Каким способом образовано слово походах

Все способы словообразования (таблица с примерами)

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые сло­ва.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнез­до.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее про­дук­тив­ный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффик­са­ми.

Основные способы словообразования (5 класс, видеоурок-презентация)

Лингвистический тер­мин «аффикс» (лат. affixus — «при­креп­лен­ный») назы­ва­ет часть сло­ва, име­ю­щую грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и видо­из­ме­ня­ю­щую зна­че­ние кор­ня. По место­по­ло­же­нию в сло­ве аффик­сы под­раз­де­ля­ют­ся на

  • пре­фик­сы, или при­став­ки;
  • суф­фик­сы;
  • пост­фик­сы;
  • интер­фик­сы, или соеди­ни­тель­ные глас­ные;
  • флек­сии, или окон­ча­ния.

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в сло­во­об­ра­зо­ва­нии.

Все способы словообразования (таблица с примерами)

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей осно­ве:

  • писа ть → вы писать
  • вид → под вид
  • забавн ый → пре забав­ный

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са:

  • нахо­ди ть → наход к а
  • цвет (цве­ток) → цвет ник
  • улы­ба ть ся → улыб к а

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суф­фик­са

  • локоть → под локот ник
  • бесед а → со бесед ник
  • свеж ий → о свеж и ть
  • мор е → за мор ск ий
  • мох → за мш е ть

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

Все способы словообразования

  • взво­ди ть → взвод
  • при­пе­ва ть → при­пев
  • свинь я → свин ой
  • золот о → золот ой
  • восемь → восьм ой

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

  • кт о → кто- то
  • чт о → что- нибудь
  • где → где- либо
  • когда → когда- то
  • бро­са ть → бро­сать ся

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и пост­фик­са:

  • слу­ша ть → в слу­шать ся
  • нюха ть → при нюхать ся
  • дума ть → в думать ся
  • тос­ко­ва ть → ис тос­ко­вать ся
  • жда ть → до ждать ся

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и пост­фик­са.

  • толп а → толп и ть ся
  • скуп ой → скуп и ться
  • пере­го­во­ри ть → пере­го­вар ива ть ся

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соеди­не­ние

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно сло­во

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помо­щью интер­фик­са:

  • север , восток → север о -восток;
  • сух ие фрукт ы → сух о фрук­ты;
  • свод неб а → неб о свод;
  • птиц а , фаб­рик а → птиц е фаб­ри­ка;
  • хра­ни­лищ е для овощ ей → овощ е хра­ни­ли­ще;

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и сло­ва:

  • вет ери­нар­ный врач → вет­врач;
  • тур исти­че­ский поход → тур­по­ход;
  • мед ицин­ский пункт → мед­пункт;

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

  • зам ести­тель пред седа­те­ля → зам­пред;
  • мо тоцикл пед аль­ный → мопед;
  • проф союз­ный ком итет → проф­ком;

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв сло­во­со­че­та­ний:

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суф­фик­са­ци­ей:

  • длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерст­ный;
  • хлеб , реза ть + -к- → хлеб о рез­ка;
  • сам , вари ть + → сам о вар;
  • черн ые бров и + → черн о бро­вый;
  • каш а, вари ть + → каш е вар.

Таблица с примерами

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суф­фикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или зву­ков

Лексико-синтаксический способ словообразования

С помо­щью лексико-синтаксического спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния были обра­зо­ва­ны сло­ва из цело­го сло­во­со­че­та­ния путём «скле­и­ва­ния» их ком­по­нен­тов:

  • впе­ред смот­ря­щий → впе­рёд­смот­ря­щий;
  • сего дня → сего­дня;
  • с ума сшед­ший → сума­сшед­ший.

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно уда­ре­ние:

  • сей час → сейча́с;
  • тот час → то́тчас

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или -е (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие:

  • высо­ко, вита­мин­ный → высок о вита­мин­ный корм;
  • мало, изу­чен­ный → мал о изу­чен­ный рай­он;
  • сла­бо, видя­щий → слаб о видя­щий чело­век;
  • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низк о опла­чи­ва­е­мый работ­ник;
  • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бок о ува­жа­е­мый;
  • выше ука­зан­ный → выш е ука­зан­ный.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Все способы словообразования (таблица с примерами)

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли веще­ствен­ность.

