Как пойти в поход на северный полюс

Содержание

ПУТЕШЕСТВИЕ НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС НА АТОМНОМ ЛЕДОКОЛЕ: КАК ОРГАНИЗОВАТЬ И О ЧЁМ ВАЖНО ПОМНИТЬ

Представьте себе место, где нет мобильной связи, высоких зданий и дорог. Вокруг только огромные льдины, треском которых иногда нарушается арктическая тишина. Это Северный полюс. И сложно поверить в то, что до вершины мира в наше время организованы регулярные пассажирские рейсы. Ради чего стоит отправиться на Северный полюс? Мы нашли как минимум шесть причин:

  • совершить кругосветное путешествие за 1 минуту. Именно столько времени нужно, чтобы пересечь все 24 часовых пояса. Капитан корабля выберет безопасную льдину после достижения нужной точки (навигатор должен показать 90°00′00″ северной широты), и вы сможете спуститься и пешком отправиться в кругосветку;
  • пройти по океану на атомном ледоколе «50 лет Победы». Это самый большой пассажирский ледокол в мире, его мощность составляет 75 000 лошадиных сил. За всю историю круизов он 55 раз побывал с путешественниками на Северном полюсе;
  • искупаться в Северном Ледовитом океане. Температура воды здесь составляет -2 градуса, и решать, конечно, вам. Но если у вас нет противопоказаний, вы ведёте активный образ жизни и иногда ныряете в прорубь, купание в океане посреди льдин может стать незабываемым опытом;

1.jpg

Тут вас не найдут: СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС — ТОПЛЕС

  • увидеть, что происходит с планетой из-за изменения климата. Живя в крупных городах, мы нечасто думаем о том, как меняется мир из-за глобального потепления. Экосистема Северного Ледовитого океана хрупкая, льды тают с огромной скоростью. Через пару десятилетий этот регион может измениться до неузнаваемости;
  • побывать на архипелаге Земля Франца-Иосифа, который называют «родильным домом белых медведей». Именно это место они выбирают для рождения потомства. Здесь вы сможете увидеть полярного медведя так близко, насколько это вообще возможно в дикой природе;
  • полетать на вертолёте над арктической пустыней и оценить всю мощь Арктики. А ещё увидеть невероятный животный мир — китов и лежбища моржей.

2.jpg

Света Кипарисс, блогер, путешественница:

— Моё первое путешествие в полярные уголки Земли — это реализованная детская мечта увидеть пингвинов. Так я оказалась в Антарктиде зимой. Меня настолько впечатлила поездка, что в том же году я решила добраться и до Северного полюса. Путешествие к вершине земли — это захватывающее, ни с чем не сравнимое приключение. Это тот случай, когда важен сам путь.

Перед глазами — бескрайние белые просторы, горизонт растворяется в ледяной морской глади. Корабль раскалывает многометровые льдины, а время словно замирает.

После путешествия к полюсу жизнь уже не будет прежней, ведь оно расширяет кругозор и стирает границы. Подумать только: 60 лет назад первооткрыватели добирались до полюса на собачьих упряжках, рискуя жизнью.

КРУИЗ ЗА $40 000 – СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС // Ледокол «50 лет Победы»

А сегодня можно с комфортом добраться до самой вершины земли. По пути к Северному полюсу чувствуешь невероятное единение с природой. Арктическая красота особая, каждый, кто увидел её однажды, обязательно захочется вернуться. Я бы с удовольствием повторила полярные приключения.

3.jpg

Когда сезон

За всю историю люди покоряли Северный полюс разными способами, например на собачьих упряжках, лыжах, кораблях, подводных лодках, самолётах и вертолётах и даже во время прыжков на парашютах. В наше время на Северном полюсе даже проходит самый холодный в мире марафон. Путешествия зимой затруднены из-за полярной ночи.

Самое комфортное время для экспедиций с участием неподготовленных туристов — весна и лето.

В апреле и мае путешественники на вертолётах прибывают на дрейфующую ледовую станцию Барнео, расположенную в 1–1,5° от Северного полюса. Станция существует всего месяц-полтора, и для её обустройства требуются особые условия: полярный день, но ещё не слишком жаркое (по арктическим меркам) солнце, отсутствие ветра и температура не ниже -30 °C. Затем туристы совершают ещё один перелёт на вертолёте — к Северному полюсу. Трёхдневные туры организует, например, компания Russia Discovery.

Летом неподготовленные путешественники могут добраться до Северного полюса на атомном ледоколе. Именно в это время года судно начинают использовать для проведения экспедиционных круизов. В другие месяцы атомный ледокол «50 лет Победы» помогает судам проходить через Северный Ледовитый океан, расчищает водный путь от ледяных заторов и доставляет учёных и грузы в труднодоступные районы.

4.jpeg

Как отправиться в путешествие на Северный полюс на атомном ледоколе

Путешествие на Северный полюс начинается в Мурманске, здесь же и заканчивается. Продолжительность круиза — 13 дней. Единственный в России оператор экспедиционных круизов на Северный полюс — Poseidon Expeditions. Они фрахтуют ледокол «50 лет Победы» и полностью организуют путешествие: создают программу на борту, обеспечивают отельный сервис, кейтеринг, организуют полёты на вертолётах и высадки на экспедиционных лодках, даже шьют специальные куртки с учётом погодных условий Арктики.

