Характеристика района и маршрута похода
1.1. Соревнования по виду «Маршрут» проводятся в форме подготовки, проведения и подведения итогов пешеходных, горных, водных, велосипедных, спелео-, парусных и комбинированных походов 1-3 категории сложности. Руководитель команды должен получить положительное заключение маршрутно-квалификационной комиссии на проведение данного похода.
1.2. Место проведения соревнований – территория Российской Федерации.
Соревнования проводятся отдельно по каждому виду туризма и каждой категории сложности.
1.3. Соревнования проводятся по двум дисциплинам: «Поход» и «Отчет». Результат по дисциплине «Поход» суммируется с результатом по дисциплине «Отчет» для определения общего результата по виду «Маршрут».
1.4. В случае получения одинакового общего количества баллов более высокое место занимает команда, получившая большее количество баллов по дисциплине «Отчёт». При равенстве всех результатов более высокое место получает младшая команда по возрасту (без учета возраста руководителей команды).
Крестовые походы: кто, куда и зачем?
1.5. Результаты по дисциплине «Маршрут» определяются при проведении соревнований в дисциплине «Отчет», а также на основе анализа данных электронных средств отслеживания передвижения групп и информации подразделений МЧС РФ.
1.6. Команды передвигаются по выбранному маршруту автономно от старта до финиша. Все снаряжение (специальное – для преодоления препятствий, групповое – для организации быта в походе) участники транспортируют с собой от старта до финиша.
1.7. На маршруте оцениваются техника преодоления естественных препятствий маршрута, соблюдение тактики и графика движения по маршруту, уровень физической подготовленности участников похода. Соблюдение графика движения оценивается судьями слета и представителями спасательных служб, включая подразделения МЧС РФ.
II. Определение результатов по дисциплине «Поход»
2.1. Критерии определения результатов:
2.1.1. Тактическая грамотность построения и прохождения маршрута – постепенность нарастания нагрузок и сложности маршрута, акклиматизация, облегчение веса рюкзаков (организация забросок, закупок и т.п.), разнообразие препятствий, количество радиальных выходов, движение по дорогам, повторное прохождение участков маршрута, использование транспорта, выбор пути движения и т.п. Оценивается по содержанию разделов отчета «характеристика района и маршрута», «график движения», «картографический материал», «выводы и рекомендации».
2.1.2. Техничность прохождения маршрута – оцениваются принятые группой технические решения по преодолению естественных препятствий, используемая техника передвижения. Оценивается по содержанию технического описания и фотографиям.
2.1.3. Безопасность прохождения маршрута – оценивается не только обеспечение безопасности на маршруте, но и комплекс мер по обеспечению безопасности, предпринятых при подготовке к походу. Непосредственно на маршруте оцениваются меры страховки и самостраховки, время прохождения препятствий маршрута, продолжительность дневных переходов и другие параметры совершения путешествии, имеющие отношение к обеспечению безопасности. Безопасность прохождения маршрута оценивается по содержанию технического описания, фотографиям и другим разделам отчета.
Краткая история КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ
2.1.4. Сложность и напряженность маршрута. Учитывается количество препятствий, определяющих и предопределяющих категорию сложности маршрута, их протяженность и место на нитке маршрута, дополнительные факторы, характеризующие сложность маршрута, зависящие от вида туризма. Также учитывается количество взрослых в группе, возраст участников. Учитывается степень соответствия сложности маршрута уровню возрастного развития участников похода, физическая и интеллектуальная нагрузка на участников путешествия.
К дополнительным факторам относятся автономность, линейность, протяженность маршрута, особенности района похода, перепад высот, аномальность природных условий (плохая погода, сложная снежно-ледовая обстановка, высокий или низкий уровень воды и т.п.). Судейская коллегия имеет право не учитывать препятствие при оценке данного показателя, если приведенная информация о его прохождении недостаточна или препятствие является элементом маршрута более высокой категории сложности.
2.2. Возможные штрафы:
2.2.1.Невыполнение на маршруте правил техники безопасности.
2.2.2.Несоблюдение контрольных сроков, несообщение о начале и (или) об окончании маршрута в ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК, невыполнение указаний МКК и поисково-спасательной службы, несоблюдение в походе нормативных документов, незаявленные изменения состава группы.
2.3. Команды, не закончившие маршрут в рамках контрольных сроков, определенных выпускающей МКК по неуважительной причине, по решению Главной судейской коллегии слета занимают места после команд, уложившихся в контрольные сроки похода.
2.4.Действия членов команды в случае травмы участника:
· оказать первую помощь,
· сообщить о травме в ГСК по сотовой связи и в спасательную службу.
Препятствия на маршрутах, заявленных командами – участницами слета, проходятся в режиме и с применением технических приемов, согласованных с выпускающими маршрутно-квалификационными комиссиями. Отклонения от заявленного маршрута, ошибки в технике преодоления естественных препятствий могут быть зафиксированы при отслеживании прохождения маршрута электронными средствами или выявлены в процессе проведения соревнований в дисциплине «Отчет».
III. Определение результатов по дисциплине «Отчет»
3.1.Соревнования в дисциплине «отчет» позволяют оценить объемы походной работы, совершенной каждым членом команды и качество совершения похода в целом, включая тактику, технику, воспитательные и оздоровительные эффекты его совершения.
