На сколько хватает баллона с газом в походе

Содержание

Форум Тетис

Не нашел я вразумительных ответов , в инете и на Тетисе , по поводу баллонов ,!

Не думал я ! что выбор баллонов самый геморойный из всего остального .

Поэтому вот тема , и вопросы которые меня интересуют !

Думаю брать 10 л — 300 Бар
И 15 л -300 бар Это в идеале .

Но Все пугают давлением и «взрывов» баллонов на 300 бар ! .

Преследуемая цель покупки именно баллонов на 300 бр
Удаленность от заправки .
Большое кол-во времени пребывания под водой (глубины до 10 метров )
Мобильность (транспортировки)
Возможность заправки диапозоном от 200 до 300 бар ( в зависимости от компрессора )

Интересует ,
В реале ! при глубине 5-6 метров , на сколько хватает воздуха (приблизительно) ( из вашего личного опыта )
в 12 литровом 232 бара -? соответственно в 300 барном
в 15 литровом 232 бара -?

Многие пишут что практически одинакого ! в чем я сомневаюсь!

Обслуживание 300 барных баллонов ? иное ? или идентичное 232 барным ?

портативная газовая горелка

Покупая баллон новый без вентиля , на 232бар,- 300 бар , требуется ли им опресовка после установки вентеля ?
И если баллон уже с завода в комплекте с вентелем ?

Максимально допустимая температура нагрева баллона , 232-300 бар -?

Срок службы баллона на 300 бар ?

на сколько лет опресовка 300 барного баллона ?

Благодарю заранее за ответы !

Серeженька )) писал(а): Доброго времени , , коллеги !
.
Интересует ,
В реале ! при глубине 5-6 метров , на сколько хватает воздуха (приблизительно) ( из вашего личного опыта )
в 12 литровом 232 бара -? соответственно в 300 барном
в 15 литровом 232 бара -?

Многие пишут что практически одинакого ! в чем я сомневаюсь!
.

Прикинуть грубо расход — не сложно же.
1. Допустим что поверхностный расход 25л/м.

2.
В 12 литровом баллоне 200 бар примерно 2400л.
В 15 литровом баллоне 200 бар примерно 3000л.

В 12 литровом баллоне 300 бар примерно 3600л.
В 15 литровом баллоне 300 бар примерно 4500л.
(на самом деле будет несколько меньше, надо учитывать еще поправку)

3.
С 12 литровым 200 барным баллоном на глубине 6 метров с поверхностным расходом 25л/м воздуха хватит примерно на 2400/(25 * 1.6) = 60 минут
С 15 литровым 200 барным баллоном на глубине 6 метров с поверхностным расходом 25л/м воздуха хватит примерно на 3000/(25 * 1.6) = 75 минут
С 12 литровым 300 барным баллоном на глубине 6 метров с поверхностным расходом 25л/м воздуха хватит примерно на 3600/(25 * 1.6) = 90 минут
С 15 литровым 300 барным баллоном на глубине 6 метров с поверхностным расходом 25л/м воздуха хватит примерно на 4500/(25 * 1.6) = 112 минут

creat0r писал(а):
Прикинуть грубо расход — не сложно же.
1. Допустим что поверхностный расход 25л/м.

2.
В 12 литровом баллоне 200 бар примерно 2400л.
В 15 литровом баллоне 200 бар примерно 3000л.

В 12 литровом баллоне 300 бар примерно 3600л.
В 15 литровом баллоне 300 бар примерно 4500л.
(на самом деле будет несколько меньше, надо учитывать еще поправку)

3.
С 12 литровым 200 барным баллоном на глубине 6 метров с поверхностным расходом 25л/м воздуха хватит примерно на 2400/(25 * 1.6) = 60 минут
С 15 литровым 200 барным баллоном на глубине 6 метров с поверхностным расходом 25л/м воздуха хватит примерно на 3000/(25 * 1.6) = 75 минут
С 12 литровым 300 барным баллоном на глубине 6 метров с поверхностным расходом 25л/м воздуха хватит примерно на 3600/(25 * 1.6) = 90 минут
С 15 литровым 300 барным баллоном на глубине 6 метров с поверхностным расходом 25л/м воздуха хватит примерно на 4500/(25 * 1.6) = 112 минут

комментарий — «примерно» означает, что газа в 300 барном баллоне на 10% меньше, чем при простом умножении 12*300. Итого 3270 л против ожидаемых 3600л
Если еще учесть, что литров возможно не 12, а меньше.

Фишкин писал(а): комментарий — «примерно» означает, что газа в 300 барном баллоне на 10% меньше, чем при простом умножении 12*300. Итого 3270 л против ожидаемых 3600л
Если еще учесть, что литров возможно не 12, а меньше.

Каждый дышит по разному: моего 7-ми литрового пожарного (300 бар) на глубине до 6 м хватает на 2 часа 15 мин.-устаю плавать, но я еще легкую работу выполняю при этом. На выходе оставляю 40 бар.

Фишкин писал(а): комментарий — «примерно» означает, что газа в 300 барном баллоне на 10% меньше, чем при простом умножении 12*300. Итого 3270 л против ожидаемых 3600л
Если еще учесть, что литров возможно не 12, а меньше.

Юрий123 писал(а): Каждый дышит по разному: моего 7-ми литрового пожарного (300 бар) на глубине до 6 м хватает на 2 часа 15 мин.-устаю плавать, но я еще легкую работу выполняю при этом. На выходе оставляю 40 бар.

Фишкин писал(а): комментарий — «примерно» означает, что газа в 300 барном баллоне на 10% меньше, чем при простом умножении 12*300. Итого 3270 л против ожидаемых 3600л
Если еще учесть, что литров возможно не 12, а меньше.

Фишкин писал(а): комментарий — «примерно» означает, что газа в 300 барном баллоне на 10% меньше, чем при простом умножении 12*300. Итого 3270 л против ожидаемых 3600л
Если еще учесть, что литров возможно не 12, а меньше.

был вопрос про срок службы и опрессовку.
опрессовки 300 и 200 одинаково — раз в 5 лет.
Срок службы — сталь она и в африке сталь.
ИМХО, пока опрессуется, хотя вроде счас ростехнаждзор разные специнстркукции плодит.

Баллон прессуется БЕЗ вентиля, опрессовка после установки вентиля не требуется.
Новый баллон идет с заводской опрессовкой

ЗЫ насчет мах допустимого нагрева баллона — странный вопрос.
Если по росту давления — то чтоб вам получить опрессовочное давление, полуторакратное от рабочего — то надо до 170 градусей нагреть
На Красном море баллоны на солнцепеке стоят типично.

Андрей СПб писал(а): ИМХО, пока опрессуется, хотя вроде счас ростехнаждзор разные специнстркукции плодит.

Плодит
В соответствии со статьей 485 приказа Ростехнадзора № 116 от 25 марта 2014 года:

«Срок службы баллонов определяет организация-изготовитель. При отсутствии таких сведений срок службы баллона устанавливают 20 лет. Экспертизу промышленной безопасности в целях продления срока службы баллонов массового применения, объем которых менее 50 литров, не производят, их эксплуатация за пределами назначенного срока службы не допускается, за исключением баллонов специального назначения, конструкция которых определена индивидуальным проектом и не отвечает типовым конструкциям баллонов и экспертизу (техническое диагностирование) которых проводят по истечении срока службы, а также в случаях, установленных руководством (инструкцией) по эксплуатации оборудования, в составе которого они используются»

И вот, как то стремно становится покупать старые б/у баллоны.

Источник: forum.tetis.ru

Часть 2 — Ваш гид по миру горелок

ПИК99

В предыдущей статье мы кратко рассмотрели основные конструкции современных туристических горелок и затронули вопрос выбора подходящей экипировки под различные условия эксплуатации. Однако тема туристических горелок на самом деле гораздо более сложная и глубокая, чем кажется на первый взгляд. Различные нюансы конструкции вроде бы похожих горелок, аксессуары, специальная посуда для готовки — всё это имеет важное значение при выборе, эксплуатации и апгрейде вашей экипировки.

Конечно, можно не задумываться об этих тонкостях и пользоваться тем, что есть — в обычных походах горелка не так важна, как палатка или рюкзак. Но для тех, кто хочет выжать из своего снаряжения всё возможное (или просто хочет знать все тонкости, в том числе неизвестные даже многим опытным туристам), будет полезна эта статья.

