Маршрут похода по кругоБайкальской железной дороге

Ангасолка — пеший маршрут 1 дня по Кругобайкальской железной дороге

старая Ангасолка Байкал

На знаменитую Кругобайкальскую железную дорогу можно попасть не только с помощью действующих экскурсий на КБЖД на поезде или на теплоходе по воде, но и самостоятельно и почти бесплатно, просто, съездив в Ангасолку, точнее, в Старую Ангасолку.

В окрестностях поселка Ангасолка расположен один из самых популярных и безопасных пеших маршрутов по Байкалу, куда смогла отправиться в небольшой поход на целый день даже я (а я та еще походница).

Зато теперь расскажу как организовать такую поездку самостоятельно, чем Старая Ангасолка примечательна и почему в этой глуши разместили музей Рериха, куда нас, к слову, не пустили.

Данное направление известно многим походникам и активным путешественникам по Байкалу как в летний-осенний сезон, так и для тех кто приезжаете сюда зимой-весной. Т.к. в любое время сюда можно легко и недорого добраться, по сравнению с другими локациями на Байкале.

Одиночный поход по Кругобайкальской железной дороге — Пешком по КБЖД Circum-Baikal railway

Путешествие в августе в Ангасолку подарило сразу целый спектр эмоций, потому что за несколько часов мы надышались байкальским воздухом, нагулялись по живописному лесочку, нагляделись на горы и горные речушки, ну и разумеется на живописные мосты и туннели Кругобайкаьской железной дороги в районе поселка.

Увидели здесь и яркое летнее солнце, и утонули во внезапно налетевшем облаке, висевшем так низко, что оно почти цеплялось за наши головы и послушали раскаты байкальского грома, спрятавшись от молний в туннеле КБЖД и чуть не опоздали на последнюю электричку, потому что после дождя и столь же внезапного как дождь солнца, природа поражала своими чудными видами, хотелось фотографировать каждую веточку, каждый пенек, настолько все тут живописно и фотогенично. Ну и размытая тропинка в гору к перрону также значительно сказалась на нашей скорости.

Промоченные по колено ноги и пропитанные лесной грязью кроссовки весили по пуду каждый, я все боялась подскользнуться и упасть в грязь, отмываться бы тут было некогда, да и особенно негде.

В общем, приключений, для всего лишь одного светового дня, обычного выходного, более чем достаточно.

Название поселка Ангасолка образовано от бурятского слова «онгосо» — лодка, судно, корабль, челнок.

Подпишитесь на мои соцсети, там я делюсь актуальной информацией о Байкале и своей жизни:

Telegram Vkontakte

Где находится Ангасолка и как туда добраться

Посёлок Ангасолка находится в 8 км от Култука (самого южного населенного пункта на Байкале), сейчас тут всех местных жителей можно по пальцам обеих рук пересчитать. Когда-то все население состояло сплошь из служителей местной железной дороги, когда КБЖД стала лишь туристическим маршрутом большая часть жителей разъехалась по другим местам.

Маршрут вдоль Кругобайкальской железной дороги. Часть 1.

Из Иркутска до Ангасолки

  1. На машине
    Время в пути от Иркутска до станции Темная падь на автомобиле — около 2 часов, а дальше идете по дорожке вместе со всеми, кто приехал погулять из города вместе с вами. С другими целями сюда вряд ли кто-то едет.
  2. На электричке
    Станция «Темная падь» то место откуда начинается пешеходный маршрут в Ангасолку из Иркутска. Чтобы туда попасть достаточно приехать на ж/д вокзал Иркутска и купить билет на электричку.
    Время в пути электрички Иркутска-Ангасолка состовляет 3,5 часов.

Рекомендую покупать билеты через приложение «РЖД» это быстрее и проще и в очереди в кассу вместе с дачниками стоять не придется. Обязательно уточняйте время, когда отправляется электричка и в ту и другую сторону , чтобы не пропустить последнюю электричку. Иначе придется искать ночлег где-то в поселке.

Время пешего маршрута по лесочку от станции «Тёмная падь» до посёлка Старая Ангасолка занимает около часа.
Но у нас, по факту, заняло больше, т.к., когда шли к Ангасолке, хотелось сфотографировать и сфотографироваться у каждого куста. А на обратном пути внезапный сильный дождь размыл всю лесную дорожку, пришлось брести по ней вброд да еще в горку, что скорости не прибавило.

электричка иркутск

Из Култука

Если вы путешествуете по югу Байкала или по восточной его стороне со стороны Улан-Удэ, возможно, вам будет удобнее добраться в Ангасолку через Култук. При желании, в Култук тоже можно доехать и из Иркутска. Делать там особо нечего, но, вдруг?

Зато будет возможность от Култука прогуляться по шпалам (около 7 км) до Ангасолки — во-первых, на шпалах вы точно не заблудитесь, во-вторых, пока гуляете, вдоволь насладитесь байкальскими пейзажами.

Зимой до Старой Ангасолки можно доехать прямо по льду Байкала из Култука по отмеченному вешками зимнику всего за 10 минут.

Старая Ангасолка относится к Прибайкальскому национальному парку и на входе на лесную дорожку к посёлку вас попросят заплатить пошлину в 50 руб. , выдав квитанцию. Хочется надеяться, что хотя бы какая-то часть этих денег идет на благое дело.

Карта Ангасолки

Обозначила на карте все немногочисленные достопримечательности Старой Ангасолки. А также примерный маршрут от станции электрички «Тёмная падь», но даже без карты вы здесь вряд ли заблудится, ведь этот маршрут очень популярен и сейчас, особенно в выходные сюда приезжает довольно много людей.

Ну а протоптанная дорожка и указатели помогут вам сориентироваться на местности, даже если так случится, что вы выйдете на этой станции в городом одиночеестве (что вряд ли), указатели и протоптанные лесные дорожки укажут вам правильное направление.

Что посмотреть в Ангасолке

Достопримечательностей в Ангасолке немного, но все же приехать сюда стоитне только ради природы, но и ради знаменитой кругобайкальской железной дороги , которые в этих местах находятся в большой концентрации

Ангасолка — это к 149 км Кругобайкальской железной дороги, был построен в период с 1879 по 1903 год. Дата сдачи в эксплуатацию отмечена на виадуке специальной табличкой.