3.2. Соревнования заключаются в предоставлении письменного (в электронной версии) и устного отчёта. Письменный отчёт направляется в ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК до 24 час.00 мин. Московского времени 15 сентября 2020 г. Устные отчёты проводятся в он-лайн формате с 15 сентября до 15 октября 2020 г. по отдельному графику, который будет согласован с командами.
3.3. Результат команды определяется суммированием результатов, полученных за письменный и устный отчёты.
Устный отчёт о походе
3.4. Состав команды – не менее четырех участников похода. При участии в устном отчёте меньшего числа участников, команда может быть оштрафована до 15 баллов.
3.5. Время на представление отчета – до 15 минут. Время на собеседование членов судейской коллегии с участниками похода – до 10 минут.
3.6. Участники при устном отчёте демонстрируют маршрутные документы, картографический материал, фотографии и техническое описание маршрута похода. Рекомендуется использовать при устном отчёте презентацию. Руководитель, заместитель руководителя могут управлять проекционной аппаратурой, но не имеют права вмешиваться в действия участников. Участники дают короткую характеристику району похода, рассказывают о прохождении маршрута по дням или отдельным участкам, описывают наличие и качество дорог, сложность ориентирования, основные препятствия, ночлеги; оценивают и обосновывают категорию сложности маршрута, выделяют наиболее сложные (определяющие) участки; указывают отклонения от заявленного маршрута и графика (с обязательным обоснованием); описывают свои впечатления, рассказывают об интересных объектах, посещённых группой, делают вывод о достижении целей и задач похода. Формулируют итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута похода
3.7. Фото демонстрируются на экране. Фотографии в обязательном порядке должны включать изображения группы на фоне определяющих препятствий, заметных ориентиров, выдающихся объектов. При отсутствии таких материалов может быть поставлен вопрос о незачете маршрута или отдельных препятствий группе или отдельным участникам. Обязательно наличие общей фотографии группы (с различимыми лицами).
3.8.Оценивание устного отчета производится в соответствии с таблицей 1.
Письменный отчёт о походе
3.9.Письменный отчет о походе состоит из разделов:
3.9.1. Титульный лист (см. Приложение 1)
3.9.2. Оглавление
Справочные сведения о походе
Указывается полное наименование проводящей организации, район похода, вид туризма, категория сложности похода, нитка маршрута, протяженность, сроки похода, продолжительность активной части, определяющие препятствия маршрута для походов 2-3 к.с., номер маршрутной книжки, состав группы (с указанием фамилии и имени, года рождения, туристского опыта и места работы или учёбы). Для водных походов дополнительно указывается распределение участников по экипажам.
Состав группы может быть на отдельном листе. Приводится общая фотография группы в походе. В этом же разделе приводится перечень определяющих препятствий маршрута с указанием даты прохождения, вида препятствия, категории трудности, длины протяженных препятствий, характеристики препятствий (характер, высота, новизна, наименование) и путь прохождения для локальных препятствий. Для пешеходных маршрутов приводится оценка категории сложности в соответствии с действующей «Методикой категорирования пешеходного маршрута».
Характеристика района и маршрута похода
Дается описание района и маршрута похода: географическое положение (до двух страниц), общая смысловая идея похода, варианты подъезда и выезда с маршрута (вид транспорта, расписание, время в пути, стоимость, другие возможности проезда), сведения о возможности организации заброски продуктов на маршруте, запасные и аварийные варианты данного маршрута, сведения о медицинских пунктах, музеях, магазинах, адреса и телефоны поисково-спасательной службы, туристских организаций. Также указываются изменения маршрута и их причины.
График движения
В графике указывается номер дня пути, дата, пройденный участок пути за день, В конце таблицы указывается общая протяженность, продолжительность и общий перепад высот активной части маршрута. График движения заполняется от пункта сбора группы в поход и до пункта разъезда участников по месту жительства.
Протяжённость и ходовое время линейных радиальных выходов указываются в одну сторону. Общий перепад высот считается суммированием высоты подъемов и спусков. При проведении похода в равнинном районе перепад высот может не указываться. Таблица метеонаблюдений может быть выполнена на отдельном листе.
Дата добавления: 2021-04-15 ; просмотров: 46 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Образец характеристики с места работы
Характеристика с места работы требуется для объективной оценки деловых и личностных качеств работника. Ее запрашивают для награждения или взыскания, для исследования личности в суде и пр. Рассказываем, что писать в характеристике и как ее оформить.
В каких случаях необходима
Обычно специалистов отдела кадров просят составить характеристику:
- сами сотрудники;
- государственные органы;
- руководители организации.
В первом и втором случаях необходима нейтральная или положительная характеристика на сотрудника для предъявления ее в какие-то инстанции за пределами той организации, в которой работает человек. Например, в органы опеки и попечительства, учебное заведение, в котором он обучается без отрыва от производства, по новому месту работы или в суд. Т. е. оценка качеств работника требуется внешнему заказчику.
В третьем случае готовятся некие внутриорганизационные процедуры, связанные с оценкой сотрудника, и документ используют внутри учреждения. Его заказчик внутренний.
Кто готовит документ
Осознавая, для чего нужна и что такое характеристика, не всегда специалист кадровой службы способен ее составить, поскольку он не всегда знает о деловых качествах каждого работника на предприятии. В таком случае готовит такой документ непосредственный начальник сотрудника, а представитель кадровой службы лишь оказывает ему помощь в написании и оформлении бумаги.