Чем заняться на борту по пути к Северному полюсу? Например, здесь можно послушать лекции учёных. Биологи расскажут о белых медведях и морских млекопитающих, гляциологи — об особенностях льдов и айсбергов, геологи — об архипелаге Земля Франца Иосифа, а историки — о великих полярных экспедициях в этом регионе. На борту атомного ледокола постоянно открыты тренажёрный и спортивные залы, где пассажиры играют в волейбол, баскетбол, настольный теннис и бадминтон. Чтобы восстановиться после тренировки, можно сходить в сауну и поплавать в бассейне с подогреваемой водой из Северного Ледовитого океана.

5.jpg

О чём важно помнить

Отправляясь на Северный полюс, вы попадаете в регион, где недоступны привычные блага цивилизации. Заранее сделайте чекап здоровья и возьмите с собой лекарства, которые могут вам потребоваться. За пару недель до экспедиции исключите посещение людных мест, чтобы избежать заражения коронавирусной и другими респираторными инфекциями.

Возьмите с собой портативное зарядное устройство для телефона на случай если он будет разряжаться в процессе фото- и видеосъёмки, фотоаппарат или камеру, солнцезащитные очки и крем.

Анна Эрдман, экспедиционный лидер

— Чтобы отправиться в экспедицию, специальная подготовка не нужна. Большинство вещей, которые вам потребуются в круизе, наверняка есть у вас дома. Можно представить, что вы собираетесь кататься на горных лыжах. Понадобятся непромокаемые штаны, трекинговые ботинки, кофта из флиса, солнечные очки. Можно даже не брать с собой тёплую куртку — её вам выдадут на борту атомного ледокола.

6.jpg

Сколько стоит путешествие на Северный полюс на атомном ледоколе

Стоимость экспедиций на Северный полюс — от двух миллионов рублей за место в каюте. Опции, такие как полёт на вертолёте, оплачиваются отдельно. Но если вас это не останавливает и вы готовы копить деньги ради того, чтобы отправиться к вершине планеты, однажды мечта обязательно сбудется.

Николай Савельев, основатель компании Poseidon Expeditions:

— Да, цена очень высокая, но ценность намного выше. Экспедиционный круиз к Северному полюсу нельзя сравнить ни с одним круизом на самом роскошном корабле. Это совершенно разные категории. Экономика эксплуатации ледокола отличается от экономики самого дорогого судна.

Путешествие в отдалённый полярный регион и обеспечение безопасности требует больших затрат и сложной логистики. Привлечение профессиональной экспедиционной команды, наличие экспедиционных лодок «Зодиак», присутствие на борту вертолёта опытных пилотов, сотрудников национального парка «Русская Арктика» — всё это важные составляющие путешествия, которые влияют на ценообразование.

Источник: poseidonexpeditions.ru

Инструкция по применению: как добраться до Северного полюса и вернуться

Инструкция по применению: как добраться до Северного полюса и вернуться

«Реальное время» продолжает публикации в рубрике «Инструкция по применению», в которой известные бизнесмены и общественные деятели делятся тем, как претворяют мечты в реальность. Известная путешественница, экс-директор компании «Эфир-вояж», а ныне руководитель студии-мастерской керамики Лилия Григорьева 3 года назад совершила путешествие к Северному полюсу, а в новом году собирается покорить Южный. Тратить время и деньги на подобные путешествия нужно, считает она, ведь только впечатления невозможно потерять, даже если обанкротишься или заболеешь.

Предыстория

Я — счастливый человек: работая в туристической сфере, много где побывала, видела самые интересные места нашей планеты. Но о чем я давно мечтала — это увидеть белых медведей в их естественной среде обитания. Я забила в интернете «белые медведи, Северный полюс» — и получила информацию об экспедиции, благодаря которой осуществила мечту.

Экспедиция на Северный полюс стартует от Мурманска, там базируется российский атомный ледокол «50 лет победы» (крупнейший в мире, совершает плавания с 2007 года, — прим. ред.). На сегодняшний день это единственная возможность отправиться в географическую точку Северного полюса, хотя предполагалось, что ледокол завершит поездки на полюс и будет задействован в проекте добычи нефти в Арктике.

Капитан русский, команда тоже. А компания-оператор, которая организует поездки, просто арендует судно. Это не российская компания, правда, у нее есть представительство в Москве. С ними я на неделю и отправилась к Северному полюсу.

Кроме белых медведей на Северном полюсе можно увидеть нерп, песцов и полярных птиц. Фото triphints.ru

Айсберги и белые медведи

Туристов берут только летом, зимой там холодно и делать нечего — стоит полярная ночь. А летом 24 часа солнце, магнитная стрелка не работает и это очень любопытно.

Это настоящая экспедиция, потому что ты узнаешь огромное количество нового — ежедневно проходят лекции на разных языках и на разные темы. Я столько всего узнала о китах, о медведях, о льдах. Казалось бы, ну что такого — всего лишь льды. Я ездила в августе, и многие говорили: «Зачем ты поехала летом куда-то во льды?» Но льды, оказалось, необыкновенно красивы, даже когда вокруг только они. Оказывается, цвет льда все время разный, и это настоящая магия. А когда ледокол пропарывает поверхность льдов, стоит такой хруст…

Ехать в августе немного поздно, потому что растительность уже не та — а вот в конце июля цветовая гамма мхов, покрывающих землю, просто невероятная. Но я увидела медведей, и, конечно, они меня впечатлили. Как могут не впечатлить мишки? (Кроме белых медведей на Северном полюсе можно увидеть нерп, песцов и полярных птиц, — прим. ред.)

Наш капитан был хулиганом: ледокол подошел на полметра к айсбергу, и мы смогли потрогать его руками. Для него-то и членов команды это вообще не приключение — съездить на Северный полюс.