Интересный исторический факт — эти места на Кругобайкалке также известны масштабными сражениями между армией Каппеля и Красной армии во времена Гражданской войны.

Тоннели и виадуки

Невероятно живописные мосты стоят на реке Ангасолка прямо тут в распадке — старинный арочный виадук каменной кладки длиной в 34,5 саженей (около 74 метров). Я даже нашла историческое фото его постройки.

Строительство виадука кругобайкалськая железная дорога Ангасолка

Сейчас рядом с ним стоит современный бетонный мост по которую до сих пор ходят поезда.

ангасолка фото

И небольшой тоннель неподалеку.

Рекомендую прогуляться по шпалам в сторону Култука. Неподалеку вы увидите старую однопутную галерею, а примерно в 2 км от поселка найдете «Киркидайский» тоннель №39.

В 5 км от поселка расположен Хабартуйский тоннель, где в 1940-ых годах произошло масштабное столкновение поездов в котором погибли несколько десятков людей. Эта история сейчас овеяна множеством местных баек и легенд. Говорят, кто-то даже там привидений видит.

Музей Николая Рериха

Пожалуй, меньше всего ожидаешь увидеть в такой глуши художественный музей. Музей Николая Рериха.

С 1923-1928 знаменитый художник-мистик Николай Рерих вместе со своей семьей и группой ученых совершил Центрально-Азиатскую экспедицию, маршрут которой проходил через Монголию, Китай, Тибет, Индию.

В 1926 году экспедиция остановилась в Ангасолке, а в 2002 году в доме, где они останавливались решили организовать музей с копиями самых известных работ Рериха.

В 2013 году музей сгорел, но несколько лет назад его снова восстановили.

Правда, в сам музей мы не попали, строгая тётенька охранница оглядев нас, вымокших после дождя, сказала, чтобы мы даже под навесом не стояли. А в самом музее, с её слов, «делать особо нечего, тут же репродукции». В общем, если вы вдруг «не Рерихи», имейте в виду, вам не всегда будут рады. 8)

Птичий базар

Интересная природная достопримечательность этих мест и настоящий памятник природы, находящийся под охраной государства — птичий базар. Отвесная скала в 300 метров высотой, где гнездятся байкальские серебристые чайки. В сочетании с индустриальным пейзажем старой железной дороги соседство этого чуда природы невероятно воодушевляет.

И ещё одна особенность Старой Ангосолки, которую часто вносят в перечень достопримечательностей — детско-юношеский лагерь, который был открыт здесь в конце 1990-х в стенах старой альпинистской базы. И современная часовня Николы Чудотворца, построенная в 2007 году.

Распадок в устье реки Ангасолка

Только ради той чудной рощи, что расположена по дороге от станции к Байкалу стоит приехать в Ангасолку на выходной. Чудесный воздух, кристальные горные ручьи и родники, живописные полянки.

Мы чуть на обратную электричку не опоздали, пока все не перефотографировали. Ну и идти пришлось вот по такой грязи.

Источник: chemezova.ru

Кругобайкальская железная дорога – путешествие одного дня!

кругобайкальская железная дорога

Иногда бывает, находишься в каком-нибудь городе проездом или с рабочим визитом. И есть буквально один день свободный. Что посмотреть за один день? Хочется потратить его на что-то действительно стоящее, необычное и интересное. Чтоб было, что фотографировать и о чем рассказать друзьям.

Что посмотреть за один день на Байкале

Кругобайкальская железная дорога – путешествие одного дня.

Чем же так интересна Кругобайкалка или КБЖД (так кратко называют ее иркутяне)? И почему стоит потратить один единственный день в Иркутске именно на ее посещение?

Название Кругобайкалка сразу вызывает ассоциации – вокруг Байкала. И многие уже подумали, а как же вокруг Байкала можно объехать за 1 день? Да, вы правы. Кругобайкалка, но не вокруг Байкала.

Это тупиковый участок Транссибирской магистрали.
Историческое название транссибирской магистрали – Великий Сибирский путь. Он соединяет Москву и Санкт-Петербург с крупнейшими Сибирскими и Дальневосточными городами.
Начало: Москва, Ярославский вокзал.
Конец: г. Владивосток.
Вот так по всей России идет эта «железная магистраль». А Кругобайкалка, это маленький кусочек от нее.

Когда в Иркутске началось строительство Иркутской ГЭС, Транссиб в этой части пришлось перенести.
И Кругобайкалка осталась тупиковой.
Маленький кусочек самой длинной железнодорожной ветки в МИРЕ. И самый уникальный.

Дорога в тоннель КБЖД

Архитектура КБЖД

Мост на кругобайкалке

По всему 83 километровому участку прорублены 39 тоннелей, 55 каменных галерей, 16 из которых построено отдельно, остальные пристроены к туннелям.
Более 200 мостов и виадуков.

Берег Байкала в этой части скалистый, испещрен крутыми утесами, отдельно выступающими обрывами, ближе к западу много отвесных склонов.
Дорога в некоторых местах подходит вплотную к Байкалу.
Восточный участок КБЖД болотистый, пересекаемый многочисленными реками, впадающими в Байкал.

Если ко всему этому «серьезному» ландшафту прибавить суровый сибирский климат то можно себе представить, сколько сил здесь было оставлено в далеком 1904 году рабочими-строителями.

Для проектирования и руководства строительными работами привлекались лучшие инженеры. На строительстве Кругобайкалки работало более 13 тысяч рабочих и не только русских, но и итальянцев, албанцев, греков, турок, австрийцев, японцев, китайцев.

Объект строился всем МИРОМ!
Есть на что посмотреть.

тоннель

По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в МИРЕ.
Тоннели и каменные галереи уникальны тем, что они не были перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала XX века.

кругобайкалка самый длинный тоннель

Как добраться до КБЖД

Если вы хотите сходить пешком по Кругобайкалке самостоятельно, не обращаясь в тур фирмы, то за один день неуспеть.

