Что выдавалось морякам участвующим в дальних походах

Российские моряки в дальнем походе отдали воинские почести героям Цусимского сражения

МУРМАНСК, 28 апреля. /ТАСС/. Фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» и суда обеспечения, совершающие дальний поход, вошли в Цусимский пролив на переходе из Циндао во Владивосток и отдали воинские почести героям Русско-японской войны 1904-1905 годов в районе, в котором состоялось Цусимское сражение. Об этом сообщает в воскресенье пресс-служба Северного флота.

«Северофлотцы почтили память героев в месте Цусимского сражения», — сообщает пресс-служба.

Отряд кораблей и судов Северного флота во главе с фрегатом «Адмирал Горшков» вышел в дальний поход из Североморска 26 февраля. Для фрегата этот поход — первый в его истории. С начала дальнего похода корабль прошёл более 14,5 тыс. морских миль, выполнил несколько общекорабельных учений оборонительного характера и совершил деловые заходы в Джибути и на Шри-Ланку для пополнения запасов и отдыха экипажа.

ТЕБЯ МОГУТ ОБМАНУТЬ ТАКЖЕ! мошенники на флоте/ как разводят моряков/крюинг и моряки/развод моряков

Также российские моряки принял участие в торжествах, посвящённых 70-летию Военно-морских сил Народной освободительной армии Китая в Циндао.

Источник: tass.ru

Зарплата моряка: сколько зарабатывают моряки дальнего плавания

Сафари

Зарплата моряка в России существенно превосходит уровень дохода «сухопутных» трудяг. Безграничные просторы океана, возможность уединиться от суеты мегаполисов и побывать в далёких странах — это далеко не все достоинства, подталкивающие молодых людей на заключение контрактов для работы в море.

Особенности работы

Прежде чем отправиться в плавание, будущий моряк должен доказать, что он обладает определёнными навыками и знаниями. Это позволит своевременно определить должность, на которую он может претендовать, и соответствующий дальнейший доход.

Поступив на корабль, новичок может быть востребован по специальности:

  • матрос;
  • механик;
  • штурман;
  • лоцман;
  • капитан;
  • помощник капитана;
  • кок и так далее.

Минимальным требованием для начинающего моряка является наличие диплома мореходного училища.

Для претендующих на какую-то должность в руководящем составе потребуется иметь соответствующее ей высшее образование. Помимо этого, рекомендуется знание как минимум английского языка на разговорном уровне.

Однако особенности, касающиеся познаний иностранных языков, могут быть проигнорированы в случае поступления на службу в военный флот. Помимо поверхностных понятий о мореходстве, желательно, чтобы претендент умел выполнять обязанности аналогичной должности на суше. К примеру, кок должен уметь готовить, капитан — руководить командой, обращаться с приборами и т. д.

Что бесит моряка | Виктор Рута

Должностные обязанности на флоте

Важно! Основная особенность работы моряка связана с продолжительным плаванием и частым отсутствием дома в кругу семьи.

От чего зависит доход

Уровень зарплаты моряков складывается из ряда факторов. Наиболее значимыми можно назвать следующие:

  • Место трудоустройства. Уровень заработной платы в одной компании может существенно отличаться от дохода сотрудников другой. Причем разница варьируется как в большую, так и в меньшую сторону. Помимо этого, заработок сотрудников коммерческого мореходства, вооружённых сил или моряков-подводников отличается весьма существенно.
  • На корабле требуется большое количество должностей. Помимо капитана и матросов, здесь есть обслуживающий и ремонтный персонал, мастера добычи рыбы, медицинский и другой специализированный штат. Каждый выполняет свои обязанности и получает за это заработок, который может отличаться от дохода других.
  • Срок службы не играет роли для выплат при работе на частные компании. В случае с государственными: рыболовство, вооружённые силы, морская полиция и так далее — учитывается срок службы. Чем дольше времени человек трудится в морском флоте, тем существеннее его надбавки к окладу.

Данные факторы являются ключевыми при определении уровня дохода моряков. Однако сумма может зависеть и от других условий.

Полезно знать! Все вопросы, касающиеся соблюдения интересов моряков России, Украины и других стран мира, регулируются под контролем ITF (Международной Федерации Транспортных Рабочих).

Величина среднего уровня дохода

Прежде всего следует разделить мореходцев на несколько категорий. К ним относится самое востребованное место трудоустройства — промысел, связанный с добычей рыбы. Вариантом можно рассматривать транспортный флот, в этом случае уровень заработной платы будет ниже. Ещё одно направление — это служба в рядах Вооружённых сил РФ.

Рынок труда для специалистов в сфере » Морской и речной транспорт»

Доходы в данных сферах могут быть следующими:

  • Промысел. Трудоустройство на должность матроса в развитую компанию позволит соискателю получить стабильный доход не менее 50 000 рублей. Даже в самом крайнем случае средняя величина дохода «морских охотников» и обслуживающего персонала, что выходит с ними в море, составляет не менее 40 000 рублей. В случае трудоустройства на суда, называющиеся «иномарки», оклад матроса может возрасти до 80 000 рублей.
  • Вне зависимости от уровня компании работодателя величина дохода матроса транспортного флота не ниже 40 000 рублей. Однако при попадании в рейсы дальнего плавания эта сумма может возрасти в два, а в некоторых случаях и в три раза. Моряки также несут периодические вахты, устраиваются во второстепенный, вспомогательный флот. При этом зарплата не менее 50 000 рублей.

Если сравнивать уровень дохода гражданского и военного моряка, разница будет существенной. Причина здесь скрывается в политике руководства страны, направленной на стимулирование вооружённых сил и увеличение социальных гарантий и уровня зарплаты военнослужащих.

