Что такое учебно тренировочный поход

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Достижение высоких спортивных результатов в спортивном туризме воз­можно при решении основных задач учебно-тренировочного процесса:

> обеспечения всестороннего физического развития;

> воспитания высоких моральных качеств;

> овладения туристской техникой и тактикой;

> приобретения необходимых знаний по основам теории, методи­ки и организации физического воспитания и спортивной тренировки;

> совершенствования спортивного мастерства.

Эти задачи нужно решать комплексно на всех учебно-тренировочных заня­тиях. Они обязательны для всех туристов-спортсменов, от новичков до мастеров спорта, при подготовке к соревнованиям, как на «маршрутах» так и на «дистан­циях».

Методы обучения и воспитания

Туристская подготовка представляет собой процесс формирования знаний, умений, навыков (ЗУН), необходимых для занятий спортивным туризмом и со­вершенствования в этом виде спорта. По своей сути — это процесс повышения уровня подготовленности туристов к преодолению естественных препятствий в условиях спортивных туристских походов и соревнований на «дистанциях».

Однодневный учебно-тренировочный поход.

Туристская подготовка может рассматриваться как многолетний процесс спор­тивного совершенствования (подготовка высококвалифицированного туриста) или сравнительно кратковременный период предпоходной подготовки в соответ­ствии с периодизацией тренировочного процесс. Термин «подготовка туриста» частично совпадает с термином «тренировка туриста», однако является понятием более общим, так как включает в себя тренировку как основное средство подго­товки туриста, и целый ряд дополняющих её факторов. По существу, это педаго­гический процесс, в котором используются различные методы воспитания и обу­чения (Рис. 1 и 2).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Для успешного осуществления учебно-тренировочного процесса в системе физического воспитания разработана научно-методическая основа спортивных тренировок. Каждая тренировка планируется и осуществляется на принципах научности, всесторонности, сознательности и активности, повторности и систе­матичности, постепенности, доступности, коллективности в сочетании с индивидуализацией, наглядности и прочности. Перечисленные принципы взаимосвяза­ны, и только применение их в неразрывной совокупности обеспечивает высокую эффективность учебно-тренировочного процесса.

Принцип научности означает обоснованность элементов тренировки и всего тренировочного цикла в целом. Примером научного подхода к обучению приемам техники страховки туристов является теоретический расчет силы рывка и демонстрация его последствий при различной технике страховки.

Принцип всесторонности означает повышение уровня всестороннего раз­вития — главного условия роста высокой работоспособности. При всесторонней подготовке у спортсмена вырабатывается множество двигательных навыков, ко­торые обеспечивают развитие физических качеств, необходимых для выполне­ния специальных приемов техники и тактики туризма.

Учебно тренировочный поход 2021

Всесторонняя спортивная подготовка предусматривает гармоничное физическое развитие и совершенство­вание морально-волевых качеств. Физическая и техническая подготовки неотде­лимы от развития морально-волевых качеств — это единый взаимообратный про­цесс. Примером всестороннего развития могут служить спортсмены, которые яв­ляются лидерами в соревнованиях по разным видам спортивного туризма. В то же время всестороннее и гармоничное развитие особенно необходимо новичкам. Тренировки начинающих туристов не должны носить узкоспециальный харак­тер, поскольку для них самое главное — получить хорошую физическую подго­товку и на ее основе совершенствовать свое спортивное мастерство.

Принцип сознательности и активности — это понимание целей и задач тренировки, сознательное и активное использование средств учебно-тренировоч­ного процесса туристов. Если физические упражнения и технические приемы вы­полняются туристами с увлечением, разумной активностью, пониманием пользы от этих занятий, то усвоение материала будет более глубоким.

Умение трениро­ваться самостоятельно и активно, с чувством личной ответственности необходи­мо каждому туристу. Принцип сознательности особенно важен при выполнении приемов, связанных с техникой страховки. Например, технический прием стра­ховки веревкой с использованием трения через карабин или выступ нельзя осваи­вать механически, поскольку для выполнения приема требуются разные углы охвата веревкой. Таких приемов в туристской технике много, поэтому здесь важ­на роль принципа сознательности в тренировках. На тренировках все туристы получают задание от тренера, однако контролировать действия, самостоятельно обнаруживать и исправлять свои ошибки должен научиться каждый.

Принцип повторности и систематичности предусматривает закрепле­ние и развитие полученных знаний в процессе регулярных тренировок на протя­жении недели, месяца, года, многих лет. Тренировки при этом должны прово­диться по системе: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от из­вестного к неизвестному».

Перерыв в занятиях отрицательно сказывается на спортивных результатах. Падает работоспособность, и теряются приобретенные навыки. Особенно быстро забываются наиболее сложные элементы техники страховки и скалолазания. Поэтому в системе физического воспитания есть об­щее правило подтверждения спортивных разрядов.

Принцип постепенности отражает научный взгляд на основные принци­пы жизнедеятельности человека. И.П. Павлов подчеркивал, что многие задачи, которые сначала кажутся невыполнимыми, в конце концов при постепенности и осторожности оказываются удовлетворительно решенными. Равномерное нарас­тание нагрузки в период тренировки, увеличение объема и интенсивности вы­полняемой работы, постепенное усложнение задач и действий — все эти положе­ния основаны на принципе постепенности.

Органы и системы организма на тренировках включаются в усиленную ра­боту не сразу, поэтому на каждом занятии необходимо предусматривать размин­ку. Весь тренировочный процесс должен строиться с учетом постепенного повы­шения нагрузок, достигается это за счет ступенчатого перехода от одного цикла занятий к другому.

В одном тренировочном цикле (недельном, месячном или го­довом) сохраняются примерно одинаковые уровни средней интенсивности и про­должительности занятий, а в следующем цикле они увеличиваются. Принцип по­степенности учитывается не только в процессе подготовки к соревнованиям, но и на соревнованиях. Судейская коллегия соревнований на лучший туристский по­ход учитывает постепенный набор трудностей в путешествиях. Так, команда ту­ристов получает штрафные баллы за построение маршрута, начавшегося с пре­дельных технических сложностей и физических нагрузок.

Принцип доступности показывает зависимость системы тренировочных занятий от подготовленности участников. Он тесно связан с принципами систе­матичности и постепенности. Если какой-нибудь прием выполняется большинством туристов бессознательно, с грубыми ошибками, а некоторыми во­обще не выполняется из-за трудности, значит, этот прием в данное время занима­ющимся недоступен. Трудно, например, освоить подъём по вертикальным пери­лам, если спортсмен плохо подготовлен физически.

