Кто совершил поход за зипунами

«Степан Разин- герой или разбойник?»
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Основные понятия: крепостничество, крестьянская война, «соляной» бунт, «медный» бунт, старообрядцы, «прелестные письма».

Важнейшие даты: 1648- «соляной» бунт, 1662- «медный» бунт, 1667-1669- первый этап выступления отрядов Разина («поход за зипунами»), 1670-1671- второй этап выступления (крестьянская война под предводительством Степан Разина).

Выдающиеся личности: царь Алексей Михайлович, Степан Разин

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point, раздаточный материал.

Методические приёмы: учебный диалог с элементами анализа исторических источников через обсуждение в группах постоянного состава; сообщения учащихся, беседа с учащимися, рассказ учителя.

  1. Причины народных выступлений в XVII веке. Крестьянская война под предводительством Степан Разина.
  2. Личность Степана Разина в литературе и истории.
  3. Степан Разин. герой или разбойник. Собственная оценка личности.
  1. Организационный момент:

Итак, ребята, мы с вами изучили тему «Народные выступления в XVII веке».

Поход за зипунами! PUBG

  • Как назвали историки XVII век?
  • Почему этот период так называется?
  • Наш урок сегодня будет посвящен, наверное, самой известной личности «бунташного» века- атаману донских казаков.

Вступительное слово учителя на фоне слайда № 2 (№ 1-пустой):

Вот уже три с лишним века не ослабевает интерес к противоречивой личности Степана Разина. О жизни атамана были сложены многочисленные легенды, сказания, песни. Историки посвятили не один том исследованиям «бунта Стеньки Разина», а писатели, поэты, художники в своих произведениях пытались отразить мысли и чувства этого человека.

Сегодня мы совершим еще одно путешествие в прошлое нашей страны, попытаемся проникнуть в «загадочную русскую душу», понять, кто же он-

Степан Разин. Народный герой или разбойник?

и дать собственную оценку этому человеку.

  1. Актуализация изученного материала:
  1. Но прежде мы окунёмся в историю XVII века- века массовых выступлений против власти.
  • С именем какого царя связаны главные события «бунташного» века?
  • Что же представляла из себя личность царя, каков был его характер?

Индивидуальное сообщение учащегося.

Царь вступил на престол «по приказу» своего отца и «по крестному целованию» людей Русского государства. Во главе России встал любознательный, приятный, благородный, однако неопытный правитель. Ему было 16 лет.

Современники искренне любили этого царя. Сама наружность Алексея говорила в его пользу и привлекала к нему. В его живых глазах светилась редкая доброта. Лицо государя, полное и румяное, с русой бородой, было приветливым, но в то же время важным.

Несмотря на внешнее добродушие, Алексей Михайлович порой гневался и бранился. Но всё-таки в глазах современников он был «тишайшим». Алексей Михайлович был очень религиозным человеком.

Поход за зипунами | Day Z

Были у него и недостатки. Он был безвольным и малодушным человеком, не знал радости в труде, зачастую за него правили приближенные. При таких качествах царь не мог быть борцом и реформатором.

  1. Итак, царя прозвали «тишайшим». Почему же при таком мягком и добром царе происходили народные волнения? Давайте вспомним причины этих волнений с помощью теста.
  • Какие причины народных волнений не прозвучали?

Слайды 5-6 (иллюстрации- в качестве подсказки)

  1. Итак, по названным причинам начинаются выступления против власти, в которых участвовало не только крестьянство, но и горожане, низшие слои духовенства и казаки. Давайте вспомним наиболее серьезные выступления.

Слайды № 7-9 (по датам и иллюстрациям учащиеся определяют события)

  1. Несомненно, самым крупным народным выступлением XVII века стало восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Тимофеевича Разина. Что нам известно о Степане?

Краткая характеристика С.Разина дается одним из учащихся (в соответствии с учебником, стр.64), слайд № 18

Степан Тимофеевич Разин (1630—1671) родился в зажиточной казачьей семье в станице Зимовейской на Дону.
Современники отмечали, что Степан обладал не только большой физической силой, но и неординарным умом и силой воли. Эти качества позволили ему вскоре стать донским казачьим атаманом. Незаурядные качества военного руководителя Степан проявил в походах против крымских татар и турок в 1661—1663 годах. Дипломатический опыт Разин получил в переговорах с калмыками, а затем и с персами. Будучи сторонником казачьей вольницы, Разин не мог согласиться с ограничением свободы казаков, которую ввел Алексей Михайлович.

Мы видим, что Разин был умным, сильным, хорошим дипломатом. Прежде чем дать собственную оценку атаману, давайте обратимся к ходу восстания и его итогам.

  1. Отношения казачества и власти еще со времён смуты были напряженными. На Дон издавна стекались недовольные из центральных областей (у казаков существовало негласное правило: «с Дона выдачи нет», т.е. беглые крестьяне не выдавались своим хозяевам). К тому же казаки жили за счет военной добычи и часто занимались грабежами. ( Слайд № 11) Один из таких походов 1667 году совершил и Степан Разин. Я предлагаю вам вспомнить географию похода и его итоги.

Работа с анимированной картой, рассказ учащегося (Слайд № 12)

Первый этап выступления отрядов Разина (1667—1669) обычно называют «походом за зипунами». Это был поход восставших за добычей. Отряд Разина блокировал главную хозяйственную артерию юга России – Волгу, захватывал торговые суда русских и персидских купцов. Восставшие захватили Яицкий городок, а затем одержали победу над персидским флотом. Получив богатую добычу, летом 1669 года Разин вернулся на Дон и обосновался со своим отрядом в Кагальницком городке.

  • «Поход за зипунами» можно назвать выступлением против власти? (нет- потому что это был поход за добычей, да- потому что это была форма социального протеста)
  1. «Поход за зипунами» сделал атамана очень популярной фигурой в народе. Почувствовав силу, Степан заявил о походе на Москву, где обещал «всех князей и бояр… побить». С этого времени выступление Разина называют крестьянской войной.
  • Что такое крестьянская война? Чем она отличается от городского бунта? (масштабы)

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА – определение

  • Как удалось Разину повести за собой такие массы народа?
  1. Слово учителя (добавляя выступления): Казаки повсюду рассылали «прелестные письма», призывая в свои ряды народ . Давайте прочитаем отрывок из «Прелестных писем».

Слайд № 14 (учащиеся читают, отвечают на вопросы):

  • Почему документ так называется?
  • К кому он был обращен?

Давайте рассмотрим ход войны и её итоги.