Однако на очередном обсуждении вопроса, касающегося данных тем, предложение об очередном увеличении окладов было отклонено.

Обучение на капитана судна

Чаще всего будущие капитаны получают образование в вузах, выбирая специальность «Судовождение» (код: 26.05.05). При поступлении ребята в обязательном порядке сдают ЕГЭ по профильной математике и русскому языку, а также по 1-2 дополнительным предметам:

  • физика,
  • информатика,
  • химия,
  • иностранный язык.

После получения диплома присваивается квалификация «инженер-судоводитель», а выпускника профильного вуза ожидают долгие годы практики и карьерный рост. Также можно сделать выбор в пользу одноименного направления подготовки, реализуемого на базе мореходных и речных ссузов, где придется учиться на протяжении 34-46 месяцев. Требования к образованию зависят от категории и типа судна, которым капитан будет управлять.

Вузы

Московская государственная академия водного транспорта — филиал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

Судовождение (Факультет судовождения)

Зарплата моряка

Моряк – благородная профессия, при упоминании которой сразу слышится шум мор и чувствуется приятный бриз на лице. Но какие преимущества помимо лирических отступлений имеет эта профессия? Какая средняя зарплата у моряка в 2021 году и превышает ли она средние показатели сухопутных тружеников. Рассмотрим подробней данные по размерам зарплат, бонусных начислений и их зависимости от места и должности моряка.

Зарплата моряка. Пять лет без изменений. Капитанский блог.

Здравствуйте уважаемые коллеги, подписчики и те, кто случайно открыл эту страницу. _

Эта статья в первую очередь касается тех кто трудится в море. Она будет о об одной важной вещи – о денгах. Собственно ради денег мы отправляемся в дальние походы, расстаемся с родными и близкими, переживаем все тяготы и лишения связанные с походм за длинным долларом. Деньги – эквивалент свободы. То во что мы конвертируем единственное что нам пренадлежит – время. _

Сегодня я выдал своему экипажу аванс. Сделал все как обычно. Пустил по судну листок в котором каждый член экипажа должен написать сколько наличности он хочет получить в качестве аванса. На самом деле это нельзя назвать авансом в обычном смысле этого слова. Потому что на берегу аванс это как правило фиксированная сумма от зарплаты.

На судне это почти всегда несколько сотен американских долларов которые моряк берет себе в качестве карманных денег. Остальная же зарплата всегда уходит на банковский счет. _

Кстати – во времена лихих девяностых. Моряки которые работали на контракте получали все заработанные за долгие месяцы деньги наличкой и везли ее с собой домой. Это был нехилый челлендж я вам скажу. Везти многие тысячи долларов по нищей стране, где за сто баксов могут зарезать, через все наши грязные вокзалы, мимо бандитов с обрезами на вишневых восьмерках (ВАЗ-2108).

Мимо нашей доблестной милиции которая порой была хуже бандитов. Чтобы испытать теже эмоции что и наши коллеги в девяностых – попробуйте перевести килограм шмали на автобусе через границу. Мало не покажется. _

Что-то я отвлекся, вернемся к теме статьи. Авансы берут в качестве карманных денег и выдаются они из судовой кассы что хранится в капитанском сейфе. Компания всегда ограничивает количество наличности которая есть на судне . Стараются чтобы была сумма в пределах от пяти до двадцати тысяч грязных американских долларов. Контора не в восторге когда моряки берут слишком много налички.

Слишком много в их понимании, это все что больше двух-трех сотен в месяц. Это вызвано тем что доставка наличности связана с дополнительными расходами. Приходится организовать перевод, заплатить комиссию, да и агент что доставит бабки на судно тоже возьмет это деньги и включит в дисбурстментский счет (это счет который он предъявляет судовладельцу за свои услуги).

Далеко не в каждом порту имеется возможность организовать доставку наличности. Да и вообще, наличку никто не любит. Кроме тех кто ей пользуется конечно. Наличные деньги трудно отслеживать и контроллировать, это свобода. А как я уже давно убедился – система будет изо всех сил стремиться регулировать и ограничивать вашу свободу.

Когда вся ваша свобода находится на банковских счетах – один телефонный звонок откуда надо и все, вашу свободу взяли и отключили. Была и нету. Таковы реалии. _

В общем, считал я сегодня деньги, держал достаточно большую по меркам простого смертного человека сумму в руках и вспомнил о том что нам всем, кто работает в море, уже минимум пять лет не повышали зарплату. На сухогрузных судах, таких как балкеры, контейнеровозы и других что не возят нефтепродукты – матрос как получал 1500 долларов в 2015 году, так и получает. Капитан как получал 9000 долларов в 2012 году, так и получает и сейчас в 2021 году. Скажете что постянство это хорошо? Пожалуйста не надо. Шутки должны быть оригинальными. _

Человеческий мозг штука сложная. Последние лет 200 люди усердно изучают его устройство. Пытаются понять, что он думает, то есть как и какую информацию обрабатывает. Мозг воспринимает информацию окружающего мира. Что-то мы пытаемся разглядеть и торжественно объявить, что-то наоборот.