Чтобы уложиться за день, лучше совершить это путешествие на комфортабельном поезде под названием «Кругобайкальский экспресс».
Гид расскажет не мало интересных историй о Байкале и строительстве КБЖД.
Дорога лежит по берегу озера, экспресс идет очень медленно, чтобы ни один вид не смог ускользнуть от взгляда туриста.
Периодически в наиболее интересных и значимых местах экспресс останавливается и туристы имеют возможность подойти к сооружениям, прикоснуться, сфотографироваться и даже пройти через самый длинный туннель. И кстати, самый темный, – около 800 метров, возьмите фонарик)

Есть два варианта тура по Кругобайкалке

порт Байкал

Первый вариант:
От станции Иркутск-Пассажирский едете до ст. Слюдянка, где начнется экскурсионная часть поездки. Время в пути — 3 часа.
Далее, двигаться бы будете не более 20-30 км. в час с многочисленными остановкам.
Закончится экскурсия вечером, примерно около 20-00 в поселке порт Байкал.
Закончится экскурсия, но не закончится путешествие)
Дальше все туристы перебиаются на другой берег Байкала в поселок Листвянка на пароме.

порт Байкал. Вид на паромную переправу

Из Листвянки всех организовано встречают у паромной переправы и везут на автобусе в Иркутск. Расстояние от Листвянки до Иркутска – 68 км. Время в пути примерно около 1 часа.

Второй вариант
С точностью «до наоборот».
Из Иркутска комфортабельный автобус вас привозит в Листвянку, затем на пароме в порт Байкал, затем на Кругобайкальский экспресс. Сначала со скоростью 20-30 км. до Слюдянки. Затем от Слюдянки 3 часа до Иркутск-пассажирский. В Иркутск туристы прибывают около 22-00 часов.

Где купить билеты

В Иркутске официальным представителем данной экскурсии является фирма «Кругобайкальский экспресс». Их сайт baikaltrain . ru.

Все остальные туристические агентства также могут предлагать данную экскурсию. Но цены будут соответствующие. Поэтому билеты желательно купить именно в Байкальском экспрессе.

А будут ли кормить на экскурсии по КБЖД

Питание за дополнительную плату предусмотрено только летом.
Не советую покупать билет с питанием. В пути много остановок, будет даже перерыв на обед на берегу Байкала.
Продают шашлыки, разные вкусности, омуль горячего и холодного копчения.
Зимой питание не предлагается. Есть только термос с горячим чаем.

Цены на КБЖД

Для Россиян:
2 класс – 3300 руб.
1 класс — 3800 руб.
Дети от 5 лет:
2 класс – 3100 руб.;
1 класс – 3600 руб.

Маяк

Маяк в порту Байкал

По ходу путешествия не пропустите интересные места, о которых гид может быть забудет рассказать.

Интересные места на Кругобайкальской железной дороге

Утес Птичий базар

Утес Птичий базар — место постоянного массового гнездования серебристой чайки. Это ЕДИНСТВЕННОЕ на южном Байкале место расположения гнезд на береговых стенах.
Увидеть можно на 133 км в районе станции Шарыжалгай.

Исток реки Ангара и Шаман-камень.
Там, где Ангара вытекает из Байкала, происходит зимовка редчайших по численности на северо-востоке Азии пластинчатоклювых. Эти пластинчатоклювые и их зимовка имеют Всероссийское значение.
Шаман-камень известен по красочной бурятской легенде. О ней подробно рассказала в статье про Листвянку. Кстати, это еще один вариант посетить Байкал за день.

Увидеть Шаман-камень можно, когда будете перебираться на пароме из порта Байкал в Листвянку.

Белая выемка.
Выход мрамора с редким сочетанием пород и минералов в береговой части озера, возрастом 3,4-3,7 млрд. лет. Это место проведения экскурсий Международного геологического года, памятник всероссийского значения.
Увидеть можно на 104 км КБЖД

Самое яркое время для посещения Кругобайкалки – осень.

осень на кругобайкалке

фото: Осень на Кругобайкалке. Автор фото: Юрий Гуков

Природа играет разноцветными красками: зелеными, желтыми, красными. А величественный Байкал отражает синеву осеннего неба. Озеро несет свежий, но холодный бриз, а волны плескаясь, играют в его каменистых берегах.
Осенью здесь мало туристов и ни кто не помешает насладиться тишиной и покоем. Здесь хорошо чувствуется вся переменчивость мира, смена времен года, как смена жизненных этапов. Оказавшись здесь именно осенью можно понять всю величественность озера, окружающей его природы. Получить заряд энергии и незримое желание вернуться сюда снова.

Путешествуйте и будьте счастливы.
Ваша Катя Башкурова

Источник: prospekt-desires.ru

mikka

В рамках проекта «Неизвестный Транссиб» прокатился вместе с periskop.su в однодневной экскурсии по Кругобайкальской железной дороге. Рассказ о поездке будет состоять из двух частей. В этой части расскажу, как устроен этот однодневный тур, его плюсы и минусы (а также общие изменения на Кругобайкалке за прошедшие годы).

Туристический электропоезд на о/п Шумиха

Туристический электропоезд на о/п Шумиха.

Однодневная поездка функционирует 6 дней в неделю (в сентябре – 4 раза в неделю). В половине случаев туристы начинают путь от станции Иркутск-Пассажирский на электропоезде, на станции Слюдянка к составу цепляют тепловоз (Кругобайкалка – неэлектрифицирована) и с несколькими познавательными или не очень остановками добираются до конечной станции Байкал, откуда теплоходом переправляются через исток Ангары и затем автобусом в Иркутск. Другая половина туристов, как ехали и мы, проезжают этот маршрут в обратном направлении.

Теплоход Бабушкин

Теплоход «Бабушкин», перевозящий туристов через исток Ангары.

Типовая схема маршрута понедельника

Типовая схема маршрута понедельника.

Электропоезд состоит из 8-ми вагонов, один из которых не используется для перевозки пассажиров – в тамбуре установлен дизель-генератор, снабжающий электричеством буфет, чайники-термосы, установленные в каждом вагоне, телевизоры, освещение. Вагоны трёх классов: от первого до третьего. Стоимость поездки недёшева: в 1-м классе – 3400, во 2-м – 3100, в 3-м – 2600. Иностранные туристы платят на 900 рублей больше.

Вагон 1-го класса

Вагон 1-го класса.

Вагон 2-го класса

Вагон 2-го класса.

Вагон 3-го класса

Вагон 3-го класса (с дизель-генератором в тамбуре, потому пустой).

Перейдём теперь к позитивным особенностям, как самого тура, так и общих изменений на КБЖД, случившихся за последние полтора десятилетия.