Жизнь в той части планеты есть, на станции живут люди, и они ждут ледокола как манны небесной, потому что это самое надежное средство связи с большой землей. Погода меняется по нескольку раз в день, так что вертолетное сообщение там ненадежное. Так что, помимо туристической, у каждой экспедиции есть и задача что-то привезти. Например, мы везли продовольствие для пограничников заставы «Нагурское», ездили в бухту Тихая на остров Гукера к студентам, которые восстанавливали там научно-исследовательскую станцию.

«Путешествие к Северному полюсу на ледоколе — это безопасная экспедиция, она проходит в летнее время и непредвиденных ситуаций в принципе не возникает». Фото triphints.ru

С кем ехать

Ехать на Северный полюс — совсем не дешевое удовольствие. Но если решаться на такую экспедицию, то не с любым оператором. Тот, с которым ездила я, организовал все очень надежно и качественно. Единственное, за что он не отвечает, — это за погоду. В остальном организация на отличном уровне, у участников не остается ни одной свободной минуты.

Других подобных компаний немало, в основном они иностранные. Российские компании тоже есть, но организация у них хуже.

Предложения по цене тоже разные. Поездка с оператором, с которым ездила я, одна из самых дорогих. Но то, что дешевле, — это, как правило, не туда и не так. Могут быть сорваны сроки, маршрут может не соответствовать заявленному. Поэтому, выбирая оператора для экспедиции, нужно внимательно читать отзывы.

Безопасность и условия

Путешествие к Северному полюсу на ледоколе — это безопасная экспедиция, она проходит в летнее время и непредвиденных ситуаций в принципе не возникает. Ледокол — это ледокол, у него все четко и точно, все по расписанию.

А в случае, например, с экспедицией на Южный полюс может быть что угодно. Года 3 назад судно, на котором я, кстати, и планировала ехать, дрейфовало во льдах и долго не могло выбраться оттуда. В тот момент я расстроилась, что не оказалась на том судне. Я ведь телевизионщик, у меня была программа, какой получился бы сюжет!

Условия на ледоколе комфортные и простые. Фото adrenalinetour.ru

Условия на ледоколе — это не пятизвездочный отель, но и не аскеза. Они комфортные и простые. Вот где аскеза, так это на барке «Седов», где еда — это русская каша. Конечно, иностранцам нравится такая экзотика, на «Седове» и ходят в основном туристы из Германии. Они считают барк своим и очень любят его (барк «Седов» — одно из крупнейших в мире парусных учебных судов, был построен в 1921 году в немецком Киле под именем Magdalene Vinnen II и в 1945 году передан СССР Великобританией в качестве репарации и переименован в честь русского полярного исследователя Георгия Седова, — прим. ред.).

Лучше планировать поездку заранее, технически покупка поездки не отличается от покупки обычного тура. Организаторы не требуют справок о здоровье, но нужно ответственно подойти к вопросу. На борту есть медики, но рисковать отдыхом я бы не стала, поэтому сама, готовясь к поездке, проверяю состояние здоровья.

Кому подходит

Экспедиции подходят для любознательных, для тех, кто не хочет «ходить стадом», кто много повидал, кто хочет сделать красивые снимки и встретить много новых людей. Все это гарантировано: все участники поездки — от пассажиров до членов экипажа — очень интересные люди. Со всеми, с кем я ездила на Северный полюс, я общаюсь. Дружу с китаянкой, с которой делила каюту, с немкой.

Мир становится таким маленьким! В команде собрались, наверное, самые творческие и энергичные люди планеты.

Конечно, такой опыт не для всех. Это дорого, да и любителей таких экспедиций мало. Обычно выбирают море или катание на лыжах. Да и один только перелет, который занимает сутки (в случае с поездкой на Южный полюс), многих отпугивает.

У меня чувства страха нет, есть чувство осторожности. Я считаю, все, что должно случиться, случится все равно, боишься ты или нет. Страх ограничивает, и с людьми в итоге происходит то, чего они боятся.

Я считаю, что в жизни нужно побывать в максимально большом количестве мест. Никто не отнимет у нас впечатлений. Мы можем обанкротиться, заболеть, оглохнуть, ослепнуть, но память все кадры сохранит. Наверное, даже если люди лишаются рассудка, они все равно все помнят.

«В январе я поеду к Южному полюсу к королевским пингвинам, будем подниматься на вертолетах, плавать на лодках». Фото poseidonexpeditions.ru

В январе я поеду к Южному полюсу к королевским пингвинам, будем подниматься на вертолетах, плавать на лодках. Стартуем с самой южной точки Аргентины (Ушуая). Однажды я уже была там, это был четырехдневный маршрут, и организация была гораздо хуже.

А дальше, кто знает… В нашей команде была девушка, которая дважды ходила на Северный полюс пешком от полярной станции. Она рассказывала нам, как они шли втроем, как ночевали в палатках прямо на льдах при очень экстремальных температурах. Я это слушала и думала: «Так, есть еще пунктик, куда я еще хочу».

Стоимость и временные затраты*

Существует несколько вариантов покорения Северного полюса:

  1. Атомный ледокол — стоимость от 21,5 тыс. долларов (можно получить скидку за раннее бронирование, например, на 2019 год у ряда операторов действует скидка в 30%). Возможны подвижки внутри программы в пути из-за изменения погоды. Длительность программы 13 дней. Можно ехать с детьми, это самый комфортный вариант путешествия к самой северной точке Земли.
  2. Вертолетная поездка (от г. Лонгиир, Норвегия, архипелаг Шпицберген до ледовой базы Барнео с ночевкой там в обогреваемых палатках, оттуда перелет на Северный полюс и обратно) — около 18 тыс. долларов. Дополнительные крупные расходы — билет до Лонгиир. Так как основная часть программы связана с перелетами, даты вылетов и прилетов могут сдвигаться из-за погоды. Длительность программы — 3—5 дней. Можно совершать путешествие с детьми.
  3. Лыжный поход с большой земли, приближенный к условиям первооткрывателей Северного полюса: группа 3—6 человек, ночевка в палатках на льду, трансфер с полюса на вертолете — около 35—38 тыс. евро. Длительность программы — около 14 дней. Экстремальное путешествие.