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

  • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
  • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
  • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
  • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная дирек­то­ра;
  • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабо­чий.

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

  • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) вер­хом;
  • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
  • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наре­чие:

мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

Источник: sprint-olympic.ru

Способы словообразования в русском языке: таблица с примерами

Способы словообразования в русском языке: таблица с примерами

Способы словообразования в русском языке: таблица с примерами
Словообразование – раздел языкознания, который изучает строение слов и способы их образования. Эти способы показывают, с помощью каких языковых инструментов возникают новые языковые единицы. Умение разобраться, каким образом появилось то или иное слово позволяет правильно выстраивать словообразовательную цепочку и выполнять словообразовательный разбор.

Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ.

§ Какими способами образуются слова?

В русском языке существует несколько способов словообразования:

  • морфологический;
  • лексико-синтаксический;
  • морфолого-синтаксический;
  • лексико-семантический.

Каждый из них представляет собой средство образования лексем на базе существующих языковых основ с помощью различных морфем – суффиксов, приставок и т.д. – а также их комбинаций. Новые слова могут возникать путем сращения различных лексем, перехода одной части речи в другую и прочее.

Какими способами образуются слова?

Рассмотрим подробнее каждый из представленных способов словообразования.

§ Морфологический способ словообразования

Первым делом разберем морфологический способ образования языковых единиц, поскольку он является наиболее распространенным и продуктивным в плане обогащения русского словаря.

Данный способ основывается на взаимодействии производящих языковых единиц с морфемами.

Словообразующая морфема имеет особое название – аффикс (с латинского языка переводится как «прикрепленный»). Это такая часть слова, которая имеет грамматическое значение и способна видоизменять значение корня. К аффиксам относят:

  • префиксы (приставки);
  • суффиксы;
  • постфиксы (-ся, сь, -то, -либо, -нибудь);
  • интерфиксы (соединительные гласные);
  • флексии (окончания).

При этом флексии и формообразующие суффиксы (суффикс прошедшего времени глаголов -л, суффикс степеней сравнения прилагательных и наречий – е, суффиксы повелительного наклонения –и, -й суффикс инфинитива –ть, -ти) не влияют на образование новых слов.

В зависимости от того, какая морфема или сочетание аффиксов послужили средством возникновения новой лексемы, различают следующие виды морфологического способа словообразования:

Приставочный (префиксальный). Лексема образуется в результате присоединения приставки к основе. Например: ход – выход, владелец – совладелец, чертить – начертить, опасный – безопасный, город – пригород, погода – непогода. Прибавление префикса не влияет на смену части речи нового слова.

Суффиксальный (суффиксация). Заключается в присоединении к основе словообразующего суффикса. Например: река – речной, печь – печка, весна – весенний, снег – снежный, пробегать – пробежка, страховать – страховка, сон – сонный, близкий – близко. Суффиксы, в отличие от приставок, могут изменять часть речи.

Приставочно-суффиксальный. В словообразовании принимают участие два типа аффиксов – приставка и суффикс, которые прикрепляются к производящей основе. Например: вода – подводный, чистый – очистить, свеча – подсвечник, лес – подлесок, стена – застенок.

Бессуффиксальный (нулевая суффиксация). Новая лексема возникает с помощью нулевого суффикса. То есть исходное слово в процессе словообразования лишается одной из своих частей – суффикса.

Этим способом, как правило, образуются имена существительные. Основой может служить глагол (играть – игра, припевать — припев) либо имя прилагательное (водяной – вода, широкий – ширь). Базовое прилагательное может не иметь в своем составе суффикса: отчий – отец. Посредством нулевой суффиксации также образуются числительные и прилагательные.

Еще несколько примеров:

  • существительные, основанные на глагольной лексеме (шуметь – шум, слушать – слух, показывать – показ);
  • существительные, образованные от прилагательных (синий – синь, соленый – соль, мелкий – мель);
  • сложные слова (везде + ходить = вездеход, скала + лазать = скалолаз, пар + возить = паровоз);
  • прилагательные, образованные от существительных (заяц – заячий, будни – будний, работа – рабочий);
  • прилагательные, основой для которых послужил глагол (проходить – прохожий);
  • порядковые числительные, производные от количественных (семь – седьмой, девять – девятый).