Работа с анимированной картой, рассказ учащегося о втором этапе восстания. Слайд № 15

Весной 1670 восставшие захватили Царицын и подошли к Астрахани, сдавшейся без боя. На сторону Разина перешло население многих городов: Саратова, Самары и других. В числе участников выступления были не только казаки и русские крестьяне, но и представители многих народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва. Большинство из них привлекало в Разине то, что каждого участника выступления он объявлял казаком (т. е. свободным человеком).
В сентябре 1670 года восставшие осадили Симбирск, но взять его не смогли и отошли на Дон. Карательную экспедицию против Разина возглавил воевода князь Ю. Барятинский. Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили Разина и выдали его властям. После пыток и суда руководитель восставших 6 июня 1671 года был четвертован на Красной площади в Москве.
Восстание было жестоко подавлено. Всего было казнено около 100 тысяч человек

Итак, восстание потерпело поражение.

  • Почему казачья верхушка выдала Степана властям?
  • Почему восстание было обречено на неудачу? (отметить разногласия в планах и интересах разных групп казачества- более зажиточного и бедного).

Слайд № 17,18 (с музыкой)

Казачий атаман после зверских пыток по приказу Алексея Михайловича был казнён, но на долгие годы оставил о себе споры в обществе.

  1. Личность Степана Разина.
  1. Кто же он? Трудно назвать эпоху, которая осталась бы равнодушной к этому человеку. Споры о нём не утихают до сих пор. В глазах одних он рассматривался как великий патриот земли русской, защитник обездоленных, пострадавший за народ. В глазах других- бандит, разбойник, безнравственный и жестокий человек. Где же истина? Кто прав в своей оценке? Свой ответ на эти вопросы вы и должны сформулировать сегодня на уроке. Интерес к личности Разина нашел отражение в литературе. О нем писали романы Василий Шукшин «Я пришёл дать вам волю», Алексей Чапыгин «Разин Степан», Степан Злобин «Степан Разин» и др. А.С. Пушкин раскрывает образ атамана в «Песнях о Стеньке Разине»

Ученик читает наизусть отрывок:

Что не конский топ, не людская молвь,
Не труба трубача с поля слышится,
А погодушка свищет, гудит,
Свищет, гудит, заливается.
Зазывает меня, Стеньку Разина,
Погулять по морю, по синем у:

« Молодец удалой , ты разбойник лихой,
Ты разбойник лихой, ты разгульный буян ,
Ты садись на ладьи свои скорые,
Распусти паруса полотняные,
Побеги по морю по синему.
Пригоню тебе три кораблика:
На первом корабле красно золото ,
На втором корабле чисто серебро,
На третьем корабле душа-девица».

  • Как характеризует Стеньку Пушкин?
  • ?
  1. Во время похода на Каспий Степан Разин похитил княжну, имени которой история не сохранила. Судьбу прекрасной персиянки описал прибывший в это время в Астрахань искатель приключений голландец Ян Стрюйс в своей книге “Три путешествия”: “Мы нашли его на реке в раскрашенной и вызолоченной лодке, пьющим и веселящимся с некоторыми из его офицеров. Возле него была персидская принцесса… Будучи сильно пьян, он облокотился на край лодки и, смотря задумчиво на Волгу, вскричал: “Я обязан тебе всем, что имею, и даже тем, чем я стал. Ты отец и мать моей чести и славы. Я до сих пор не принес ничего в жертву тебе”. Он схватил княжну, разодетую в жемчуга и драгоценные камни, одетую в золотую парчу, и бросил в воду”.
В чем идут в поход в горы

Этот эпизод нашел отражение в народных песнях, в стихах А.С.Пушкина, в кинофильмах об атамане. Один из кинофильмов был снят ещё в 1908 году. Кадр из этого фильма мы сейчас увидим.

  • Какие чувства вызвал у вас поступок атамана?
  • Почему он так поступил?
  • Это поступок героя или разбойника?
  1. Много песен сложил о Разине народ . ( На фоне слайда № 21) — Слова одной из самых известных «Из-за острова на стрежень» были написаны в XIX веке самарским поэтом Дмитрием Садовниковым. Давайте сейчас закроем глаза, и, слушая отрывок из песни, попробуем представить образ атамана.

Слайд № 21 (песня)

  • Каким представился вам Степан Разин?

Давайте послушаем отрывок из народной песни, который подготовила Агеева К.

Ученик читает наизусть отрывок:

Ты взойди, взойди, солнце красное,
Над горой взойди, над высокою.
Обогрей ты нас, людей бедных,
Людей бедных — солдат беглых.
Да не воры мы, не разбойнички.
Добры молодцы все охотнички,
Стеньки Разина мы работнички.

  • Как относится к Степану народ?
  • Как вы думаете, почему Степан Разин стал любимым народным героем?

Литературные произведения более судят Степана не с исторической, а с этической стороны. Пушкин увлеченно назвал Разина «Единственным поэтическим лицом русской истории». В народных сказаниях он- почти былинный герой, в которых зачастую даже Илья Муромец представляется лишь есаулом Разина. А сейчас мы обратимся к трактовке образа Разина, данной профессиональными историками.

Вам предстоит работа в группах. Знакомясь с фрагментами исторических трудов Сергея Михайловича Соловьёва, Сергея Фёдоровича Платонова, Николая Ивановича Костомарова, вы должны выделить основные подходы историка в оценке личности Разина и предложить собственную оценку, аргументируя её фактами.

Информация для учителя. В условиях групповой работы учитель выступает в качестве организатора познавательной деятельности учеников, следит за соблюдением правил сотрудничества, осуществляет корректировку работы группы и отдельных учащихся. При групповой форме обучения возникает благоприятный для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащегося в собственных силах, снижается утомляемость, удовлетворяется потребность в общении, стимулируется познавательный интерес.

Для подготовки к выступлению у вас имеется несколько минут. В это время будет звучать песня «Есть на Волге утёс», посвящённая Степану Разину. Вслушайтесь в музыку, возможно и она поможет вам выразить своё отношение к атаману.

(включается запись) Слайд № 22

  1. Выступление представителей групп, высказывание и аргументирование собственных оценок, выполнение проблемного задания (внимательно выслушав рассказчика, ребята добавляют незамеченные детали и делают вывод, отвечая на итоговый вопрос).
  2. Комментарий учителя.
  1. Вывод по уроку. Заключительное слово учителя. Слайд № 23

Итак, каждый из вас сегодня составил свой портрет Степана Разина, в чём –то согласившись с мнением историков, в чём-то нет. Мы увидели, что сделать это совсем не просто.

Кто же он, Степан Разин? Герой или разбойник? Личность атамана неоднозначная, противоречивая, его цветовая палитра необычайно богата, в ней сочетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. Вряд ли можно дать Степану исчерпывающую характеристику. Следует учитывать и положительные качества (мужество, смелость) и благородные цели, которые он преследовал (дать волю народу, избавить его от крепостного гнёта), и отрицательные (жестокость, буйство характера, кощунство).

Одно несомненно- этот человек оставил глубокий след в русской истории и в душе народа. А восстание казачества и крестьян вскрыло тяжелейшее положение простых людей в государстве.