Если за бумагой обращается работник, подготовить и выдать ее следует в течение трех рабочих дней (ст. 62 ТК РФ). Это правило распространяется и на бывшего сотрудника, вне зависимости от того, как давно он уволился (см., например, Определение Московского городского суда от 08.09.2011 по делу № 33-28750). Если заказчик внешний, то сроки обычно обговаривают дополнительно.
Примеры характеристик
Положительная и отрицательная оценка
Для начала приведем пример характеристики на работника с места работы, где положительно описывают профессиональные качества и сильные стороны человека. Это наиболее частый вариант, который приходится оформлять отделу кадров.
Клубтэкаев Карл Карпович — специалист высокого профиля, который трудится в ООО «Clubtk.ru» 15 лет. Его общий стаж работы составляет 22 года. За время своей работы в ООО «Clubtk.ru» он зарекомендовал себя как ответственный, квалифицированный сотрудник. Карл Карпович грамотно, быстро и эффективно решает поставленные перед ним задачи.
Порученные ему проекты монтажа электрических систем выполнены качественно и в короткие сроки. Основными положительными качествами Карла Карповича являются его ответственность и упорство при достижении цели. Нельзя не отметить и его умение грамотно объяснить поставленную задачу другим специалистам. Клубтэкаев Карл Карпович дважды удостоен благодарности от руководства ООО «Clubtk.ru».
Другой пример — с отрицательным описанием профессиональных и личных качеств сотрудника:
Клубтэкаев Карл Карпович проработал в ООО «Clubtk.ru» слесарем 1 год и 3 месяца. За это время он не проявил высокого профессионализма. Несмотря на некоторые положительные качества, Карл Карпович характеризуется как малодисциплинированный работник. Отсутствие дисциплины проявлялось в несоблюдении сроков выполнения работ, регулярных опозданиях. Карл Карпович дважды подвергался дисциплинарным взысканиям.
Для поощрения
Следующий образец подойдет тем, кто готовит документ для поощрения сотрудника. Если оно инициировано руководством организации, требования к процедуре определяются локальными нормативными актами компании — правилами внутреннего трудового распорядка, положением о поощрении и т. п. Если специальной формы в этих ЛНА не предусмотрено, воспользуйтесь следующим шаблоном:
Для выбора верных слов подумайте, какие качества в компании считаются наиболее ценными, и, исходя из этого, давайте определение работнику. Пример, представленный выше, делает акцент на исполнительских качествах. Дополнительно укажите (на выбор или несколько сразу):
- преданность делу, лояльность компании и ее руководителям;
- способность принимать на себя решения, проявлять инициативу;
- ответственное отношение к качеству и срокам выполнения работ;
- умение выстраивать отношения с клиентами;
- иные особо ценные в вашей компании навыки, умения или качества.
Помимо поощрения на уровне работодателя, есть еще награждение государственными наградами Российской Федерации. В этом случае к документам с места работы предъявляются серьезные требования (подробно об этом — в Указе президента РФ № 1099 от 07.09.2010 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», письме администрации президента РФ № АК-3560 от 04.04.2012). Внимательно ознакомьтесь с методическими рекомендациями и предложенным образцом, чтобы корректно оформить документы о награждении.
Вот пример характеристики для награждения почетной грамотой министерства:
Для взыскания
Работник совершил проступок, и встает вопрос о взыскании: выговоре или увольнении. Возможно, проводится служебное расследование. Какую меру наказания выбрать? Для ответа на этот вопрос тщательно исследуются все обстоятельства и материалы происшествия. Если во внимание примут положительные качества:
- ответственность за выполняемую работу;
- отсутствие вредных привычек;
- соблюдение трудовой дисциплины и т. д., —
то наказание для работника, совершившего проступок, возможно, смягчат.
При повышении
В крупной организации, обладающей разветвленной иерархической структурой, или в государственных и муниципальных органах многие внутренние процедуры строго формализованы. Например, существует резерв управленческих кадров. Комплект документов на каждого участника такого резерва обязательно включает характеристики. В них акцент делается на качествах работника, необходимых для кандидата на руководящую должность: компетентность, волевые и организаторские способности, интеллект и авторитет.
При аттестации
Трудовым кодексом не регулируется процедура проведения аттестации персонала в организации. Но если такая процедура планируется, необходимо составить и утвердить приказом положение об аттестации, в котором необходимо прописать перечень документов, предоставляемых аттестационной комиссии, в том числе характеристику на аттестуемого работника.
- сведения об образовании, повышении квалификации, должности, стаже работы;
- оценку результатов работы и выполнения значимых проектов;
- информацию о наличии или отсутствии взысканий или поощрений.
Для суда
В ходе судебных слушаний к материалам дела часто приобщаются характеристики на ответчика (обвиняемого): их вправе запрашивать любой участник судебного процесса, в том числе и работник, против которого возбуждено дело. Взять за основу в этом случае рекомендуем пример нейтральной характеристики на работника, поскольку выданный работодателем документ становится своего рода свидетельским показанием, и он должен быть максимально точным и правдивым. Кстати, такое объективное описание качеств сотрудников уже не раз становилось обстоятельством, смягчающим административную ответственность (см., например, решение Давлекановского районного суда от 23.08.2010 по делу № 12-93/2010).