Пример – человек что следит за своим весом. Потерю одного киллограма он готов приподносить как событие, а прибавку в весе он сразу обьясняет тем что вчера многовато соленого съел, вот вода и задержалась. _ Тоже происходит с нашей зарплатой. Если нам добавили хоть чуть чуть – мы этому радуемся. Если заработанные деньги тают – мы склонны делать вид что ничего не случилось, что все идет как надо. Мы совершенно не хотим замечать как стоимость наших сбережений постоянно уменьшается. _

О чем это я? Об инфляции. Мы стараемся не думать о том что каждый день деньги за которые мы работаем, эти полувиртуальные бумажки в которые мы конвертируем самое ценное что у нас есть время и энергию постоянно теряют в цене. К сожалению находясь на судне у меня нет доступа в интернет. Я не могу посмотреть какова инфляция доллара США. Но насколько я помню она составляет два процента в год. _

Если в 2015 году ты получал зарплату в 1000 долларов, то:

В 2021 из-за инфляции году они превратятся в 980

В 2021 году это будтет уже 960

Источник: safari-in-africa.ru

Что выдавалось морякам участвующим в дальних походах

Многие мальчишки даже сегодня, в наш прагматичный век, по-прежнему мечтают стать моряками. Ведь со временем романтики в этой профессии не убавилось. Мальчишки мечтают о далеких берегах, морях-океанах, о парусах, которые поднимает бригантина. Стоп! Что-то нас не туда занесло. Какие паруса?! Все давно на дизельном топливе.

Но в любом случае — под парусами или при помощи моторов — корабли бороздят морские просторы, и быт моряка — суровый быт настоящих мужчин — привлекает романтически настроенных юношей. И невдомек тем юношам, что раньше, например, в средние века и позже, все было не совсем так, точнее, совсем не так. Без изменения осталась только формулировка — «суровый быт», а вот качество этой самой суровости очень сильно изменилось.

Для начала вспомним, что даже при широком развитии парусного флота много кораблей продолжали ходить по морям при помощи гребцов. Такие корабли называли галерами. Жизнь гребцов была не просто сурова — очень сурова. И никакими деньгами иной раз было не заманить на те галеры вольнонаемных моряков. И что же было делать властям?

Особенно властям морских держав? Например, Испанию, которая имела очень большой и развитый флот. Тут надо вспомнить одну историческую личность — Томаса де Торквемаду (1420-1498).

Сей великий инквизитор прославился в истории своей священной борьбой с еретиками и стал своеобразным «лицом Инквизиции» — наряду с Крамером и Шпренгером Торквемада с истинно христианским человеколюбием сжег на кострах 10 220 человек. Но при чем тут Торквемада, если мы говорим о моряках? Очень даже при чем.

Потому что наряду с общеизвестными фактами о Торквемаде есть и не такие известные. А они говорят как раз о том, что Торквемаде было не чуждо рациональное отношение к человеческому материалу. Сжигание заживо эмоционально заслоняет от нас куда большее количество «общественно полезных» приговоров для «врагов народа» образовавшейся в Испании «экономической инквизиции». Например, тем же Торквемадой к ссылке на галеры было приговорено 97 371 человек. Именно на галерах должны были эти еретики искупать свою вину перед Господом.

Томас Торквемада был духовником Изабеллы Кастильской, тогда еще инфанты, впоследствии ставшей королевой, той самой, которая гордилась тем, что мылась два раза в жизни, что духовник, несомненно, одобрял как истинное христианское благочестие. Будущий инквизитор принял большое участие в семейной жизни Изабеллы. В 1469 году, тайно от брата Энрике, занимавшего тогда Кастильский престол, Изабелла в сопровождении Торквемады отправилась в Вальядолид, где ее обвенчали с Фердинандом, наследником Арагона. Так «друг семьи» Торквемада, как главный виновник этой унии, объединяющей два самых больших королевства Испании, получил в свои руки власть. Через двенадцать лет папа Сикст IV объявляет Томаса Торквемаду великим инквизитором Арагона и Кастилии.

В том же 1481 году Великий Инквизитор Торквемада собирает в Севилье генеральную хунту инквизиторов, где разрабатываются ее, инквизиции, законы. Вопросы финансирования решаются просто, на основе, как бы мы сейчас сказали, самоокупаемости — жалование инквизиторов выплачивается из кассы трибунала, которая, в свою очередь, пополняется за счет конфискаций имущества еретиков. А правительству, выражаясь современным языком, за «крышу» производится «откат» в размере трети этих поступлений. Вот так все просто. Так что наш век ничего нового не выдумал, все было известно давным-давно.

Тем временем король Фердинанд придумывает, куда обобранных еретиков девать — ведь всех жечь не рационально, только дрова тратить, а дрова — дефицит, поскольку дефицитом является лес — ну мало его в Европе, что поделаешь. Так новый глоток жизни получают испанские галеры — любимое детище короля Фердинанда.

Учрежденные как экономическое наказание, галеры быстро стали использовать дешевый ресурс рабочей силы каторжников в условиях, когда классический рабский труд уже не применялся. Фердинанд был осторожен — недаром Макиавелли в своей книге «Государь» объявил его образцом всех государей, желающих увеличить свою власть.

Поэтому он не опасался силы Инквизиции, ибо уже заблаговременно создал свою альтернативу — полицейское ополчение, подчиненное исключительно королю, основанное на братстве «Святая Эрмандада». А раз сила есть, то со временем Фердинанд стал накладывать лапу на две трети дохода Инквизиции. Святые отцы и сам Папа скрежетали зубами, но поделать ничего не могли. Для сохранения дохода у них оставался только один метод — им приходилось ловить все больше «еретиков». Королю же множество таких важных государственных дел не оставляло времени на гигиену (да и жена бы умывание не одобрила), и в результате он умер от педикулеза.