1. Кругобайкальская железная дорога стала туристическим брендом. Разговоры о превращении «Золотой пряжки» в привлекательный туристический объект стали делом. Составы заполнены почти полностью. Опасения 90-х годов, что дорогу могут закрыть из-за убыточности канули в Лету.

2. В нулевые годы был восстановлен разъезд Уланово и построен новый – 137 км, близ бывшей станции Шарыжалгай. Все ручные стрелки заменены автоматическими, введено централизованное управление из Иркутска. Всё это повысило и пропускную способность линии, и безопасность.

Надеюсь, что ситуация августа 1999 года, когда произошло лобовое столкновение тепловоза с туристическим поездом больше не повторится. На участке от Култука до 137 км выполнен капитальный ремонт путей. Произведены ремонтные работы всех трёх железобетонных галерей (лет 10-15 назад там уже арматура снаружи торчала). За счёт всех этих работ на некоторых участках удалось повысить маршрутную скорость.

3. Данный тур даёт возможность проехать весь Западный участок Кругобайкалки (Слюдянка – Байкал) за 1 день в светлое время суток и вернуться в город.

4. Музей истории КБЖД в помещении вокзала станции Байкала во время ожидания отправления поезда работал, несмотря на то, что официально у него понедельник – выходной.

5. Снаружи электропоезда размещена камера, с которой иногда на телевизоры идёт трансляция. В остальное время большей частью показывают видовые или научно-популярные фильмы о Байкале, некоторые весьма неплохого уровня.

Трансляция с внешней камеры на телевизор внутри состава.

6. Если повезёт, то удастся увидеть некоторые ключевые достопримечательности Кругобайкалки.

7. В каждом вагоне постоянно есть кипяток. Предоставляется бесплатно.

Минусов, увы, тоже хватает, и на мой взгляд они перевешивают плюсы.

1. Самый главный минус, способный превратить познавательную поездку, показывающую уникальность железной дороги в типовой выезд на Байкал вызван алчностью компании “Golden buckle”, осуществляющей с этого года подобные туры. Если исходить из схемы маршрута, размещённой выше, то туристы должны были увидеть и «итальянскую» стенку, и водоток у ручья Киркирей – венец инженерного творчества, и совершить длительную остановку в деревне Половинной, где максимально удобный спуск к Байкалу.

При этом возле водотока железной дорогой лет десять назад была оборудована инфраструктура для остановок туристических поездов: построена длинная платформа, большая беседка, отсыпаны дорожки, построен пешеходный мост через руч. Киркирей, развешены информационные стенды. В действительности ни одной из этих трёх остановок не было.

Часть из них была заменена на длительные стоянки в местах расположения турбаз, т.к. в этот день были приглашены представители туроператоров для знакомства с этими турбазами. Отдельный выезд для них, видимо, делать накладно, а то, что вместо интересных мест, основная часть туристов вынуждена была слоняться среди турбазных построек, компанию нисколько не волновало – деньги-то получены. Остановку же у ручья Киркирей заменили на стоянку у центра деловых связей ВСЖД, потому что это позволяет более успешно реализовывать там питание – как пояснил представитель турфирмы «бизнес».

2. Цена тура слишком высока для соотечественников. В итоге 90% пассажиров – это китайцы. При этом, на мой взгляд стоило бы ввести дифференциацию стоимости, в зависимости от места. Сейчас одинаково платят и те, что сидят у окна со стороны Байкала, и те, что в середине вагона у прохода. А впечатления от поездки будут, конечно, разные.

3. Лимитирующим фактором является вместимость теплохода «Бабушкин», который вынужден делать три рейса, чтобы перевезти на другой берег всех пассажиров. Как результат, пассажиры, попадающие в первую группу (как и мы) вынуждены вставать слишком рано, чтобы успеть на выезд из Иркутска в 7 утра. А потом мы ждали отправления на ст.

Байкал почти два часа, которые там занять особо нечем (музей, поход к паровозу и истоку Ангары требуют никак не больше часа). Напротив, группа, приехавшая последней, уже не имела времени спокойно посетить музей и прогуляться к истоку. Больше всего повезло второй группе, что в серединке.

4. Экскурсовод в ходе рассказа делает множество ошибок. Часть из них можно списать на невнимательность («объём Байкала – двадцать три кубических километра»), а часть говорит об отсутствии владения материалом («самый длинный тоннель, Половинный, одновременно и единственный прямой тоннель»).

5. Электропоезд всё-таки не предназначен для поездок по неэлектрифицированным участкам. И если для освещения, работы телевизоров и кипячения воды хватает мощности генератора, то отопления на Кругобайкалке в вагонах нет. Потому начало пути было заметно дубовым. Прогреться удалось лишь после Слюдянки, когда состав вышел на магистральный ход Транссиба.

6. Тупые придумки для скучающих туристов: «Если вы задержите дыхание, когда поезд въедет в самый короткий тоннель, до тех пор, пока он из него не выедет, то сбудется желание».

7. До 2011 года по Кругобайкальской дороге, кроме однодневной поездки, можно было ещё уехать с вечера пятницы по воскресенье. Этот поезд состоял уже из купейных вагонов и вагонов СВ, останавливался на всех знаковых местах, экскурсии в нём были полноценные без беготни. Железная дорога даже специально сделала для этого маршрута состав в ретро-стиле, «Байкальский круиз». Но, почему-то уже пятый год, как он не ходит. На мой взгляд, именно этот маршрут был идеален для спокойного знакомства с Кругобайкалкой.

Что, по моему мнению, необходимо сделать, чтобы повысить качество туров на Кругобайкалку.

1. Построить платформу на 100 км дороги между тоннелями 9-бис и 10. Отсыпать пешеходную дорожку от этой платформы по сохранившейся насыпи первого пути до бухты Берёзовая, где сделать видовую площадку на неиспользуемую галерею, из которой поезда выезжали прямо на Берёзовский мост. Сейчас же она обрывается в воду, создавая фантастический по необычности вид. Это одно из двух ключевых мест, которые как раз и дают максимальное представление о том, чем же Кругобайкалка выделяется среди прочих железных дорог, построенных в горных условиях.

2. Остановки на новой платформе 100 км и на существующей на 123 км (Киркирей) сделать обязательным условием для компании которой предоставлена возможность осуществлять туристическую деятельность на КБЖД. Иначе на перспективу это будет плохо сказываться на бренде дороги, т.к. туристы просто не увидят, в чём же её необычность.