Организаторы туров также говорят о возможности бесплатной поездки. Это доступно для агентов: бесплатное путешествие им предложат в случае продажи 10 путевок. Кроме того, поездку могут оплатить корпоративные заказчики, которые закажут установку своего флага, символики фирмы, рекламные фотографии на Северном полюсе.

*Информация взята из открытых источников

Источник: realnoevremya.ru

Газировка из айсберга. Как я путешествовал на Северный полюс

Миллионы рублей отдают туристы-экстремалы, чтобы купить тур на Северный полюс. Житель Самары Олег Докторов рассказал АиФ.ru о поездке в Арктику: аэродроме на дрейфующей льдине, кладбище тракторов и жизни на полярной станции.

«Как добраться до Северного полюса?»

Вариантов поездки туристом на Северный полюс два — на круизном ледоколе и на самолете. Туристический рейс на ледоколе я сразу отклонил. Вариант меня не устроил — корабль приходит на точку в океане с координатами в 90 градусов северной широты, дают стоп моторам, стреляют из ракетницы и пьют шампанское. Если повезет, то гуляют по льдине пару часов — и назад. Это не по-зимнему как-то.

Я выбрал путешествие по воздуху — платным туристом. Выписал билет на самолет и вертолет. В апреле каждого года (до пандемии коронавируса) около 300 человек попадали на Северный полюс таким путем.

Путь Олега Докторова: Самара – Шпицберген – Северный полюс.

Сначала надо долететь до столицы Шпицбергена — Лонгийр, оттуда — перелет на временный аэродром Барнео, который находится прямо на дрейфующей льдине примерно в 100 км от полюса. Из Барнео группы туристов вертолетом добрасывают до СП. Есть варианты — от временного лагеря можно идти до оси Земли на лыжах, на собаках, пешком.

Представлял себе этот поход совсем не таким, каким он получился.

Полет на «Чебурашке»

Первое дыхание Северного полюса я ощущаю в Лонгйире, столице архипелага Шпицбергена, самом северном в мире поселении с населением свыше тысячи человек.

В аэропорту туристов видно сразу — одеты в цветные лыжные комбинезоны. Они устремляются на фотосессию к чучелу медведя и указателю на Северный полюс — 1136 километров.

В аэропорту Лонгйира, столице Шпицберген.

Воздушная переправа из Лонгйира на российскую сезонную станцию Барнео выполняется строго для заблаговременно оформивших тур путешественников.

Полетим самолетом АН-72, машина родом из СССР, мягко говоря, не новая. Из-за высокого расположения двигателей на крыльях прозвана «Чебурашкой». Однако именно такая конструкция позволяет выполнить короткий разбег для взлета и посадки — всего 800 метров.

Самолет за час загрузился — наполовину ящиками и грузом, наполовину нами, путешественниками со всех концов планеты. Немцы, австрийцы, американцы, итальянцы, испанцы и россияне — всего человек тридцать.

«Хаос всегда временен, а всё, что имеет начало и конец, уже не так страшно. В аду у Данте самые страшные преступники не жарятся на котле, а вморожены в лёд. У меня тут вокруг тоже лёд… И ветер. Но я знаю – наступит весна, а потом придёт пароход. И COVID тоже кончится – в этом нет никаких сомнений».

Статья по теме

Все настороженно разглядываем изношенные внутренности самолета. «Лететь будем около двух с половиной часов, погода хорошая», — предупреждает командир.

Через час полета в салон входит парень в летной куртке советского образца: он разносит банки с норвежской газировкой из воды якобы айсбергового происхождения, популярной в Лонгйире.

Посадка на льдину станции Барнео оказывается мягкой. Нас встречает яркое солнце.

Российская станция Барнео

Я осмотрелся. На фоне невысоких торосов стоят огромные цветные палатки, разбросаны голубые бочки из-под топлива, слышен громкий, ровный шум. Это работают мощные генераторы электричества и тепловые пушки-нагреватели. Работают они круглосуточно, поэтому в палатках тепло и светло.

После короткой лекции о нормах поведения людей на станции, я иду исследовать окрестности.

Приземление на льдину станции, черные пакеты используют в качестве обозначения ВВП.

Огромные палатки имеют герметичное дно. По словам местных командиров, конструкция способна в случае чего плавать…

Всех нас попугали белыми медведями, они сюда приходили пару недель назад. Им еда нужна. Я даже пробежал, примеряясь и оценивая шансы, хватит ли мне скорости убежать от зверя.

Взлетно-посадочная полоса широкая, ровная, длиной 1200 метров. Лед толстый — полтора метра. Толщина гарантирует безопасность даже при приеме 30-тонных самолетов.

Для расчистки полосы на льдину каждый год десантируют один-два гусеничных трактора типа ДТ-75 со срезанной кабиной, облегченных по максимуму.

Месяц — срок службы станции. А затем трактора идут на дно: вывезти их отсюда нереально. Так что на дне у Северного полюса (глубина здесь — 4290 метров) скопился целый парк подобных тракторов.