- составляют на бланке организации;
- включает анкетные данные сотрудника (Ф.И.О., год рождения, семейный статус, стаж работы, должность, образование и т. п.);
- содержит детальное описание деловых и личных качеств;
- завершают фразой, объясняющей цель составления (чаще всего «для предоставления в суд» или «для предъявления по месту требования»);
- подписывает руководитель предприятия;
- заверяют печатью (при наличии).
Источник: clubtk.ru
Туристские должности в группе
Важным средством обучения и воспитания детей, формирования у них чувства ответственности является выполнение ими обязанностей в туристской группе. Каждый участник похода должен быть занят полезным и посильным для него делом.
Па походные должности ребята назначаются в начале каждого большого туристского цикла, так что за 2-4 месяца — в подготовительный, основной, заключительный периоды — учащиеся осваивают их достаточно хорошо. Распределение должностей производится с учетом пожеланий туристов, их увлечений и наклонностей. При этом не следует думать, что турист, хорошо справляющейся с одной обязанностью, должен н в следующий поход идти в той же должности. Кроме получения важных жизненных навыков и значительного расширения кругозора, он многократно проходит через позиции руководства и подчинения, получает ценнейшие коллективистские навыки делового взаимодействия, непрерывно вступая в отношения «ответственной зависимости» с другими участниками группы.
Вообще, «штатное расписание» в туристской группе должно быть хорошо осмыслено самими ребятами. Распределение постов можно провести путем открытого обсуждения предложений ребят по кандидатурам, а можно и в форме деловой игры. Руководитель раздает всем чистые листы и говорит: «Допустим, вас назначили руководителем похода.
Вам необходимо решить, кого вы возьмете в поход (в пределах 15 человек) и как распределите обязанности в походной группе. Па себя обязанности не распределять — вы руководители. Столбиком напишите должности, которые должны быть, по вашему разумению, в группе, а против них поставьте фамилии».
Результаты переносят в обобщенную таблицу, из которой будет видно коллективное мнение по распределению обязанностей. Ребятам самим будет очень интересно увидеть, что получилось из сложения их разрозненных мнений. Может быть, даже разгорится спор по отдельным кандидатурам. Очень хорошо. Надо дать им поспорить о достоинствах и недостатках тех или иных участников, ведь в этих спорах рождается коллектив.
Крупнейшим теоретиком и практиком детского туризма А.А. Остапцом-Свешниковым доказана необходимость деления должностей на три группы: постоянные, временные и дежурные. Это деление позволяет полноценно организовать самоуправление походного отряда.
Если туристский цикл осуществляется полностью, то постоянными туристскими должностями могут быть только те, которые обеспечивают деятельность группы на протяжении подготовки к походу, самого похода и обработки собранного материала, отчета. Временные должности — те, которые существуют короткое время на определенных частях туристского цикла. Дежурные должности обычно даются по графику всем членам многодневного похода.
В число постоянных обычно входят следующие должности:
- 1) командир группы — помощник руководителя;
- 2) старший проводник — замкомандира по маршрутной части (штурман, топограф);
- 3) завхоз по питанию (завпит);
- 4) завхоз по снаряжению;
- 5) санитар;
- 6) краевед — замкомандира по научной чаети, ответственный за выполнение задания;
- 7) фотограф;
- 8) казначей;
- 9) физорг;
- 10) культорг;
- 11) ремонтный мастер.
Командир группы должен пользоваться авторитетом у своих товарищей, быть инициативным, честным и принципиальным. Его роль в группе очень велика, он является первым помощником руководителя группы и его заместителем. До похода он распределяет обязанности между членами группы, учитывая их пожелания.
В период подготовки к походу и во время его проведения командир контролирует выполнение членами группы своих обязанностей. Совместно с руководителем, топографом принимает участие в разработке маршрута, в оформлении походной документации, которую потом вместе с руководителем еда- ет в маршрутно-квалификационную комиссию (М К К). Командир группы составляет график дежурства в походе и доводит его до всех участников. Это снимет в будущем походе конфликтные ситуации и обиды.
Командир группы составляет порядок построения в колонну для движения. Это вопрос организации группы, вопрос безопасности. Во время похода на нем лежит обязанность по соблюдению режима дня. Он должен проконтролировать, чтобы все участники вовремя подготовились ко сну и не шумели после отбоя; в назначенное время поднять всех и добиться, чтобы к назначенному сроку все были готовы к выходу на маршрут. Он же следит за дисциплиной, соблюдением участниками правил безопасности на маршруте и на бивачных работах.
Вечером совместно с руководителем командир подводит итоги дня, по возвращении домой — всего похода. 11а нем лежит и работа с ответственными по должностям при составлении отчета о походе. После похода он с руководителем готовит характеристики на каждого участника.
Руководителю важно так построить свои взаимоотношения с командиром группы, чтобы он не был его тенью, транслятором его команд, а работал самостоятельно, вдумчиво.
Проводник (топограф, штурман) в период подготовки похода знакомится по отчетам, краеведческой литературе и топографическим картам с районом похода. Затем с командиром группы приступает к разработке нитки маршрута и графика движения.
После этого разработанные материалы представляются руководителю группы.
После одобрения или внесения изменений, рекомендованных руководителем, он знакомит с маршрутом всех участников. Обеспечивает группу картографическим материалом (2-3 комплекта), продумывает вопрос о сохранности карт, защите их от воды.