Помимо прочего, в этой статье обобщен многолетний опыт использования российскими велотуристами современных горелок, а также приведены приемы работы и особенности конструкции, которые не раскрываются в документации производителя и обычных тест-драйвах.

Особенности газовых горелок

Как уже говорилось в первой части статьи, газовые горелки отличаются своей простотой в эксплуатации и низкой ценой. Неудивительно, что именно на газовых горелках готовит большинство туристов, участвующих в несложных походах.

Достоинства

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

Газовые горелки — самые распространенные среди туристов за счет своей простоты и дешевизны. Также простота обуславливает высокую надежность конструкции, не считая откровенно неудачных моделей или имеющих брак. В такой горелке практически нечему изнашиваться или засоряться. К расходным материалам можно отнести лишь резиновую прокладку на соединении с баллоном (трескается от старости и/или холода), шланг (можно сломать) и сеточку-рассекатель у ряда моделей (со временем прогорает).

Очень важно, что в теплую погоду газовые горелки не требуют совершенно никаких навыков при работе, обращаться с ними сможет любой освоивший газовую плиту, особенно при наличии пьезоподжига. Все газовые горелки — достаточно тихие, что компенсируется некоторой склонностью к засорению рассекателя, если допускать перелив пищи через край.

Помимо всего прочего, накручивающиеся горелки могут похвастаться очень малыми массой и габаритами. Существуют ультралёгкие модели, сделанные из титана, помещающиеся в любом кармане и имеющие массу 50—100 грамм.

Проблемы и недостатки

Несмотря на достоинства газовых горелок, многие опытные туристы не ценят газовые горелки и предпочитают их использовать только в легких походах в теплую погоду. В холодную погоду и в сложных походах такие туристы предпочитают жидкое топливо. Почему же?

Большая проблема всех газовых горелок — охлаждение баллона в процессе работы из-за испарения газа, в результате чего снижается давление и падает мощность. Если в жару этот эффект незаметен, то при низких температурах воздуха (ниже +5 °С) падение мощности очень ощутимо. Доходит до того, что баллон обледеневает, и для продолжения работы горелки приходится греть баллон руками (что довольно неприятно) или иным способом. В сильный мороз температура газа падает настолько, что он перестает испаряться.

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

Для уменьшения проблем в холодную погоду газовые горелки со шлангом обычно оснащены системой предварительного подогрева газа (трубочка в пламени), в которой испаряется жидкий газ перед подачей в форсунку, что несколько улучшает работу при низких температурах. Также в холодную погоду рекомендуется повернуть баллон так, чтобы в горелку поступал жидкий газ. Увы, для накручивающихся горелок это недоступно, и там приходится как-то согревать сам баллон.

Туристическое агентство описание его

Еще одна проблема газовых горелок — сильная зависимость мощности от марки газа при низких температурах. Несмотря на наличие независимо проводимых тестов, выбор баллонов обычно не так широк, чтобы можно было целенаправленно выбирать наиболее морозоустойчивый. Чаще удается купить лишь какой-то имеющийся в наличии газ, и при температурах ниже +5 °С мощность горелки начнет падать.

Однако даже если не ездить в холодную погоду, газовая горелка может доставить проблемы. Во-первых, одноразовые баллоны дорогие. При активной туристической жизни стоимость топлива может перекрыть разницу в цене между газовыми и жидкотопливными горелками, особенно при путешествиях по западным странам с очень дорогим газом. Перезаправка одноразовых баллонов — всегда риск, особенно если состав газа неизвестен.

Также пустые газовые баллоны надо как-то утилизировать. Это усугубляется тем, что по мере расхода газа из баллона мощность горелки снижается, турист более склонен начать новый баллон, а не добивать еле горящий старый, в результате рюкзак в какой-то момент оказывается забит полупустыми баллонами.

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

При походах вдали от дома встает проблема перевозки топлива. Горючие вещества нельзя перевозить на самолете (строго говоря, и на поезде тоже), поэтому поиск баллонов на месте старта похода может доставить сложности. Если бензин можно найти практически где угодно, то в случае с газовыми баллонами их розыск может затянуться, особенно в случае старта похода в глухой местности или поездок по странам, где магазины не работают на выходных и по вечерам.

В заключение добавим, что газовая горелка плохо работает в непрерывном режиме (например, если нужно вскипятить чай сразу на большую группу) из-за охлаждения баллона, что усугубляется тем, что у полупустого баллона снижается давление, и чем ближе к завершению, тем хуже он работает. Нельзя забыть и про опасность взрыва при перегреве баллона. Как и любой другой баллон под давлением, его нельзя нагревать выше 50 градусов, что вполне может произойти, если оставить баллон на солнце или если допустить перегрев баллона при работе горелки (например, придвинув его к огню или плотно укрыв ветрозащитой).

Подводя итог, можно сказать, что газовые горелки рекомендуется применять в относительно коротких не очень сложных походах, в которых не стоит проблема поиска топлива и не требуется работа на морозе.

Чем отличаются горелки на жидком топливе

Принцип работы

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

В отличие от газовых горелок, где газ в баллоне содержится под давлением, жидкое топливо само по себе не создает давления. Поэтому перед работой в емкость для топлива нужно закачать воздух с помощью встроенного насоса. По мере расходования топлива воздух необходимо подкачивать — сперва часто, затем все реже и реже. Это выглядит неудобным, но зато так полностью ликвидируется проблема недостаточного давления у газовых горелок при длительной работе и низких температурах, особенно с полупустыми баллонами.

Кроме того, если сразу поджечь вытекающее из форсунки жидкое топливо, вспыхнет огромный факел (то же самое может происходить с газом при низких температурах). Поэтому перед запуском горелки ее корпус необходимо прогреть: слегка облить топливом из форсунки, поджечь его и дождаться, пока топливо не начнет испаряться. Во время работы горелки наличие предварительного подогрева топлива обеспечивает стабильную работу, пока горелку не выключат и она не остынет. При работе на качественном жидком топливе внешний вид (и запах, точнее его отсутствие) факела пламени практически не отличается от получаемого на газе.

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

При разогреве горелки она обливается бензином и поджигается, а после разогрева — горит таким же синим пламенем без запаха, как и газовая.

Принцип запуска современной горелки на жидком топливе следующий:

  1. Насос с присоединенным к нему шлангом горелки вкручивается в емкость с топливом.
  2. 20-60-ю качками (в зависимости от степени наполненности емкости) насоса в емкости создается избыточное давление, топливо начинает поступать в шланг.
  3. Вентиль горелки открывается на пару секунд, горелка обливается жидким топливом, вентиль закрывается.
  4. Горелка поджигается (с закрытым вентилем), пламя нагревает ее корпус до момента, пока топливо в ней не начнет испаряться (минимум 30-60 секунд).
  5. Когда горелка прогрелась, но еще не погасла, вентиль снова осторожно открывается, горелка начинает работать в обычном режиме.
  6. Если горелка была выключена и успела остыть, требуется новый прогрев.

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

Как видно, бензиновая горелка заметно сложнее газовой — как в конструкции, так и в эксплуатации. Разумеется, это сказывается и на ее стоимости, которая в разы выше, чем у газовой.

Достоинства

Мультитопливные и бензиновые горелки любимы опытными туристами за отличную работу при низких температурах и кардинальное решение проблемы добывания топлива в походах. Если в обычных ПВД топливо можно взять из дома, то в многодневных походах иногда приходится выбирать между автомобильным бензином с ближайшей заправки и отсутствием горячей пищи. Эта проблема также может усугубиться, если перевозку топлива в поездах начнут строго контролировать (например, во время просвечивания багажа, что уже встречается на московских вокзалах и при посадке в скоростные поезда).

Помимо этого, бензиновая горелка практически не изменяет свою мощность в процессе длительной работы и при отрицательных температурах — проблема снижения давления на корню ликвидируется насосом. Это может казаться не настолько уж важным преимуществом, но только до первого случая обогрева обледеневшего баллона собственными руками, чтобы газовая горелка хоть как-то работала.

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

Также отсутствует проблема полупустых газовых баллонов, которые и не работают толком, и выкинуть жалко. Распространенная проблема при сборах в ПВД: если взять полупустой баллон, то газа может не хватить; если взять полный, то у вас после похода окажутся уже два полупустых; а взять оба — слишком тяжело. Поэтому приходится брать с собой избыточное количество газа. А в случае с жидким топливом его можно залить в бутылку столько, сколько реально нужно.