Эти туристы пойдут до Северного полюса на собачьих упряжках.

Вдалеке виднеется ряд больших белых палаток. Нам сказали, что это расположение десантников — здесь проводят учения арктические войска России.

Знакомлюсь с местными ребятами. Молодой доктор на станции не первый год.

«Ужасов не видел, но всякое было, — вспоминает доктор. — Однажды эвакуировал из лыжного похода иностранца, впавшего в психологическое расстройство. В пути по однообразной снежно-ледовой целине туристу начало казаться, что все умерли и находятся на том свете».

От российской станции Барнео – 100 км до Северного полюса.

Нам дают сигнал — к вертолету! На станции две винтокрылые машины МИ-8Т. Вместе с экипажем нас втиснулось в салон человек тридцать. После долгого прогрева двигателей машина медленно поднялась на высоту.

Постоянно протираю иллюминатор, вглядываюсь в ледяной пейзаж. Сразу за станцией начались промоины, трещины и торосы, да какие! Пролетев 104 км за сорок минут, снижаемся. Мягкая аккуратная посадка на лёд… И вот он, первый шаг.

Высокоширотная научно-спортивная экспедиция на Северный полюс, 1979 г.

Статья по теме

Как отмечают прибытие на Северный полюс

Выскакиваю из вертолета первым и бегу. Куда? К полюсу, конечно! А где он? Навигатор показывает — осталось 60, 50, 40, 30, 20 метров.

И вдруг передо мной разломище, да глубокое! Народ не огорчается: подумаешь, 20 метров не дошли до оси вращения Земли!

Навигатор, погуляв в рамках погрешности, наконец-то показывает, что в 23 часа 15 минут местного времени мы достигли точки с 90.00.000 градусов Северной широты! Долготы здесь нет и быть не может.

Туристы достают из рюкзаков флаги, рекламные плакаты, фотоаппараты, клюшки для гольфа и даже мячи!

Итальянец с испанцем сварганили пару коктейлей из снега, предлагают нам попробовать — отлично! Австриец, понуро молчавший весь полет, вдруг заулыбался.

Испанец с итальянцем пьют мохито, сделанное из арктического снега.

Северный полюс окрашен в российские цвета и обычаи. Здесь рано или поздно от радости или для «сугреву» многие пьют русскую водку, независимо от национальности.

Американцы отделились от нашего интернационала и празднуют отдельно, периодически запуская шарики для гольфа в сторону Америки.

Ось земли торчит сугробом метра на полтора и ровно засыпана нетронутым снегом. Когда рядом стоишь, слышно, как она скрипит, несмазанная! Не верите?

Немец рядом со мной кричит слова радости в спутниковый телефон. Итальянец месит на бирюзовой и мохнатой от инея льдине очередной мохито.

 Олег Докторов на оси Земли!

А мы, «фром раша», пьем горячий глинтвейн из термоса и водим хоровод. Официального времени на полюсе быть не может, так как все часовые пояса с меридианами сходятся в одну точку, но часы на руке показывали около 24.

Разговорился с командиром экипажа вертолета. Земляк из Самары, живет в Красноярске. Летчик, узнав сколько мы заплатили денег, чтобы попасть на Северный полюс, хватается за голову.

Очень хотелось найти на Северном полюсе что-нибудь этакое, необычное, а лучше — фантастическое! Но слишком все обыденно. Воздух чистый? Да вдыхали и почище… Лед сказочный? Да на Байкале такие ледовые кренделя наворочены, что этот «севернополюсный» отдыхает…

Воды не видно, зверей тоже… Даже звезд не видно по полгода! Скукота.

Вдруг льдина за спиной начала «ухать». Покрытая тонким льдом расщелина стала мокнуть.

Коллективное фото на память.

Мы грузимся обратно. После взлета один из россиян достал найденную в снегу на Северном полюсе красивую крупную брошь с разноцветными камнями и спросил: «Чья?» Салон вертолета взрывает дикий крик немца. Сквозь шум моторов немец объясняет, что это брошь его жены и он пообещал ей оставить это украшение на Северном полюсе, что и сделал. Открываем иллюминатор и выбрасываем брошь. Счастливый немец провожает ее взглядом.

Я смотрю в запотевший иллюминатор, разглядываю «ледовую обстановку»: одни торосы, изредка — парящие щели с водой, и так — до края видимой дали…

Мое путешествие не «галочка», просто очень хотелось увидеть «пуп» Земли. Второй раз сюда попаду вряд ли в этой жизни.

Источник: aif.ru

«Если вы упали духом — замерзнете» Путешественник, побывавший в Арктике более 30 раз, о выживании и Северном полюсе

Владимир Чуков — президент экспедиционного центра «Арктика» и, пожалуй, самый известный российский исследователь Северного полюса. Он первым достиг точки схождения всех меридианов на лыжах автономно, а потом пересек Арктику, начав свой путь у российских берегов и закончив в канадских. «Лента.ру» поговорила с Владимиром Семеновичем о сложностях таких экспедиций, о привыкании к холоду и о главной трудности в походах на Севере.

«Лента.ру»: У вас за плечами более 30 экспедиций в Арктику и Антарктиду. Что вас заставляет возвращаться туда?

Чуков: Во-первых, желание попасть в Арктику, на Северный полюс зрело всю мою жизнь. Сначала я ходил по Русскому Северу. Мы успели захватить то время, когда по рекам сплавлялись на рубленных плотах, потом уже появились байдарки, позже катамараны.

Пешком исходили огромную часть нашей страны — от Кольского полуострова и Прибалтики до Камчатки и Чукотки. Везде бывали. Не скажу, что все истоптали, но сформировали представление обо всех наших регионах.