Изучает маршрут по литературе, картам и делает записи в своем блокноте, помечая необходимые рекомендации, взятые из изученных отчетов или бесед с участниками походов по этому маршруту: «У д. Ивановки глубокий овраг, ручей заболочен п т.д.». Распределяет участки пути (по километрам или по дням) между дежурными проводниками. Готовит материалы для защиты маршрута в МКК. После того как он совместно с командиром определит участки, на которых участники будут работать как дежурные проводники, организует их более детальное изучение участниками.
Дежурные проводники должны заранее скопировать на кальку свой участок маршрута. Закрыть кальку прозрачной пленкой, сделать панку из плотного картона в виде книжечки, вложить туда кальку и заклеить ее скотчем. Дежурный проводник должен изучить особенности своего участка, наметить определенный путь, по которому он поведет группу, и рассчитать время движения.
Прокладывая нитку движения на своем участке, проводник старается сделать путь (по мере возможности) короче, легче, интереснее. Измеряет длину участка, учитывает характер местности (лес, дорога, овраги).
И с учетом этого продумывает скорость движения, решает, где группа будет двигаться по ситуации (но карте), где по азимуту, через какие точки отрезка пройдет обязательно, где может запланировать обед, ночлег и т.д. Проводник делает расчет времени между точками, которые группа пройдет обязательно, и составляет расчет движения: «Участок от д. Петрово до д. Пешки.
Дежурный проводник Васин. Дублер Сидоров. № этапа. Контрольные ориентиры. Длина этапа, км. Характеристика пути.
Норма скорости, км/мин. Время, мин. Особые замечания».
Конечно, на маршруте будут какие-то корректировки. 11о очень важно, чтобы проводник заранее продумал и просчитал свой участок пути.
Задача старшего проводника — проконтролировать готовность дежурных проводников, оказать им помощь. Лучше, если на день проводников два. Расчет движения они делают вместе. Возможен еще н такой вариант: на каждый участок (день) назначаются два проводника и два дублера (завтрашние дежурные проводники). Тогда на маршруте ориентируется больше ребят и менее вероятна ошибка.
На маршруте проводник выдает дежурным проводникам необходимый картографический материал, контролирует правильность ориентирования, ведения хронометража движения, составления технического описания маршрута, а также внесения на карту изменений и дополнений. Записи дежурные проводники производят на коротких привалах, во время обеденного привала. Вечером, до или после ужина, они приводят записи в порядок и сдают их проводнику.
Проводник во время движения дает рекомендации фотографу по съемке необходимых элементов маршрута.
После завершения похода он готовит для отчета общее описание района похода, откорректированное техническое описание маршрута, дополненные карты с нанесенным маршрутом, рекомендации по прохождению тех или иных участков маршрута.
Заместитель командира по питанию (завпит) на стадии подготовки похода составляет меню, согласовав перед этим с руководителем группы длительность цикла питания, учитывая продолжительность похода, степень его сложности и т.д. После этого составляет список продуктов, необходимых на весь поход.
После получения сведений о возможности покупки продуктов на маршруте завпит решает, какие продукты будут докупаться. Остальные продукты он с помощью своих товарищей закупает и расфасовывает. Перед этим собирает у участников необходимые для фасовки мешочки и другую тару (пластиковые бутылки и т.п.).
Важно равномерно распределить продукты между всеми членами группы. Для этого завпит совместно с заместителем командира группы по снаряжению составляет таблицу (табл. 3) на выданные для транспортировки продукты и предметы общественного снаряжения. При этом надо учитывать, что, как правило, общественное снаряжение несут юноши, а девушкам и слабым участникам даются продукты. Вес продуктов изо дня в день убывает, и даже морально от этого становится легче.
Во время похода завпит, руководствуясь меню, определяет, кто из участников какие продукты выдает для приготовления пищи. Скрупулезно вносит поправки в таблицу, отмечая уменьшение веса продуктов у участников. Периодически, советуясь с командиром, может произвести перераспределение переносимых продуктов, разгружая слабых или больных участников. Задача упрощается, если продукты расфасованы наборами для приготовления завтрака, обеда, ужина.
Распределение груза в туристской группе
Случалось наблюдать, как иногда при организации перекуса некоторым участникам приходится разбирать практически весь рюкзак, чтобы достать нужные продукты. Этого можно избежать, если завпит утром объявит, какие продукты будут использованы на перекус. А еще лучше, если эти продукты будут отданы дежурным.
Ответственный за питание периодически внимательно проверяет сохранность продуктов, которые несут участники. В случае нарушения герметичности упаковки предпринимает меры к исправлению ситуации; напоминает о необходимости на биваках проветривать и смазывать подсолнечным или другим маслом колбасу и т.д.
Возникают проблемы с питанием еще до начала активной части похода — в поезде. Родители снабжают детей на дорогу бутербродами. Необходимо сразу же после посадки собрать их, проверить, какие из них скоропортящиеся, и съесть их в первую очередь. Остальные родительские продукты распределяются по степени их сохранности.
При заходе в населенные пункты завпит организует закупку продуктов, приобретение овощей и фруктов. Здесь он работает совместно с казначеем. При завершении активной части маршрута завиит должен организовать приобретение продуктов на обратную дорогу.