При активной походной жизни выявляется еще одно достоинство жидкостных горелок — дешевое топливо. Несмотря на то, что такие горелки в разы дороже газовых, уже после пары-тройки недель езды по Европе разница в стоимости газа и бензина перекроет разницу в цене горелок и продолжит накапливаться далее. Даже если сравнивать дешевый российский газ и относительно дорогой бензин «Галоша», в расчете на массу топлива бензин окажется дешевле.

Вышеуказанные достоинства относились к работе на жидком топливе. В случае мультитопливных горелок при подключении газового баллона вместо бутылки с бензином они начинают вести себя точно так же, как газовые со шлангом. Поэтому при переходе на газ все достоинства газовых горелок со шлангом автоматически переносятся сюда. Разве что пьезоподжиг в таких горелках не применяется.

Проблемы и недостатки

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

Важнейший недостаток любой бензиновой или мультитопливной горелки — ее высокая стоимость, в разы больше, чем у газовых. Это связано с тем, что такие горелки — сложные по устройству и в использовании. Насос горелки — потенциальный источник поломок, поскольку он имеет изнашивающиеся движущиеся части (поршень и клапан). Как было показано выше, запуск горелки на жидком топливе — это целый процесс, где несоблюдение технологии грозит тем, что горелка выдаст полуметровый факел пламени.

При работе на некачественном или тяжелом топливе пламя дает много копоти (далеко не всегда полезной для здоровья, в случае с автомобильным топливом), а внутренности горелки засоряются несгоревшими примесями в точках, где жидкая фаза топлива превращается в газообразную. При засорении горелку приходится разбирать и прочищать с помощью прилагаемого инструмента, чтобы она начала снова работать в полную силу. В зависимости от качества топлива, эту операцию надо проводить более или менее часто.

Ряд горелок, например, MSR и Optimus, имеют встроенную систему прочистки форсунки, делающую жизнь владельца несколько легче — нужно потрясти горелку или поднести магнит вместо того, чтобы чистить форсунку иголкой мультиинструмента.

В особо тяжелых случаях (например, этилированный бензин или топливо с солидной добавкой масла и прочей дряни) горелка даже может выйти из строя, забившись примесями до состояния окаменевания. Этому подвержены недорогие горелки с трубочкой подогрева, лежащей в пламени, а вот высококлассные горелки (например, Primus Omnifuel и Omnilite) наоборот имеют конструкцию с минимальным количеством мест, в которых могут оседать примеси.

Также к недостаткам многих бензиновых горелок можно отнести большие массогабариты, особенно по сравнению с накручивающимися горелками. Впрочем, существуют и относительно легкие компактные модели. Многие жидкотопливные горелки работают очень громко, оглашая окрестности рёвом. Но шумность не зависит от вида топлива, это обратная сторона «экспедиционной» конструкции рассекателя, ликвидирующей проблему засорения, если еда при готовке перельется через край. Кстати, в продаже есть специальные рассекатели для «громких» горелок, убирающие шум.

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

Напомним, что при работе мультитопливной горелки на газе она автоматически приобретает достоинства и недостатки газовых горелок.

Сочетание свойств бензиновых и мультитопливных горелок определяет круг их пользователей: опытные туристы, которым приходится пользоваться горелкой в многодневных походах и/или в холодное время года. Кроме того, низкая стоимость топлива делает такие горелки достаточно выгодными и для регулярных выездов в ПВД.

Топливо для горелок

Баллоны со сжиженным газом

Эти баллоны похожи на увеличенные аэрозольные баллончики, являются одноразовыми и содержат смесь газов в той или иной пропорции:

  • пропан (кипит при −42 °C);
  • изобутан (кипит при −12 °C);
  • бутан (кипит при −0,5 °C).

Возможные варианты состава (пропан/бутан/изобутан) в процентах: 5/15/80, 30/70/0, 30/0/70, 25/60/15, 22/6/72 и др.

При готовке на низких температурах из газовой смеси в первую очередь испаряется фракция с самой низкой температурой кипения. Например, при готовке в −20 °C на смеси 30% пропана и 70% бутана (часто встречается в дешевых «летних» баллонах) горелка поначалу будет хорошо работать на испаряющемся пропане, а после выработки 1/3 баллона мощность упадет почти до нуля, так как бутан при такой температуре не испаряется. Поэтому выбор подходящего газа в зимних условиях особенно важен.

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

Баллоны выпускаются в двух распространенных модификациях:

Резьбовой баллон , продающийся в туристических магазинах. Содержит смесь изобутана, пропана и бутана. Подходит для большинства туристических газовых горелок. Выпускается в 3 вариантах, имеющих массу газа 100, 230 и 450 грамм. Отличается высокой ценой, однако фирменные баллоны могут достаточно хорошо работать при низких температурах.

Баллон с цанговым креплением (« дихлофосный ») . Масса газа 220 или иногда 350 грамм. Изначально предназначен для питания бытовых плиток и газовых резаков, распространен в российской провинции. Совместим с резьбовым стандартом через переходник. В разы дешевле резьбовых баллонов, но не допускает установку накручивающихся горелок (конструкция получается крайне неустойчивой).

Есть риск самопроизвольного выпуска газа при неаккуратной перевозке в рюкзаке. Существенный недостаток — дешевый газ нередко плохо подходит для холодной погоды.

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

Для справки, упомянем редко встречающиеся в России виды баллонов:

Баллоны стандарта Campingaz . Предназначены для горелок производства французской фирмы Campingaz и некоторых других. Мало распространены в России, зато в некоторых странах Европы встречаются значительно чаще, чем резьбовые.

Монополия мировая правила игры туристическое агентство

Пропановые баллоны стандарта Coleman (масса газа 465 г). Изготовлены из стали, предназначены для специальных туристических пропановых горелок. Несмотря на отличную работу в холодную погоду, «мёртвая» масса таких баллонов, стоимость (в несколько раз дороже обычных резьбовых) и распространенность оставляют желать много лучшего.

Прокалываемые баллоны . Используются для отдельных мало распространенных у нас моделей горелок. Очень популярны в Греции.

Использованные баллоны утилизируются с бытовым мусором. Ни в коем случае нельзя класть неразгерметизированный баллон в костер! При желании разгерметизировать пустой баллон, его можно проткнуть каким-либо острым предметом.

Жидкое топливо

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

Жидкотопливные горелки могут работать на различных видах топлива, однако не все виды одинаково хороши для готовки.

Легкое топливо — имеет не очень сильный запах и хорошую летучесть, позволяющую не беспокоиться, если топливо было пролито.

Специальный бензин для горелок (лигроин или нафта, на Западе известен, как «white gas»). Продается в туристических магазинах под марками производителей горелок, обеспечивает самую лучшую работу горелки из всего жидкого топлива. Бензиновый запах при работе горелки отсутствует. Стоимость, впрочем, не уступает фирменному газу. Ближайший аналог в качестве топлива — петролейный эфир, доступный на химических производствах.

Бензин « Галоша » (нефрас С2-80/120) — распространенное в быту топливо для горелок. Это бензин-растворитель высокой степени очистки, продающийся в хозяйственных и строительных магазинах. Также считается оптимальным жидким топливом — практически не создает запаха при работе, не коптит и не засоряет горелку. Если бензин не очень качественный, в минусовую температуру небольшая парафинизация все же может происходить, и горелка может требовать периодической чистки форсунки (без разборки).

Автомобильный бензин — широко распространен, но применяется, только если бензин «Галоша» недоступен. Имеет характерный запах гаража, хуже выветривается и содержит вредные для здоровья присадки, засоряющие горелку более или менее быстро. Оптимальное октановое число — 80…92, поскольку высокооктановый бензин содержит больше присадок. Этилированный бензин или просто некачественный может вывести горелку из строя. Кстати, на многих АЗС не наливают бензин в пластиковую тару.

Тяжелое топливо — имеет резкий запах, который вдобавок не выветривается, пачкает руки и снаряжение, склонно коптить и засорять горелку. Используется при отсутствии другого топлива, да и не все жидкотопливные горелки допускают его использование.

Керосин — «славится» своей способностью просачиваться сквозь закрытые крышки сосудов, отравляя снаряжение своим запахом.

Уайт — спирит — более легкий сорт керосина.

Дизельное топливо — применяется в крайнем случае, поскольку содержит вредные для здоровья присадки. Некачественная солярка может вывести горелку из строя.

Иные горючие вещества (например, жидкость для розжига, спирт или ацетон) намертво забивают горелку или же растворяют резиновые уплотнители. Горелка после их использования потребует ремонта.

Кстати, на сайте Primus можно узнать названия разных видов топлива на различных языках мира.