Приставочно-постфиксальный. Применяется для образования новых лексем путем присоединения к ним приставки и постфикса. Например: думать – задуматься, смотреть – присмотреться, терять – потеряться.

Суффиксально-постфиксальный способ. Заключается в том, что к базовой лексеме присоединяется сразу два аффикса – суффикс и постфикс. Например: мелочь – мелочиться, игрок – играться, молодой – молодиться, зачитать – зачитываться.

Сложение. При таком способе новая языковая единица формируется путем соединения производящих основ в единое целое. При таком способе могут соединяться как целые слова, так и их части. Чаще всего средством объединения служат соединительные гласные О и Е. Итак, путем сложения могут образовываться слова при следующих условиях:

  • с помощью интерфикса (сухие + фрукты = сухофрукты, сталь + варить = сталевар, снег + падает = снегопад, море + продукты = морепродукты, сено + косить = сенокос);
  • без участия интерфикса, но посредством дефиса (жар-птица, купля-продажа, ковер-самолет, генерал-лейтенант, юго-восток);
  • слогословная аббревиация, то есть сложение усеченной основы и слова (ветеринарный + врач = ветврач, заместитель + директора = замдиректора, медицинский + персонал = медперсонал, заработная + плата = зарплата, спортивная + площадка = спортплощадка);
  • слоговая аббревиация — сложение усеченных основ (коллективное + хозяйство = колхоз, строительный + батальон = стройбат, заведующий гаражом = завгар, полномочный + представитель = полпред, главный бухгалтер = главбух, ликвидация безграмотности = ликбез);
  • звуковая аббревиация – комбинация начальных звуков нескольких слов, составляющих словосочетание (министерство иностранных дел = МИД, государственная автомобильная инспекция = ГАИ, новая экономическая политика = НЭП, частное охранное предприятие = ЧОП, жилищно-эксплуатационная контора = ЖЭК, научно-исследовательский институт = НИИ);
  • буквенная аббревиация – сочетание начальных букв нескольких слов, составляющих словосочетание (Союз Советских Социалистических Республик = СССР, Федеративная Республика Германия = ФРГ);
  • буквенно-звуковая аббревиация (Центральный спортивный клуб Армии = ЦСКА, запись акта гражданского состояния = ЗАГС, федеральная служба исполнения наказаний = ФСИН);
  • смешанная аббревиация – объединяет разные части нескольких слов (следственный изолятор = СИЗО, институт мировой литературы = ИМЛИ, социальное обеспечение = собес);
  • телескопическая аббревиация – представляет собой сочетание начала первого и конца второго слова (биологическая механика = бионика, парашют + акваланг = параланг, лев + тигр = лигр).

Сложносуффиксальный. В этом случае складываются производящие основы и соединяются друг с другом посредством интерфикса с одновременным добавлением суффикса ко второй основе (три + этажа + -н- = трехэтажный, когти + точить + -к- = когтеточка, огонь + тушить + -тель = огнетушитель, красная + армия + -ец = красноармеец).

Усечение. Новое слово возникает в результате сокращения основы. Например: метрополитен – метро, килограмм – кило, компьютер – комп, велосипед – велик.

Таблица с примерами

Морфологические способы образования слова

Пример

писать – подписать, лечить – вылечить, сидеть – высидеть, ломать — сломать

новый – новизна, свистеть – свисток, лимон – лимонный, сад – садовый

человек – бесчеловечный, пол – подпольный, красный — покраснел

сонный – сон, дождливый – дождь, мыльный – мыло, жгучий – жжет

что – что-либо, кто – кто-нибудь, где – где-то, когда – когда-либо, смотреть – смотреться, искрит — искрится

мореплаватель (две основы + соединительная гласная + суффикс), дымоход (две основы и соединительная гласная), заяц-беляк (две основы и дефис), спецкор (сокращенные основы), МХАТ, КНР, ЮАР (начальные звуки и буквы)

§ Неморфологические способы словообразования

Эти способы образования лексем заключаются не в манипуляции с морфемами, а в переходе одной части речи в другую (детская комната – детская), слиянии двух слов в одно (быстро растворимый кофе – быстрорастворимый) без участия соединительных гласных. При этом форма слов, в которой они существовали до сращения, остается в исходном виде.