После завершения похода завпит определяет остатки продуктов, организует их хранение до следующего похода. При составлении отчета о походе представляет список продуктов, использованных во время похода, пишет рекомендации по добавлению или исключению каких-либо продуктов из рациона, их приобретению, хранению.
Завхоз по снаряжению в период подготовки похода составляет список личного, группового и специального снаряжения с учетом особенностей предстоящего похода. Список личного снаряжения должен быть у каждого участника похода.
Завхоз по снаряжению выясняет наличие и сохранность имеющегося группового и специального снаряжения. Если есть необходимость, организует ремонт или приобретение недостающего снаряжения. При участии завпита производит распределение этого снаряжения между членами группы для переноски в походе.
11а контрольной проверке снаряжения перед выездом на маршрут проверяет по своим записям наличие выданного участникам снаряжения, его упаковку и исправность. Помогает руководителю группы проверить личное снаряжение участников и контролирует выполнение замечаний.
Во время похода следит за сохранностью и правильной эксплуатацией снаряжения. При необходимости может совместно с командиром и руководителем группы произвести перераспределение снаряжения (в случае болезни кого-то из членов группы). Если произошла поломка, совместно с реммастером и виновником происшествия производит ремонт снаряжения.
После завершения активной части похода, если позволяют погода и время, завхоз по снаряжению организует просушку группового снаряжения, так как мокрые палатки при длительном возвращении в поезде могут прийти в негодность. Контрольную просушку, чистку, ремонт снаряжения под руководством заместителя командира по снаряжению дети производят по возвращении домой. После этого снаряжение определяется на хранение в учреждении или у членов группы.
При подготовке отчета о походе завхоз по снаряжению сдает списки личного, группового и специального снаряжения и рекомендации но его использованию на данном маршруте.
Санитар — ответственный за медицинское обеспечение в походе. При подготовке похода собирает медицинские справки о допуске к походу у всех участников или организует общий визит группы в детскую поликлинику или физкультурный диспансер. Укомплектовывает медицинскую аптечку в зависимости от особенностей похода.
Для этого он получает необходимые консультации у руководителя и медсестры школы, детского врача. Все лекарственные препараты, перевязочный материал тщательно упаковыват, лучше в непромокаемую коробку. Санитару необходимо иметь и дежурный набор самых необходимых медикаментов для оказания первой помощи во время движения группы. Этот набор он должен хранить в верхнем клапане или кармане рюкзака, чтобы быстро достать его при необходимости.
Санитар должен уметь оказывать первую доврачебную помощь. До похода, помимо занятий в группе, должен получить консультации у медсестры или у детского врача школы, детской поликлиники. В процессе изучения района похода санитар знакомится с ядовитыми и съедобными растениями, произрастающими в данном районе. При необходимости готовит запрос на предмет санитарно-эпидемиологической обстановки в районе похода.
В походе санитар следит за состоянием здоровья участников, за соблюдением санитарно-гигиенических норм при приготовлении пищи, состоянием посуды, чистой питьевой воды.
На нем лежит контроль за ежедневным умыванием и мытьем ног участниками. Последнее немаловажно. Вымытые ноги — это, во-первых, эффективное средство снятия усталости, во-вторых, профилактика натирания стопы во время движения.
Обо всех травмах, заболеваниях, нарушениях санитарно-гигиенических норм санитар докладывает командиру группы. Все эти случаи и способы лечения он заносит в свой журнал. Лекарства при лечении заболевших членов группы санитар выдает только после консультации с руководителем или его заместителем.
При составлении отчета санитар указывает все случаи заболеваний, серьезных травм, дает рекомендации по составу аптечки. Остатки лекарств сдает руководителю группы.
Краевед отвечает за всю поисково-краеведческую, познавательную деятельность отряда, руководит поисковой работой каждого участника похода, составляет ее общий план.
Перед походом подбирает краеведческую литературу по району похода, изучает ее, знакомит с особенностями района всех участников. Если группа имеет какое-либо определенное краеведческое задание, он работает по программе его выполнения. Для этого могут быть определены несколько краеведческих должностей: историк, этнограф, метеоролог, эколог, гидролог и т.д.
На каждый день пути краевед может назначить дежурных краеведов. Вместе с ними он подбирает отрывки из краеведческой литературы, которые дежурные краеведы прочтут туристам на месте событий.
В период похода контролирует работу поисковых групп и отдельных исследователей, занося данные в тетрадь наблюдений, организует систематические отчеты о проведенной работе, следит за обработкой собранного материала. Туристы пополняют свои знания в государственных и школьных музеях на маршруте, в беседах с местными жителями.
Краевед наводит справки о работе музеев (в справочниках, по телефону, путем переписки). 11еплохо, если он заранее (в соответствии с графиком) закажет экскурсии в музеи, чтобы не получилось так, что в нужный день музей окажется закрытым.
После похода отредактированные наблюдения, исследования сдаются в отчет, прилагается список литературы, по которому краеведы знакомились с районом похода. Собранные экспонаты, гербарии сдаютея в предметные кабинеты и школьный краеведческий музей.
Фотограф выбирается из числа детей, умеющих фотографировать. Прочно вошедшие в нашу жизнь фотоаппараты-«мыль- ницы», цифровые фотоаппараты облегчают задачу, но все же для хороших но качеству и по композиции снимков для отчета нужен участник с достаточным опытом фотосъемки.
