновременно соседствут и православные и большевистские названия улиц — и у подрастающего и мололдого поколения восприятие таких названий равнозначны — Воскресенская или Ленина, Преображенская или К. Маркса, Рождественская или К. Либкнехта (сравнение условное — для понятия принципа). Ещё один аспект — названия епархий.

Всем епархиям вернули названия, какие были до большевистского переворота (кроме вновь образованных), но вот название Волгоградская епархия осталось — неужели возврат названия Царицинская епархия вызывает сомнение или боязнь у руководства РПЦ? Слава Богу, что есть книга Волкова С.В., но видно, не пришло ещё время для всеобщего переименования исторических названий. Поможет только Божье чудо. Да хранит всех Господь!

Опубликовано вт, 08/03/2016 — 21:48 пользователем shura

Есть якобы данные о демонстрации горожан на площади города, ходатайствующих о переименовании города. На самом деле все собрания, митинги и стачки без согласования с властью были запрещены законом, т.е. при подобной ситуации горожан бы просто разогнала милиция. Значит, никакой демонстрации рабочих не было и не могло быть. Все это идеологическая ложь.

Опубликовано вт, 08/03/2016 — 23:15 пользователем vikt0r

интересно найти в архивах указ о фабрикации «прошений» жителей города и составлении липовых цифр.

Если мы найдем эти документы, городу можно будет вернуть его истинное название, если название «Киров» — незаконное и не имеющее юридической силы ?

Да ничего это не изменит, даже если «Указ о фабрикации» и найдется в архивах.

Что бы вернуть городу прежнее название нужно спрашивать у всех жителей области, т.е. проводить областной референдум. А большинство жителей, скорее всего, за Киров.

А то, каким образом принимались такие решения раньше, мы и так знаем. Никто, конечно, народ не спрашивал.

Как не спрашивала и Екатерина II, переименовывая Хлынов в Вятку.

Источник: rodnaya-vyatka.ru

Рейтинг
Загрузка ...
Центр туризма