Итак, к неморфемным способам словообразования относят:

Морфолого-синтаксический способ. Конверсия – это переход лексемы из одной части речи в другую. Например: загорающие люди – загорающие покинули пляж, игровая комната – игровая была закрыта, будущее время – в скором будущем, заведующий отделением – заведующий сидел в своем кабинете. Рассмотрим подробнее разные случаи:

  • переход в существительное (горячее блюдо – подали горячее, рядовой солдат – рядовой уснул, животный мир – удивительное животное, рабочий человек – рабочий фабрики);
  • переход в прилагательное (подходящий поезд – подходящий костюм, потухший огонь – потухший взгляд, сияющие огни – сияющий вид);
  • переход в наречие (зашли в глубь леса – рыба ушла вглубь, получил удар в бок – ушел вбок);
  • переход в местоимение (они задумали одно дело – дело (в значении «это») было в четверг, известная актриса – в известном (в значении «этом», «таком») месте, человек нуждается в общении – ко мне подошел (в значении «кто-то») человек, отдельное место – это касается отдельных (в значении «некоторых») людей, целый и невредимый – целый (в значении «весь») день);
  • переход в предлоги, союзы, междометия (не смотря на собеседника — несмотря на плохую погоду, благодаря их — благодаря им).

Конверсия может происходить путем лексикализации, то есть превращением грамматической формы в слово другой части речи. Например: любоваться зимним утром – проснуться (когда?) утром, наслаждаться весной – птицы прилетели (когда?) весной. Получается, что существительные в форме творительного падежа перешли в другую самостоятельную часть речи – наречие.

Лексико-синтаксический способ словообразования.
Этот вариант предполагает возникновение новых лексических единиц путем объединения слов, составляющих словосочетания, в которых знаменательные части речи связаны подчинительной связью. Таким образом, устойчивое выражение превращается в одно новое слово. Например: имущий мало – малоимущий, с ума сшедший – сумасшедший, сильно действующий – сильно действующий, вечно зеленый – вечнозеленый, дико растущий – дикорастущий, вперед смотрящий – впередсмотрящий.

Старинные слова, которые раньше писались раздельно, в современном языке пишутся слитно, а вместо двух ударений у них остается одно. Например: сей час – сейчас, сего дня – сегодня, тот час – сейчас.

Сращивание характерно для таких словосочетаний:

  • наречие + причастие (малосоленый, густонаселенный, малознакомый, долгоиграющий, сильнодействующий, глубокоуважаемый, низкооплачиваемый);
  • существительное + причастие (умалишенный, сумасшедший, богобоязненный).

Проведем анализ одного из примеров:

Сильнодействующий – лексема образована путем сращения причастия «действующий» и находящегося у него в «подчинении» наречия «сильно». Для сравнения: таблетка, действующая (как?) сильно – сильно действующая таблетка.

Сращение и сложение – очень похожие друг на друга способы образования, поэтому их часто путают. Не допустить ошибку поможет прием перифраза. Сложение: здесь можно использовать производящие слова, но перифраз не будет равен производным. Например: скороход (тот, кто быстро ходит), языковед (тот, кто ведает языком).

Сращение: изначальная и последующая версии совпадают, то есть порядок слов и падежные окончания сохранились. Например: вышеуказанный (выше указанный).

Лексико-семантический способ словообразования. В этом случае новая языковая единица образуется вследствие разъединения многозначного слова на омонимы – слова, одинаковые по написанию и произношению, но имеющие разный смысл. Пример полной омонимичности: кисть (малярная) — кисть (руки) — кисть (виноградная); лук (для стрельбы) – лук (овощ). Также выделяют неполные омонимы, которые, в свою очередь, делятся на:

  • омографы – пишутся одинаково, но звучат по-разному: мука́ – (продукт) – му́ка (страдание, переживание), за́мок (сооружение) – замо́к (устройство для запирание дверей), бе́лки (животные) – белки́ (органические вещества), хло́пок (волокно) – хлопо́к (громкий короткий звук);
  • омофоны – пишутся по-разному, но звучат одинаково: лук (овощ) – луг (поляна), балл (танцы) – бал (оценка), сток (воды) – стог (сена), груздь (гриб) – грусть (тоскливое настроение);
  • омоформы – значения разные, но произносятся и пишутся одинаково в одной из грамматических форм: посуда из стекла – вода стекла, дали совет, дальние дали, ветер стих – стих о природе, вели за руку – вели ему замолчать, он смог – густой смог.