До выезда фотограф закупает необходимое количество пленки, упаковывает ее. Готовит дневник фотосъемки, куда будут записываться сведения об отснятых точках маршрута и изображенных событиях.
В походе у фотографа много работы, ведь надо вести съемку п при этом не отставать, а иногда и уходить вперед группы. Точки съемки для технического описания маршрута он согласовывает с проводником. Фотограф занимается п съемкой бытовых сцен. Начинающие фотографы часто делают снимки статические, когда вся группа сидит, принимает пищу или специально позирует.
Ценность таких снимков невелика. Лучше заняться съемкой рабочих моментов, когда каждый член группы выполняет свои обязанности.
В походе бывают и забавные ситуации, п кратковременные природные явления. Фотограф должен быть всегда готов к съемке, иметь под рукой запасную пленку, батарейки. По возвращении домой проявляет пленки, печатает фотографии (сам или в мастерской), которые сдает для оформления технического описания маршрута, оформления фотогазеты о походе или иных целей.
Казначей при подготовке похода участвует в составлении сметы на его проведение, собирает сдаваемые участниками па поход деньги, записывая в журнал. Собранные деньги хранятся у руководителя группы, для необходимых трат он выдает их казначею. В журнале тот делает записи о выдаче денег на различные нужды, связанные с подготовкой похода (приобретение билетов, продуктов, недостающего общественного снаряжения и т.д.).
То же самое он делает и в походе, контролируя исполнение сметы и учитывая оставшуюся часть денежных средств. По возвращении домой казначей составляет отчет об использовании полученной суммы, выдает рекомендации по более рациональному использованию средств. Оставшуюся сумму он сдает руководителю или, по согласованию с ним, раздает участникам.
Физорг должен заранее подготовить два комплекса утренней зарядки, соответствующие специфике похода (пешего, горного, водного, лыжного) с учетом климатических условий местности, обеспечить группу спортивным инвентарем (мячи и др.), запланировать спортивные мероприятия в походе (товарищеские встречи по волейболу, футболу на снегу и т.п.). В походе он проводит ежедневные утренние зарядки, спортивные игры.
Культорг подбирает игры, чтобы занять ребят в поезде, на привале в случае плохой погоды, туристские песни, которые можно разучить у костра. Планирует и проводит в походе вечера песни, стихов, рассказов, КВНы, викторины, конкурсы, игры, обеспечивает группу необходимым инвентарем (шахматами, шашками и др.). Хорошо, если он сам поет и играет на гитаре.
Ремонтный мастер должен иметь при себе всегда готовый к использованию ремонтный набор, уметь исправлять неполадки, которые могут возникнуть в походе. Для этого в период подготовки комплектует ремонтный набор в соответствии с видом и сложностью похода. Вместе с заместителем командира по снаряжению проверяет групповое и специальное снаряжение и при необходимости принимает участие в его ремонте. Перед походом ремонтный набор надо упаковать в коробку или сделать специальный «патронташ», который легко упаковывать и доставать из рюкзака. В рюкзаке ремнабор должен находиться под рукой, чтобы его можно было быстро достать.
В походе ремонтный мастер по просьбе участников выдает необходимые инструменты, помогает в ремонте. Обязательно после ремонта собирает инструмент, следит за его исправностью. Вообще, в группе должно быть обязательным правило: если что-то взял у товарища, верни эту вещь ему же. После похода ремонтный мастер сдает набор на хранение, пишет в отчет рекомендации по его использованию.
В число постоянных туристских должностей может входить также редактор походного дневника, который составляет график работы дежурных корреспондентов на предпоходный, походный и послепоходный периоды, контролирует качество выполнения ими дневниковых записей и редактирует общий дневник похода, оценивает корреспондентскую работу и определяет лучший репортаж.
В целом номенклатура должностей зависит от характера задания, от профиля краеведческой работы. Если группа берет на себя выполнение определенного задания, возникает необходимость введения должностей сверх приведенного выше перечня.
Когда задачи путешествия требуют комплексного изучения нового района, каждый участник похода кроме административной или хозяйственной должности получает вторую должность, так называемую научную, или краеведческую, например: историк, этнограф, физгеограф, экономгеограф, геолог, метеоролог, топограф, гидролог, литературовед, искусствовед, эколог, зоолог, фенолог.
В задачи ребят, получивших эти должности, входит ведение познавательной и краеведческой работы на территории, по которой проходит маршрут данного туристского отряда. В предпоход- ную подготовку входит изучение района путешествия с позиций данной науки и устный отчет перед участниками похода о сборе предварительных материалов. В самом походе краеведы ведут сбор местного материала, готовят устные отчеты по каждому этапу и отчитываются перед членами своей группы. Обычно эти отчеты проводятся в форме викторин, KBII и др. После завершения похода краеведы обрабатывают собранный материал и оформляют его в общий отчет.
Для примера рассмотрим обязанности метеоролога. Он знакомится с климатическими условиями района похода и готовит к походу несложные метеоприборы: термометр, барометр, анемометр. Они должны быть в жестких футлярах. Затем метеоролог знакомится с признаками изменения погоды в районе похода, старается получить долгосрочный прогноз Гидрометцентра.
Для записей в походе он готовит таблицу метео наблюдений, куда трижды в день в одни н те же часы заносит показания приборов, визуальные наблюдения. При встречах с местными жителями он уточняет признаки изменения погоды в данной местности, отбирает наиболее характерные и верные.