3. По возможности восстановить двухдневный «Байкальский круиз».

Ниже – ещё несколько фотографий с этой поездки.

Исток Ангары

Исток Ангары.

Станция Байкал

Туристический электропоезд и паровоз на ст. Байкал.

Клюква

Китайских туристов встречают русская с балалайкой и бурят с сумкой «Krasnaya gorka».

Вагон-термос

Кругобайкалка — не только туристический объект. Пусть и в минимальном объёме, но грузовое движение на ней есть.

Стрелка на подъездной путь

Примыкание единственного подъездного пути на Кругобайкалке.

Надписи на трёх языках

Надписи на трёх языках

Надписи на трёх языках.

Берёзовский мост

Макет бухты Берёзовая в музее на ст. Байкал.

Тупик для паровоза

Тупик для паровоза.

Паровоз и электричка

Паровоз и электричка.

Цветы над путями

Цветы над путями.

Познавательный отдых

«Познавательный» отдых на территории турбазы «Шумиха».

Сети

На автомобиле сюда можно приехать лишь по зиме, когда Байкал покрыт льдом.

Вид на электропоезд от Байкала

Вид на электропоезд от Байкала.

Каменная труба

Самая большая каменная труба на КБЖД. Через неё протекает р. Большая Шумиха.

Чудо-лестница

Чудо-лестница.

Вторая часть будет более эксклюзивной и посвящена тому, что ещё можно было посмотреть в ходе такого однодневного тура, если знать куда идти.

Источник: mikka.livejournal.com

Кругобайкальская железная дорога (Россия)

Побывав более, чем в 140 странах мира, я впервые в жизни добрался до одной из главных жемчужин России — озера Байкал. Но не только Байкал, ведь я давно мечтал прокатиться по исторической железнодорожной линии, имеющей название «Кругобайкальская дорога», которая строилась с 1896 по 1900 год и является одним из инженерных чудес конца 19 века. На одном лишь отрезке пути длиной в 100 километров от порта Слюдянка до Порта Байкал построено 33 тоннеля в скалах, а линия проходит прямо над крутыми берегами Байкала.

Это был один из самых сложных участков железной дороги, строившейся еще при царской России с целью связать огромную страну от Санкт-Петербурга и Москвы на западе до Владивостока на крайнем востоке. Между этими точками почти 9000 километров пути через равнины и болота, горы и реки, ущелья и тайгу.

В строительстве КБЖД участвовали иностранцы — албанцы, поляки, но особенно велик был вклад итальянских специалистов. В частности, в строительстве тоннелей участвовали более 600 фриулианских мастеров-тоннелестроителей. Память об этом сохранилась в названии одной из подпорных стенок — Итальянской.

Чуть ниже я покажу то место на линии, которое по сей день называется «Итальянская стенка». Работы по строительству магистрали были ускорены в связи с началом Русско-японской войны 1904—1905 годов для ускоренной доставки провизии и боеприпасов. На строительстве работали одновременно порядка 13 тысяч рабочих, которых доставляли из европейской части России.

После 1950 года, в связи с завершением строительства Иркутской ГЭС на реке Ангара, Кругобайкальская дорога была закрыта, а значительная ее часть затоплена водохранилищем. Лишь в начале двухтысячных РЖД при участии администрации Иркутской области решили восстановить часть исторической линии от станции Слюдянка до станции Порт Байкал. К счастью, именно этот сохранившийся от затопления участок дороги является самым живописным. Вот уже несколько лет здесь курсирует самый настоящий старый паровоз, за 5 часов проходящий упомянутый участок и делает многочисленные остановки, чтобы туристы могли выйти и запечатлеть красоты природы.

Чтобы не забыть, сразу дам несколько рекомендаций по части практический информации.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

Начать путешествие по КБЖД (Кругобайкальской железной дороге) можно прямо из Иркутска, откуда поезд отправляется по определенным дням рано утром, в 7:42. Но вначале это будет не паровоз, а обычные вагоны прицепленные к современному тепловозу. Только на станции Слюдянка на берегу Байкала вас в 10:30 утра перецепляют к паровозу и вы едете собственно по историческому маршруту.

Поэтому, можете начать поездку в Иркутске, но можете и непосредственно в Слюдянке. Уточняйте расписание отправлений на сайте РЖД-тур, оно может меняться. Билет, если брать его из Иркутска, то включает целиком всю программу и даже паромную переправу из Порта Байкал на северный берег Ангары, откуда вас автобус заберет в Иркутск поздно вечером и примерно в 20:00 будете в городе.

ЦЕНА НА ЭКСКУРСИЮ

Стоит поездка порядка 4000 рублей (56 евро) и не включает питание.

ПИТАНИЕ ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИИ

Вы проведете на экскурсии целый день (с 7:42 утра и до 20:00 вечера) и задуматься о питании придется. Можно заранее при покупке экскурсии на сайте РЖД заказать и еду тоже. Но каждая трапеза при заказе на сайте обойдется сравнительно недешево, около 800 рублей за обед и чуть дороже, 1000 рублей за ужин.

Кормят хорошо (первое, второе, сладкое, чай), но поскольку питание привязано к остановкам на определенных станциях и горячее питание доставляют оттуда, то у меня получилось так: обед в 12:30, а ужин уже в 15:00. Организаторы сразу извинились, что другой возможности доставить ужин нет, поскольку далее нет ни одного остановочного пункта с работающим рестораном. В итоге я здорово переел, а уже к концу поездки снова был голоден и вернувшись в Иркутск пошел в кафе. Так что сами прикидывайте, как вам удобнее решить вопрос с питанием. Из моих наблюдений, почти все туристы еду привезли с собой из дома и прекрасно трапезничали бабушкиными пирожками с капустой.

На станции Слюдянка (станция тоже историческая, 1904 года постройки и строили ее итальянцы) туристические вагоны прибывшие и Иркутска перецепляют к паровозу —

Все, в путь! Поезд идет медленно, со средней скоростью в 20 км/ч и ощущается непрерывное «подёргивание» свойственной паровозной тяге. Мы с вами выросли в другой эпохе, а наши бабушки и дедушки расскажут, что когда в 50-60 годы ездили по железной дороге на паровозах, то беспрерывное шипение, запах дыма из трубы и вздрагивания были обычным явлением.