Употребление слова в переносном значении – еще один вариант словообразования в рамках лексико-семантического способа. Например: тяжелый велосипед – тяжелый взгляд, мы найдем выход из ситуации – выход во двор находится с другой стороны.

§ Словообразовательный анализ слова

Словообразовательный разбор – это анализ языковой единицы, в результате которого определяется, от какого слова и с помощью каких средств она образована.

Словообразовательный анализ слова

Отличие морфемного анализа от словообразовательного разбора

Чтобы выполнить разбор, потребуются:

  • знание способов словообразования;
  • умение выделять морфемы;
  • умение различать производные и непроизводные слова;
  • способность видеть производящую и производную основы.

Непроизводные слова – исходные лексемы, которые не образованы от других слов, а возникли в языке изначально. Такие слова имеют простое морфемное строение и состоят только из корня и окончания. Например: небо, земля, голова, нога, луна. Непроизводные лексемы являются базой для формирования новых языковых единиц – производных слов. Последние образуются путем присоединения одной, а иногда двух или трех морфем к производящей основе либо посредством ее превращения одним из неморфологических способов.

Рассмотрим несколько примеров: небо – небосвод, земля – земляной – землянка, вода – водный – подводный, далекий – отдалить – отдалиться.

Производные слова вторичны. Их значение можно определить, изучив исходную лексему. Например: говорить – заговорить (начать говорить).

В словообразовании непосредственное участие принимает производящая основа исходной лексемы. Получить ее можно, если отбросить окончание. Например: белый – основа бел-, нога – основа ног-. При возникновении новых слов основа сохраняется: белый – белеть, нога – ножка (чередование г/ж).

Итак, основа базового слова называется производящей. Основа производной однокоренной лексемы является производной.

Каждая новая языковая единица отличается от производящей лексемы более сложным морфемным составом. Цепочку можно проследить на примере: внимание – внимательный – внимательность.

Цель словообразовательного разбора – выявить самую близкое однокоренное слово, от которого было образовано анализируемое слово. В результате должна получиться словообразовательная пара, которая демонстрирует соотношение производящей и производной лексемы.

Порядок словообразовательного анализа:

Слово, которое требуется разобрать, ставят в начальную форму. Для каждой части речи начальная форма соответствует определенным критериям, а именно:

  • для существительного это форма ед.ч., Им.п.;
  • для прилагательного – ед.ч., Им.п., м.р.;
  • глагол – инфинитив;
  • причастие – ед.ч., Им.п., м.р.;
  • местоимение – зависит от разряда;
  • наречие, деепричастие – неизменяемые части речи.

Начальная форма нужна для того, чтобы убрать формообразующие аффиксы, поскольку они не влияют на образование новых слов.

  1. Назвать часть речи.
  2. У слова, которое анализируем, определить тип основы (производная или непроизводная). Если основа непроизводная (вода, лес, небо), разбор осуществить невозможно.
  3. К разбираемому слову подбирается производящее слово или сочетание лексем, то есть такое слово или сочетание, от которого данное слово образовано. Производящая лексема должна быть родственной данному слову, то есть максимально близкой по структуре и лексическому значению, но при этом проще. Именно выбор производящего слова определяет правильность словообразовательного анализа. В большинстве случаев русские слова имеют одну производящую лексему (сонный — сон, по-другому — другой). Бывает, что одно слово имеет несколько производящих, поэтому образуется разными способами. Например: нехорошо — хорошо (приставочный способ) либо нехорошо — нехороший (суффиксальный способ), направление — направить (суффиксальный способ) либо направление — правление (приставочный способ).
  4. Определяется производящая база. Ей может быть основа слова, целая лексема, части нескольких слов либо несколько языковых единиц. Например: летний – лето, нехорошо – хорошо, вещдок – вещественное доказательство, заяц-беляк – заяц, беляк.
  5. Выделяются морфемы, при помощи которых получилась новая лексема. Например: подлокотник — под локоть.
  6. Называется способ словообразования.
  • не нужно выделять морфемы, которые не участвуют в словообразовании;
  • в словообразовательной цепочке каждое предыдущее слово является производящим для следующего.