Принцип коллективности в сочетании с индивидуализацией дает наилуч­шие результаты в тренировочном процессе туристских команд. Спортивный ту­ризм — коллективный вид спорта, но команда состоит из разных людей. Каждый спортсмен имеет свои особенности физического развития и технической подго­товленности, условия труда, отдыха, питания и др.

Учет этих индивидуальных особенностей необходим при коллективных тренировках. Индивидуальные осо­бенности выявляются на основании собеседований, тестов и контрольных упраж­нений на силу, быстроту, выносливость, технику и др. При построении трениро­вочного процесса и планировании тренировок индивидуальные особенности чле­нов команды следует учитывать путем определенной дозировки нагрузок.

Принцип наглядности заключается в том, что тренер не только объясняет, как выполнить тот или иной прием, но и показывает его выполнение в целом и по частям сам или просит сделать это обученного данному приему спортсмена. С успехом можно использовать для наглядности фотографический материал и ки­ноленты, плакаты и рисунки. Наглядность повышает качество и быстроту обучения.

Принцип наглядности необходимо использовать на всех этапах тренировоч­ного процесса. В начале обучения — показ приема, выполненного в совершенстве; далее — показ приема в том виде, как его делают туристы на тренировках; после выявления и исправления ошибок — сравнительный анализ различных особенно­стей выполнения приема. Важно спортсмену говорить, как надо выполнять дан­ный технический приём, а не указывать на его ошибки. Все это можно сделать с помощью технических средств, однако сила примера оказывает гораздо большее влияние. Недостаточно опытный турист равняется, прежде всего, на своих хоро­шо подготовленных товарищей, в чем и заключается особенность коллективных тренировок.

Принцип прочности определяет устойчивость накопленных знаний и уровня физической и технической подготовленности. Психологи различают 4 уровня усвоения заданного материала.

Первый уровень (знакомства) характери­зуется умением узнавать изученный объект среди остальных, выбирать его из со­вокупности объектов; второй уровень (репродукции) — умением воспроизводить изученный материал, но не выходя при этом за рамки заученных сведений; тре­тий уровень (умения) — умением решать практические задачи по изученному ма­териалу, применять известные общие методы в конкретных условиях; и, наконец, четвертый уровень (творчества) характеризуется умением создавать новые под­ходы и методы решения проблем в своей сфере деятельности. Устойчивость 3-го уровня — необходимое требование к туристам-спортсменам. Четвертый уровень достигается спортивным совершенствованием. Он свидетельствует о высоком туристском мастерстве.

Устойчивость уровней физической и технической подготовленности дости­гается правильным планированием и проведением тренировок. При этом нужно учитывать все названные принципы и «не засорять» тренировки множеством специальных упражнений и приемов. Не следует также приступать к изучению нового приема, пока не создана достаточная основа для его усвоения. Необходи­мо закреплять и совершенствовать полученные навыки в практике спортивных туристских походов.

СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Общетуристская подготовка направлена на формирование знаний, умений и навыков по следующим основным разделам:

> охрана окружающей среды и общественно полезная работа в туристских походах;

> система подготовки кадров в спортивном туризме;

> социально-экономические, организационные, программно-нормативные и научно-методические основы развития спортивного туризма;

> типология, история и география туризма;

> современное состояние и перспективы развития туризма;

> краеведение и другие, общие для всех видов туризма разделы.

В общетуристской подготовке преобладает теоретическая подготовка по всем указанным разделам. Она направлена в основном на формирование знаний туристов. Отдельные ее разделы, связанные с охраной окружающей среды, крае­ведением, проведением туристских слетов и соревнований, предполагают фор­мирование умений и навыков туристов в конкретных условиях.

Такие разделы общетуристской подготовки требуют практических занятий в аудиториях или природных условиях. Количество часов теоретических и практических занятий и распределение их по периодам подготовки зависят в основном от уровня ква­лификации занимающихся и частично от вида туризма. Малые объемы общету­ристской подготовки новичков по ряду разделов частично компенсируются в процессе многолетней подготовки, повышая интеллектуальный потенциал зани­мающихся спортивным туризмом.

Специальная туристская подготовка

Специальная туристская подготовка обеспечивает формирование специфи­ческих для каждого вида туризма ЗУН, по следующим основным направлениям:

> организация спортивного туристского похода (организационная под­готовка);

> топография туризма (топографическая подготовка);

> техника спортивного туризма (техническая подготовка);

> тактика спортивного туризма (тактическая подготовка);

> психология спортивного туризма (психологическая подготовка);

> обеспечение безопасности (подготовка по обеспечению безопасно­сти).

Основу специальной туристской подготовки составляет формирование практических умений и навыков по указанным разделам подготовки со значи­тельным акцентом на вид туризма. В специальной туристской подготовке теория и практика взаимосвязаны. В обозначенных разделах подготовки есть вопросы общие и специфические для каждого вида спортивного туризма.

В процессе фор­мирования знаний, умений и навыков по специальной туристской подготовке вначале рассматриваются самые простые общие вопросы и далее специфические для каждого вида туризма. Набор знаний, умений и навыков по специальной ту­ристской подготовке дифференцируется в зависимости от специализации и ква­лификации туристов. Практически невозможно быть специалистом по всем ви­дам туризма. В то же время на начальном этапе подготовки целесообразно опро­бовать многие виды туризма для осознанного выбора спортивной специализа­ции.

Организационная подготовка включает в себя: определение целей и задач туристского похода; комплектование групп и распределение обязанностей; раз­работку маршрута по дням, определение контрольных пунктов и сроков их про­хождения от начала до конца маршрута; подготовку личного и группового снаря­жения; подготовку продуктов питания; подготовку маршрутной документации; решение других организационных задач.

В организационной подготовке специфика вида туризма проявляется в зна­чительно большей мере, чем в общетуристской. Большой объем практических за­нятий в аудиторных условиях тесно связан с характером туристского маршрута. Общая закономерность этой подготовки: чем сложнее маршрут, тем больше вре­мени и внимания он требует по всему комплексу организационной подготовки

Топографическая подготовка предусматривает формирование знаний, уме­ний и навыков по элементам топографии, необходимым в условиях организации и проведения туристских походов и соревнований. Прежде всего, к этим элемен­там относятся основные понятия: об используемых в туризме картах, схемах; об условных обозначениях местности; о масштабных и немасштабных изображени­ях местности; о простейших измерениях расстояний, направлений, высот местно­сти; о простейших приборах, инструментах и подручных устройствах, используе­мых в туристской практической топографии.