Как экономить топливо

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

Расход топлива в походе зависит от целого ряда факторов:

  • температура окружающего воздуха;
  • погодные условия и высота над уровнем моря;
  • вид топлива (бензина по массе расходуется немного больше, чем газа);
  • наличие ветрозащиты;
  • используемая посуда;
  • состав меню;
  • необходимость растапливать снег или лед;
  • необходимость кипятить воду для питья в течение ходового дня,
  • частота готовки и другие.

Очень усредненно считается, что летом при 3-разовом питании на одного человека тратится до 100 грамм топлива в сутки.

Простейшие меры экономии позволяют существенно уменьшить расход топлива:

Не использовать максимальную мощность горелки без необходимости. Чем выше мощность, тем больше тепла уходит на нагрев атмосферы, оптимальный уровень мощности — порядка 75%. После закипания воды мощность стоит убавить.

Выбирать укрытые от ветра места для готовки. Помните, что готовить на горелках внутри палаток запрещается производителями и того , и другого (есть риск возникновения пожара или отравления угарным газом, не говоря уже о риске залить палатку кипятком).

Закрывать крышку и обкладывать котел ветрозащитой, препятствующей выдуванию горячего воздуха из-под котла. Для накручивающихся горелок выпускается высокая ветрозащита (она дополнительно отводит тепло вниз, немного подогревая баллон), для горелок со шлангом — низкая компактная. У системных горелок ветрозащита входит в комплект.

Не кипятить слишком много воды за раз. Вскипятить два раза по 1 литру выйдет гораздо быстрее, чем сразу 2 литра. Начиная с объема 2 литра, расход топлива на обогрев атмосферы становится неоправданно большим. А вот широкий и низкий котел будет лучше узкого и высокого (например, популярного «армейского» котелка).

Выдерживать соответствие между размерами горелки и котла. Маленький котел на большой горелке не будет работать эффективно, и наоборот.

Не готовить на горелке на большую толпу народа. Она просто не предназначена для этого, даже для мощных моделей 5—6 человек — это разумный предел. Маломощные же горелки рассчитаны лишь на 1—2 человек.

При возможности, использовать котлы с радиаторами. Когда приходится везти запас топлива больше, чем на пару-тройку дней, выигрыш в массе топлива уже превышает проигрыш в массогабаритах котлов.

Специальные котлы для горелок

Котел для горелки выбирается по другим принципам, нежели котел для костра. Он должен максимально эффективно использовать мощность горелки на нагрев содержимого и в то же время — не спешить отдавать тепло наружу. Также на горелке уже не требуется подвешивать котел за ручку, объем котла обычно небольшой, а сам металл может быть легче и тоньше.

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

Хорошие горелочные котлы имеют следующие особенности:

Простая цилиндрическая (или близкая к тому) форма, чаще приземистая, чем высокая. Легкие котлы часто имеют диаметр равный высоте для экономии металла. Высокие котлы с овальным основанием — не для горелок, поскольку априори позволяют теплу сильнее утекать в атмосферу.

Относительно малый объем (0,5—3 литра). Чем больше объем, тем выше потери тепла с поверхности котла, поэтому большие котлы с горелками используются редко. Небольшие котлы (1—2 литра) часто используются группами из 2—3 человек. Помните, что реальный объем котла примерно на 10% меньше «паспортного», поскольку мало кто заполняет котел водой под самую крышку.

Складная боковая ручка, как у ковшика, а не как у ведра. Хотя использовать котел с боковой ручкой для переноски воды становится не так удобно, зато такая ручка не стремится сложиться и упасть в огонь при готовке, снимать крышку с котла намного легче, а сливать чай или воду из каши/макарон становится возможно буквально голыми руками.

Часто — глубокая крышка-миска со складной боковой ручкой. Она тяжелее, чем обычная плоская крышка, но зато может использоваться в качестве емкости для пищи и позволяет с большим удобством сливать воду из каши/макарон. Ряд котлов оснащается пластиковой крышкой, также позволяющей сливать воду без риска обжечься.

Существуют также специальные походные чайники и сковородки, однако они не пользуются большой популярностью среди туристов из-за отсутствия универсальности, да и походный рацион часто не располагает к использованию сковородки.

Используемые для изготовления горелочных котлов материалы и их характеристики сведены в таблицу:

Источник: velopiter.spb.ru

Какой газ лучше для газовой горелки

Приготовить домашнюю еду в полевых условиях, а также обогреть палатку позволяет достаточно простая по своей конструкции газовая горелка. Сегодня на рынке несложно найти огромное разнообразие этих устройств, которые выпускаются многими брендами. Одновременно с этим производители изготавливают и газовые баллоны для горелок, которые являются универсальными и могут применяться с самым разным

Выбираем газовый баллон: тип подключения

Если вы намереваетесь приобрести газовый баллон, необходимо обращать внимание не только на его объем и габариты, но и на способ крепления к горелкам. По этому критерию выделяют 4 типа изделий:

  1. Цанговый, или штуцерный баллон. По-простому называется дихлофосным, так как имеет специальный штуцер, для подсоединения к которому нужно дополнительно применять соответствующий переходник. В баллоне чрезвычайно тонкие стенки, из-за чего осложняется монтаж горелки. Объем составляет 220 граммов.
  2. Прокалываемый баллон. Больше подходит для использования в быту. Все дело в том, что подсоединяя специальную горелку, вы нарушаете целостность изделия. Поэтому отключать ее нельзя до тех пор, пока газ не закончится. С одноразовым баллоном горелка может беспрерывно проработать чуть более 3-х часов, так как его объем – 320 граммов.
  3. Резьбовой баллон. Полностью оправдывает свое название. Для установки горелки на пропановый баллон применяется специальная резьба. Выпускается несколько видов таких изделий с объемом от 110 до 500 граммов.
  4. Клапанный баллон. Производится только такими производителями, как Coleman и Campingaz. Совместим исключительно с горелками от этих брендов. Оснащается клапаном, который призван полностью исключить утечку топлива. Идеально подходит для туристических походов. Объем – от 190 до 500 граммов.

Как подключить баллон к горелке? Ответ на этот вопрос зависит именно от типа выбранного изделия, поэтому обращайте внимание на способ подсоединения еще при покупке. В противном случае баллон может просто не подойти к примусу либо паяльной лампе.

Какой газ используется в баллонах

Практически все баллоны содержат смесь пропана с бутаном или изобутаном в разных пропорциях. Важным критерием выбора является количество пропана:

Какой газ лучше для газовой горелки

Совсем не используется пропан в продукции отечественных компаний. В таких баллонах содержится 100 процентов бутана, изобутана или смеси этих газов. Изделия отлично работают в летний период, но отказывают уже при минус 5 градусах.

Выбирая между бутаном и изобутаном, старайтесь покупать именно второй вариант. Он горит более стабильно, что объясняется высоким октановым числом и однородностью состава. На сколько хватает баллона? Ответ на этот вопрос зависит от нескольких важных факторов:

  1. Условия использования. В холодный период баллон прекращает работать значительно быстрее, чем летом.
  2. Объем. Если приводить точные цифры, то баллончик на 500 граммов способен гореть около двух суток.
  3. Интенсивность использования. Время беспрерывного горения баллона на 0,5 литра составляет 5-6 часов. Но если вы будете только готовить еду 3-4 раза в день, получите упомянутые выше 2 суток.

Практически любой баллончик (кроме прокалываемого) можно перезарядить. Как это сделать? Лучше всего обратиться в специализированные компании, так как самостоятельная заправка может привести к непредсказуемым последствиям. После перезарядки не рискуйте брать изделие в туристический поход. Он подойдет только для бытовых целей.

Полезные рекомендации по использованию баллонов

В холодный период баллоны лучше согревать перед использованием на улице. В походе можно взять его в спальный мешок или подержать пару часов за пазухой. В быту достаточно просто хранить изделие в отапливаемом помещении. Разумеется, как можно дальше от источника тепла и открытого огня.

Если вы намереваетесь лететь самолетом или ехать в поезде, лучше выбирать цанговые баллоны. Они наиболее безопасны и не вызовут лишних вопросов и проблем. Если горелка предназначена для резьбового подключения, можно заранее подготовить специальный переходник.

Обязательно обращайте внимание на пропорции газовой смеси в баллоне, ориентируясь на погодные условия. Кроме того, рекомендуем покупать только качественный газ от известных производителей, обходя стороной низкопробные китайские подделки.