Словообразовательный анализ слова

Порядок словообразовательного анализа

Пример словообразовательного разбора:

Подоконник – имя существительное, в начальной форме.

  1. Производящая основа для слова «подоконник» — это основа в слове «окно», то есть окн-.
  2. Основа производного слова – подоконник.
  3. Слово «подоконник» образовано от слова «окно» путем присоединения префикса под- и суффикса –ник-.
  4. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный.

Еще несколько коротких примеров:

  • оруженосец — носить оружие (способ – сложение основ с добавлением суффикса);
  • охотник — охота (суффиксальный способ);
  • переправа — переправить (бессуффиксальный способ);
  • морпех — морской пехотинец (сложение усеченных основ);
  • взрослый — взрослый (человек) – (переход из одной части речи в другую).

Словообразовательный анализ слова

Пример словообразовательного разбора

Пропуск одного звена в цепочки словообразования, то есть неверное определение производящей основы, приводит к неправильному составлению словообразовательной пары. Например: мир – примирение (правильно будет: мир – примирить – примирение).

При анализе важно помнить об исторических чередованиях согласных в корнях и суффиксах. Например: отец – отечество (ц/ч), несу – ноша (с/ш), друг – дружба – друзья (г/ж/з), свет – свечение – освещать (т/ч/щ), смех – смешить (х/ш), ловить – ловля (в/вл), капать – капля (п/пл).

Краткие итоги. Таблица с примерами

§ Краткие итоги. Таблица с примерами

Все способы словообразования делятся на две категории:

  1. Морфологические.
  2. Неморфологические.

Краткие итоги. Таблица с примерами

Морфологические включают в себя большой перечень способов образования новых лексем:

  • приставочный (пить – выпить);
  • суффиксальный (холодный – холодно);
  • приставочно-суффиксальный (город – загородный);
  • постфиксальный (одеть – одеться);
  • приставочно-постфиксальный (спать – выспаться);
  • бессуффиксальный (рассказать – рассказ);
  • суффиксально-постфиксальный (резвый – резвиться);
  • сложение (престолонаследие, ГУМ);
  • сложносуффиксальный (многоэтажный);
  • усечение (телик).

Краткие итоги. Таблица с примерами

Морфологические способы словообразования

К неморфологическим относят:

  • морфолого-синтаксический (гостиная комната – гостиная);
  • лексико-синтаксический (высокопоставленный);
  • лексико-семантический (кот – код).

В основу слова не входят:

  • окончания изменяемых слов;
  • суффиксы инфинитива (-ть, -чь, -ти);
  • суффикс глагола прошедшего времени (-л-);
  • суффикс повелительного наклонения (-й, -и);
  • суффиксы сравнительной степени прилагательных и причастий (-е, -ее).

Чтобы найти слово, образованное бессуффиксальным способом, следует помнить:

  • это существительное;
  • образовано от глагола или прилагательного;
  • в нем нет никакого суффикса.

При неморфологическом способе словообразования изменяется только часть речи, а не внешний вид лексемы: слово будет отвечать на другой вопрос, грамматическое значение будет иным.

§ Задания для самопроверки

ВАРИАНТ I

1.Найти основы в словах и обозначить формообразующие суффиксы.
Прочитать, прочитали, читай, свет, светит, вдали, фильм, собачий, ум, умный, умнее.
2.Образовать новые слова префиксальным способом.
Крутить –
Кричать –
Говорить –
Общество –
Гармония –
Вид –
Злой –
Слабый –
Строгий –
Где –
Когда –
Низ –
3.Образовать новые слова суффиксальным способом.
Играть –
Грустный –
Друг –
Снег –
Стол –
Земля –
4.Образовать новые лексемы приставочно-суффиксальным способом.
Праздник –
Новый –
Дар –
Берег –
Звук –
Тишь –
Осина –
Луна –
5.Образовать новые лексемы бессуффиксальным способом.
Теплый –
Рваный –
Психология –
Кум –
Лис –
Взрывать –
Топотать –
Гладкий –