Почему моряков из похода встречают поросенком

Техническая подготовка включает в себя: подготовку по технике преодоле­ния естественных препятствий, технике страховки, технике бивачных работ, спа­сательных работ, подготовку по технике ориентирования на местности. Техниче­ская подготовка является основой подготовки туристов-спортсменов и диффе­ренцируется по видам туризма.

Она включает в себя и теорию, и практику, но основной объем нагрузки в часах составляют практические занятия. Техническая подготовка взаимосвязана с тактической и подготовкой по безопасности, однако сами технические приемы в процессе подготовки туристов-спортсменов можно выделить в отдельные группы по содержанию и видам туризма. В обучении на­чинающих туристов техническая подготовка занимает сравнительно небольшой объем часов, но с повышением уровня квалификации нагрузки увеличиваются значительно. При этом большая их часть реализуется в условиях сложных ту­ристских походов и участий в соревнованиях на дистанциях высокого ранга.

Техническая подготовка бывает индивидуальная и групповая. Первая направлена на освоение туристом индивидуальных технических приемов. Вторая — на взаимодействие туристов при выполнении групповых технических заданий. Надо заметить, что хорошо подготовленный технически турист, в группе взаимо­действует увереннее.

Тактическая подготовка подразумевает формирование целенаправленных индивидуальных или групповых действий туристов, позволяющих оптимизиро­вать решение различных туристских задач. Индивидуальная тактическая подго­товка преследует цель научить туриста:

• распределять свои силы на определенном участке пути и в целом на маршруте;

• рационально отдыхать на привалах;

• выбирать оптимальный путь движения;

• выбирать оптимальную технику преодоления естественных препятствий, ори­ентирования на местности, страховки, поисковых и спасательных работ, бивач­ную технику в зависимости от сложившихся обстоятельств;

• решать разнообразные ситуационные задачи индивидуального характера, свя­занные с личными и групповыми интересами.

Групповая тактическая подготовка направлена на оптимальное решение ситуационных задач группового характера. Эти задачи решаются в предпоход-ный, походный и послепоходныи периоды. В предпоходном периоде необходима оптимизация многих элементов организационной подготовки: выбор различных вариантов основного, запасного и аварийного вариантов маршрута; выбор вари антов материально-технического обеспечения, комплектования группы и распре­деления обязанностей; выбор вариантов обеспечения безопасности группы, средств связи и др.

Тактическая подготовка тесно связана с другими видами подготовки, но ее осно­вой является техническая подготовка, поэтому в литературе достаточно часто встречается термин «технико-тактическая подготовка». Техническая подготовка во многом определяет тактику группы.

Психологическая подготовка включает в себя формирование знаний по основам психологии туриста-спортсмена и воспитание его личностных мораль­но-волевых и психических качеств. Здесь используются методы общественно-по­литического, нравственного, трудового и эстетического воспитания, а также спе­циальные методы, средства и приемы развития и совершенствования специаль­ных психических качеств туриста. Психологическую подготовку туриста приня­то делить на две составляющие: общую и специальную.

Общая психологическая подготовка направлена на формирование необхо­димых морально-волевых и психических качеств туриста.

Специальная подготовка направлена к преодолению конкретных есте­ственных препятствий в каждом конкретном случае и включает в себя: опреде­ленную установку на преодоление этих препятствий (безопасность, скорость и др.); мотивацию действий; осознание сложности препятствия и возможности его преодоления; формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях для решения поставленных задач; преодоление отрицательных эмоций, вызван­ных предстоящими действиями; создание состояния психологической готовно­сти к максимальным волевым и физическим напряжениям и к тесному взаимо­действию с другими членами группы.

Общественно-политическое воспитание формирует социальную актив­ность личности туриста и группы в целом. Эта активность проявляется в обще­ственно полезной работе туристов, охране окружающей среды, краеведении и других видах деятельности.

Нравственное воспитание туриста является основой формирования созна­ния и важнейших моральных качеств личности. Для спортивного туризма одним из важнейших качеств является коллективизм, в том числе чувство долга и ответ­ственности, товарищеской взаимопомощи, требовательности к другим и к себе в интересах коллектива, дисциплинированность.

Трудовое воспитание направлено на обеспечение жизнедеятельности в условиях туристских походов, оно связано с формированием определенных уме­ний и навыков: хозяйственных работ на биваке, приготовления пищи, ремонтных работ по снаряжению личному и групповому, целому комплексу работ по само­обслуживанию и бытовому труду в природных условиях.

Эстетическое воспитание в туризме основывается на реальных возможно­стях эстетического развития человека под влиянием природной среды.

Воспитание волевых качеств туристов осуществляется в процессе предпо-ходных тренировок и в походных условиях. К основным волевым качествам, которые необходимы туристам, относятся: целеустремленность, смелость, реши­тельность, настойчивость, инициативность, выдержка и терпение.

Целеустремленность — главное волевое свойство, определяющее направле­ние и уровень развития личности. В воспитании целеустремленности необходи­мо ставить перед туристами доступные цели и добиваться их достижения. В спортивном туризме такой целью может быть успешное проведение туристского похода в заранее выбранном районе или успешное выступление в соревнованиях на дистанциях. И то, и другое должно сопровождаться повышением спортивного мастерства.

Смелость — умение противостоять страху и действовать в опасных ситуаци­ях с определенным обеспечением безопасности. Многие технические приемы в туризме, относящиеся к преодолению естественных препятствий, требуют сме­лости и воспитывают ее в процессе их выполнения.

Решительность — умение достаточно быстро и обоснованно принимать ре­шения и приступать к их осуществлению в условиях многовариантности и неод­нозначности последствий того или иного решения. Особенно часто требуется проявлять решительность руководителю туристской группы при выборе вариан­тов пути.

Настойчивость — умение постоянно стремиться к достижению цели, не­смотря на определенные трудности и неудачи. Настойчивость туристов прояв­ляется в регулярных занятиях туризмом в любых условиях природной среды.

Инициативность — умение предпринимать определенные действия, направ­ленные на решение частных и общих проблем. Особенно важна инициативность в решении задач обеспечения безопасности и других ситуационных задач в ту­ризме.

Выдержка — умение не спешить с действиями, выводами, проявлениями чувств, мешающими осуществлению принятого решения; не поддаваться влия­нию лиц, проявляющих неуверенность, малодушие, трусость, и т.п. В туризме осуществление даже неверного решения в выборе пути часто предпочтительнее изменению решения в поисках верного варианта пути, если это не связано с без­опасностью.