Исторический мост построенный в 1899 году и рядом современный мост, через который проезжает поезд —

Как уже говорилось, в пути следования 33 тоннеля. В наши дни линию переложили чуть ближе к берегу, поскольку за 120 лет эксплуатации многие тоннели потребовали капитального ремонта и смысла инвестировать в них не было —

Интересный эффект! Когда поезд проходит через тоннель, то оттуда (из тоннеля) начинает валить густой дым —

Надо сказать, что исторический паровоз это не единственный железнодорожный транспорт, курсирующий по КБЖД. Здесь есть еще и обычные дизеля, связывающие Порт Байкал и Слюдянку дважды в день, утром и вечером —

Водонапорная станция на берегу Байкала, таких на данном участки две штуки. Здесь паровозы в былые времена закачивали воду, пополняя резервуары. Сейчас станции, естественно, не работают —

По ходу поездки рабочие периодически загоняли смазку в различные узлы паровоза. Старая техника требует особого внимания и контроля —

Источник: puerrtto.livejournal.com

Пешком с детьми по шпалам Кругобайкалки

00.JPG

Часть I. Легенда КБЖД, как всё начиналось.

Введение.

Идея пройтись пешком про Кругобайкалке появилась неожиданно. Конечно, я знал о существовании этой дороги, но как вариант поездки по ней на поезде не рассматривал в принципе из-за неоправданно высокой цены туристического поезда и малой интересности путешествия из окна поезда. Но, осенью, 2014 года, прочитал очень интересное путешествие петербуржца на велодрезине.
Конечно, никакую велодрезину я строить не собирался. Но что мешает пройти этот путь пешком?

Чтобы не копировать сюда информацию о КБЖД, можно ознакомиться с первоисточником в википедии. Но от эпитетов не удержусь! Скопирую из интернета:

Кругобайкальская железная дорога — из тех, что впечатляют сильно и сразу. Десятки тоннелей и галерей, сотни мостов, виадуков и подпорных стенок соседствуют с природными памятниками, которым нет аналогов в мире. Техническое чудо XX века — результат колоссального труда на грани человеческих возможностей.
На воплощение грандиозного замысла ушло без малого 6 лет. Первые строительные работы начались в 1899 году, а в эксплуатацию дорогу сдали в октябре 1905 года. Участку пути, соединившему разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, не было равных по стоимости, количеству и сложности работ на каждый километр пути. Ещё за КБЖД сохранился эпитет «золотая пряжка» стального пояса России — как самого дорогостоящего и самого восхитительного железнодорожного проекта, реализованного еще в царские времена. Пролегая вдоль кромки берега по красивейшим мостам, каменным тоннелям, виадукам вдоль подпорно-одевающих стен и речных долин, этот некогда амбициозный проект удивительным образом вписывается в общий привлекательный ландшафт, изрезанный утёсами и отвесными скалами .

Ну и как поле этого не возникнет желание воочию увидеть это чудо?!

01.jpg

Предварительно поход наметил на лето 2016 года, т.к. отпуск в 2015 году у меня был в мае-июне. А это не самое лучшее время для путешествий по Байкалу. В это путешествие я решил взять с собой двух сыновей Влада 10 лет и Славу 12 лет. И вот, приходит время отпуска 2015 года. А настроение не отпускное. Горит лес. Дым. Сижу дома.

Отпуск пропадает… А почему бы не поехать на Байкал прямо сейчас? Всё! Хватит дышать дымом! Едем на Байкал! И июнь месяц не помеха, т.к. купаться в ледяной воде Байкала всё равно никто не собирался.

Конечно, сразу ехать не получится. Требуется подготовка, покупка недостающего снаряжения.
Подготовка.
Готовился к походу больше недели. Два дня ушло на подробное изучение и составление маршрута поездки. Здесь я использовал программу Google Планета Земля. Причём за эти 2 дня я настолько подробно изучил маршрут, что потом, на практике, мне всё было уже знакомо. Особо подробно изучил маршрут проезда и пешей прогулки по Иркутску.

Для навигации в автомобиле использовал навигатор Explay, вне автомобиля — смартфон на Андроиде. В Иркутске пользовался программой 2GIS, во всех остальных случаях OziExplorer, установленный как на навигаторе, так и на смартфоне. Некоторые карты для OziExplorer пришлось сделать (привязать) самостоятельно.

Это крупномасштабная карта Байкала (для навигации в автомобиле) и мелкомасштабная с достопримечательностями КБЖД (для навигации во время похода). Поскольку автомобильному навигатору уже несколько лет, то обновить карты родного Навитела не представлялось возможным. А ехать по старым картам в городе односторонних улиц – тот ещё экстрим.

Впрочем, улицы с односторонним движением распознаются по спутниковым снимкам Google Планета Земля. Да и на 2GIS такие улицы показаны. Так, что весь маршрут был разработан заранее.
Снаряжение.
Снаряжение для авто путешествий у меня имелось. А вот, для пеших путешествий не было почти ничего. Поэтому, дополнительно было закуплено:
2 рюкзака туристический NORDWAY и охотничий NOVA TOUR, армейский вещмешок, армейская плащ-палатка, пара армейских котелков. Дешёвая (1100 рублей), но очень лёгкая (1,1 кг) 2-х местная (нам втроём не было тесно) палатка. Фильтр для воды, с изготовленным креплением из пластиковой бутылки, идеально входящим в армейский котелок. Портативная газовая плитка (маленькая и лёгкая 400 грамм), газовая горелка (для сжигания горючего мусора и в случае необходимости разведения костра), газовые баллоны к ним. Для смартфона был куплен внешний аккумулятор 12000 mA/ч.
1. Фильтр для воды, газовое оборудование.

Фильтр для воды – чрезвычайно полезная вещь в походах. Даже чистейшая байкальская вода требует фильтрации из-за водорослей и различных насекомых плавающих возле берега. Армейский котелок тоже чудесное изобретение. Он вам и котелок и тарелка и кружка, а при необходимости даже сковорода.
Остальное снаряжение уже имелось и использовалось ранее в авто путешествиях.

02.JPG

Также, заранее было разработано меню на каждый день похода. В рюкзак уложены продукты согласно этого меню. Здесь самое главное – не брать ничего лишнего! В дальнем походе в рюкзаке лишняя иголка плечи тянет!
Рюкзак NOVA TOUR очень неудобен в походе. Спинка хоть и жёсткая, но прямая, давит. Нет поясного упора. Вместо него – тоненький ремешок, который и затянуть то невозможно. Но, купили его за то, что в него поместились 3 спальных мешка, имеется возможность пристегнуть два коврика и палатку.