И только в 90-х мы отправились в Арктику. Почему в 90-е? Потому что в Советском Союзе все это называлось самодеятельным туризмом, не было такого вида деятельности, как путешествия, просто не существовало. Были государственные экспедиции, но такая формулировка тоже не употреблялась. Были туристы — и были ученые, а мы ни под то, ни под другое определение не попадали.

Владимир Чуков рассказывает о предстоящей экспедиции

У вас был какой-то турклуб или просто объединение единомышленников?

Изначально это была просто группа людей, которые вместе и сплавлялись, и ходили в походы во время отпусков. А в конце 70-х нас занесло на Полярный Урал, в Саяны, в Забайкалье, где, можно сказать, более суровые погодные условия. И нам это показалось интересным. С 1982 года начали ходить в экспедиции в районы Крайнего Севера — плато Путорана, Таймыр. С этого времени и берут отсчет наши полярные экспедиции.

Тогда же примерно создали экспедиционный центр «Арктика» Русского географического общества. Он был открыт с подачи Ивана Дмитриевича Папанина — великого русского путешественника, чье имя неотделимо от Арктики. Нам были интересны автономные экспедиции к Северному полюсу — то есть все, что нужно, берешь с собой, без каких-либо лагерей, все нужные вещи несешь на себе.

В 1979 году была первая в мире группа, которая дошла до полюса на лыжах, но к ним прилетали самолеты, им сбрасывали продовольствие, горючее, снаряжение. А мы поставили перед собой задачу подготовиться, набраться необходимого опыта и совершить автономное путешествие.

Было желание проверить себя на прочность или поставить какой-то рекорд?

Я даже сегодня, спустя 30 лет, не могу сказать, что мы ощущали в те годы. О рекордах мы не говорили, это не было преодолением себя — мы уже не были новичками в этом деле. Просто была потребность, чисто человеческий интерес. Плюс к тому мы видели интерес со стороны государственных институтов, которые занимались изучением Арктики, проблемами существования человека в экстремальных условиях.

Мы готовились к экспедициям в центре подготовки космонавтов на метро «Динамо», там же тренировались Гагарин, Титов, Терешкова. Ученым был интересен сам факт того, что люди по собственной воле подвергают себя таким испытаниям, в условиях, которые даже смоделировать невозможно. Мы чувствовали, что наше дело вызывает интерес у конкретных специалистов.

То есть и за себя, и за страну?

Тогда мы так не говорили, но да — нам это казалось важным. Плюс это было очень интересно. Занимаясь разработкой собственных маршрутов, мы очень хорошо изучили историю освоения Арктики. И такая мотивация должна присутствовать. У меня всегда вызывала раздражение история «разбиться, но установить рекорд Гиннесса».

Арктика — это не стадион, ставить там рекорды нельзя, что-то покорять там — глупо. Как человек вообще может говорить о покорении Арктики? Это стихия, которую до сих пор никто не измерил. Я, когда натыкаюсь на формулировки «покоритель Арктики», всегда прошу людей спуститься с облаков.

В общем, только после того как мы увидели перед собой конкретную цель, начали подготовку. Перво-наперво нам нужно было определить, какие навыки необходимы человеку, чтобы попытка дойти до полюса была успешной. Надо понимать, что подобного опыта в то время не было. У той группы, что прошла в 1979 году, было сопровождение: сопровождающие самолеты, постоянные сеансы связи и так далее. А мы себя готовили к условиям, когда на тысячу километров нет ни одного человека.

В каждой из четырех экспедиций нас было 10-15 человек, мы еженедельно ходили в подготовительные походы по Подмосковью, притирались друг к другу, пытались понять, для кого это действительно важно, а кем движет одно любопытство. Это тоже хорошо, но недостаточно для того, чтобы отправиться на Северный полюс.

В экспедиции, если ты понял, что это не твое, ты не сможешь развернуться, за тобой никто не прилетит, и ты станешь обузой и для себя, и для товарищей.

Как конкретно вы готовились?

Тогда ведь не было ни GPS, ни связи постоянной. Нужно было все эти проблемы, во-первых, осознать, во-вторых, найти решение. Были коротковолновые передатчики, но они были очень тяжелые, аккумуляторы за два-три дня на таком морозе приходили в негодность. Еще вопрос — как ориентироваться на местности.

В Арктике на все четыре стороны абсолютно ничего нет до самого горизонта, никаких ориентиров. При этом, чтобы попасть на полюс, нужно идти строго по курсу вплоть до секунды.

И эта работа была крайне интересной. Мы остановились на обычном строительном теодолите, с помощью которого мерили высоту солнца в конкретный момент времени. Эта информация, с учетом всяких допусков, давала прямую на карте, в одной из точек которой мы находимся. Спустя шесть часов нужно было провести второй замер, и вот только тогда можно понять, где именно ты находишься. Причем все эти допуски для каждого из 365 дней года разные.

23 декабря 1997 г. Владимир Чуков и Юрий Гольцев

Фото: Джевахашвили Сергей / ТАСС

То есть это не только физические нагрузки, но и умственные?

Разумеется, это все в комплексе. У меня как у руководителя еще было ощущение ответственности за группу. Если только начинаешь забывать это состояние ответственности — жди беды. Нужно постоянно следить друг за другом. В пургу легко получить обморожение, и человек сам может этого не заметить.

Там же всегда холодно, как вообще это можно понять?