Источник: nsportal.ru

Поход за зипунами. Поэма

«Схороните меня, братцы, между трёх дорог:
Между московской, астраханской, славной киевской.
В ногах мне положите саблю вострую,
В головах поставьте животворный крест.
Кто пойдёт или поедет – остановится,
Моему ли животворному кресту помолится,
Моей сабли моей вострой испужается,
Что лежит тут вор, удалый добрый молодец,
Стенька Разин Тимофеев сын по прозванию».

(Песня по преданию будто бы сложенная самим Разиным).

1.
На стругах – плавучий базар,
Пьяный день очумел от оргий.
В горло Каспия заползала
Синяя кобра Волги.

Ширь морская, куда не кинь
Взгляд разбойный из-под папахи.
«Подавай, атаман, княгинь!
Подавай сокровища шаха!»

. Алебарды блестят и пики,
А вот, у стрельца-лихача
Пищаль, как цветок повилики,
Выглядывает из-за плеча.

Чайки над стругом кружатся,
Как души умерших славян.
Сжимает вольница ружья.
«Веди в поход, атаман!».

Он стоит на корме суровый,
Словно высеченный из скалы,
В кафтане под цвет свежей
крови,
Сапоги из сафьяна белы.

Он для них царь и бог в походе.
Трепещи окаянный враг!
Много всякого званья народа
Возмутил легендарный казак.

Русь плывёт,
ополчилась, сермяжная.
Кто зачем подался на юг.
Кто хоромы пошарпал княжие
И ступил на разинский струг.

Кто с семьей, со скарбом,
намылился
Лучшей доли у персов искать.
Кому белый свет опостылел,
Кто весь век готов воевать.

Бродит кровь по жилам, как брага.
А рубаха, увы, не у всех.
Паруса и те, как рубахи,
На четвертую часть – из прорех.

Плыли в ночь.
Поднимались вёсла,
Рассекая со свистом волну.
Очень буднично, очень просто
Отправлялась Русь на войну.

2.
Сине море,
гребни волн.
Парус струга
Ветра полн.

Солнце в очи –
Добрый знак.
Волю чует
Сердцем всяк.

Там, за морем –
Синь небес,
Тал мытарствам
Всем конец.

Там у шаха
Под рукой
Обретут донцы
Покой.

Без бояр
Да без стрельцов,
Да без дьяков –
Подлецов.

Думу злую
Нянчит люд:
«Доплывем, как
Не убьют!

Градом станем,
Весью ли –
Заживём, брат,
Весело!

Там, за морем –
Рай земной.
Сохрани, Бог,
Разина!

Сохрани, Бог,
Разина, –
Доживём до
Праздника!»

3.
Размечтался беспашпортный дядя,
Опираясь на пику-косу:
– По край жизни червончиков хватит,
Что из Персии я привезу!

Заимею тогда я корову,
На быках стану землю пахать.
Слушал люд стрелецкий сурово,
И казацкая слушала рать.

Кто зачем покидали хаты,
Побросав своих жён и детей.
Даже поп плыл со всеми.
брюхатый,
Примостившись на груде сетей.

Плыл поляк в жупане со шнуровкой, –
Шляхтич с верным холопом своим.
Плыл «ушкуйник», проныра ловкий.
Плыл татарин, еврей и эллин.

Плыл базар корабельный по морю,
Словно новый пришёл Вавилон.
И вздыхал поп, крестясь:
– Эка горе,
Православные,
ветру-то,
волн!

Богу душу отдать на земле бы,
Ну-ка здесь как приспичит беда!
Ни земли,
ни могилы,
Лишь небо,
Да вон чайки,
А вкруг
всё вода.

– Да, отец,
о душе позаботься, –
Усмехнулся тут шляхтич не зло.
– Ну а нам в той кровавой работе
Опасаться
нема за цо.1
Коль останешься в живе,
згода!2
А убьют, так
то бардзо зьле. 3
Всё равно убивать
кого-то
Ведь должно на любой
войне!

– Да, лиха ли беда начало.
Молвил тихо чубатый стрелец.
– Вот как к берегу шаха причалим,
Так всем страхам сразу конец!
Забываешь в бою о главном,
Рубишь, колешь,
ан, глядь, и тебе
Враг нанёс смертельную рану.
Он на то, братва, и набег!
_____________________________________
1. не ма за цо – не за что (польск.)
2. згода – хорошо (польск.)
3. то бардзо зьле — это очень плохо (польск.)

4.
А на другом конце планеты,
В Вест-Индии далёкой где-то,
Под парусами, что – как снег,
Шли бриги чёрные в набег.

Кривя в улыбках злые рожи,
Корсары свой «Весёлый Роджер»
Внизу держали до поры,
По пояс голы от жары.

Свирепый шкипер одноглазый
(Так, впрочем, и Степан наш Разин),
Как коршун, вражий берег зрел,
Как будто съесть его хотел.

Какая горелка для похода лучше всего

Дымились фитили прислуги
(Орудья были и на стругах),
И всяк мушкет свой заряжал,
Иль примерял к руке кинжал.

Вот пушка с берега пальнула.
— На приступ, дети Вельзевула!
Взревел жестокий капитан.
(Примерно то ж кричал Степан).

И, в шлюпки сев, пошли корсары
(Пример Кортеса и Писарро)
Грести, чтоб жечь и убивать
(Пошла и разинская рать).

Но там грабёж, а здесь – стихия.
Внесу же разницу в стихи я:
Всегда, по наш двадцатый век,
Слыл мирным русский человек.

За меч не брался ради скуки,
К сохе тянулись больше руки.
Но нападал внезапно враг, —
И поднимайся княжий стяг!

И был удар дружин неистов,
Мечи работали со свистом.
И опадала вражья рать,
Как листьям в осень опадать.

И шли тогда дружины следом
За обезумевшим соседом,
Чтоб русских пленников спасти,
Коль смог их недруг увести.

5.
Горы подобьем стен
Усыпали берег.
Древний город Дербент
На пути набега.

Разбойничье гнездо
Кизилбашинское.
На стругах глухой вздох,
Навытяжку шеи.

– Скорей бы дорваться!
Мечтает пан Дега.
– Добра-то там, братцы,
А баб-то, а денег.

На саблю добудешь
Восточных кораллов.
Но встали орудья
Над каменным валом.

И шапки стальные
Усеяли стены.
А берег – пустыня:
Ни пня, ни растенья.

На приступ казаки
Направились скопом.
– Встречай, персияки,
Приплыла Явропа!

Кричал казак Ванька,
Отчаянный парень.
– Встречай, персиянка,
Выходь, погутарим!

Шёл Ванька на приступ,
Стрелец шёл Пеструхин.
В заливе капризно
В волнах бились струги.

И солнце чалмою
Дербент покрывало.
Готовились к бою
Защитники вала.