Но здесь есть и свое «НО» и проявляется это «НО» совсем не в подходящий момент. Вот и эта статья явилась своего рода производной от таких вот незапланированных обстоятельств.
Все лето можно вполне активно и успешно пользовался баллоном (типа «Турист») и даже в последние теплые деньки на нем бодро будет кипеть чайник. Однако уже осенью, когда баллон – плитку очередной раз вы захотите использовать по прямому назначению, то здесь может оказаться так, что газ будет гореть еле-еле или вовсе гаснуть.

За 4 дня похода было израсходовано

При этом вы будете уверены, что все это время баллон хранился с закрытым вентилем и объем газа в нем не уменьшился. То есть баллон не пустой. Так в чем же дело? Почему газ не горит?
Прежде чем ответить на этот вопрос надо задаться вопросом что же горит и какие процессы происходя при эксплуатации подобных газовых баллонов.

Что горит в газовой плите

Вопрос это более риторический и на первый взгляд весьма странный, но и подобное понимание простого до многих доходит не сразу. Да, в газовой плите горит газ, но откуда он берется, если газ первоначально заправлялся в жидком состоянии? В газовом баллоне плите по сути происходит вначале испарение газа из жидкого состояния в газообразное, а лишь потом он поджигается в горелке. Именно из за этих обстоятельств важно, чтобы вентиль из которого выходит газ и горелка, были в самом вверху. То есть, чтобы в этом месте было достаточно паров газа, чтобы поджечь их. Если же вместо газа в горелке будет жидкость, то гореть она уже будет совсем не в горелке, а как выльется и начнет испаряться…

(в зависимости от испарения и образуется газ который как раз и горит. Есть испарение – есть огонь, нет испарения – нет огня)

Так вот, о испарении газа мы упомянули не случайно, ведь каждый из возможных газов в газовых баллонах представленных в магазине может иметь свою температуру испарения. А значит «работать» сможет при своей температуре.

До какой температуры можно использовать газовую горелку? (летний и зимний газ)

Резюмируя вышесказанное, важно иметь газ, который наиболее хорошо испаряется, то есть обеспечить кипение газа в жидком состоянии. И здесь не все применяемые баллоны с газом одинаковы.
Если обратиться к справочным материалам, то получается что газы кипят при следующих температурах:

– бутан (нормальный бутан, н-бутан)…-0,5°С;
– изобутан …-11,73°С;
– пропан…-42,09°С.

Для уверенного испарения надо бы завысить эту температуру еще на 3-5 градусов по Цельсию. И здесь кажется, что используй пропан, вот и все. Тогда не страшны любые минусовые температуры. Однако как раз из-за его высокой летучести он и не применяется повсеместно. Ведь в этом случае в баллоне всегда будет очень высокое давление стремящееся к рабочему, а это потенциально опасно.

Так вот дабы снизить эту самую потенциальную опасность и мешают газы пропан и бутан. Итак, обычно это смесь газов. Необходимо искать золотую середину, когда наша смесь будет гореть, но не создавать опасного давления. В теории смесь газов должна соблюдаться по следующему принципу. Летом пропана порядка 50 процентов, не более, остальное бутан, а зимой до 80 процентов пропана, остальное также бутан.

Однако у бутана относительно пропана кроме минуса с испаряемостью есть и свой плюс. Он выделяет чуть больше энергии при сгорании, чем пропан. Вот теперь вкратце все.
Само собой здесь можно сделать вывод, что выбирая газы в магазине, будь то Спортмастер или хозяйственный магазин на рынке, необходимо задумываться над тем, в какое время года вы планируете использовать баллон. Если есть возможность почитать соотношения газов, то у вас будет возможность выбрать то, что вам надо. На лето выбираем с пониженным соотношением пропана, на зиму с повышенным.
И тогда ваш газ всегда будет гореть, и вы не останетесь голодным и без горячего чая. Разве что только надо позаботиться еще и о том, из чего все это варить и готовить.

Множество друзей и знакомых имеют хобби связанное с пребыванием на природе. Охота, рыбалка, туризм, экспедиционные поездки разного формата. Технический прогресс уже очень плотно вошел в наш туристический быт и приготовление пищи и разогрев воды с использованием газовых горелок уже очень плотно вошел в наш обиход. В плюсах использования газа можно отметить доступность (большое количество производителей горелок, газовых ламп и баллонов к ним, наличие отечественных производителей), отсутствие копоти, маленький вес оборудования и разумная стоимость оборудования (по сравнению, например, с мультитопливными горелками). Минус, по сути, только один — использование газового оборудования в холодное время года — вот тут и начинаются сложности.
Эту заметку побудил написать опыт очередного выезда на природу с ночевкой, пришедшегося на 3 января 2017 года и январские морозы, которые только-только начинались (тем не менее температура при ночевке в неотапливаемом шатре составила (-)18). До этого я ночевал на открытом воздухе при температуре не превышающей (-) 7-8 градусов в пике и это, по видимому, некая переходная граница, за которой могут начаться реальные проблемы.

Для начала немножко теории (взятой с просторов интернета).

Почему моя газовая горелка не работает зимой?

Чтоб такой вопрос не возник в походе, лучше прочитайте эту заметку до выхода в горы:)
Итак, газовые горелки питаются смесью газов в газообразном состоянии (без тавтологии тут не обойтись). В баллоне эта смесь находится в жидком. Встряхните баллон. Чувствуете? Внутри плещется жидкость.

Вспомним уроки физики: жидкость начинает испаряться, когда температура вещества превышает температуру его кипения.
Теперь давайте разберемся, что же происходит летом и зимой.
Лето. Воздух нагревает баллон до относительно высоких температур, выше температуры кипения газа – газ кипит – испарения создают в баллоне избыточное давление – из-за давления часть испарений вырывается из баллона в горелку, по пути смешиваясь с воздухом – на выходе из горелки происходит эффективное сгорание газа. А мы получаем горячий обед.

До какой температуры можно использовать газовую горелку?
Делая выводы из вышесказанного, нам нужно, чтоб газ в баллоне был нагрет выше температуры кипения. Но, на самом деле, этого мало. Если мы хотим полакомиться горячим обедом, то нам просто необходимо, чтоб давление внутри баллона было достаточное для выхода большого количества газа в горелку. Для этого нам нужен зазор в несколько градусов.

Газы из нашего баллона кипят при температурах:
бутан (нормальный бутан, н-бутан)…-0,5°С
изобутан …-11,73°С
пропан…-42,09°С

Значит, если в нашем баллоне преимущественно бутан, то его можно эффективно использовать при температуре выше 5°С. Если только пропан с изобутаном, то можем идти в -10°С. Одного пропана в баллоне быть не может, потому что летом давление газа внутри баллона просто разорвало бы его.
Очень кстати! Если вы решили перезаправить свой баллон, то ни в коем случае не просите и не соглашайтесь на заправку чистым пропаном. В лучшем случае, в походе с таким баллоном вы увидите красивый фейерверк, а в худшем – это будет последний ваш поход.
Значит только до -10°С? Неужели ничего нельзя предпринять?
Конечно можно! Во-первых, прочтите и запомните такие вот полезные маленькие хитрости. А во-вторых, в зимний поход берите горелку с предварительным подогревом топлива. Используя первое и второе опытные туристы пользуются газом при температурах -20°С и ниже.

Как сохранить работоспособность газового баллона при низких температурах?

Если для своей походной кухни вы выбрали газовую горелку, то эти советы специально для вас.

Немного физики.
Движение газовой смеси из баллона к горелке обусловлено избыточным давлением внутри баллона. Избыточное давление образуется из-за того, что температура газовой смеси в баллоне выше температуры ее кипения.
Когда температура баллона опуститься ниже температуры кипения (или даже будет примерно такой-же), то испарение газа прекратиться и ваша любимая горелка перестанет работать.

Чтоб избежать этого в холодную погоду следуйте простым и надежным советам.

Совет 2.
Чтоб быстрее запустить горелку, держите баллон в теплом месте. Днем, за час до трапезы, положите во внутренний карман куртки. На ночь заберите баллон к себе в спальник. Да, звучит очень странно – спать с баллоном, но этим вы обеспечите себе горячий завтрак.

Совет 3.
Используйте ветрозащитный экран. Даже если ветра нет. Окружите горелку с трех сторон на расстоянии 10-15 см, четвертую оставьте для притока кислорода. Снизу под баллон положите изоляцию, например, кусочек коврика. Ветроэкран удержит тепло и баллон будет лучше прогреваться. Не придвигайте экран ближе к горелке и контролируйте нагрев баллона рукой.