Нет никаких средств, никакой одежды, которая может защитить тебя от холода, — к этому нужно быть готовым. Если человек скажет, что ему не холодно, он просто лукавит. По-моему, Амундсен говорил, что настоящий полярник должен уметь терпеть и ждать. Когда ты идешь по дрейфующим льдам, картина без конца меняется.

Иногда появляется желание перепрыгнуть через трещину, и если бы ты был один — пожалуйста, прыгай. Но вся команда, все десять человек точно не успеют перепрыгнуть, кто-то обязательно упадет — и это катастрофа. Терпеть тоже нужно постоянно, но в разумных пределах. Мороз и холод терпеть нельзя, нужно тут же принимать какие-то меры. Я когда вижу одежду, обувь или спальные мешки с отметкой «до минус 70» — просто улыбаюсь.

Не стоит верить этим шильдикам — одежда не греет, она помогает не растрачивать тепло, человек сам себя греет. Но если вы упали духом, перестали активно действовать, вас никакие ботинки не спасут. Вы замерзнете. При этом бороться с чувством холода достаточно просто: если комплекс элементарных, но действенных упражнений.

Вы столько лет путешествуете. Не возникало желание послать это все куда подальше и побыть дома?

Такого желания, слава богу, никогда не было. Это любимая работа, любимое занятие. Просто пойти в поход, когда у тебя отпуск, есть время, есть деньги — это хорошо, но это еще не путешествие. Путешественник, прежде чем собирать вещмешок и надеть ботинки, свой маршрут в голове уже 20 раз прошел.

У нас не было ни одного похода, чтобы мы шли, не зная, кто открыл это место, какие события происходили здесь с той или иной экспедицией. Только если задумываться о таких местах, поход наполняется глубинным смыслом и становится путешествием. Я отношусь к экспедициям как к творчеству. Вы же не зададите вопрос художнику или композитору: «Вам не надоело? Зачем вам это нужно»?

То же самое со мной. То, что делали и делают путешественники, — это нужно. Во всем мире они носители цивилизации. Возьмите, к примеру, Тура Хейердала, Жак-Ива Кусто — они национальные герои.

А почему у нас этого нет? Если спросить россиянина об отечественных путешественниках, в лучшем случае назовут Конюхова, может быть, Чилингарова. И на этом список закончится.

Это проблема. И в этом заключается, например, огромное значение фестиваля «Русский путешественник», который прошел в конце апреля в Орле. У нас в обществе нет уважения к людям, которые посвящают свою жизнь путешествиям. Причем у нас многие называют себя «профессиональными путешественниками». Но у нас нет такой профессии в России, к сожалению.

Вот Федя Конюхов, я — напротив наших фамилий часто появляется словосочетание «профессиональный путешественник», но это неправильно. Я занимаюсь эти делом на собственные деньги, посвящаю ему все свое время, но я не заработал этим себе пенсию, а значит — я не профессионал. Если мы будем заниматься только путешествиями, готовить какие-то труды по их итогам, нам за это никто не будет платить. Я 30 лет был военным, и все эти годы я ходил в походы. Я трижды ходил на Северный полюс в отпуск.

Источник: lenta.ru

Хочу на Северный полюс – как и на чем отправиться в путешествие

Хочу на Северный полюс – как и на чем отправиться в путешествие

Когда-то достигнуть Северного или Южного плюса планеты считалось подвигом: и вполне справедливо. Подобное путешествие могло стоить (и нередко стоило!) смельчаку жизни. Однако сегодня ситуация совершенно иная: любой желающий может добраться до макушки планеты абсолютно безопасно. Причем, в зависимости от толщины кошелька, и с комфортом.

И если Южный полюс сравнительно далеко от большинства государств, то Северный – почти рядом. А как туда добраться?

На ледоколе

Это самый удобный способ полюбоваться северными широтами, находясь в комфортных условиях и не подвергая опасности свою жизнь и здоровье. Российский ледокол «50 лет Победы» оказывает подобную услугу. Атомоход, способный находиться в автономном плавании долгие месяцы и проламывающий лед толщиной в 2,5 метра, внутри напоминает пятизвездочный отель: каюты-номера, отделанные деревом, бассейн и сауна, рестораны, бары, тренажерный зал и дискотека, библиотека – развлечения на любой вкус!

Хочу на Северный полюс – как и на чем отправиться в путешествие

На ледоколе «50 лет Победы» можно не только хорошо отдохнуть, но и пополнить свой багаж знаний об Арктике. Фото: YouTube.com

Советский ледокол «Арктика» – первое надводное судно, добравшееся до Северного полюса. Достижение зафиксировано 17.08.1977. Только через 15(!) лет корабль не российского производства сумел добраться до этой точки.

В программу круиза входит не только посещение «макушки» планеты, но и пребывание в уникальном нацпарке РФ «Русская Арктика». Сюда входит север Новой Земли, а также некоторые острова Франца-Иосифа. Здесь «собраны» практически все животные и растительность суровой Арктики: тюлени, котики, нарвалы и белые медведи, чайки и черные казарки. Такого на планете больше вы нигде не увидите.

Такое можно увидеть только в российской «глубинке». Фото: YouTube.com

Стоимость билета до Северного полюса (туда и обратно – 13 дней), в зависимости от «оснащенности» каюты, колеблются в пределах 30-50 тыс. «зеленых». Отправление – из Мурманска.

Всего через пять суток хода ваш навигатор в смартфоне покажет координаты 90°, 00 минут и столько же секунд. А если есть компас, то он будет вести себя «неадекватно», потеряв ориентир. Хотя надо добавить, что в этом случае вы достигаете «физический» полюс, а не магнитный. По прибытии на место, корабль «пришвартуется» у подходящей льдины, на которую и спустятся желающие.