Па основе собранных данных метеоролог может довольно точно предсказать погоду на ближайшие сутки. Это очень важно с точки зрения обеспечения безопасности группы в походе. Свои выводы он докладывает руководителю группы и командиру перед тем, как они будут уточнять план действий на следующий день.
После похода метеоролог сдает таблицу метеонаблюдений и перечень характерных признаков изменения погоды для оформления отчета.
Практика показывает, что в туристских отрядах, направляющихся в дальние исследовательские экспедиции, должны быть такие должности, как видеооператор, звукооператор. Это возможно, если техническое оснащение позволяет обеспечить группу необходимыми средствами: видеокамерой, магнитофоном и др.
Главный оператор следит за приобретением необходимых для похода кино- и фотоматериалов, их надежным хранением и оперативным использованием, разрабатывает совместно с кинофотогруппой сценарий съемок, следит за съемками согласно сценарию, руководит изготовлением кинофильма, видеофильма или презентации о походе, фотостендов, фотоальбомов, фотогазет.
Не всегда район будущего путешествия может дать достаточно интересный материал по всем направлениям знаний. В таком случае можно выбрать для группы лишь несколько направлений краеведческого поиска и, соответственно, определить должности. При глубоком разностороннем изучении какого-либо явления или объекта необходимо еще более детальное дробление походных должностей на специальности. Такие специальности могут иметь широкое применение в целевых поисковых экспедициях.
Причем именно они наиболее доступны для подростков по объему и конкретности материала.
Практика показала, что учащиеся быстрее овладевают техникой туризма и краеведения, если на каждое путешествие (экспедицию) получают по две должности: одну административно- хозяйственную и одну познавательно-краеведческую. Например, командир получает еще и должность ботаника. В отдельные дни тот же командир или проводник будет иметь еще и дежурные должности — повара, корреспондента и др.
Дежурные должности — это временные обязанности. Всяких разовых поручений и в период подготовки похода, и особенно в самом походе возникает множество: закупка продуктов, их расфасовка и упаковка, получение на складе снаряжения, его ремонт, дежурство но костру, варка пищи, описание пути движения, ведение записей, ведение группы по маршруту, подноска воды, заготовка топлива, мытье посуды и т.п. Такие наряды ребята выполняют по очереди (но графику дежурств). Совершенно недопустимо эти временные обязанности, эти дежурства делать постоянными должностями — закреплять за одним человеком на все время похода, например мытье посуды, или назначать постоянного повара, постоянных водоносов, дровосеков, кострового, или одному-двум участникам доверить ведение группы по всей нитке маршрута. Это было бы грубой ошибкой и в смысле чрезмерной психофизической нагрузки ребят, и в смысле совершенно неоправданной однобокой их специализации.
Рассмотрим некоторые дежурные походные должности. Ответственный дежурный-инструктор (ОДИ) назначается на один день и выполняет все обязанности командира отряда. Подчиняется только командиру. Особая его забота — следить за строгим соблюдением режима жизни отряда (подъем, завтрак, обед, ужин, отбой, линейка, экскурсии, краеведческая и общественно полезная работа и т.д.)?
Дежурный корреспондент назначается на один походный день, ведет дневник. Подчиняется редактору дневника. Дежурные по кухне (повара) готовят завтрак, обед и ужин, выдают дополнительные продукты на малых привалах, а если необходимо, то и при движении. Подчиняются завхозу по питанию.
Дежурные костровые обеспечивают огонь для приготовления пищи, просушки обуви и одежды, обогрева участников похода .Дежурный фотокорреспондент в свой по графику день снимает жизнь группы, природу, памятники и т.д. Его деятельность страхуется основным фотографом.
Конечно, в небольшом походе на 1-2 дня раздувать штаты нет особой нужды. Да и в более продолжительном походе возможно совместительство, например, но таким должностям, как завенаря- жением и реммастер, физорг и культорг, краевед и редактор походного дневника, казначей и завпит и др. Если группа состоит из ребят разного возраста, а главное — разного туристского опыта, полезно на каждую должность назначать двоих — главного ответственного и его помощника (дублера или стажера).
Основная задача педагога, целеустремленно ведущего туристско-краеведческую работу с учащимися, — познакомить каждого члена коллектива с основными походными должностями как административно-хозяйственными (туристскими), так и познавательно-краеведческими. Последние должности имеют прямую связь со многими предметами школьного учебного цикла и содействуют углублению учебного процесса общеобразовательной школы. Именно система туристско-краеведческих должностей помогает осуществлять краеведческий принцип в обучении.
Если проанализировать вышесказанное, видно, что выполнение любых обязанностей заставляет детей взаимодействовать. Причем это взаимодействие не обходится без конфликтов, поскольку не все дети склонны подчиняться равным себе по возрасту. Задача руководителя группы — разъяснить детям, что право командовать может получить только тот, кто умеет подчиняться.
Успех проведения похода зависит не только от знаний и умений каждого участника, но и в большой степени от сплоченности группы. Вот почему при подготовке похода, которая является довольно длительным периодом жизни группы, руководителю важно создать ровные дружеские отношения между ее членами. В поход должен выйти коллектив, на который (или большую часть которого) руководитель может положиться.
Источник: ozlib.com