Вес полностью экипированного рюкзака составил 7 кг., что позволяло нести его кому-нибудь из детей. В армейский вещмешок была положена плащ-палатка, котелок –кастрюля, газовое оборудование. Сбоку пристегнули бутылки с водой. Вес загруженного вещмешка составил порядка 5-6 кг. вместе с водой. Ну и всё остальное я взял на себя.

Загруженный NORDWAY весил 22 кг.
2. Примерили рюкзаки с предполагаемым весом. Самый маленький сын до походов пока не дорос.

Вообще-то я не любитель фото а-ля селфи. Но, так получилось, что в этом путешествии на мне лежал груз очень тяжёлого рюкзака ответственности за детей, то иногда было просто не до фотографии. Поэтому в этом отчёте очень много меня и моих пацанов.
Что касается одежды – то это очень ответственный момент. Ведь всё должно быть очень практичным. И опять же – ничего лишнего. Поскольку на Байкале ночью холодно, а в начале июня возможны даже заморозки, то наличие тёплой одежды просто необходимо. Поэтому помимо курток, в рюкзак были сложены тёплые трико, свитера, и обязательно тёплые носки.

Я на себе неоднократно проверял, что, бывает достаточно только одних тёплых носков, чтобы с комфортом спать в спальнике при низких (до 0 градусов) температурах.

День первый выезд.
Выезд был запланирован на утро 6 июня. Автомобиль был загружен накануне вечером. Утром оставалось только проснуться, умыться, позавтракать и ехать.
Выехали относительно рано, в 6-30. Как обычно, нас провожал дождь. Густые, тёмные облака закрывали небо до Хилка.
3. В Хилке остановились на «перекус».
03.JPG
4. В Мухошибири проехали по дороге с облаками.
04.jpg
Обедали в кафе на перевале между Мухошибирью и Тарбагатаем. Хорошее, недорогое кафе. Народу там нет. Дальнобои почему-то проезжают мимо. На обратном пути обедали в нём же.
5. Доехали до «Спящего льва». Похоже?
05.jpg
6. Знаменитый вид на Селенгу.
06.JPG
7. На камнях «Спящего льва»
07.JPG
Улан –Удэ проехали по объездной, в районе Бабушкина купили Омуля, и вечером встали на ночёвку на заранее отмеченную точку за 8 км. до Слюдянки. Поужинали омулем горячего копчения. Уже в темноте поиграли в игру «кто дальше камень закинет». Место весьма живописное. Если б не близость железной дороги, то вообще было бы здорово. Спать пришлось втроём в автомобиле.

Уснуть в палатке под грохот поездов нереально.
День второй. Иркутск.
Проснувшись пораньше, выехали на Иркутск.
8. По пути посетили мраморный вокзал Слюдянки, для уточнения расписания пригородного поезда Слюдянка – Порт Байкал.
08.JPG
Серпантин в Култуке не впечатлил. Видел и покруче. Для большегрузов, да зимой, в гололедицу, может и сложно. Но если бы не знал о «коварности» этого серпантина, то проехал бы и не заметил. Практически вся дорога от Култука до Иркутска проходит в горах. Множество поворотов, подъёмов и спусков.

Местные водители не заморачиваются по поводу пересечения сплошной линии дорожной разметки. И там, где есть возможность обогнать, то обгоняют через сплошную. Среди них есть и особо «нетерпеливые», так, что нужно быть готовым к тому, чтобы уступить дорогу такому «нетерпеливому», несущемуся вам в лоб. Хотя в целом, иркутские водители мне понравились. Среди них почти нет «тошнотиков».
В Иркутск приехали рано, около 8 утра. Парковка на Степана Разина 6 оказалась закрытой. А может я въезд мимо проехал. Пришлось на месте разработать новый маршрут. На спутниковых снимках от Google, было видно много свободных парковочных мест в центре города вокруг сквера Кирова. И это в рабочий день.

Учитывая, что я приехал в Иркутск в выходной, то вполне можно было рассчитывать на парковку. Так оно и вышло. Припарковался у гостиницы «Ангара».
В сквере Кирова работало более десятка дворников. Вода в фонтане ужасно грязная.
9. Посидели у фонтана.
09.JPG
Перед зданием иркутской думы, была смонтирована сцена (попала в кадр). Стала понятна грязь в центре города – накануне отмечался «День города». Из гостиницы вышли китайцы с фотоаппаратом. Знаками показали, чтобы я их сфотографировал у фонтана. Далее мы прошли на набережную.
10. Центральная набережная «двухъярусная». Сделана красиво, но чего, то не хватает. Пусто здесь, неуютно как то. До этого много раз бывал на набережной в Хабаровске. Вот там, ну, очень «крутая» набережная!

Так, что есть с чем сравнивать. Впрочем, возможно, не мне критиковать. У нас в Чите, вообще никакой набережной нет.
10.JPG
11. Спустились к воде. А вода необычайного бирюзового цвета! Конечно, ведь эта вода Байкала! Вот только вниз по течению плыли куски мяса! Очень много мяса! Все препятствия течению на дне залеплены мясом.