А на минарете,
Взывая к Аллаху,
Мулла пел с рассвета
В широкой рубахе.

И в горы по тропам
Стада уходили.
И вновь по воротам
Казаки палили.

Вздыхал Тимофеич:
И встряхивал
чубом:
– Вот так вот – в Расеи б.
Вот так вот – Москву бы.

6.
Сказка о Шемаханской царице и храбром разбойнике
пане Дега

Не глаза, а две зарницы –
Шемаханская царица!
Груди – персики, урюк,
Змеи белые двух рук.
У царя – звезда гарема.
Стража мимо смотрит немо.
Косы – чёрный водопад,
Росчерк молнии – не взгляд.
Всем взяла Юлдуз1-девица
Шемаханская царица!
Мысли – гром среди небес,
В сердце – дьявол,
В чреве – бес!
Речь – родник в горах Кавказа,
Зубы – золото, топазы,
Стан – берёзка, ножкой – лань,
Лист плакучей ивы – длань.
Как царю тут не гордиться
Шемаханскою царицей!
Как ей ласк не расточать.
Но пристала к граду рать!

День осада, ночь осада,
Нет подмоги, вот досада!
Ружья на валу трещат, –
Мало у царя солдат.
Уж в саду не веселится
Шемаханская царица.
Очи чёрные пусты,
Как погасшие костры.
Смех не слышен знатной девы.
Розы, радость – где вы, где вы?
Шум несётся со стены,
Близок, близок край войны!
Кончить жизнь в неволе разве?
«Кто он, хан урусов Разин?
Из каких заморских стран
Он приплыл в Азербайджан. »
Словно вспугнутая птица,
Мечется в саду царица.
Царь, в доспехи облачён,
Шлёт последний ей поклон.
И со свитой – прямо в пекло.
Солнце красное поблекло!
Дым кромешный, стоны, плач.
Царь неистов, царь горяч.
И стихает шум набега.
Но прорвался шляхтич Дега
Прямо к царскому крыльцу –
Нипочем всё молодцу!
Саблей стражникам грозится.
Глядь: в саду пустом – девица!
– Матка боска, дева – мёд!
Пан ей руку подаёт.
А кругом уж слуги, стража.
Рвут и мечут: «Кража! Кража!»
Пан с девицей – за забор!

Солнце. Крепость.
Гребни гор.
_______________________
1. Юлдуз – звезда (тюркс.)

7.
Ночь ложилась на море Хвалынское,
Потухали в тумане костры.
По ущельям шакалы рыскали,
Шевелились ночные костры.
Шёл дозор по лагерю сонному.
Поперёд всех Пеструхин Илья.
Был когда-то стрелецким сотником,
Да не стало служивым житья
На Москве после «Медного бунта».
И подался Пеструхин на Дон.
А теперь вот – одетый, обутый,
И в кармане, к тому ж ещё, – звон!
Дай здоровья, Бог, батьке Степану!
. Рядом Ванька идёт Воротник.
Он с зари до зари вечно пьяный,
До того парень к зелью привык.
Вот с копьём — запорожец Микола,
Что в Дербенте из плена спасён.
Оселедец на черепе голом,
Как бунчук, носит с гордостью он.
Здесь же Прохор – бродяга бродягой, –
Что мечту о бурёнке таит.
Он сжимает копьё и с отвагой
На шатры басурманов глядит.
И роняет заветную думу:
– Вот бы, где бы землицы хватить!
После наших шурумов-бурумов
Персам мира б как раз запросить.
– Да, неплохо когда б это дело!
Молвил сотник стрелецкий Илья.
– Кабы так, то остался б здесь смело,
В Кизилбашии, право ж, и я!
– Тут богато, мабуть, и без вас-то
Голутвы! — возразил им «черкасс».
– Зазеваешься, кроликом в пасти
Будешь ты у удава как раз!
– А по мне, – загорелся тут Ванька,
– Был бы ветер попутный, а там, –
Хоть на Волгу плыви, хоть на Яик.
Сам себе буду, чай, атаман!
– Тихо, дьявол! – прикрикнул Пеструхин.
Но казака вразнос понесло.
Словно конь, оборвавший подпруги,
Злую речь он ронял, как седло:
– Отойди, порубаю, зараза!
Сам хмельной ты, стрелецкая вошь!
Не указ мне и Стенька ваш Разин.
– Разин тут, ну чего, брат, орёшь?
Грозный голос раздался знакомый,
И ступил предводитель на свет.
Ванька саблю нетвердой рукою
Потянул,
только смелости нет.
Только зависть червивая гложет.
– Эй, объелся никак белены?!
Прокричал атаман ещё строже.
Грянул залп.
Рог качнулся луны.

8.
А Сулейман шах
Ополчается.
Каждый Стенькин шаг
Примечается.
По дорогам – пыль
Белым облаком.
С шахом – злой визирь
Рука об руку.
Он ведёт полки
Да под город Решт.
Берега реки –
Как у старца плешь.
Не укрыться там
Да не спрятаться.
И казаки в стан
Задом пятятся.
Отбивают штурм
Шахской конницы.
От тяжелых дум
Разин клонится,
Как зелёный дуб
Да под ветрами.
На простор ему б.
Песня спетая.
Не блестят клинки,
Порох кончился.
Помирать, братки,
Ох не хочется!
И решает тут
Атаман вдругорядь:
– Персы всех побьют,
Может, шашки отдать?
Ан ещё один
Шанс из тысячи.
А казачьих спин
Нет, не высечь им!
Не клевать орлам
Да очей лихих.
А пошлю-ка я
Трёх гонцов своих.
Что Илью стрельца
Со товарищи.
. Коль нашёл купца,
Так товар ищи.
Чем порадовать
Сердце шахово?
Слово – радугой
Да к ушам его!
Как дождём в лицо –
Всё посулами.
Рать донских бойцов –
Шаху слугами.
Чтоб была бы здесь
Сердцу воина
И станица-весь
Да и родина!

Разросся мирт вдоль всей стены дворцовой,
Вздымают кипарисы свой убор.
Дворец тройною стражей окольцован.
И вот проводят разинцев во двор.

Там шах сидит, подушками обложен,
Вздымают опахала два раба.
Телохранитель-негр сжимает ножны.
Пеструхин молвит: – Добрая изба!

Потом поклон кладёт глубокий шаху,
Склоняются и прочие послы,
Но лишь приличья ради, не со страху,
Чтоб за невеж за морем не прослыть.

– С чем шлёт людей своих коназ урусов? –
Из свиты выйдя, визирь их пытал.
– Инбиря, может, хочет он, мускуса?
Чуреков, иль одежд и покрывал?

Быть может, женщин нужно ему стройных?
Коней арабских? Жемчуга арбу?
И отвечал Илья ему достойно:
– Мол, всё мы это видели в гробу!