Вот такими интересными фактами оборачивается иной раз историческая правда. А мы-то думаем, что в Инквизиции сидели одни только какие-то оголтелые фанатики, озабоченные поиском ведьм так, как пьяный озабочен поиском чертей, которых так любит гонять.

В отношении же «истинных» врагов Церкви (то есть, например, тех, кто отказывался признать свою вину или посмел не «заложить» свою семью, родственников и друзей) Инквизиция была непримирима — только костер. У остальных еретиков всегда был выбор: быстрая смерть в огне (тогда еще быстрая — сожжение на сырых дровах христиане придумают позже) или галеры. Ссылка на галеры фактически являлась той же смертной казнью, только отложенной — большинство приговоренных к пожизненной каторге не доживало даже до окончания второго года заключения. Но тем не менее это — не немедленная смерть, и еретики «чистосердечно каялись», доносили на всех своих родственников, увеличивая таким образом количество свежих «еретиков» для галер, и отправлялись на каторгу (само слово «каторга», кстати, производная от тюркского слова «кадырга», что означало просто «галера». Чаще всего это слово употреблялось на Черном и Каспийском морях).

Галеры очень прожорливы к людским ресурсам, «еретиков» не хватает. Солдаты инквизиции начинают проводить облавы в трактирчиках и кабаках (Торквемада очень вовремя сказал, что вино — это уловка дьявола), инквизиция хватает всех актеров и обвиняет их в любых мыслимых и немыслимых ересях (ремесло актера Торквемада опять де очень кстати объявил бесовским) и т.д. Зрелищ типа театральных спектаклей испанцы, таким образом, лишаются, в трактиры заглядывают лишь самые отчаянные и безбашенные, простому народу остается лишь одно развлечение — присутствовать на многочисленных сожжениях еретиков — Акте Веры (то самое аутодафе — Auto de fe) и молиться.

Будущий «Отец народов», изобретатель Архипелага Гулаг, ничего нового в такой экономической схеме не придумал — он лишь вдумчиво читал историю Инквизиции во время своей учебы в семинарии.

Этот бешеный разгул Инквизиции даже приводит к заговорам против нее. Ибо беспредел. Арагонцы дошли до того, что решились на крайнюю меру — избиение инквизиторов. Но убийство инквизитора Педро Арбуэса в Сарагосе было только использовано инквизицией себе на пользу: сарагосские тюрьмы оказались переполнены узниками, большинство которых было просто оговорено.

Главным виновникам и участникам заговора отрубили руки, затем повесили, после чего их трупы проволокли по улицам, а затем, расчленив на части, разложили по площадям. Остальные как обычно были отправлены на галеры.

К тому времени при строительстве галер возникла следующая проблема — чтобы увеличить скорость, надо больше гребцов (этот вопрос Инквизиция как раз легко решала), но судно большего размера становится неповоротливым. Да и большое количество гребцов требует гораздо более пристального присмотра, таким образом появляются лишние люди на судне — надсмотрщики, а, значит, увеличивается и вес и без того громоздкого судна. Гребцов поэтому стали приковывать. Теснота, духота. Воздуха настолько мало, что гребцы высовывают голову в весельный порт, чтобы жадно схватить глоток освежающего ветра (но это, конечно, если кто у борта — тем еще «повезло», а если шестой на весле. )

С течением времени галеры все сильнее вытесняют парусные суда. Официально считается, что конец эры галер наступил в конце XIV века (после боя 1590 года у Гибралтарского пролива) из-за явных преимуществ появившихся кораблей с парусным вооружением и артиллерией на борту. Хотя на самом деле последние галеры принадлежали Франции и были выведены из состава флота только в 1748 году.

Но это, видимо, не единственная причина. У галер была своя специфическая проблема, ограничивающая их использование — запах. Хотя вряд ли в какой прилизанной и романтической «истории флота» это можно прочитать. Поэтому предлагается просто поразмыслить: как вы думаете, где гребцы справляли свои физиологические надобности?

Почитаем описание из художественной литературы: «Скованных одной цепью по нескольку сот человек, их гнали на галеры Средиземного моря, где в ужасающих условиях, абсолютно нагие, прикованные к скамьям, они трудились на веслах пожизненно, не имея за собой никакой вины. Каждая галера нуждалась в трехстах- четырехстах гребцах, а этих судов были тысячи на Средиземном море, в том числе и арабских, на которых мучились рабы-христиане» (Иван Ефремов, «Час Быка»).

Это достаточно обычное и общепринятое описание. И верное — в отличие от многих других. Действительно, на галерах находились несколько сотен гребцов, несколько десятков моряков-абордажников и несколько надсмотрщиков с плетками. Если кто-то будет рассказывать, что сотни одичавших гребцов (против только десятков солдат), единственная перспектива которых — скорая смерть, были не прикованы, или что вежливые надсмотрщики во время похода «отковывали» их по очереди и провожали на палубу «для облегчения». «Не верю!», как сказал бы Станиславский.

Собственно, это подтверждается наличием на флотах специальной должности «сборщика испражнений» — профоса (трансформировавшегося потом в русском языке в «прохвоста»). «Профос» же в латинском — это «военный парашник, убирающий в лагере все нечистоты» (согласно «Толковому словарю» Даля).

Таким образом в «испанской каторжной схеме» использования боевых галер присутствовала серьезная проблема, сильно понижающая тактико-технические характеристики судна — с подветренной стороны к противнику незаметно подобраться невозможно. Вонь с галеры выдаст и глубокой ночью. Так что надо было выжидать, пока ветер сменится.

