Транспортировка пострадавшего
В пеших, лыжных и других видах путешествий большинство травм приходится на нижние конечности. В условиях туристского похода участники могут получить ушибы, растяжение связок, вывихи и переломы. Не исключены такие травмы, как ожоги, поражение молнией, укусы ядовитых насекомых и змей.
При наличии нескольких пострадавших необходимо определить очередность их эвакуации: в первую очередь транспортируют пострадавших в бессознательном состоянии, с подозрением на травмы внутренних органов, с тяжелыми ранениями и открытыми переломами, затем — с закрытыми переломами и другими менее тяжелыми травмами. Пострадавшего достав ляют к месту возможного подъезда медицинского или другого транспорта. В условиях дальних походов такой путь может составлять много километров, поэтому в группу транспортировки (она может включать четыре-пять человек) выделяют физически сильных, выносливых и опытных туристов.
Спасательные работы по транспортировке пострадавшего требуют умения использовать для этих целей подручные средства. В качестве полотна носилок в зависимости от условий похода используются: куртки, штормовки (анораки), специально приготовленное для похода носилочное полотно из брезента или прочного капрона (рис).
Рис. Виды туристских носилок для транспортировки пострадавшего
Рама носилок изготовляется из двух жердей длиной не менее 2,5 м. Диаметр жердей 5—6 см. Носилки с настилом могут выполняться с применением одной или двух штормовок (брезентовых, из плотного капрона или ткани болонья). Шесты носилок при этом пропускаются сквозь завернутые внутрь рукава штормовок, которые должны быть застегнуты на пуговицы по всей длине.
Застежка типа «молния» на штормовках также должна быть полностью застегнута. Пуговицы и молнии должны находиться на нижней стороне носилок, капюшоны заправлены внутрь штормовок. Пострадавший привязывается к носилкам как минимум в двух местах: по груди и по бедрам. Веревка или пояс при этом пропускаются вокруг носилок.
Привязывание пострадавшего к отдельным жердям не разрешается. Для крепления пострадавшего к носилкам применяется обычная туристская веревка или равнопрочная по всей длине тесьма (пояс).
В пешем походе наиболее удобны для транспортировки пострадавших носилки, изготовленные из двух жердей с перекладинами и плетеным веревочным каркасом. Для вязки таких носилок заготавливают два шеста (жерди) длиной около 3 м каждый, диаметром 5—6 см и три перекладины длиной порядка 60 см и диаметром 3—4 см. Перекладины с шестами связывают любой имеющейся веревкой.
В изголовье носилок к жердям привязываются две перекладины, как показано на рис. 4.12, а со стороны стоп — одна. Затем делается оплетка носилок веревкой. Веревки оплетки скрещиваются 8—10 раз с промежуточным фиксированием на жердях полусхватывающим узлом или узлом стремя. За неимением длинной веревки импровизированную оплетку можно производить куртками, рубашками и т. д.
Походные носилки. Мастер-класс Никиты Евтюхова
Рис. 4.12. Носилки с переплетенным веревочным каркасом
На веревки плетеных носилок сначала стелют туристский коврик, спальный мешок или сложенный несколько раз кусок брезента (тент). Пострадавшего затем укладывают на носилки. Под голову кладут скатку из вещей.
В некоторых случаях для транспортировки пострадавшего бывает удобнее использовать волокушу, изготовленную из нескольких наложенных друг на друга и связанных ветвей ели или лиственных деревьев длиной 2—3 м (рис. 4.13).
При транспортировке пострадавшего на волокуше носильщик берется руками за комли деревьев, а сзади такие носилки при движении опираются о землю пружинистыми кронами.
Для облегчения транспортировки волокуши из веревки можно сделать лямку, прикрепить ее к комлям деревьев и, накинув на плечо, перемещать волокушу при помощи данного приспособления.
Носилки типа «волокуша»
При невозможности соорудить носилки или волокушу из деревьев, пострадавшего можно транспортировать волоком на куске брезента или полиэтилена.
Перемещение пострадавшего туриста при помощи брезента
При наличии хорошей тропы и травмы легкой или средней тяжести у пострадавшего, его могут переносить двое туристов на руках, сомкнутых в виде «замка», или один на плечах.
. Переноска пострадавшего на руках, сомкнутых в виде «замка»
Следует иметь в виду, что пострадавшего в бессознательном состоянии надо переносить в положении на боку, с травмой груди — в полулежащем положении, при подозрении на перелом позвоночника — на животе или на спине и на жестких носилках, чтобы туловище не прогибалось во время движения.
Транспортировка пострадавшего по пересеченной местности на носилках может выполняться двумя и более участниками туристского похода. При движении на спусках или на участках с уклоном, а также при движении вброд пострадавший должен лежать ногами вперед. При движении по горизонтальной поверхности и на подъеме пострадавший должен лежать головой вперед.
Если рассматривать способы и средства транспортировки относительно легко травмированных туристов на небольшие расстояния по равнинной пересеченной местности, то такая транспортировка (например, выход с места получения травмы в безопасное место) может быть осуществлена без применения каких-либо вспомогательных средств (прямо на руках, на спине одним или двумя носильщиками).
Для транспортировки пострадавшего также можно использовать имеющиеся у группы технические средства, например, основную туристскую веревку. Для переноса пострадавшего на бухте веревки в одиночку такую веревку маркируют в бухту длиной несколько больше метра (в зависимости от роста носильщика). Раздвоенную бухту (узел должен быть посередине) подводят под бедра пострадавшего, а носильщик продевает руки в верхнюю часть бухты, т. е. надевает их как лямки рюкзака на плечи и встает на ноги (рис. 4.16, а).
Переноска пострадавшего на бухте туристкой веревки
Когда транспортировку пострадавшего туриста на бухте веревки осуществляют два человека, то ее маркируют в бухту диаметром не менее 1,5 м. Каждый из несущих надевает через плечо половину бухты так, чтобы узел не свисал ниже верхней части бедер (как показано на рис. 4.16, б), а в переплетении размещают пострадавшего. Чтобы не выпасть, он может придерживаться за плечи носильщиков.
Основой обеспечения безопасности является система обучения начинающих туристов, а также оказание помощи руководителям туристских походов в подготовке похода. Этими вопросами занимается маршрутно-квалификационная комиссия. При необходимости члены комиссии дают указания руководителям похода по планированию маршрута, действиям на наиболее сложных участках похода и т. п. При возникновении сомнений в готовности группы к походу члены комиссии могут провести проверку ее действий на местности. При этом туристы выполняют задания без участия руководителя группы.
Источник: studme.org