А дай ты нам, великий шах, землицы,
Да реку дай с угодьями, да лес.
На той реке поставим мы станицу,
И станем бить всех – кто б к тебе не лез!

Лишь басурманской верой не неволь нас,
Дозволь нести по жизни тяжкий хрест.
И, толмача прослушав, недовольно
Шах повторил:
– Вам землю надо? Лес.

. Садилось солнце за оскалом горным,
Пылали в стане разинцев костры.
Сидел Степан с лицом от скорби чёрным.
И ждал.
Но не пришли назад послы.

На стругах – плавучий базар.
Пьяный день очумел от оргий.
Сам Степан Тимофеевич Разин
Прополаскивал водочкой горло.

На коленях держал он княжну,
Как Высоцкий крутую гитару.
Поиграл и бросил
ненужную
За борт струга, в тартарары!

Ахнул люд запойный с кормы.
Всплеском Волга вздыбилась в небо.
Помутились казачьи умы.
На Дону такого, брат, не было!

День туризма как отмечают

И сквозь вод хрустальное зеркало
Долго видел народ как она,
Искажённая рябью мелкой,
Достигала волжского дна.

И крестились набожно люди,
Не одна тут скатилась слеза.
И желтели сквозь толщу вод груди
Не закрытые,
как глаза.

11. Думы Степана Разина

Слушал Разин ропот на струге
И ворочалась в черепе мысль:
«Всякий плыл лишь грабить на юге,
Ну а там,
хоть ты
застрелись,
Атаман Степан Тимофеевич.
Расползутся по норам с казной.
Им плевать на страну
Расею,
Им пограбить, пожечь
и домой!
Ну а я, что же я задумал,
Натравить народ на царя?!
Как всегда будет много шума,
А потом.
Неужели и я
Поплачусь головой за дерзость.
. Власть от бога?
Страдания.
Гнёт.
Сколько я уже бар перерезал,
Ну а им не уменьшен всё
счёт!
Эх, народ,
золотая Расеюшка,
Как ты сжился, братец, с кнутом!
На завалинках щёлкаешь семечки
И гори всё ясным огнём.
Вечно хата твоя на околице,
Постучись,
не дадут и пить!
Древний дух по кладбищам покоится.
Как тут быть,
как тут быть,
как тут быть.

Лежит задонье будто на ладони.
Кочуют ветры здесь из дальних стран.
В степи стоят стреноженные кони,
На взгорье у реки – казачий стан.

Скуластые, обветренные лица.
Запойный, с чёртом знавшийся народ.
Внизу – к воде – порочная девица,
Сняв сарафан разорванный, идёт.

У бочки винной с чинной чередою,
Заядлых выпивох опохмеля, –
Забеглый поп кропит «святой водою»
Прибрежные овраги и поля.

Араб клинком играет из Дамаска,
Цыган на торг ведёт в узде коня.
И атаману щедро дарит ласки
В шатре турчанка, взглядами пьяня.

И мужики с большой тверской дороги
Играют в кости, гривами тряся.
Хмельная баба спит, раскинув ноги,
В зловонной луже, словно порося.

И дезертир с казённою фузеей,
Посапывая трубочкой, притих.
Из-за гроша дерутся два еврея,
Зарылся писарь в груду толстых книг.

Рубака-шляхтич в красочном камзоле,
С друзьями на дурницу подгуляв,
Пересыпая речи густо солью,
Занятной байкой тешит круг раззяв.

Черкес вострит кинжал булатной стали,
Морской разбойник
вшивый шьёт жупан.
Татарочка, крутя осиной талией,
Меж бунчуков плывёт под барабан.

Сияет солнца огненный червонец,
Толпа многоязыкая гудит.

И вздрагивает царь в Кремле на троне, –
Как на бочонке с порохом сидит!

Разбудили Москву перезвоны колокольные,
Разбудили на заре ранней утренней.
Везут к месту лобному Стеньку Разина,
Следом Фролка бежит, его меньший брат.
А везут-то их на смерть лютую,
На смерть лютую, казнь жестокую
Пред очами царя православного
За разбой да за воровство зело тяжкие
Супротив бояр с воеводами.

За телегою народ валит поспешает,
Бабы крестятся, слезу смахивают,
Слезу смахивают со румяных ланит,
Да концами платков утираются.

Как привозят их к месту лобному,
Да становят как раз перед плахою,
Повалился тут ниц православный люд,
Да ударил над площадью колокол.
– А ответь ты, ответь, воровской казак,
Думный дьяк Степана выспрашивал,
– С кем разбой чинил,
Бар-господ побивал?
Да покайся-ка, тать, в злодеяниях!

Но стоял Стенька Разин помалкивал.
Он на плаху сложил буйную головушку,
И, очами сверкнув соколиными,
Брату слово молвил последнее:

– А прощай ты, мой брат, скоро свидимся,
На том свете с тобой повстречаемся.
Славно пожили мы на своём веку.
Не пристало робеть нам, детинушка,
Перед смертью, старухой беззубою!

Источник: proza.ru

Царицын в бунте Степана Разина

В начале 1667 г. до воевод волжских городов стали доходить тревожные слухи о том, что донские казаки собираются идти на Волгу «за зипунами». 14 марта 1667 г. царицынский воевода Андрей Дементьевич Унковский доносил в Москву: «На Дону в Паншине и Качалинском городках збираются воровать на Волгу многие казаки, а чаять де, их будет с 2000 человек».

Поход за зипунами возглавил наш земляк, казак станицы Зимовейской Степан Тимофеевич Разин. В Паншине сходились те, кто не хотел терпеть крепостной неволи, тягостных поборов.

В отличие от предыдущих походов этот готовился тщательно, и в нем участвовали не только «голутвенные» казаки, но и беглые крестьяне. У купцов скупались оружие, порох, свинец, деготь, съестные припасы, готовились лодки.

В мае 1667 г. отряд во главе с С. Разиным переправился с Дона через реки Иловлю и Камышинку на Волгу и пошел основными силами к Царицыну. Цель похода заключалась в том, чтобы как можно быстрее выйти на Волгу, раздобыть нужное число лодок, прорваться через Царицын, Черный Яр и Астрахань к Каспийскому морю и овладеть Яицким городком, откуда совершать набеги на торговые суда и богатые владения персидского шаха.

Воевода А. Унковский с великим беспокойством сообщал в Москву, что если казаки придут, то защищаться будет трудно, т. к. в царицынском гарнизоне «малолюдство большое», ибо многие стрельцы и служилые люди были в разных «посылках». Да и на имевшихся в наличии стрельцов (около 300 человек) воевода не мог положиться.