Терпение — умение в тяжелых условиях противостоять утомлению, отрица­тельным эмоциям, определенное время выдерживать сравнительно высокие на­грузки, используя дополнительные волевые усилия. В туризме тяжелый рюкзак и многие километры пути — основные испытания.

В воспитании личностных качеств туриста используются общеизвестные методы формирования сознания личности (лекции, беседы, метод примера и др.); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (педагоги­ческие требования и задания, разнообразные упражнения, создание воспитываю­щих ситуаций и др.); методы стимулирования (соревнования, поощрения, наказа­ния и др.).

В целом психологическая подготовка туриста основана на решении разно­образных психологических задач, теоретических и практических, в специально созданных и естественных ситуациях, реально существующих в спортивном ту­ризме.

Подготовка по обеспечению безопасности как часть специальной турист­ской подготовки включает в себя формирование знаний объективных и субъек­тивных опасностей занятий спортивным туризмом, знание форм и методов меди­цинского обеспечения занятий туризмом, умений и навыков оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.

В подготовку по обеспечению безопасности входят:

• анализ аварийных ситуаций в избранном виде туризма и районе спортив­ных походов и путешествий;

• решение ситуационных задач обеспечения безопасности в условиях спор­тивных туристских походов и соревнований;

• знание средств дальней и ближней радиосвязи;

• умение пользоваться различными средствами аварийной сигнализации;

• умение использовать специальные и подручные средства поисково-спаса­тельных и транспортировочных работ, используемых в туризме;

• знание правил контроля и самоконтроля туристов; знание правил обеспече­ния безопасности и умение их использовать в реальных условиях походов и соревнований.

Физическая подготовка

Физическая подготовка должна обеспечить:

• общую физическую подготовленность;

• специальную физическую подготовленность в зависимости от спосо­ба передвижения и преодолеваемых препятствий;

• закаливание организма — его сопротивляемость заболеваниям при охлаждении, перегревании, повышенной влажности или сухости воздуха, недо­статке кислорода и т.п.

• Общая физическая подготовка служит основой (базой) специальной подго­товки. Без поддержания ее на высоком уровне невозможно добиться успехов в усвоении и совершенствовании техники различных видов туризма. В процессе общей физической подготовки важно всесторонне развивать основные физиче­ские качества, необходимые туристам любой специализации: общую выносли­вость, силу, гибкость тела, быстроту движений и ловкость. Если одно из них от­стает в развитии, следует дополнительно применять средства, благотворно воз­действующие на это отстающее качество. Общая физическая подготовка особенно важна на начальных этапах занятий туризмом и в подготовительном периоде круглогодичной тренировки спортсменов любой квалификации, так как позволя­ет значительно повысить общий уровень функциональных возможностей орга­низма.

Специальная физическая подготовка обеспечивает овладение специфиче­скими навыками, необходимыми для какого-либо определенного вида туризма, так как ориентирована на развитие специальных физических способностей. Например, для туристов велосипедистов, лыжников, пешеходников особенно важна специальная выносливость и сила ног, для туристов водников особое зна­чение имеют специальная выносливость и сила рук. Способность к координации движений, сохранению статического и динамического равновесия необходимы всем туристам, но особенно важны и специфичны эти качества в горном туризме, так как именно они зачастую определяют уровень техники преодоления есте­ственных препятствий в горах.

Интегральная подготовка

Интегральная подготовка аккумулирует в себе практически все вопросы специальной и частично общей туристской подготовки. Она представляет собой реализацию всех видов подготовки в реальных условиях спортивных походов и соревнований (как основных, так и тренировочных) в многолетнем и годичном циклах подготовки туристов-спортсменов.

От других видов интегральная подго­товка отличается определенной цельностью решаемых задач по организации и проведению спортивных туристских походов и соревнований. Объемы инте­гральной подготовки (в часах) повышаются с ростом квалификации туристов и в ряде случаев могут в значительной мере вытеснить другие виды подготовки. Ин­тенсивность интегральной подготовки (по мощности нагрузки) обычно близка к соревновательной, хотя для решения определенных тренировочных задач она мо­жет быть повышенной или пониженной. Интегральная подготовка в спортивном туризме является основным средством повышения спортивного мастерства.

В практике спортивного туризма интегральная подготовка часто отожде­ствляется с набором определенного количества совершенных походов и путеше ствий для выполнения классификационных нормативов. В таком случае мини­мальные объемы интегральной подготовки в часах можно представить как нор­мативные затраты времени на совершение спортивных походов и путешествий определенной категории сложности. Например, для походов 1, 2, 3, 4, 5, 6-й кате­горий сложности можно считать, что нормативными затратами являются 60, 80, 100,130, 160, 200 часов соответственно.

Максимальные объемы интегральной подготовки можно ориентировочно представить в соответствии с ограничением классификационных нормативов на зачеты походов. Например, не более четырех походов в календарном году, в том числе не более трех походов 4-6-й к.с, из которых не более двух — 6-й к.с.

В таком случае максимальные объемы интегральной подготовки высококвалифицирован­ных спортсменов могут составить около 560 часов. Для начинающих туристов (при последовательном наборе участия в походах 1, 2, 3, 4-й к.с.) максимальный объем интегральной подготовки может составить около 370 часов.

В спортивном туризме известны случаи, когда самостоятельные занятия туризмом практически сводятся к организации и проведению походов различной сложности. В таком случае осознанно или нет происходит подмена многокомпонентной системы ту­ристской подготовки одной интегральной подготовкой. В многолетнем цикле та­кой подготовки возможен рост спортивных результатов, но эффективность тако­го роста с точки зрения качества спортивных достижений и уровня безопасности остается, как правило, на низком уровне. Однако сам факт такого подхода к под­готовке туристов показывает большие возможности интегральной подготовки, недооценивать которую просто нельзя.

Источник: poisk-ru.ru

Особенности уЧЕбнО-ТрЕНИрОВОЧНОГО ПОХОДА

Прежде всего следует твердо сказать, что учебно-тренировочный поход (УТП) — не обычный поход. К сожалению, получается нередко так: отсидели энное количество вечеров на лекциях и занятиях ка­кой-нибудь школы или семинара, подготовились к походу, но не ус­пели выйти на маршрут, напрочь забыли о цели похода, превратив его в обычную развлекательную поездку (чаще так бывает в школах начальной подготовки). И этим самым зачеркнули, по сути дела, весь семинар или школу, потому что учебно-тренировочный поход — это закрепление теоретических знаний и навыков непосредственно на местности, то есть на практике. Основная задача УТП — не про­сто движение по маршруту, не покрытие какого-то расстояния, а обеспечение учебного процесса в походных условиях. И поведение слушателей в походе поэтому должно быть активно-творческим, а не пассивно-потребительским.