Надо сказать, что должность профоса имелась и довольно долго сохранялась и в Российской империи. В Морском Уставе Русского Флота 1720 года, являвшимся основополагающим документом, регламентирующем все стороны флотской жизни на протяжении всего XVIII века, мы можем прочитать, что на корабле любого ранга имелся один профос, основной обязанностью которого было следить за тем, чтобы нигде не было мусора, нечистот, чтобы все люди оправлялись только в специально отведенных местах (гальюнах), а при обнаружении испражнений немедленно их убирать. Особо он должен быть обращать внимание на то, чтобы веревки и канаты не подвергались бы воздействию нечистот. Второй обязанностью профоса было исполнение обязанностей палача (это значение пришло из голландского «profoost» — «палач») (Книга 3, глава 21, артикулы 1-3).

Однако схема использования галер в России существенно отличалась. Здесь, кстати, показательно, как «стандартное представление» о галерах обыграл Петр I, выигрывая сражения у шведов. В России каторжники гребли только на «ластовых» галерах, портовых, буксировочных, а на боевых галерах гребли сами солдаты. И на расслабленного противника, полагающего, что он будет иметь сражение с тремя десятками абордажников, вдруг вываливалось три сотни озверевших от гребли солдат с тесаками и кремниевыми фузеями.

Но как бы там ни было, а время галер подходило к концу, их заменяли парусники, проблемы с гальюнами на которых были не столь глобальны. На парусных кораблях всех времен и народов гальюн обычно располагался на носу.

Носовое украшение, неизменно присутствующее на старых красавцах-парусниках, называлось красиво — «ростр» (это слово, кстати, дало название Ростральным колоннам в Санкт-Петербурге), но еще чаще называлось просто: «гальюн». Непосредственно сам «гальюн» представлял собой классическое «очко» — круглое отверстие в настиле на самом носу корабля, сбоку от бушприта, около носовой фигуры.

На некоторых кораблях и того не было, была просто площадка для этой цели. Поскольку парусник в плавании по определению повернут кормой к ветру, то запах от туалета на носу, к тому же омываемого волнами, на корабль обычно не попадал. Правда, пользоваться таким открытым туалетом матросам приходилось в любую погоду. В шторм и качку успеть добежать до гальюна — проблема. И эта проблема усугублялась другой — пресловутой и перманентной средневековой диареей; зная качество средневековой пищи, можно предположить, что до «очка» матросы часто не добегали, отсюда и растут корни маниакальной одержимости «драить палубу» на флотах.

Смертность среди европейских моряков в средние века была громадной (впрочем, точно как и у простых граждан на берегу). Гибли целые команды кораблей. Из двухсот шестидесяти пяти спутников Магеллана вернулось домой только шестьдесят пять человек (по другим данным — человек тридцать), и дело здесь не в стычках с туземцами, во время которых погиб сам Магеллан, а в том, что это было, как пишут энциклопедии, «очень трудное плавание, когда люди питались сухарной пылью, смешанной с червями, пили гнилую воду, ели воловьи кожи, древесные опилки и корабельных крыс». Те же эпидемии, то же плохое питание, что и на «большой земле».

Ранее, в 1498 году, Васко да Гама также еле смог закончить свое историческое плавание в Индию, потеряв сто матросов из ста шестидесяти человек команды. И обратите внимание на весьма характерный факт: матросы погибли на пути туда, в Индию, в 1495 году; на обратном пути люди не гибли — провизия была индийской, а не европейской.

Причиной гибели на пути туда была цинга, или «морской скорбут», что означает: «рот в язвах», болезнь, которую матросы называли «пагубой моряков». У заболевших распухали и кровоточили десны, расшатывались и выпадали зубы, опухали и болели суставы, тело покрывалось темными пятнами.

Впрочем, для европейцев эта болезнь была не в диковинку и знакомы с ней были отнюдь не только моряки — только на промежуток времени с 1556-го по 1857 год приходится 114 известных больших эпидемий. До XX века никто не знал, что такое авитаминоз и нехватка витамина «С» (от чего цинга и возникает), но как предупредить цингу, со временем найдено было эмпирическим путем: как только корабль приставал к земле, где было вдоволь свежих овощей и плодов, на которые с жадностью набрасывались матросы, так цинга и отступала.

Мореплаватель Джеймс Кук (1728-1779), (знаменитый тем, что в те времена был первым человеком, чья нога ступила на все континенты, кроме Антарктиды), уже знавший об этом, брал с собой в путешествия запасы морковного и лимонного соков и кислую капусту. Так по крайней мере утверждают медицинские статьи о витаминах.

Как Куку удавалось сохранить упомянутые соки в отсутствии «тетрапаковской» тары, история умалчивает. Так что вполне возможно, что это миф. Может быть, он брал в плавание не соки, а морковь и лимоны — это ближе к истине.

По крайней мере, никаких сомнений не вызывает тот факт, что Руал Амундсен во время своего первого плавания на шхуне «Йоа» спасал команду от цинги свежей кровью моржей и белых медведей, содержащей витамин С. А вот насчет куковской капусты статьи не врут. Кук на самом деле брал с собой десятки бочек квашенной капусты и записал в дневнике: «Кислая капуста изгоняет болезни из тела.

Это средство, спасающее жизнь моим морякам». Хотя это открытием не было: еще пару тысяч лет до плавания Кука, отправляющиеся в поход войска римлян непременно брали с собой квашеную капусту, которую хранили в бочках. Просто христианская цивилизация сожгла все античные книги и об этом позабыла. Причина смерти моряков Магеллана и Васко да Гама — не столько цинга, сколь христианская религиозная нетерпимость, из за которой цивилизация оказалась отброшенной на полторы тысячи лет.