Это подтвердилось в тот момент, когда Разин 28 мая 1667 г. в 5 часов утра подошел со своим отрядом к Царицыну и начал обстрел крепости из пушек и ружей, подступив под самые стены. Попытка воеводы организовать оборону города оказалась безуспешной, ибо «пушка де ни одна не выстрелила, запалом весь порох выходил». Стрельцы не хотели стрелять по разинцам. Казаки также перестали стрелять, получив на то указание атамана. Хотя Разин и не встретил серьезного сопротивления, город он не стал брать, а приказал погрузиться в струги и, отплыв от Царицына вниз по течению на четыре версты, расположился лагерем на Сарпинском острове.

У Унковского не было сил противостоять Разину, а у того не было времени брать Царицын. Поэтому неким компромиссом между ними стало то, что по требованию атамана царицынский воевода выдал тому кузнечную снасть, думая, что этим все обойдется. Разин продолжил свою компанию.

Осенью 1669 г. Разин возвращается на Дон, будучи уже не только удачливым атаманом, но и предводителем всех угнетенных слоев населения понизовья Волги и Дона.

1 октября 1669 г. Разин подошел к Царицыну. Казаки спокойно вошли в город, расположились по подворьям после трудной дороги (плыли против течения реки), помолились в Троицком и Иоанно-Предтеченском монастырях. Один из отрядов остановился за рекой Царицей, приблизительно на том месте, где сейчас находится улица С. Разина.

Через некоторое время Разину уже пришлось выслушивать казаков, которые приезжая с Дона в Царицын за покупками, имели притеснения со стоны царицынского воеводы А. Унковского. Того Разин лично «бранил и за бороду драл», пригрозил убить, если тот не прекратит притеснять казаков. После пятидневного пребывания в Царицыне Разин направился на Дон.

Вскоре после ухода Разина из Царицына воевода Унковский доносил царю, что к атаману идет «голытьба многие» из донских и хоперских городков. Уже в ноябре 1669 г. в отряде Разина насчитывалось около трех тысяч человек.

Весной 1670 г. на круге казаки решили идти на Волгу. Как это происходило нам свидетельствует «отписка» тамбовского воеводы от 19 мая 1670 г.: «. у Стеньки Разина. круг был и ясоулы те докладывали в кругу, что под Озов ли итить, и казаки де в кругу про то все умолчали. А в другой де докладывали — на Русь ли им на бояр итить, и они де «любо» молвили небольшие люди. А в третий де докладывали, что итить на Волгу, и они де про Волгу завопили. ».

Царское правительство не успело предотвратить этот поход, хотя и принимались меры к усмирению разинцев. В начале лета 1670 г. из Москвы к Царицыну был послан отрад из 1000 стрельцов во главе с Лопатиным. Казанскому воеводе Шереметьеву приказано было послать под Царицын отряд из 200 стрельцов.

Однако все эти меры явились запоздалыми. 9 мая 1670 г. почти семитысячное войско во главе со Степаном Разиным двинулось к Волге, на Царицын. Но пошел он не тем путем, которым шел в 1667 г. «за зипунами», т. е. не водным через Иловлю и Камышинку, а сухим, кратчайшим, «а струги и лотки с собой волокли сами и лошадьми». К Волге разинцы вышли через два дня в версте выше Царицына.

Здесь Разин разделил войско на две части. Часть казаков во главе с Василием Усом поплыла на стругах к городу, а с другими конными и пешими казаками Разин двинулся сушей к Царицыну. Атаман знал от царицынских перебежчиков, что царицынцы его ждали и готовы были в любую минуту открыть ворота, поэтому Разин не сомневался в победе.

Агент по организации туризма что это

В Царицыне к этому времени сменился воевода: на место А. Унковского прибыл Тимофей Васильевич Тургенев. Новый воевода был довольно крут с местными жителями, стрельцами и казаками. Это, наверно, и определило его участь. Как только разинцы стали приближаться к городу, Тургенев дал команду гарнизону занять места и быть готовыми к отражению нападения.

Разинцы окружили город со всех сторон. Спустя некоторое время к Разину привели пять человек посадских людей, прибежавших из города, которые поведали Степану о настроении в крепости среди горожан и стрельцов, о наиболее уязвимых местах в крепостных сооружениях, о припасах, хранящихся в крепости. Не успел еще Разин выслушать царицынцев, как ему доложена была тревожная весть — недалеко от Царицына дозорные обнаружили союзников русского царя, ногайских татар. Тогда Разин с частью войска выступил навстречу татарам и разгромил их в бою.

Вернувшись к городу, Разин с войском остановился «на кобылице», «что блиско к городу за яром», но брать крепость не пришлось. Во время отсутствия Разина царицынские жители заявили, что «им дратца с казаками не за что», и затем, «сбив городовой замок, и город отворили» со стороны Московских ворот, а потом, с боем прорвавшись к Предтеченским воротам, открыли их и впустили оставшийся у города отряд Василия Уса.

Воевода Тимофей Тургенев не ожидал такой дружной измены со стороны вверенных ему горожан и стрельцов и едва успел скрыться с несколькими верными стрельцами в крепостной башне. Воевода решил обороняться. Однако после непродолжительного боя башня была взята. Находившихся там воеводу Тургенева и стрельцов казаки потащили к Волге и совершили над ними самосуд, утопив их.

Казнены были также ненавистные стрелецкие начальники. Полному торжеству разинцев способствовало и захват проплывавшего в это время мимо Царицына торгового каравана судов с оружием и различными припасами. Затем был дуван, на котором делили не только доставшуюся добычу с судов, но и то, что было отобрано у царицынских купцов, детей боярских и подьяческих. Получая добычу, казаки еще более загорелись целью идти дальше под Черный Яр и Астрахань за новыми зипунами.

Но Степан Разин понимал, что теперь его действия посягают на устои государственной власти, а, значит, следует ждать более серьезных противодействий со стороны царских сил. В борьбе против них в его планах важное место должен был занять Царицын. Степан Разин объехал крепость и осмотрел все крепостные сооружения. Потом дал приказание укрепить крепость. Боевую мощь усилили пушками и пороховыми припасами.

Эти меры оказались своевременными. К исходу первой недели пребывания повстанцев в Царицыне дозорные донесли, что сверху от Саратова идет к Царицыну большой караван с ратными людьми. Этими ратными людьми оказались посланные царем «для береженья города Царицына» и на помощь воеводе Тургеневу полки московских стрельцов, около 1000 человек, со стрелецким головой Иваном Лопатиным.

Они не знали еще о взятии Царицына. Этим и воспользовался С. Разин. Он решил, не дожидаясь их подхода к городу, первым нанести внезапный удар. Конницу он пустил по берегу, а сам повел на стругах пехоту.

В семи верстах выше Царицына у Денежного острова казаки внезапно атаковали стрельцов.