Обычно это в километре-двух от вожделенной точки. Самые отчаянные могут даже окунуться в воды Ледовитого океана.

Если доберетесь до Северного полюса, то искупнуться вм никто не запретит! Фото: YouTube.com

Официально в России ледокольный флот насчитывает 51 единицу (включая атомоходы и дизельные суда). Ближайший соизмеримый «соперник» – Финляндия, владеет 11-ю кораблями подобного типа.

Самолетом

Кто первым пролетел над «макушкой» планеты? Споры ведутся и сегодня. В 1926-м году трехмоторный самолет, названный «Джозефин Форд» (по имени дочери главного спонсора проекта Henry Ford) стартовал с островов Шпицберген. 9 мая того же года через 15 часов воздушное судно вернулось. Однако получить сколь-нибудь вразумительный ответ от летчиков не удалось.

Эксперты, учитывая характеристики самолета и сложившиеся на тот момент метеоусловия, усомнились в том, что американцы достигли цели. А вот дирижабль «Норвегия» пролетел над «макушкой» планеты 12.05.1926 года. Но вторая попытка, спустя несколько лет, окончилась трагедией. После этого вплоть до 1937-го человечество не пыталось достигнуть крайних северных широт. На фоне этих событий как-то незаметным остался полет советского АНТ-7, пилотируемого Павлом Головиным.

Ант-7. Фото: YouTube.com

Военный разведчик «буднично» пролетел над Северным плюсом 5 мая 1926 года, о чем и доложил начальству. Это было за 4 дня до старта американского самолета «Джозефин Форд»! Поэтому вполне справедливо считать, что первым над крайней северной точкой пролетел советский пилот.

Долететь сегодня

Для этого сначала придется добраться до российской арктической станции «Барнео». Название базы только одной буквой отличается от почти одноименного южного курорта. Ну, здесь – известная тяга русских к оригинальному юмору: например, в Заполярье, где температура за -40° считается «комфортной», есть поселок Африканда.

Лагерь «Барнео» разворачивают каждый год в подходящем месте на 30-40 дней. Для этого выбирается льдина (требования: 2 км в длину, 1 км в ширину и толщина от двух метров) на расстоянии примерно 100 км от Северного полюса. Предназначение экспедиции – изучение флоры, фауны, озонового атмосферного слоя. Ничего подобного нет ни у одной страны мира.

Почему через Северный полюс самолеты почти не летают?

Действительно: вроде бы очевидно, что так быстрее добраться до многих точек из одного полушария в другое. На практике перелеты через Северный полюс совершаются очень редко. Почему? Есть много факторов и первый из них – малое количество населенных пунктов, куда есть смысл организовывать маршруты. Российский Север, как и канадский, мало населен.

Набрать пассажиров на целый самолет – проблема, т. е. полеты экономически невыгодны. Вторая «неприятность» заключается во …вращении Земли. Пока воздушное судно доберется до Северного полюса, планета совершит почти пол-оборота. Получается, время проходит, а вы к месту прибытия не приближаетесь и в теории можно вообще оказаться над местом старта в то время, когда вы уже должны прибыть в конечный пункт. И автопилот тут никак не поможет, в итоге вся экономия топлива, времени идет «насмарку».

Летать через Северный полюс – небезопасно. Фото: YouTube.com

И еще один, наиболее важный момент – отказы приборов при нахождении рядом с магнитным полюсом Земли. Немногие знают, что даже при обычном полете на десятикилометровой высоте счетчик Гейгера начнет реагировать на повышенный радиационный фон. В отличие от, например, подлодок, самолет никак не защищен от космической радиации: можете проверить это сами в полете.

Более того: на большой высоте атмосфера насыщена космическими частицами, из-за чего двигатели самолетов перегреваются и банально отказывают. В 90-е, когда мы «дружили» с США, российские ИЛ-96 летали в Америку через Северный полюс.

Ил-96 – надежный лайнер с четырьмя моторами. Фото: YouTube.com

Однако после нескольких случаев отказа двигателей, маршрут прикрыли. Катастроф удалось избежать только потому, что у российского лайнера было четыре мотора, а не два, как на современных «экономичных» воздушных судах. Так что, поднимаясь по трапу, посчитайте, сколько двигателей на «вашем» самолете)).

Вертолетом

Если вы добрались до «Барнео», осталось совсем немного: вертолет Ми-8 доставит вас до вожделенной цели. Время полета – до 40 минут.

Ми-8Т доставит вас от Барнео до Северного полюса. Фото: YouTube.com

Здесь вас подождут: можно искупаться, нырнуть в океан или «просто» прыгнуть с парашютом. Поездка обойдется в районе 23 тыс. евро.

Пешком

Тоже вариант, но самый дорогой и, мягко говоря, некомфортный. Стартовать лучше всего с той же российской станции «Барнео». Переход займет несколько суток и преодолеть этот путь могут только хорошо подготовленные лыжники. Ночевать придется в палатке, но под руководством квалифицированного гида. Путь займет, как минимум, 17 дней.

А если ваши силы на исходе, обратно вас доставит тот же вертолет. Если же вы упорно хотите добраться «домой пешком» все приключение займет почти что месяц – 26 дней. Но при этом за вами будут «присматривать» и в беде не оставят.

Резюме

Путешествие на Северный полюс – классная задумка, о которой кто-то мечтает, а кто-то трансформирует это в реальность. Наша Арктика – действительно уникальное место, которое ждет и уже принимает туристов со всего мира. А вы не хотите совершить путешествие?

Источник: bibimot.ru

Рейтинг
Загрузка ...
Центр туризма