Чем же питались моряки в плавании? Главный вопрос, который надо было решать — как сохранить пищу в длительном походе. Обычно на кораблях имелись только сухари, галеты да солонина в бочках. То есть то, что можно было хранить. Галеты, кстати, это на самом деле те же сухари, твердые как кирпич и обессоленные, чтобы уравнять избыток соли в солонине.

Португальские моряки брали с собой бакалао — высушенную до твердости дерева треску. Чтобы вернуть рыбу в съедобное состояние, ее сутки вымачивали в холодной воде. Бакалао может храниться десятилетиями, поэтому ею и кормили моряков.

Есть, правда, история с живыми консервами — на Сейшелах моряки набирали больших черепах. Они были неприхотливы, копошились себе в трюме. Так их и подъели почти. Но все же первые «консервы» были заимствованы европейцами у северо-американских индейцев в XVI веке, и назывались индейским словом «пеммикан».

Это была походная пища индейцев — затвердевшая паста из высушенного на солнце и истолченного в порошок бизоньего или оленьего мяса, ягод, кленовой патоки или жира. Европейцы технологию упростили и просто мешали говядину с жиром (только в XX веке установят, что длительная пеммикановая диета вредно сказывается на органах пищеварения и обмене веществ).

Попытки научиться консервировать пищу для морских походов тем временем не прекращались. Самоотверженные исследователи даже гибли на этом поприще науки. Так в XVII веке английский философ и лорд-канцлер Англии Фрэнсис Бэкон умер от воспаления легких, простудившись, когда набивал снегом куриную тушку, изучая действие холода как средства для консервирования мяса.

Сознавая необходимость добиться долговременной сохранности пищи, Наполеон в 1795 году учредил премию в 12 тысяч франков тому, кто научится консервировать. Прошло почти пятнадцать лет, и в 1809 году французский кондитер Никола Франсуа Аппер изобрел консервы в жестяных банках и издал книгу «Искусство консервирования растительных и животных субстанций на долголетний период». Консервы стали производить все, кому не лень, причем на всех флотах, включая коммерческий, их сразу стали называть «дохлый француз». В 1844 году в Галаце в одной из банок и вовсе нашли человеческий палец.

Что касается галет, то в современных источниках пишется, что галеты для моряков в Средние века делались из пшеничной муки. Предположение более чем сомнительное — если знать о постоянном голоде в Европе. Ржаной муки не хватало, не то что пшеничной.

Да и в холоде «малого ледникового периода» (так историки называют период, коснувшийся XVI-XVII веков, когда в Европе было сильнейшее похолодание и на амстердамских каналах катались на коньках) теплолюбивая пшеница выживала минимально. И эти сомнения оправданы.

Дело в том, что теперь галеты, применяемые в экспедициях, действительно делают из пшеничной муки, а о более старых галетах мы можем узнать из «Объяснительного морского словаря» известного русского капитана дальнего плавания В.В. Бахтина, изданного в Санкт-Петербурге в 1874 году: «Галета — сухарь из ржаной или пшеничной муки, употреблявшийся на кораблях военного парусного флота при отсутствии хлеба».

Можно также раскопать указ от 1894 года, которым предписывалось в норвежском флоте «в целях улучшения питания личного состава, вместо ржаных сухарей выдавать белый хлеб». А еще раньше в Европе о пшенице никто и не вспоминал. Так что основной пищей в море по-прежнему оставался черный хлеб. Как и на суше, он был едой практически сакральной.

Именно поэтому у моряков больше всего, пожалуй, обычаев связано с хлебом. В доме каждого из них в течение года обязательно висел хлебец в виде кораблика. Пока он цел, ничто не грозит судну, на котором бороздит воды хозяин дома или его дети. В великий четверг на страстной неделе вся семья собиралась у кораблика, с пением церковных гимнов спускала его и предавала огню.

А на «рейд» вставал новый корабль. Английские моряки придавали большое значение тому, как разрезать буханку. Считалось, что, если перевернуть ее верхней коркой вниз, тут же где-то в море обязательно перевернется судно. А если буханка раскрошится в руках, значит, не миновать неприятностей.

Что касается крошащейся буханки, то грядущие «неприятности» вполне объяснимы: «Нередко зерно ржи невозможно одним веянием отделить от спорыньи. Мука со спорыньей бывает синеватая, темная, дурно пахнет. Тесто из нее также расплывается, а хлеб разваливается» (Л.В. Милов, «Великорусский пахарь — в мужицком брюхе и болото сгниет»). Ржаная мука на кораблях была та же, что и на берегу.

Отсюда и видения всевозможных «морских дьяволов», «морских змеев» и прочих чудо-юдов. Под галлюциногенным действием спорыньи и обычные «огни Святого Эльма» на мачте корабля могли вселять дикий суеверный ужас. Хоть за борт прыгай. Скорее всего, и прыгали — неспроста развелось столько «Летучих Голландцев».

Кстати, среди версий о гибели «Марии Селесты» в 1872 году, одного из самых известных мистических «покинутых кораблей», отравление спорыньей всплывало довольно часто. А уж до того времени, зная о качестве средневекового хлеба, такое объяснение просто напрашивается.

Вот такая невеселая история. Так что зная о суровом быте средневековых моряков, вряд ли теперь у современных мальчишек возникнет мечта: «Вот бы пожить в том времени — времени Великих географических открытий».

Источник: sokura.livejournal.com

СССР. Как платили морякам-загранщикам торгового флота.