В поход в туле кто с нами

Особенность УТП начинает проявляться еще на стадии подготов­ки к походу. Прежде всего формирование отделений-групп УТП на­чинается на определенном этапе — значительно раньше, чем порой комплектование групп обычного категорийного похода; количествен­ный состав групп-отделений не случаен, направлен на то, чтобы создать наилучшие возможности для обучения слушателей. В школах начального уровня — участников походов I категории сложности, организаторов туризма в секциях учреждений и предприятий — со­став отделения-группы должен быть от 6 до 15 человек (оптималь­ное количество — 10-12 человек); в школах базового и специализи­рованного уровня — участников походов II-IV категорий сложности, гидов-проводников и инструкторов, старших гидов-проводников и старших инструкторов спортивного туризма — от 6 до 12 человек (оптимальный состав — 8-10 человек); в школах высшего уровня — участников походов V категории сложности, гидов-проводников и инструкторов спортивного туризма международного класса — 6-10 человек (оптимальный состав — 6-8 человек).

Общая тенденция в учебном процессе при повышении уровня обучения — не только (вернее, не столько) повышение категорий сложности походов, усложнение дорожных условий и увеличение естественных препятствий в учебно-тренировочных походах, сколько более глубокое и детальное проникновение в специфику велотуриз­ма, в его тактическую и техническую суть, расширение «ассортимен­та» применяемых приемов и предметов снаряжения, а самое глав­ное — все более деятельный и творческий подход всех членов груп­

пы к организации похода, к разработке и прохождению маршрута и оформлению его результатов.

Подготовка к обычным категорийным походам проходит в боль­шей или меньшей степени автономно, участники встречаются в ос­новном на тренировках (в тренировочных походах выходного дня). В рамках школы (семинара) дело обстоит иначе. Чем больше подгото­вительных процессов группа-отделение будет осуществлять вместе, тем успешнее пройдет сам УТП, тем более результативным будет обучение слушателей.

Поскольку кое-что из снаряжения и материального обеспечения туристам пока приходится создавать самим, очень полезно многие подготовительные мероприятия (особенно в школах начальной подго­товки) проводить вместе, под руководством инструктора, а не по­рознь по домам, при этом члены отделения-группы, обладающие какими-то практическими навыками, помогают инструктору обучать остальных. Речь идет не только о школах I уровня.

Мало того, по­ложение о системе подготовки кадров в спортивном туризме даже специально нацеливает проводить занятия в школах III уровня в форме обмена опытом. В самом деле, всегда кто-то приобрел боль­шой опыт и навыки в одном, кто-то в другом, и во время совмест­ных практических занятий более высокий опыт становится достояни­ем других членов группы-отделения или даже всех слушателей шко­лы. В совместных ремонтно-подготовительных работах лучше и бы­стрее усваиваются практические навыки, обеспечивается своевре­менная и более основательная подготовка велосипедов и снаряже­ния. Более эффективно общими силами готовится и общегрупповое снаряжение. Особенно это относится к УТП сложных категорий, в которых необходимо использование специального (например, горно­го) снаряжения.

Не менее важен психологический аспект. Совместная подготовка способствует сплочению группы, становится неким компенсационным фактором, поскольку учебные сборы и школы часто собирают не знакомых друг другу людей.

В учебно-тренировочных походах высшей туристской подготовки больший упор делается на разбор слушателями конкретных походных ситуаций.

Важно перед УТП провести весь комплекс тренировок, о кото­рых сказано в соответствующем разделе книги, а еще важнее — полностью осуществить программу одно-двухдневных тренировочных походов с постепенным наращиванием нагрузок и максимально воз­можным приближением этих поездок (особенно последней двух­трехдневной) к тем условиям (техническим и тактическим), которые будут в самом УТП. При этом очень важно с самого начала сто­процентное участие в этих поездках всех членов группы, что дает возможность своевременно определить уровень физической и техни­ческой подготовленности к УТП (а порой выявляется даже неготов­ность кого-то к многодневному походу вообще, особенно среди но­вичков в туризме), провести с кем-то дополнительные тренировки, может быть, даже переформировать отделения по силам и т. д.

В тренировочных походах обязательно проводится медицинский контроль туристов, а после поездок — подробный разбор их физиче­ского состояния с указанием на недоработки и ошибки на маршруте,

на способы их исправления.

К началу занятий школы или семинара район проведения учеб­но-тренировочного похода и маршруты отделений-групп должны быть хорошо известны инструкторскому составу. Всякий маршрут УТП должен предусматривать, с одной стороны, максимально возможное в пределах данной категории разнообразие дорожных условий и препятствий, а с другой — достаточное количество времени для про­ведения практических занятий, чтобы технически однообразное пе­ремещение по однородным по характеру протяженным участкам дорог не поглотило время, необходимое на учебные мероприятия. Именно поэтому протяженность маршрута УТП разрешается умень­шать относительно нормативных (при сохранении набора препятст­вий) на 25%.

В школах II, а особенно III уровней прокладка маршрутов должна осуществляться самими слушателями (естественно, под руководством преподавателей-инструкторов). Если есть достаточно картографиче­ских материалов, литературы на район похода, полезно каждому слушателю дать задание разработать маршрут с разбивкой по дням. При этом задаются основные параметры похода: километраж, про­должительность, определенный набор препятствий, необходимость предусмотреть общий сбор всех групп-отделений школы (если такая встреча предусмотрена) и т. д.

При разработке маршрутов слушатели должны предусмотреть за­пасные варианты маршрутов на непредвиденные обстоятельства и резкое ухудшение погоды. Разработанные маршруты разбираются на занятиях, отмечаются слабые и сильные их стороны, принимается лучший вариант. После обсуждений по отделениям инструкторский совет школы утверждает окончательные варианты маршрутов, место для общей встречи групп. Составляется расписание занятий на маршруте и на общей встрече. Совместно со слушателями заполня­ется маршрутная книжка.

В учебно-тренировочных походах начальной подготовки преобла­дает принцип обучения «преподаватель — ученики». В УТП школ более высоких уровней, в том числе инструкторской подготовки, группа достигает адекватной эффективности обучения в том случае, если она идет по маршруту на принципах самоуправления. Вот один из вариантов осуществления на практике этого принципа.