Вероятно, что-то произошло на Иркутской ГЭС, и рыбу размолотило турбинами. А может это нормальное явление – мясо в Ангаре?
11.jpg
12. В конце набережной познакомились с двумя геодезистами Сашей и Андреем. Саша прочитал интересную лекцию по геодезии. Слава её внимательно прослушал, а геодезист Андрей старательно законспектировал.
12.JPG
Затем прошли к цирку. Посмотрели на фонтаны, послушали песни Утёсова, сфотографировались с Гайдаем.
13. Поучаствовали в поимке Кавказкой пленницы.
13.JPG
Потом прогулялись по Карла Маркса. Прошлись по иркутскому Арбату – улице Урицкого. А на перекрёстке с улицей Литвинова повстречали туриста – недотёпу.
14. Здесь Влад показал недотёпе куда надо смотреть. Там, на фасаде соседнего здания барельефы женщин.
14.JPG
Вернулись к машине по улице Сухэ-Батора. Следующая парковка планировалась у стадиона «Труд». Но эта парковка оказалась ликвидированной. Повернули направо, припарковались у набережной на бульваре Гайдара.
15. На набережной нерпа угостила детей мороженым.
15.JPG
Посмотрели на императора, и пошли к 130 кварталу.
16. Там на Влада напал чудо зверь. Хорошо, что уже с добычей был. А то бы точно сожрал!
16.JPG
17. Вырвавшись из лап зверя, почесали за ушками собачку.
17.JPG
Затем посетили экспериментарий – музей занимательной науки.
18. Посидели на гвоздях.
18.jpg
Захотели обедать. Обошли весь 130 квартал, но, ни одного нормального кафе не нашли. Одни рестораны. Под названием «Кафе», также скрывался ресторан. Впрочем, внутрь мы даже не заходили видя «крутизну» и отсутствие посетителей с порога разворачивались и шли дальше.
Вообще Иркутск произвёл хорошее впечатление. Город понравился. Деревья, в отличие от Читы здесь не уничтожают. Исторический центр не трогают. Новые жилые дома в центре не строят. Чита же, благодаря «вечному» мэру утратила практически весь свой исторический облик, все деревья уничтожены.

А те, что, остались – обезображены.
Пора ехать дальше. Обедать решили в придорожном кафе на выезде из города. Выдвинулись в сторону Листвянки. Придорожные кафе так и не попадались. Следующая остановка планировалась в Тальцах. Прибыли в Тальцы уже в 5 вечера.

До закрытия 2 часа. Чтобы нормально осмотреть музей нужно как минимум часа 4. За эти 2 часа только поверхностно успели ознакомиться с экспонатами. Музей очень интересный. Понравился.
19. Жилище эвенков сделано из коры дерева. Там и перекусили.
19.JPG
20. Осмотрели древний водопровод.
20.JPG
21. Деревянный механизм мельницы.
21.JPG
22. Внутри дома священника.
22.JPG
23. Острог. Кстати, он ещё строится. Судя, по будущей занимаемой площади – это будет замечательная экспозиция!
23.JPG
Внутри каждого здания выставлена экспозиция. Имеются весьма древние экспонаты.
24. Залезли в карцер. Внутри – темнота.
24.JPG
25. За «перекус» в неположенном месте, Влада арестовали, посадили на цепь, надели «галстук каторжника». Да… с такой колодой далеко не убежишь. Посадили бы в тюрьму, но она оказалась на замке.
25.JPG
26. После освобождения, прошлись по центральной улице музея.
26.JPG
На этом посещение Тальцов подошло к концу. Экспонаты стали закрываться, ну а мы поехали дальше. Ещё дома, в Google Earth я нашёл съезд с дороги на Ангару. И живописное место на берегу. Там, в километре от Большой Речки, мы и остановились на ночлег. На газу сварил вермишелевый суп из пакетиков + рожки+картошка+банка тушёнки (хорошей Улан-Удэнской).

Не рассчитал с консистенцией и объёмом. Но 3 литра «стоячего» супа съели за 10 минут! Было очень вкусно. Весь день были голодными! Не ожидал от Иркутска такого подвоха!

Потом, через интернет я узнал, где можно недорого пообедать, но это ведь через интернет.
Наконец пришло время испытать палатку. Перед серьёзным походом такое испытание необходимо! Сейчас, если, что, то мы всегда сможем уйти в машину. А в походе такой возможности не будет! Палатка оказалась неплохой.

На дно постелили армейскую плащ-палатку. Кстати, плащ-палаткой мы пользовались постоянно. Затем 2 туристических коврика. Спали в спальниках, одетыми в специально взятой для этой цели тёплой одежде. Испытание прошло успешно. Никто не замёрз, а Влад даже вылез из мешка.

Со слов детей, им было холодно, только тогда, когда утром выходили из палатки.
День третий. Листвянка. Начало похода.
Рано утром было весьма свежо. Автомобильный термометр показал всего +6 градусов! Пока дети спали, приготовил лёгкий завтрак. Позже, дети помыли посуду, а я собрал лагерь. До Листвянки доехали за 15 минут.

Первым делом, необходимо было найти причал парома. Нашли.
27. Узнали расписание парома.
27.jpg
Обратите внимание на расписание последнего парома №6. Он ходит всего 2 месяца в году. А пригородный поезд из Слюдянки в порт Байкал приходит в 7 часов вечера. Как мне кажется, этот абсурд придумали неспроста. Кому-то это выгодно.
Оказалось, что в день нашего отъезда паром не ходил. Его замещал теплоход. А теплоход уходил с другого причала, километром далее. Кроме того, теплоход не берёт на борт автомобили. Но нам это и не надо. Вторым делом, нам надо было найти платную охраняемую автостоянку, и желательно, поближе к причалу.

Искать долго не пришлось. В первой же гостинице, в 300 метрах, от причала, «У Озера», договорились с администратором за 150 рублей в сутки. Заплатил за 4 дня, но машину пока оставлять не стал. Листвянка – сильно вытянутый вдоль берега посёлок. И передвигаться по нему проще на автомобиле.

До теплохода ещё немало времени, и мы решили посвятить его экскурсии по посёлку.
В первую очередь посетили лимнологический музей. Вот здесь было чрезвычайно интересно! Мы осматривали экспозиции более 4-х часов! Причина тому – хорошие экскурсоводы. С разными экскурсоводами мы обошли его дважды.

Причём каждый экскурсовод рассказывал то, чего не рассказывал предыдущий. Также в музее виртуально погрузились на дно Байкала, в микроскоп посмотрели на байкальские микроорганизмы. И ещё дети час не отходили от аквариума с нерпами.
Затем прогулялись через всю Листвянку. В нерпинарий не пошли. Достаточно на нерп в музее насмотрелись.
28. С берега осмотрели Шаман камень.
28.JPG
29. За Шаман камнем – порт Байкал, откуда начнётся наш поход.
29.JPG
Но, вот время подходит к 4 часам. Ставим машину на стоянку, берём рюкзаки и идём на причал.
30. Теплоход подплывает.
30.jpg
Заходим на теплоход. Теплоход отчаливает.
31. Плывём. Пересекаем Ангару.
31.JPG
32. Порт Байкал
32.JPG
33. Маяк порта Байкал.
33.JPG
34. Вот и приплыли! Поход по Кругобайкалке начался!
34.jpg
Читать далее

Источник: deskjet1.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...
Центр туризма