Если руке становиться очень тепло или горячо – выключите горелку, дайте баллону остыть. А перед следующим запуском отодвиньте экран дальше.
Перегревать баллон опасно – БА-БАХ!
Для облегчения рюкзака, в качестве ветроэкрана используйте подручные средства, например, ваш не надувной коврик.

Совет 4.
Чтобы поддерживать баллон нагретым, его можно опустить в воду. Температура воды в жидком состоянии всегда выше 0°C. А температуры кипения пропана и изобутана -42,09°C и -11,73°C. Таким образом вы получите запас минимум в 12°, которого будет достаточно для испарения газа.

Если вы решили поставить баллон в подогретую воду (нагретую в первые минуты работы горелки), то следите, чтоб она не была горячей. Слегка теплая – максимум! БА-БАХ!, помните? Подложите под емкость, в которой стоит баллон, изолирующий материал. Кусочек коврика – отличный вариант.
Не окунайте баллон “с головой”. Но если так получилось, то перед использованием хорошо продуйте клапан.

Оговорка
Эта информация полезна для горелок без системы подогрева топлива. Для горелок, оборудованных системой подогрева топлива (на фото ниже), состав смеси и температура баллона играют меньшую роль. Об этом я расскажу в другой заметке.

Итак, возвращаемся к моему личному опыту. Года с 2003 мы уже использовали в поездках газовые горелки и лампы:

Ночевка на открытом воздухе в январские морозы 2017 года принесла мне важное открытие — при температуре ниже 5 градусов мороза с Campingaz вы останетесь без горячей еды и питья по двум причинам:
1. Ни одна из моделей газовых горелок компании Campingaz не оборудована системой предварительного подогрева топлива, холода французским конструкторам неведомы и в горы они тоже не ходят.
2. Состав газа в баллонах компании Campingaz затруднительно использовать при температуре ниже (+) 5 градусов Цельсия:
Баллон газовый Campingaz CV470, розничная стоимость 470 руб.

***
Кто виноват — понятно, что делать?

1. Замена горелки на модель, предназначенную для эксплуатации в холодное время года, оборудованную системой подогрева топлива. Об это напишу в отдельной заметке 😉
2. Подбор газового баллона, оптимального для использования в холодное время года.
Не берем в расчет всякую экзотику и посмотрим на модели двух производителей, широко представленных в продаже: MSR и Kovea:

Баллон газовый MSR ISO PRO, розничная стоимость 725 руб.

Баллон газовый Kovea 450, розничная стоимость 360 руб.

Однодневные походы в Крыму это горы

Источник: morflot.su

На какое время хватает газового баллона?

Девочки, на сколько хватает 50 л баллона газа при умеренном использовании? Я уговариваю мужа поставить 2 баллона по 27 л (мне кажется так удобнее будет заправлять, не так тяжело как 50л).

Stafa

Мне 10 литрового хватало на 1,5 месяца где то. У соседей 50 л при 4х комфорочной плите с газовой духовкой, на 5 человек живущих, на 4,5 месяца, но 50 л тягать еще то удовольствие.

an_domini

На такой вопрос ответить сложно — все зависит от того, сколько и как вы готовите, делаете ли заготовки и в каком объеме и т. д. Например, мы на даче живем только летом плотно 2 месяца, остальное по воскресеньям. Баллон 50 л за один сезон уходит точно, иногда в конце сезона не хватает. И соседи мои тоже обычно во второй половине августа ставят следующий баллон или заряжают старый.
Для одинокой старушки, готовящей по минимуму и без заготовок одного на 27 л баллона тоже может не хватить, моя свекровь, живущая на своей даче с мая по октябрь, берет 2 таких баллона.
Если вы дополнительно используете электроприборы, газа уйдет, конечно, меньше.
Баллоны в любом случае мужики заправлять будут, пусть делают как им удобнее.

Танюша

Танюша

Сейчас могу ответить на вопрос на сколько хватает баллона на 27 л. Заправили 12 мая, а газ закончился 23 июня. Пользовались постоянно и духовкой в том числе. Меня это вполне устраивает.

Vlad_Ru

Танюша, простите вы хотите сказать что 27 у вас хватило на 10 дней?
Даже с учетом духовки и постоянного использования многовато будет.
У вас форсунки на плите точно стоят на баллонный газ?
А вообще для дачной жизни лучше два три баллона по 50, тем более что есть конторы которые сами привозят и меняют.

Танюша

Fotina

У меня когда-то на съемной даче за неделю 50 л баллон улетал. Но там еще и водогрей был газовый, соответственно, душ на троих без ограничения, и духовкой поначалу пользовалась.

Vlad_Ru

У меня когда-то на съемной даче за неделю 50 л баллон улетал. Но там еще и водогрей был газовый, соответственно, душ на троих без ограничения, и духовкой поначалу пользовалась.

Много очень много, значит не те жиклеры (форсунки) на газовых приборах стояли.
50литров хватает вместе с системой отопления на две недели, зимой.

Гость

Заправил 27октября 50литров балкон, 2-х конфорная плита только готовка, 20ноября газ закончился в баллоне. И что обман заправщиков или ещё что то.

Cirre

Заправил 27октября 50литров балкон, 2-х конфорная плита только готовка, 20ноября газ закончился в баллоне. И что обман заправщиков или ещё что то.

Источник: hlebopechka.ru

Выбор газа для газовой горелки (какой газ лучше для горелки) или почему не горит газ на холоде

Газовые горелки, которые мы так активно и уже повсеместно употребляем в быту, во время отдыха на природе, в поездках, очень сильно нас порой выручают. Ведь с помощью них не только можно приготовить пищу, но и просто подогреть чайку чтобы подкрепиться. Скажем, обеспечить себе небольшой перекус в дороге. Но здесь есть и свое «НО» и проявляется это «НО» совсем не в подходящий момент.

Вот и эта статья явилась своего рода производной от таких вот незапланированных обстоятельств. Все лето можно вполне активно и успешно пользовался баллоном (типа «Турист») и даже в последние теплые деньки на нем бодро будет кипеть чайник.

Однако уже осенью, когда баллон — плитку очередной раз вы захотите использовать по прямому назначению, то здесь может оказаться так, что газ будет гореть еле-еле или вовсе гаснуть. При этом вы будете уверены, что все это время баллон хранился с закрытым вентилем и объем газа в нем не уменьшился. То есть баллон не пустой. Так в чем же дело? Почему газ не горит?

Прежде чем ответить на этот вопрос надо задаться вопросом что же горит и какие процессы происходя при эксплуатации подобных газовых баллонов.

Виды креплений

Есть несколько стандартов крепления газовых баллонов к горелкам. Выбирать нужно тот баллон, который подходит именно к вашей модели горелки. Конечно же, в случае ошибки можно попробовать поставить баллон через специальный переходник (покупается отдельно), но лучше найти баллон под свой стандарт для того, чтобы конструкция была более надежной.

  • Самый распространенный вид крепления — резьбовой (threaded). Такой стандарт применяется практически во всех туристических горелках и является самым удобным и надежным — резьба хорошо удерживает конструкцию вместе, не нужно совершать никаких манипуляций — достаточно накрутить баллон на посадочное место.
  • Второй стандарт по распространенности — байонетный. Чаще всего такие баллоны можно увидеть в магазинах Европы и США. Такие баллоны обладают специальной металлической вставкой, которая засовывается в горелку. Довольно удобно, но стандарт встречается редко, поэтому лучше брать более универсальное оборудование. Кстати говоря, некоторые газовые баллоны обладают сразу двумя стандартами крепления.
  • Следующий стандарт — цанговый. В основном такие баллоны продаются в Азии и Африке. Стандарт не очень удобный, но если вы едете по таким направлениям, то лучше купить переходник для цангового стандарта на свою горелку.
  • Последний вид баллонов — прокалываемые. Это устаревший стандарт крепления, который неудобен тем, что баллон прикрепленный к горелке невозможно снять без полного израсходования топлива. Во-первых, перевозить или нести такую горелку неудобно, во-вторых — не очень безопасно. Проблем добавляет и тот факт, что при авиаперелетах баллоны с газовой смесью обязательно изымают.

Полезные рекомендации по использованию баллонов

В холодный период баллоны лучше согревать перед использованием на улице. В походе можно взять его в спальный мешок или подержать пару часов за пазухой. В быту достаточно просто хранить изделие в отапливаемом помещении. Разумеется, как можно дальше от источника тепла и открытого огня.