ВАРИАНТ II

1.Найти основы в словах и обозначить формообразующие суффиксы.
Пролистать, пролистали, листай, академия, академик, заново, анекдот, морской, страх, страшный, страшнее.
2.Образовать новые слова префиксальным способом.
Искать –
Смотреть –
Ломать –
Ход –
Владелец –
Умный –
Последний –
Громкий –
Кто –
Что –
Верх –
3.Образовать новые слова суффиксальным способом.
Читать –
Добрый –
Знакомый –
Свет –
Лист –
Дом –
4.Образовать новые лексемы приставочно-суффиксальным способом.
Стакан –
Локоть –
Круг –
Старый –
Окно –
Люди –
Лес –
Водный –
5.Образовать новые лексемы бессуффиксальным способом.
Смыслить –
Сторожить –
Знатный –
Глубокий –
Цепной –
Прислуживать –
Биология –
Заливать –

ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ I

1.Основы: прочита-, прочита-, чита-, свет-, свет, вдали, фильм, собачий, ум, умн-, умн-,
Формообразующие суффиксы: -ть, -ли, -й, -ее.
2. Крутить – прокрутить, закрутить, выкрутить, подкрутить.
Кричать – накричать, закричать, покричать.
Говорить – заговорить, выговорить, наговорить, проговорить, отговорить.
Общество – сообщество.
Гармония – дисгармония.
Вид – подвид.
Злой – презлой, незлой.
Слабый – неслабый, преслабый.
Строгий – нестрогий, престрогий.
Где – негде, нигде.
Когда – никогда, некогда.
Низ – вниз.
3. Играть – игрок.
Грустный – грустно.
Друг – дружный, дружно.
Снег – снежный, снежок.
Стол – столик.
Земля – землица, земляной.
4. Праздник – предпраздничный.
Новый – по-новому, обновка.
Дар – подарок.
Берег – прибрежный.
Звук – беззвучный.
Тишь – затишье.
Осина – подосиновик.
Луна – безлунная.
5. Теплый – тепло.
Рваный – рвань.
Психология – психолог.
Кум – кума.
Лис – лиса.
Взрывать – взрыв.
Топотать – топот.
Гладкий – гладь.

ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ II

1. Основы: пролиста-, пролиста-, листа-, академи-, академик, заново, анекдот, морск-, страх, страшн-, страшн-.
Формообразующие суффиксы: -ть, -ли, -й, -ее.
2. Искать – выискать, отыскать, сыскать, подыскать.
Смотреть – посмотреть, высмотреть, усмотреть, просмотреть, подсмотреть.
Ломать – сломать, выломать, наломать, поломать.
Ход – проход, заход, выход, сход, отход, отход, переход.
Владелец – совладелец.
Умный – преумный, неумный, безумный, сверхумный.
Последний – предпоследний.
Громкий – прегромкий, сверхгромкий, негромкий.
Кто – никто, некто.
Что – ничто, нечто.
Верх – вверх, наверх, поверх.
3. Читать – чтец, читальня, читальный, чтиво.
Добрый – добряк, добрейший.
Знакомый – знакомство.
Свет – светло, светлица, светляк, светлость.
Лист – листок, листик.
Дом – домик, домовой, домашний.
4. Стакан – подстаканник.
Локоть – подлокотник.
Круг – окружность.
Старый – по-старому.
Окно – подоконник.
Люди – безлюдный.
Лес – подлесок.
Водный – наводнить.
5. Смыслить – смысл.
Сторожить – сторож.
Знатный – знать.
Глубокий – глубь.
Цепной – цепь.
Прислуживать – прислуга.
Биология – биолог.
Заливать – залив.
(function(w,doc) < if (!w.__utlWdgt ) < w.__utlWdgt = true; var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’; s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true; s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’; var h=d[g](‘body’)[0]; h.appendChild(s); >>)(window,document);

Источник: childage.ru

Рейтинг
Загрузка ...
Центр туризма