Назнача­ется руководитель и его заместитель. При этом целесообразно, что­бы руководителем был менее опытный, а его заместителем — более опытный турист. Психологически это крепкая и надежная система: с одной стороны менее опытные или менее решительные получают большую практику руководства, но в то же время не ущемляется самолюбие более опытных: им предлагается почетная роль настав­ников, с которыми дежурные руководители имеют возможность по­стоянно советоваться. (В маленькой группе-отделении руководителем становиться каждый). А инструктор непосредственно на маршруте становится «рядовым» участником похода (причем самым дисципли­нированным, подавая хороший пример остальным) и использует всю полноту свой инструкторской власти в случае, если нужно предот­вратить серьезное нарушение графика или ЧП.

В группе УТП, как и в обычном походе, распределяются обязан­ности: завхоз, механик, санинструктор и т. д. Кроме того непременно выявится, что один любит и умеет хорошо готовить еду, другой мас­тер разжигать костры, третий быстро ориентируется на местности… Но цель учебно-тренировочного похода — дать как можно больше разнообразных навыков всем слушателям, и тут важно не пойти по пути наименьшего сопротивления (как, увы, нередко бывает), когда каждый делает то, что у него хорошо получается, а остальные оста­ются в роли пассивных потребителей. Поэтому здесь полезно ввести тот же принцип, о котором сказано выше, то есть в группе неофи­циально утверждаются главный повар, главный костровой, главный механик и т. д., которые не сами варят кашу, разжигают костры, ме­няют спицы колес, а следят за тем, как это делают дежурные пова­ра, костровые и механики, лишь направляя их и подсказывая в слу­чае необходимости. Таким образом умельцы становятся самыми хорошими помощниками инструктора.

Например, турист, лучше всех владеющий техникой езды на ве­лосипеде, показывает, как постараться преодолеть трудный участок в седле, а инструктор в это время со стороны показывает осталь­ным особенности действий в этой конкретной дорожной обстановке, отмечает ошибки (если они есть). Потом участок преодолевают ос­тальные члены группы.

«Главный» костровой подсказывает дежурным разные типы и ви­ды костров, показывает меры противопожарной безопасности. «Глав­ный» механик и инструктор не только учат устранять возникающие в походе поломки и неисправности, но и, предполагая другие типич­ные поломки, объясняют, как их исправлять. То же самое относится к доврачебной медицинской помощи. Если позволяет время, можно в походе каждому дать задание разведать вариант маршрута ради учебных целей.

Поскольку учебно-тренировочный поход формирует походный стиль и на дальнейшую туристскую жизнь, очень важно четко и без пропусков осуществлять намеченную программу, ехать по дорогам строго по Правилам дорожного движения и в соответствии с турист­скими законами, подачей всех сигналов и знаков о начале движе­ния, поворотах, объездах препятствий, остановках и т. д.

Весь УТП должен представлять собой учебный процесс, но центр тяжести в методическом плане приходится на вечер, поэтому группа должна вставать на бивак раньше, чем в обычном походе. После ужина происходит разбор дня и смена «руководства». Предложим в качестве одного из вариантов следующий порядок разбора дня:

1. Высказывания участников похода по очереди о том, как про­шел день, характеристика действий дежурного руководителя и других членов группы, предложения.

2. Отчет дежурного руководителя о прошедшем дне, разбор так­тики преодоления встретившихся за день сложных участков, препят­ствий, анализ возникавших аварийных ситуаций, ошибок участников похода, ответы на вопросы и замечания членов группы.

3. Резюме инструктора, подведение итогов дня.

4. Слово заступающему на следующие сутки дежурному руково­дителю, который объявляет (или напоминает), кто на следующий день будет дежурить у костра, кто направляющий и замыкающий. Затем будущий руководитель знакомит группу с планами на пред­стоящий день, сообщает, каков график дня, где предполагается обед,

какие встретятся препятствия и сложные участки пути, какие досто­примечательности, где должны встать на следующий ночлег, предла­гает варианты в случае ухудшения погоды. Понятно, что этому вы­ступлению будущего руководителя должна предшествовать опреде­ленная подготовка.

В конце дня инструктор оценивает работу участников похода за прошедший день. А чтобы они лучше знали о своих сильных и сла­бых свойствах, полезно выставлять оценки по рубрикам или отдель­ным сторонам деятельности группы:

1. Решительность и уверенность в принятии решений.

2. Ориентирование на местности, оперативность в получении информации.

3. Точность соблюдения графика дня.

4. Дисциплина в группе.

5. Моральная обстановка в группе.

6. Четкость движения на маршруте (соблюдение рядности, ком­пактность и т. д.).

Инструктор может оценки участникам похода объявлять каждый вечер, а может вывести средние за весь поход и объявить их на разборе после прохождения маршрута.

Хорошо, если привычка у велотуристов к вечернему разбору за­крепится, и они будут ощущать в нем потребность и в обычных по­ходах. Такой разбор полезен не только в учебно-методическом пла­не, не только ради оттачивания мастерства руководства походным коллективом, велика его и психологическая роль.

Для того, чтобы учебно-тренировочный поход групп-отделений школы представлял собой единый учебный процесс, его организуют в виде туриады, то есть хотя бы один раз где-то в середине или в конце маршрута все группы собираются вместе и встают одним лагерем, причем надо стараться не ограничиваться общим ночлегом, а организовать дневку. Обмен мнениями здесь полезен и между слушателями, и между инструкторами, ведь обучение — постоянно развивающийся творческий процесс. Такая встреча целесообразна и с тактической точки зрения, особенно если группы попарно идут по одним и тем же маршрутам навстречу друг другу.

Анимация в туризме как

В месте встречи можно предусмотреть активный отдых с играми в мяч, но основное время должно быть уделено учебным целям. Причем все совместные мероприятия должны быть построены на принципах соревновательности. Речь идет о конкурсах на лучший бивак, на самый вкусный туристский ужин, и полезно провести со­ревнования по фигурному вождению велосипеда, по ориентирова­нию, организовать триал или ралли по трассе с разнообразными дорожными трудностями и естественными препятствиями. Поэтому для общего лагеря желательно найти такое место, чтобы около него были крутой склон, песчаный участок, грунтовая дорога, бревно через ручей или овраг и т. д.

Если общий сбор намечен на конец учебно-тренировочного похо­да, то на нем обычно устраивают и общий разбор всего УТП — сна­чала по группам-отделениям, потом все вместе. Разбор проводится по той же общей схеме, что и разбор дня: сначала высказывают свои мнения и замечания участники, потом итоги подводит инструк­тор. Очень полезен публичный обмен мнениями слушателей разных групп — не только для них самих, но и для инструкторского состава. Основная цель общего разбора для участников — исправление заме­ченных у них тактических и технических недостатков, выявленных непосредственно на маршруте, конкретизация путей дальнейшего совершенствования в спортивном и туристском плане.