Если вы намереваетесь лететь самолетом или ехать в поезде, лучше выбирать цанговые баллоны. Они наиболее безопасны и не вызовут лишних вопросов и проблем. Если горелка предназначена для резьбового подключения, можно заранее подготовить специальный переходник.

Обязательно обращайте внимание на пропорции газовой смеси в баллоне, ориентируясь на погодные условия. Кроме того, рекомендуем покупать только качественный газ от известных производителей, обходя стороной низкопробные китайские подделки.

Читать также: Маршрутно технологическая карта образец

И среди людей, выполняющих ремонты профессионально, и среди домашних умельцев большой популярностью пользуется ручная газовая горелка с баллоном. Сфера их применения очень широкая, есть несколько разновидностей. В этой статье рассказано, как правильно выбрать газовую горелку на баллон и научиться пользоваться данным аппаратом не самой замысловатой конструкции, но крайне полезным во многих случаях, когда выполняется ремонт помещения.

О безопасности

При выборе газовых баллонов нужно покупать только картриджи от известных производителей, либо те товары, которые прошли сертификацию.
Газ внутри баллона находится в сжатом состоянии и из-за этого у него повышенная взрывоопасность и пожароопасность. В лучшем случае некачественный баллон может работать плохо и не выполнять свою функцию, в худшем — будет причинен вред здоровью.

99% авиакомпаний запрещают перевозку огнеопасных веществ, в том числе это касается и газовых баллонов. При проверке багажа их будут изымать, поэтому покупать баллон для своей горелки нужно по прибытию в страну.

Соблюдайте условия хранения и эксплуатации баллона для того, чтобы обезопасить себя и других людей.

Как выбрать для горелки

Итак, вы хотите купить газовый баллон для своей горелки, но не знаете, какой вам нужен, нужно понять несколько вещей:

  • Для чего нужен баллон (горелка для туризма, горелка для работы).
  • В каких условиях он будет эксплуатироваться.
  • Определиться с бюджетом.
  • Понять, какой размер баллона подойдет вам больше всего.

Каких объемов баллончики предпочитаете покупать?

Чаще всего горелки используются для двух целей — в туризме и в качестве паяльной лампы. Если вам нужен баллон для паяльной лампы, то просто купите обычный баллон с пропаном или бутаном. Стоят они дешев, особых требований к ним не имеется. Главное — подобрать баллон, который подойдет по размеру и форме крепления к паяльной лампе.

В случае с туристическими баллонами все интереснее. Выбирать нужно исходя из того, как долго вы будете в походе или путешествии и какие климатические условия вас ожидают. Исходя из расстояний и длительности путешествия нужно выбрать размер баллона — чем дольше, тем больше нужен баллон. Исключение — поездки по «цивилизованным» местам, где можно найти магазин с газовыми баллонами. В автономные походы в дали от населенных пунктов стоит взять с собой запасные картриджи.

В случае с климатом, нужно смотреть на маркировку модели баллона. Есть универсальные баллоны, которые предназначены для 4-х сезонов, но слишком экстремальные температуры они не выдержат. Если вы будете ехать где-то, где температура будет ниже -15 градусов, то нужно выбирать зимние баллоны. То же самое — в случае с очень жарким, влажным климатом.

Торсунов Павел Максимович

По бюджету: выбирайте только те баллоны, которые не слишком сильно будут отягощать ваш бюджет. Главное, чтобы они не были какими-то кустарными или без сертификации. Лучше взять с собой еще один запасной баллон, чем потратить все деньги на один дорогой. Состав смеси у крайне дорогих и баллонов из средней ценовой категории редко изменяется настолько, что это влияет на качество работы горелок.

Какой газ используется в баллонах

Практически все баллоны содержат смесь пропана с бутаном или изобутаном в разных пропорциях. Важным критерием выбора является количество пропана:

Совсем не используется пропан в продукции отечественных компаний. В таких баллонах содержится 100 процентов бутана, изобутана или смеси этих газов. Изделия отлично работают в летний период, но отказывают уже при минус 5 градусах.

Выбирая между бутаном и изобутаном, старайтесь покупать именно второй вариант. Он горит более стабильно, что объясняется высоким октановым числом и однородностью состава. На сколько хватает баллона? Ответ на этот вопрос зависит от нескольких важных факторов:

  1. Условия использования. В холодный период баллон прекращает работать значительно быстрее, чем летом.
  2. Объем. Если приводить точные цифры, то баллончик на 500 граммов способен гореть около двух суток.
  3. Интенсивность использования. Время беспрерывного горения баллона на 0,5 литра составляет 5-6 часов. Но если вы будете только готовить еду 3-4 раза в день, получите упомянутые выше 2 суток.

Практически любой баллончик (кроме прокалываемого) можно перезарядить. Как это сделать? Лучше всего обратиться в специализированные компании, так как самостоятельная заправка может привести к непредсказуемым последствиям. После перезарядки не рискуйте брать изделие в туристический поход. Он подойдет только для бытовых целей.

Лучшие модели

Мы подобрали для вас 7 лучших газовых баллонов. При создании подборки мы руководствовались их качеством и ценой, а также назначением. В списке вы найдете как маленькие баллоны для несложных походов и пикников, так и баллоны для экстремальных путешествий, альпинизма и других задач.

Что такое туризм на северных полюсах

Tourist Standard TBR-230

Этот баллон — один из самых универсальных. Подходит для разных температур (от -23 до +23). Резьбовое крепление. В составе — смесь из трех газов, которая будет устойчиво гореть на протяжении длительного времени. У баллона небольшой вес и приятная цена.

Тип крепления Резьба
Объем 230 мл
Вес 370 грамм
Цена 250 рублей

Tourist Gas Standard 450

Такой же баллон как и предыдущий, но большого объема. Подойдет для туристов, которые будут находиться далеко от магазинов или просто идут в длительные путешествия.

Тип крепления Резьба
Объем 370 мл
Вес 670 грамм
Цена 500 рублей

Следопыт PF-FG-450

Недорогой баллон большого объема. Позиционируется как всесезонный, подойдет для не слишком суровых зим. Резьбовой тип крепления.

Тип крепления Резьба
Объем 450 мл
Вес 650-700 грамм
Цена 350 рублей

Perune Lightning-230 All Season Fuel Mix 230g

Это — газовый баллон с креплением типа «байонетт». Компактный баллон всесезонного назначения. Выдерживает низкие и высокие температуры. Небольшой вес и объем — удобно брать в непродолжительные походы.

Тип крепления Байонетт
Объем 230 мл
Вес 400 грамм
Цена 700-800 рублей

Campingaz CV 300/470 Plus Easy-Clic Gas Cartridge

Еще одна модель с легко съемным креплением. Смесь бутана и пропана. Есть в двух версиях — на 300 и 470 грамм. В отличие от других баллонов, этот можно будет наполнить топливом еще раз и снова использовать по назначению.

Тип крепления Байонетт
Объем 300/470
Вес 500-700 грамм
Цена 700 рублей

Armero A730/190

Компактный прокалываемый газовый баллон. Подойдет для тех горелок, на которых используется старый тип крепления.

Тип крепления Прокалываемый баллон
Объем 110 мл
Вес 190 грамм
Цена 130 рублей

Primus Power Gas 450

Газовый баллон от проверенного производителя. Очень высокая надежность, можно использовать даже в жестких погодных условиях. Большой объем, подойдет для автономных походов, альпинизма.

Тип крепления Резьба
Объем 450 грамм
Вес 600 грамм
Цена 650 рублей

Отзывы покупателей

Баллоны с резьбовым креплением мало чем отличаются от друг друга. Состав смесей может несколько изменяться, но в целом используется ограниченное количество газов. Соответственно, эксплуатанционные характеристики баллонов практически идентичны.

Байонетное крепление часто подвергается критике за то, что встречается реже и реже. Кроме того, баллоны такого типа стоят в несколько раз дороже резьбовых. С другой стороны, “Easy-Click” крепление позволяет быстро собирать и разбирать баллоны.

Отзывы о баллонах, которые нужно протыкать, не самые лучшие. Единственное их достоинство — дешевизна. С другой стороны, они не такие удобные и устаревшие.

Выводы

Газовые горелки облегчают жизнь туриста. Во многих уголках Земли разведение костров запрещено, и за это полагаются огромные штрафы. В связи с этим, наличие горелки — обязательно в некоторых ситуациях. Если вы хотите пользоваться газовыми горелками, то важно правильно выбрать себе горелку и топливо к ней. Не забывайте, что по пути вам нужно будет покупать новые баллоны, а значит нужно подбирать стандарты так, чтобы они соответствовали предложениям в магазинах той страны, куда вы поехали.