Ну,что это я всё о бананово-лимонных странах,да про пароходы..
Пора бы уже о вечном,о волнительном,о притягательном,о мечтах и надеждах..в общем о деньгах.
«Пиастры,пиастры. «..
Нет,не про них.Хотя и про них можно,но позже.
Сегодня о толстом морском заработке.Длинном рубле..
Но не сегодняшнем,а времён СССР.Сейчас то никакой романтики и интересу.Всё прописано в контракте..что входит в твои обязанности,что не входит.За что полагается доплата,а за что -нет.Отработал-получил.Скукота.
То ли дело раньше.
Но сразу оговорочку. Рассказ за торговый флот.Не рыбодобывающий и рыбоперерабатывающий.И не рыбоперевозящий,то есть транспорты рыбного хозяйства.Как там у них. знаю только по рассказам,и поэтому могу только тоже..пересказать.У них там тоже в то время делилось на гослов и колхозный лов.Тоже не так просто было.
Ну,так вот..начну сразу с самого интересного.С валюты.
Те,кто рассказывает,как лихо жилось морякам загранзаплыва в СССР,какие зарплаты валютные получали..эти самые моряки..немного. эээ..врут.
Потому как зарплаты в валюте не было.От слова совсем.
Была инвалюта взамен суточных.
Что это значит?Это значит,что выход за границу приравнивался к командировке.Только взамен суточных командировочных выплачивали валюту.
И выплачивали её в процентах от оклада.
До 1987 года это было 18% от оклада.
От оклада!
Оклад матроса 1го класса — 105 рублей.
Итого за месяц,проведённый в загранплавании,нашему Рокфеллеру -матросу начисляли 18 инвалютных рублей. Много это,или мало. Ну,так..обменяйте эти 18 инвалютных рублей по по тому мифическому курсу в 0.63-0.68,опять же,инвалютных,копеек на доллары США.Много получилось. да что уж..гуляй,рванина.
Ладно,отвлёкся. Начислили 18 инвалютных рублей.
А вот дальше начинаются интриги и жареное.Что можно сделать с этими деньгами?
А) — Получить эти деньги в валюте страны захода по текущему курсу на тот день.
Б)-Сдепонировать.То есть не брать эти деньги,пущай накапливаются.Если рейс длинный,а впереди маячит выгодный,в плане шоппинга порт,то пусть себе лежат.Но без процента.
В)-Посколько эта валюта начислялась посуточно,то в порту захода можно было получить..ну,суток за 5.Потратить их на какой нить..поход по борделя м (1) музеям,попить пива матэ,в общем..приобщиться.
Г)-А могло получиться и так,что заходов в хорошие(2)порты не было..да вообще не было.Так бывало,если судно ходило по специфичному фрахту.Например бункеровка рыбаков в океане.Сходил,заправили экспедицию и вернулись.Без заходов.Тут тоже варианты — или депонировать,при списании с судна получить справку о сумме и получить эти деньги уже на другом пароходе.Или получить эти деньги в виде чеков ВТБ(ВнешТоргБанка).Позже они стали именоваться чеками ВЭД(банк ВнешнеЭкономическойДеятельности)

Итак,чеки ВТБ.Называю их так по старинке,ибо как то не прижилось ВЭД.Как их ещё называли..боны.
В каждом портовом городе,особенно если этот город был базовым какого либо пароходства,был магазин «Альбатрос» Торгмортранса(3)..вот в нём то и велась торговля на эти чеки.

Внешний вид чеков.С 1987 года они уже шли в чековой книжке на 25 рублей.До этого они были в книжке на 10 рублей.
У меня были чеки и 60х годов выпуска..ничего,к оплате принимались.
4fefe79b15ccf
4fefeb7e56e45
4fefebafdfb0b
4fefec14e7653
4fefec4738195

Что продавалось в этих магазинах?Да всё..одежда,электроника,продукты..ну,поч ти те же самые «Берёзки» только со специфическим морским уклоном.
Примерные цены на 1986-87 года..
Сигареты «Кент»,»Ротманс»,»Мальборо» 20 копеек за пачку.С 1988 года — 30 копеек.
Банка пива «Асахи»,0.33 гр,Япония — 20 копеек
Бутылка конъяку «Арарат» 1рубль 75 копеек
Водка ..от 60 копеек
Кстати,алкоголь продавался сразу после открытия.А в 1989 году,после принятия антиалкольных постановлений ЦК..халяву прикрыли,тоже с 14 часов стали продавать
Индийский растворимый кофе -40 копеек
Конфеты «Ассорти» 40-60 копеек.
Ну,шоколадки,печенюшки,иногда жевательная резинка..почём,уже не помню.
Помню,когда охмурял будущую жену,тогда ещё студентку института, купил громаднейшую коробку конфет «Матрёшки».Кажется московские.Очередь отстоял длинную,несколько раз хотел уже плюнуть и уйти..да вот..что то не дало)Стоила эта коробка аж 3 с половиной рубля.Пока дотащил её до автовокзала,заколебался отвечать на вопросы..где это такое я урвал..и не продам ли..
Одежда.
Куртка «Аляска»..ммм..фирма «Чори»,Ипония. ммм.. настоящая Япония..сейчас таких не делают.Офигенные куртки были.Самое то,для приморской погоды.И водотталкивающая,и непродуваемая,и задница прикрыта,и капюшон.И под что угодно.Хоть на выгребной костюм,хоть на джинсы со свитером..итак,12-15 рублей.
«Монтана»..тоже известный бренд) А то ж..Куртка джинсовая — 12 рублей,штаны -7 рублей,спортивный костюм-15 рублей.
Кожаный мужской плащ,производства Монголия..всего то..120 рублей.
Ну,и ещё много всяких шмуток.
Обувь.Парфюм.
Электроника понемногу.
Двухкассетный магнитофон «Панасоник»,из за красного цвета,обзываемый «пожарник» стоил 42 рубля.
Автомобили тоже продавались.Например,ВАЗ 2104 стоил всего 2500 рублей.
И дефицитные тогда полиэтиленовые пакеты.С чайкой и гордой надписью ТоргМортТранс..5 копеек.