Письменные отчеты о походах низших категорий сложности обычно не составляют, но после учебно-тренировочных походов по­лезно отчеты писать — это хорошая возможность для осмысления совершенного похода, к тому же когда придет пора в обязательном порядке составлять отчет, это дело не будет представляться чем-то неизвестным.

На всех этапах семинаров инструкторской подготовки, в том числе в учебно-тренировочном походе, слушатели должны побыть в роли не только руководителей, но и инструкторов. После УТП слуша­тели школы инструкторской подготовки составляют дома методиче­ские разработки на тему «Как провести учебно-тренировочный по­ход», исходя из тех знаний, навыков и личных впечатлений, которые они привезли из похода. Потом производится взаимное рецензиро­вание разработок слушателями, после чего делает свои заключения преподаватель-инструктор.

Источник: velopiseda.net

Организация подготовки туриста и управление ею
статья по теме

Туризм как вид спорта использует циклические упражнения и требует от занимающихся им общей и специальной выносливости. Сложности, связанные с формированием специальных туристских двигательных качеств и навыков, обусловлены возможным возникновением заранее непредвиденных ситуаций, от которых в той или иной мере зависит жизнь человека. Выход из таких ситуаций сопряжен со значительным проявлением в течение длительного времени силы воли и мышечного напряжения. Поэтому для участия в походах, особенно IV и V категорий сложности, нужна специальная тренировка, обеспечивающая возможность аналогичных усилий в искусственно созданных условиях.

Иными словами, задача тренировочного процесса в туризме — создать оптимальные условия для долговременной адаптации организма к предельным нагрузкам, ожидаемым в предполагаемом походе.

Варьирование объемами и интенсивностью нагрузки в тренировке туриста, а также выбор оптимальных интервалов для отдыха связаны с правильным распределением затрачиваемых физических сил при условии обеспечения фаз суперкомпенсации.

Основная роль в управлении подготовкой туриста принадлежит тренеру. Задача спортсмена при этом — проявить осознанную активность в овладении специальными умениями и навыками. Только совместные усилия тренера и спортсмена позволят эффективно управлять тренировочным процессом, достигать наиболее высоких спортивных результатов.

Ныне в силу объективных обстоятельств высококвалифицированные туристы зачастую готовятся самостоятельно. Для управления своей подготовкой к сложным туристским походам им необходимы специальные знания основ спортивной тренировки. Соответствующая современным требованиям теоретическая подготовленность в сочетании с накопленным собственным опытом позволит управлять сложным процессом спортивной подготовки продолжительное время.

Учебно-тренировочный процесс в самодеятельном туризме осуществляется в основном тренерами-общественниками, имеющими значительный опыт походов различной категории сложности и прошедшими обучение в системе подготовки туристских общественных кадров. К сожалению, число тренеров с высшим физкультурным образованием, специализировавшихся в туризме и занимающихся спортивным туризмом, пока не велико.

Особенность работы тренера по туризму в сравнении с большинством других видов спорта состоит в неизмеримо большей роли его как непосредственного активного участника всех предпоходных, походных и послепоходных мероприятий. Поскольку основной период макроцикла в туризме — это поход, тренер может управлять в нем тренировочным процессом только в том случае, если лично находится на маршруте в качестве руководителя или тренера группы (или одновременно — руководителя-тренера). Важна, несомненно, роль тренера в подготовительном и переходном периодах, но в них осуществляется в основном физическая, теоретическая и другие виды подготовки, а техническая, тактическая и психологическая — лишь в той мере, в какой ее можно моделировать в условиях, как правило весьма далеких от реальных условий туристского маршрута, особенно IV или V категории.

Нельзя, разумеется, умалять роль тренера в достаточно продолжительном периоде: в подготовке участников похода к промежуточным мероприятиям (например, к участию в соревнованиях по технике отдельных видов туризма), в организации и проведении тренировочных походов, имеющих целью проверку уровня готовности группы (в том числе психической) к основному походу, испытание снаряжения, рационов питания и т. п. Однако роль тренера на маршруте главного похода значительно выше: именно здесь совершенствуются технико-тактическое мастерство участников, их психическая готовность к решению трудных, подчас неожиданных задач.

В качестве первоосновы управления многолетней подготовкой в туризме необходимо придерживаться правил (положений), учитывающих закономерности спортивной тренировки как педагогически направленного процесса. К ним относятся:

1. Воспитывающий характер всех мероприятий учебно-тренировочного процесса. Речь идет о единстве идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания занимающихся туризмом.
2. Соответствие задач, направлений, средств и методов тренировки возрасту занимающихся, уровню их физической подготовленности и накопленному туристскому опыту.
3. Преобладание на первых этапах учебно-тренировочного процесса средств общей физической подготовки над средствами специальной физической подготовки. По мере достижения относительно высокого уровня спортивной квалификации туриста объем средств общей физической подготовки уменьшается, а специальной физической подготовки возрастает.
4. Обеспечение единства, взаимосвязи и взаимовлияния всех видов спортивной подготовки: физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической.
5. Повышение уровня выполнения двигательных действий, свойственных тому или иному виду туризма, т. е. овладение техникой туризма должно представлять непрерывный процесс.
6. Стремление обеспечить в определенной мере соответствие объемов и интенсивности тренировочных нагрузок во время подготовительного периода характеру предполагаемой работы в походных условиях.
7. Соблюдение постепенности в возрастании нагрузок и их соответствие задачам, поставленным на различных этапах макроцикла.
8. Учет критических периодов в развитии тех или иных двигательных качеств занимающегося туризмом, т. е. выбор средств, объемов и интенсивности тренировочных нагрузок должен быть связан с медико-биологическими возрастными особенностями организма человека.

Соблюдение названных правил (положений) — один из главных факторов, способствующих управлению многолетней тренировкой туриста. На их основе вырабатываются методические рекомендации, непосредственно относящиеся к конкретным микроциклам, мезоциклам и макроциклам. Разработка планирующей документации (перспективного и годового планирования), ведение тренировочных занятий в полном соответствии с планирующими документами также непременное условие управления спортивной тренировкой.

Организацию и проведение учебных походов, соответствующих по протяженности и сложности маршрутов запланированным, необходимо рассматривать как важный фактор управления подготовкой туриста. Планирование, в свою очередь, предусматривает ведение учета выполненных тренировочных нагрузок по объемам и интенсивности.