Стрельцы, застигнутые врасплох, отчаянно отбивались от казаков, пытались пробиться на стругах к Царицыну, ожидая помощи со стороны его гарнизона. Но, подойдя к крепости, вместо помощи увидели летящие в них ядра. «По ним почали бить из пушек и их стрельцов побили человек с 500 и больше». Разгром был полный. Оставшихся в живых около 300 стрельцов привезли в Царицын для использования их на гребной работе на судах и для возведения новых крепостных сооружений, для ремонта имеющихся.

Восторженно встретили царицынцы разинцев, надев лучшие свои платья. Поздравляли с победой, накрывали столы. Царицынцам нравились порядки, которые ввел в городе Разин. На первом же круге объявил он всем жителям волю, введя в крепости казачье устройство.

Не стало в Царицыне воевод, жители были разбиты на десятки, сотни, появились десятские, сотники и атаман, который был выбран на кругу. Им стал Прокофий Иванов. В городе была образована своя народная казна, появилось даже знамя. Для царицынцев наступили совсем другие времена. Если несколько дней назад они ломали шапку перед господами и гнули спины в непосильной работе, то теперь стали вольными людьми: сами вершили суд, отменили государевы долги, участвовали в управлении городом.

Но понятия свободы и вольницы у наших предков того времени еще не имели разграничение, и поэтому наряду с вышесказанными проявлениями самостоятельной жизни, которые сегодня можно назвать как элементы гражданского общества, соседствовали разгул, гульба и разбой. Так, со слов голландца Л. Фабрициуса, в районе Царицына: «Разин захватил несколько сот купцов, и их товары, дорогие и превосходные по качеству, как то: соболя, юфть, дукаты, рейхсталеры, много тысяч рублей русскими деньгами и всякие иные товары, поскольку эти люди вели большую торговлю с персами, бухарцами, узбеками и татарами».

Все это давало повод царским властям вести борьбу против разинцев не только как за сохранение своих личных интересов и власти, но и как по защите порядка и государственных интересов. В этом повстанцы на Руси всегда проигрывали властям. 5 июня 1670 г. с большей частью своего войска С. Разин двинулся вниз по Волге. Легко овладел Черным Яром, недолго сопротивлялась Астрахань. Оставив в городе часть своего войска во главе с атаманом В. Усом, Разин с восьмитысячным войском возвратился 29 июля 1670 г. в Царицын, который встретил его колокольным звоном, горожане вышли с хлебом – солью, местные священники несли иконы.

Перед Разиным встал вопрос: каким путем идти на Москву? Обсуждение, как обычно, проходило на круге. В Царицыне «у него у Стеньки были круги многие». Решался вопрос — «куда де им в Русь итить лутче, Волгою или Доном?» Обсуждались три варианта: движение по Дону, степью и Волгой.

Решили идти Волгою. Этому в большей мере способствовало то, что с верховьев Волги доносили верные люди, что его отряд ждут в верховых волжских городах от Саратова до Симбирска, тем самым будет обеспечена задача взятия городских крепостей и пополнения войска людьми. Таким образом, в Царицыне восстание получило дальнейшее развитие.

7 августа 1670 г. многотысячная армия повстанцев вышла из Царицына и направилась вверх по Волге к Саратову. В составе войска было «прямых донских казаков» около 5000 человек, остальную часть, свыше 3000 человек, составляли крестьяне, работные люди, жители городов, стрельцы, солдаты и т. д. Вооружены были не все, «многие без ружья, только одни у них дротики», мало было конницы.

Поначалу разницам способствовала удача. Были взяты многие волжские города, а вот в генеральном сражении за Симбирск 1 октября 1670 г. разинцы потерпели поражение, а С. Разин был «рублен саблею и ранен из пищали в ногу». История донесла до нас и имя ранившего Разина – алаторец С. Степанов.

Раненый атаман на нескольких стругах вернулся в Царицын. Около двух месяцев пробыл Разин в городе, залечивая раны. Бунтарский дух и взваленная на свои плечи ноша предводителя «униженных и оскорбленных» заставили донского атамана вновь продолжить начатое дело.

В конце ноября Разин, оставив в Царицыне для укрепления пятьсот человек, направляется на Дон в Кагальников город, где жили его жена, брат и товарищи. Решил Степан к весне опять поднять Дон. Но этому не суждено было сбыться. 14 апреля 1671 г. Степан Разин был схвачен «домовитыми» казаками во главе с К. Яковлевым и отправлен вместе с братом Фролом в Москву, где 6 июня 1671 г. казнен на Красной площади.

Основание города Камышин

История становления города Камышина началась в 1668 году, когда по указу царя Алексея Михайловича, в устье реки Камышинки прибыли стрельцы. И, на левом берегу реки под руководством англичанина Бейле (инженера-полковника), они поставили крепость для охраны волжского торгового пути.

В этот край совершали набеги ногайцы, крымские и кубанские татары, «воровские» казаки с Дона. Именно отсюда, легендарный атаман Ермак Тимофеевич со своей армией отправился на Каму, а затем – на покорение Сибири, переправившись волоком с реки Иловли в Камышинку в 1580 году. А в 1667 году, тем же путём Степан Разин вышел на Волгу.

Так, в 1668 году на месте, где речка Камышинка впадала в Волгу, была построена небольшая крепость для охраны водного пути и как опорный пункт борьбы с восстававшими казаками и крестьянами.

Туристический маршрут сортавала рускеала

Но, в 1670 году крепость была сожжена и разграблена войсками Степана Разина, прибывшего из Царицына. Однако вскоре на пепелище стал снова селиться «прихожий люд». Крепость была усилена караульным гарнизоном.

В 1662 году по приказу царя Петра I в устье Камышинки отправился полк стрельцов и свободных крестьян, а ещё через год сподвижник царя — князь Куракин, которому было велено «поставить» город на высоком левом берегу реки Камышинки.

27 сентября 1697 года из Казани в Камышин «для охраны шлюзного дела» был переведён Дмитриевский стрелецкий полк под командованием Якова Буша. На берегу Камышинки было построено укрепление «Петровское». Позднее город, обнесённый палисадом с 4 воротами и обрытый валом, стали называть Дмитриевском – в стрелецком полку почитали и хранили икону святого великомученика Дмитрия Солунского.

Во время первого азовского похода против турок в Дмитриевске побывал Петр I. Он обратил внимание на узкий перешеек между реками Иловлей и Камышинкой и решил соединить здесь каналом Волгу с Доном. Проект канала назывался «новая и правдивая карта о перекопе, чтоб из Дону или Танаиса кораблями Иловлею рекою до Камышенки и Камышенкою рекою в Волгу или Астраханскую реку в Каспийское море входить». Канал, длиной около трёх километров, должен был иметь 4 плотины (запруды) и Работы по шлюзов. Работы по сооружению канала производились в период с 1697 по 1701 год. Но строительство канала так и не было завершено.