Существует альтернатива газовым горелкам в виде горелок, поддерживающих разные виды топлива. Есть горелки, которые будут работать не только на газу, но и на бензине, керосине и других воспламеняющихся материалах.

Выбираем оптимальный вариант

При выборе газовой горелки не забудьте о нюансах.

  1. Для туризма хорошо подходят простейшие факельные горелки без наддува. Произвести розжиг костра или подогреть пищу помогут даже дешевые китайские изделия, которые не особо жалко сломать или потерять.
  2. Для быта и мелкого ремонта предпочтительны инструменты любительской серии. Конструкция полупрофессиональных горелок более сложна, и в ней нет недостатков, как, к примеру, оплавление пластиковой обкладки мундштука или сбой пьезорозжига.
  3. Дополнительным аргументом против средних цен является практически повсеместное отсутствие нормального клапана регулировочного, который может быть важным и в случае грубых работ.
  4. Если с помощью аппарата планируется выполнять тонкую работу, пайку или сварку, дополнительно должно уделяться внимание балансировке и эргономике. Эти работы подразумевают частое включение и выключение горелки, следовательно, форма корпуса и размещение элементов управления должны позволять одной рукой осуществить розжиг и регулировку.
  5. Выбор мощности диктует толщина и материал обрабатываемых деталей. Горелки мощностью 500−700 Вт вполне годны для пайки медных проводов или обжигания краски. Стальные изделия и трубки из цветных металлов толщиной до 3 мм хорошо прогреются горелкой мощностью порядка 1200−1500 Вт. Горелки в 2−3 кВт используются для нагрева и гибки арматуры толщиной до 14 мм.
  6. И еще об одной особенности: пламя качественных мощных горелок можно отрегулировать для более тонкой работы, но маломощной горелкой прогреть массивную деталь не удастся.

Вспоминается времечко (начало нулевых), когда китайские газовые плитки и прилагающиеся к ним поллитровые баллоны (в простонародье — «дихлофосы») стали появляться в рыболовных и туристических лавках. В ту пору за один подобный баллон торговцы просили около ста рубчиков, что для не совсем доходных слоёв населения — было, мягко выражаясь — совсем не по карману. И тогда хитрая на выдумку голь научилась их — оные баллончики — заправлять от бытовых газовых баллонов.

Неизвестно имя того пионера, кто первый воздвиг мост в виде шланга между могучим 50-литровым гигантом и малюткой-поллитровкой, но сие событие стало эпохальным, ибо с него и началась Великая Эра Халявного Газа.

Мы сотоварищи этим делом душеньку в своё время тоже хорошо отвели. Столько баллонов перезаправили — счёт потеряли! И продолжалось бы всё так и дальше, покуда не обнаружился неприятный изъян у одного уже не единожды перезаправленного баллона. Он, этот баллон — дал течь, и начал медленно, но верно — спускать своё драгоценное содержимое в атмосферу.

Не сразу, но появилось у нас подозрение, что давление газа, закачанного в баллон — явно не соответствует давлению, которое тот обязан держать. Это подозрение также было подкреплено одним замечательным событием, произошедшим с совершенно другим перезаправленным баллоном.

Сей баллон был вставлен в портативный газовый агрегат, располагавшийся в только что установленном (на хорошем морозе) мобильном пристанище рыболова. И покамест в палатке царил дубак — агрегат исправно излучал калории, постепенно повышая температурку.

И когда таковая достигла значения, при котором перестали мёрзнуть лунки (а также грабли рыболова) — в агрегате сию же секунду сработал клапан аварийного давления, враз отключивший подачу газа в систему. Оный клапан — ежели верить бумажке с иероглифами — нужен дабы предотвратить перегрев баллона. Но баллон-то был прохладен! Аки пиво из холодильника!

Стало ясно, что опосля кустарной перезаправки с баллонами происходит что-то не то, и газу внутри их явно некомфортно.

Таки да, но ведь оригинальный газ, закачанный в баллоны фирмой-изготовителем — спокойно себе плескался внутри, не делая при этом никаких поползновений слинять наружу.

Впоследствии выяснилось, что изначально в баллоны был залит жидкий бутан, либо изобутан, мы же по простоте душевной «надували» их техническим пропаном. Нижеследующая таблица красноречиво показывает, чем пропан отличается от своих братьев бутана и изобутана.

Таблица 1. Давление (в атмосферах) насыщенных паров предельных углеводородов.
Температурка, °C

Бутан Изобутан Пропан
1,01 1,15 4,59
5 1,21 1,80 5,36
10 1,44 2,12 6,21
15 1,72 2,49 7,16
20 2,02 2,90 8,22
25 2,37 3,37 9,39
30 2,76 3,89 10,66
35 3,20 4,46 12,10
40 3,69 5,11 13,64
45 4,23 5,82 15,34
50 4,84 6,60 17,17
55 5,50 7,49 19,18
60 6,23 8,42 21,34
65 7,03 9,44 23,67

Читать также: Как вывернуть сломанный болт из отверстия

Как сообщил нам агент парагвайской разведки, работающий под прикрытием в Южной Корее — все «дихлофосы» рассчитаны на давление до 6,4 атмосфер. Исходя из вышенарисованной таблички можно легко понять, почему изготовители баллонов запрещают греть свою продукцию выше 40-45°C — именно при сей температурке давление изобутана начинает уже по-настоящему проверять на прочность тонкие стенки баллона. А вот баллон с бутаном, как видно из таблицы — теоретически можно ещё на пару десятков градусов подогреть, но — фирма сказала низя, значит низя! Почему — есть одна версия, но о ней ниже.

Ну вот, теперь пришло время посмотреть в колонку с пропаном и округлить глаза… Уже при нуле градусов сей газ ощутимо давит на стенки баллона, намекая на то, что внутри ему становится туговато. При 15°C давление паров преодолевает предельную отметку в 6,4 атмосферы. А при 40°C оно уже более чем вдвое выше максимально допустимого (что категорически недопустимо). Не могу точно сказать — при каком давлении баллон наконец-то не выдержит и затрещит по швам, но лучше сие на практике не проверять 1 . Мы умудрялись хранить перезаправленные пропаном баллоны при комнатной температурке, на всякий случай не допуская их нагревания, и 8 с копейками атмосфер, судя по всему, баллон спокойно выдерживал.

Не стоит забывать, что кроме стенок, которые, вероятно и справятся с давлением, несколько превышающим заявленную норму, в баллоне есть и такая интимная часть, как клапан. Сколько он выдержит — вопрос интересный, ведь в конструкции сего «органа», помимо металлических частей, имеются и пластмассовые детали. Его могли попросту «наджабить» при перезаправке, посему в одном баллоне он и начал травить.

Баллон могли и «передуть». Известно, что любой сжиженный газ должен наливаться в ёмкости таким образом, дабы сверху оставалось свободное пространство 2 . Зачем сие надобно? Учёные мужи от физики неоднократно писали в своих научных трактатах о том, что жидкий газ — не вода, при повышении температуры он — ещё не успев испариться — заметно расширяется. И ежели в баллоне не будет свободного места — газ порвёт его аки мойву (вот возможно, что именно поэтому для баллонов с чистым бутаном предел нагрева — 45°C, несмотря на то, что давление паров ещё не достигло предельных 6,4 атмосфер).

Какие же выводы из всего вышесказанного можно сделать?

А вывод тут напрашивается единственный: не уверен — не заправляй.

Конечно, при исправном оборудовании, прямых руках и трезвой голове это вполне осуществимо. И ведь не обязательно чистый пропан в баллоны лить, можно и пропан-бутановую смесь, где оного пропана всего треть.

С чистым же пропаном остаётся единственное — держать баллоны на холоде и там же их эксплуатировать, не допуская даже малейшего нагрева.

Ну и самое главное — любая перезаправка одноразового баллона осуществляется перезаправщиком на свой страх и риск, и в случае каких-либо неприятных последствий — вся ответственность за произошедшее будет лежать исключительно на нём.

Между прочим, в последнее время газ в баллончиках существенно подешевел, и возникает закономерный вопрос: а нужна ли она вообще — вся эта возня со шлангами? Может, таки проще купить новый баллон, чем возиться с перезаправкой старого?

Источник: strata.su

Рейтинг
Загрузка ...
Центр туризма