Вроде бы дёшево,правда?Но было одно но..
Если вы не работали в море..ну,или в управлении пароходства( а там,как известно,настоящие моряки работали,не то,что мы..плавсостав,блин) вход в этот рай вам был заказан.
Но чеки можно было купить.Хоть на чеке и было написано,что ВТБ выплатит вам один..или сколько там рублей за этот чек,ну,на сарае тоже написано. У знакомых моряков. или у спекулянтов,которых всегда можно было встретить у этих магазинов по курсу 10 рублей за 1 рубль чеками.Всего то.
И вот тогда,все цены,которые я привёл для примера,необходимо умножить на 10.
И получились сигареты по 2 рэ за пачку,пивко по 2 рэ за банку..а конъяк вовсе в глотку не полезет..по 17 то рублей.Закусывая конфетками 6 рублёвыми..
Сразу интересна становится цена автомобильки,правда?)

Пара дополнений и уточнений.
Все эти магазины,по всей территории СССР,назывались «Альбатрос»..только в Одессе он назывался как то по другому,вот вышибло из памяти и всё( В просторечии их называли — Торгсин(Одесса..ну,Одесса,это вообще ..там всё своё)),валютный,чековый,боновый..
Уже тогда,при продаже чеков,можно было нарваться на «ломал».Это когда заламывают на пальце пачку купюр и в итоге тебя обжуливают.То есть,когда в стране доллар получил свободное хождение и появились менялы,у кое-кого опыт уже был..куда и как смотреть..при проведении валютных операций.
Продажа и покупка чеков была уголовно наказуемым деянием,ибо тоже попадала под статью о незаконных валютных..но из моих знакомых никто не попадался на этом деле,даже более того,как то продавали эти чеки в водном отделе милиции.Хорошо одеваться хотели все.

Ещё чеки в портовых городах неплохо и сами шли,самостоятельной валютой.Швейцары в ресторанах,в такси,в больницах..просто какие то свои дела можно было уладить с помощью этих чеков.но повторюсь,в портовых городах..

А где то с середины 1988 года,как то незаметно поползли цены в магазинах и следом за ними поползли в цене и чеки.И в 1989 году они достигли своего пика -25 рублей СССР за 1 рубль чеками.Товар из магазинов начал пропадать понемногу,очереди начали удлиняться..к моменту закрытий магазинов Альбатрос туда невозможно было втиснуться.Сметали всё подряд.
Потратить свои чеки все не могли. Кто то находился в это время в море..ну,были причины.И тогда было сделано следующее..пароходство принимало чеки назад( но только законно заработанные,и там уже не намухлюешь. Бухгалтерия вот она..рядом) и выдавало справки о том,сколько у тебя на счету этих самых инвалютных рублей.Платить уже начали потихоньку в долларах США и ближайшем порту можно было обналичить эту справку на доллары,а не в валюте страны захода.Хотя..в моём регионе японская йена тоже неплохо котировалась,да и сейчас,вполне себе резервная валюта.

Но чеки платили не только как инвалюту взамен суточных.Чеками ещё оплачивались некоторые работы на судне.Причём некоторые работы очень хорошо оплачивались.
Зачистка и мойка грузовых танков,зачистка и мойка грузовых трюмов,безлоцманские проводки судна (ну,это в основном навигаторы и матросики)..ну,были работы.Выходил на эти работы,как правило весь экипаж,кроме капитана.Капитану сумма насчитывалась отдельно.
А зачистка грузового танка из под бараньего жира или пальмового стеарина,это такое занятие,которого бы я не пожелал бы и своему перфососеду (что он,млять,там такого сверлит?).
И по поводу начислений.Был такой нюанс.Начисляли. 1:1..а вот если надо было высчитать с тебя за что то,ну,например..неправильно посчитали сутки и получилась переплата,а ты уже получил чеки и успел потратить..не вопрос.Высчитают в советских рублях..но уже не 1:1,а 8 советских рублей за 1 рубль чеками.С меня так,помнится,64 рубля усчитали. хотя,как и упомянул выше..положено вроде как и 1:1.Но ссылались на какое то письмо из министерства..

Вот из таких мелочей и складывался толстый морской заработок.Хотя старые моряки,после введений всяких новшеств,типа Щёкинского метода(ласково называемого на флоте «защёкинского»),хозрасчётов..ещё в конце семидесятых говорили..
Эх,сломалась лопата,которая в морях деньгу гребла.

Совсем отдельная тема. уже собственно валюта и настоящие командировочные..но,наверное..не успею до отлёта.

(1) Поход по борделям..это такой сарказм.Ибо с теми копейками,тебе даже прейскурант на услуги тёток не покажут.
(2)Хороший порт,это порт в котором можно было на эти копейки максимально с пользой отовариться. Дадада..Ковры из Антверпена,джинсы из Гамбурга и прочее..
(3) Торгмортранс ..ТМТ..этим словом ещё обзывали лодочных торговцев в Юго-Восточной Азии..не знаю,как в других пароходствах,у нас точно.Даже иной раз..старый больной моряк так и говорит до сих пор..

А по истории вопроса можно прочитать тут

Источник: navimann.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...
Центр туризма