В приволжских степях не раз вспыхивали крестьянские волнения и бунты. Дмитриевцы постоянно принимали сторону восставших. 1704 году отряд царских карателей во главе с князем Дмитрием Хованским сжег город за участие его жителей в казачьем восстании против «бритья бород и одевания немецкого платья». Крепость перенесли на правый берег Камышинки.

13 мая 1708 года в Дмитриевск без боя вошел один из отрядов Кондратия Булавина. Солдаты гарнизона перешли к булавинцам. В городе образовалось казачье самоуправство. Но уже в августе того же года были возвращены правительственные войска.

Второй приезд Петра I в город Дмитриевск датируется 15 июня 1722 года (персидский поход). Петра I сопровождали Екатерина, Ф.М. Апраксин и советник Петра, молдавский учёный и политический деятель, князь Д.К. Кантемир. Его Величество изволил осмотреть город, обороноспособность крепости.

Также, за два часа пребывания в городе, у царя состоялся предметный разговор с воеводой о роли города в защите низового Поволжья, волжского торгового пути, заволжских степей, о борьбе с набегами.

Для охраны линии и правого берега Волги в 1731 году было учреждено Волжское казачье войско. 3 августа 1731 года вышел сенатский указ о льготах переселенцам на царицынскую линию, что помогала освоению этого края.

Пётр 1 и наш край.

Эпоха Петр I для России занимает особое место, потому что этим царем были проведены такие преобразования в стране, которые изменили все стороны ее жизни. Наиболее зримо они проявлялись при непосредственном участии царя. В этом отношении наш город занимает особое место, потому что не всякому периферийному городу выпадала честь несколько раз принимать у себя наивысочайшего гостя. В Царицыне Петр был трижды.

Первый раз во время азовского похода в 1695 году. Целью данного похода было взятие турецкой крепости Азов в устье Дона, что должно было обезопасить южные границы страны от Османской империи и получить выход к Азовскому, а там и к Черному морям. Караван судов по Волге должен был спуститься по Волге до Царицына, а затем по переволоке перебраться на Дон. Еще до этого царицынскому воеводе А. Л. Вельяминову-Зернову был дан приказ быть готовым к встрече многочисленного войска и приготовить тысячу лошадей и телег для перетаскивания обоза и пушек через степь.

7 июня войско прибыло к Царицыну. Петр во время данного похода выдавал себя за бомбардира Петра Алексеева. Вместе с ним прибыли его первые помощники: А. Меншиков, Головин, Лефорт. Во второй половине 9 июня русское войско начало изнурительный четырехдневный поход на Дон. Хотя в первый раз Азов русскими войсками взят не был, однако на следующий год Петр I торжествовал победу.

К сожалению, данные о деятельности Петра в Царицыне очень скудные. Но деятельная натура русского царя, наверняка, не могла не удержать его, чтобы не осмотреть крепость и дать какие-либо распоряжения. Каким же увидел Царицын Петр I в конце XVII века?

в 1703 г. мимо Царицына проплывал итальянский путешественник и живописец Корнелий де Бруин. Он оставил нам описание города за 1703 год, как словесное, так и живописное.

Вот как он описывает город:

«Город Царицын построен на невысокой горе, объемом невелик и, как мне показалось, расположен четырехугольником и обнесен деревянной стеной, снабженной башнями. Предместье его раскинуто по берегу реки и частию вокруг города».

В начале века наш край вновь оказался в районе народного восстания, но теперь под предводительством казака Кондратия Булавина (1707 – 1798). Как и при С. Разине отряды казаков разъезжали по региону для грабежа и поднятия людей на свою сторону. В начале июня 1708 г. один из таких отрядов мятежников под руководством Ивана Павлова численностью до трех тысяч человек появился у стен Царицына. Царицынский гарнизон, в отличие от времен Разина, не нарушил своей присяги служить верой и правдой царю и Отечеству и под руководством воеводы Афанасия Турченинова отчаянно защищался. Но он был слишком малочисленным – всего 500 человек, поскольку большая часть ранее была направлена на войну против Швеции.

17 июля последнее место укрытия и сопротивления царицынцев было взято, и восставшие жестоко расправились с обороняющимися.

Через три дня придет запоздавшая помощь гарнизону, и мятежники будут разбиты. Но многие постройки крепости будут сильно повреждены, но, что особенно печально – во время этих событий сильно пострадали светские и церковные архивы. А в 1716 г. во время опустошительных набегов крымских и кубанских татар на волжские города Царицын будет взят отрядом казака Игнатия Некрасова, который не пощадит никого и ничего: город будет сожжен, «и древних лет письма все позжены и подраны».

Вернемся к пребыванию Петра I в Царицыне. Во время войны с Персией русский царь еще два раза посетит наш город: в конце июня и в ноябре 1722 года. 23 июня 1722 г. Петр I со своей свитой прибыл г. Дмитриевск (Камышин). Здесь он оценил вкусовые качества местных арбузов, так как на главном административном здании города лично укрепил, как повествует предание, позолоченный деревянный арбуз.

В Царицын Петр I с флотилией прибыл 28 июня 1722 г. Горожане встретили императора с хлебом-солью и подвели ему прекрасного коня — чистокровного дончака, на котором царь и въехал в крепость. По окончании осмотра города он слушал в соборной церкви обедню, по окончании службы беседовал с жителями. Как сообщается в одном из архивных документов, Петр I «сам сочинил проект Царицынской крепости, состоявшей из четырехугольной бастионной цитадели при полигонах в 80 сажен с земляным ретронштаментом, окружавшим город. В крепости должно было находиться 500 человек гарнизона».

При возвращении из Персидского похода поздней осенью 1722 г. царскую флотилию захватила зима. Петр вместе с Екатериной остановился в каменном доме № 2 по Спасской улице, которая при советской власти была переименована в улицу Володарского. Сейчас этого здания нет.

Перед отъездом царь подарил горожанам свои трость и картуз, сказав при этом, как гласит легенда, представителям городского магистрата: «Вот вам трость; как я управлялся ею с друзьями своими, так вы обороняйтесь ею от врагов ваших». Трость сделана из персидского вяза, сучковатая, длина ее 1,64 метра.

Тогда же в ответ на челобитную жителей города, переселенных из Азова в 1696 г. и просивших оставить их в Царицыне, царь снял с головы картуз и тоже передал его городским властям: «Как никто не смеет снять сей картуз с головы моей, так никто не смеет вас из Царицына выводить». Реликвии долгое время хранились в комендантской канцелярии, в городском магистрате, затем в городской думе.

В настоящее время они сохраняются в областном краеведческом музее. Прогуливаясь по берегу речки Царицы с Екатериной. Петр I будучи, очевидно, в хорошем настроении, заявил во всеуслышание: «Так как речка эта называется Царицей, то и жалую ее и Царицынскую крепость своей государыне». Вскоре царская чета отбыла в Москву.

Источник: infopedia.su

Рейтинг
Загрузка ...
Центр туризма