Кроме того, посредством ведения учета в выполнении контрольных заданией (нормативов) в различных видах туристской подготовки накапливается статистический материал (информация) о состоянии тренированности, ее динамике на протяжении длительного времени. Сюда же следует отнести и данные периодически получаемой функциональной диагностики занимающихся.

Все это вместе взятое позволяет осуществлять целенаправленный педагогический и медицинский контроль за состоянием тренированности занимающихся туризмом. Такой контроль должен проводиться на всех этапах подготовки к походу, ^ также непосредственно в походных условиях. Данные контроля подвергаются анализу, на основе которого выявляются позитивные и негативные сдвиги в морфофункциональном состоянии организма, а также в овладении специальными умениями и навыками. С учетом названного вырабатываются управленческие коррективы, на базе которых организуется дальнейший учебно-тренировочный процесс.

В общем виде управление процессом собственно тренировки в туризме осуществляется по следующей схеме:

1) выявление исходного уровня физической и технической подготовленности туриста (группы);
2) определение конкретных задач на тот или иной период тренировки;
3) выбор наиболее эффективных для решения этих задач средств и методов тренировки;
4) разработка планирующей документации;
5) периодическое, поэтапное и итоговое получение информации о состоянии тренированности занимающихся, выраженной в числовых характеристиках;
6) анализ состояния тренированности занимающихся и выработка управленческих коррективов для внесения их в тренировочный процесс;
7) практическая реализация управленческих коррективов.

В практической работе тренера (тренерского совета) управление процессом тренировки по приведенной схеме осуществляется следующим образом.

В переходном периоде сразу же после возвращения группы (команды) из похода проводятся контрольное тестирование двигательных функций и повторный медицинский осмотр участников для выявления их психофизиологического состояния. Результаты похода — воспитательные, учебные и спортивные-тщательно анализируются (чему в значительной степени способствует общепринятая в туризме безотлагательная обработка походных материалов для подготовки отчета).

Результаты похода, проведение тренером (руководителем похода) наблюдений и контрольных проверок на маршруте, результаты повторного медицинского контроля и тестирования моторики участников после похода — все это позволяет сформулировать конкретные задачи секции, ее групп (команд) на предстоящие подготовительный и основной периоды. При этом особое внимание уделяется выбору наиболее эффективных средств и методов тренировки, включая участие членов команд в соревнованиях по туристской технике, спортивному ориентированию, скалолазанию, легкоатлетическому кроссу, лыжным гонкам. Выбор средств и методов тренировки позволяет провести детальное планирование подготовительного периода, включая разработку поэтапного плана-графика участия в различных соревнованиях, организацию и проведение краткосрочных тренировочных сборов и тренировочных походов в выходные дни, составление планов-конспектов тренировок и занятий по теории и тактике, сетевого плана организации и подготовки очередного похода.

Важный инструмент управления подготовкой туриста — поэтапные проверки физической, технической и теоретической подготовленности участников предстоящего похода на основе контрольного тестирования, результатов соревнований и медицинского контроля. Специальные коррективы вносятся в подготовку туриста как на основе периодической и поэтапной информации о тренированности занимающихся, так и по мере сбора и обработки информации о районе предстоящего похода, особенностях биоклиматических условий и характеристике естественных препятствий на планируемом маршруте. Эти коррективы касаются не только собственно тренировочного процесса, но также поэтапного плана подбора, изготовления, испытания различных видов снаряжения и рационов питания.

Немаловажные факторы в управлении подготовкой туриста — систематическое повышение квалификации тренера, его профессиональных знаний, умений и навыков, а также материально-техническое и медицинское обеспечение тренировочного процесса. Для тренеров-общественников по туризму важны систематическая самостоятельная работа над литературой, а также изучение опыта работы и методики проведения тренировок по другим видам спорта: лыжному, горнолыжному, альпинизму и скалолазанию, спортивному ориентированию.

Таким образом, управление подготовкой туристов представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, основывающихся на объективных и достоверных данных об изменениях, происходящих в организме человека под влиянием тренировочных нагрузок. Их анализ, своевременное и обоснованное внесение управленческих коррективов в этот процесс позволяют добиваться наиболее высоких спортивных результатов.

Источник: nsportal.ru

Подготовка к походу, путешествию. Подведение итогов

Подготовка и проведение туристских походов производятся в строгом соответствии с «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации» (утверждена приказом Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. № 293 — Приложение 1).

Какие продукты взять в поход с детьми

В этой инструкции четко определены права и обязанности учреждения, проводящего поход, руководителя и членов группы, порядок подготовки, регистрации и проведения похода. Инструкция дает полное представление о действиях руководителя группы от начала подготовки до завершения, подведения итогов похода.

Выполнение инструкции обязательно для всех групп учащихся независимо от того, какое учреждение или организация является организатором туристского мероприятия. За нарушение инструкции руководитель группы и его заместитель несут дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой другой ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

Не следует воспринимать инструкцию как чисто формальный документ. Это не первая ее редакция. Она постоянно совершенствовалась опытными педагогами-туристами с целью оказания помощи руководителям групп, упорядочения проведения походов, повышения безопасности их проведения.

Выбор района похода определяется, прежде всего, целью, которую на этот поход определили, и задачами, решение которых позволит этой цели достичь. В этом плане все походы можно условно разделить на:

учебно-тренировочные, цель которых — совершенствование туристских умений и навыков. Сюда же можно отнести контрольные походы, смотры готовности как форму проверки уровня подготовленности групп к серьезным спортивным походам;

спортивные, когда главная цель — выполнение нормативов на значки «Юный турист России», «Турист России» или на спортивные разряды;

краеведческие или познавательные, главной целью которых является какое-либо краеведческое наблюдение или исследование, знакомство с памятниками истории, культуры и природы;

экспедиции или комплексные походы, когда решаются и спортивные и краеведческие задачи.

Однако это деление весьма условно, так как любой спортивный поход с учащимися должен иметь краеведческую составляющую, а поход или экспедиция краеведческой направленности предусматривает активную часть. Поэтому в данном делении за основу принимается главная цель путешествия с учетом других составляющих.

Преподавателю курса «Основы безопасности жизнедеятельности» будут интересны в первую очередь особенности подготовки и проведения учебно-тренировочных походов. Нельзя исключать и варианты проведения спортивных походов, если к этому проявится в процессе занятий желание у педагога и учеников.

Рассмотрим вопросы подготовки учебно-тренировочных походов. Отметим лишь, что во многом подготовка и проведение других походов в техническом плане нисколько не отличаются.

Определив перечень учебных занятий на предполагаемом маршруте, выбираем район, пригодный для решения поставленных задач. Если, допустим, ставится задача отработки элементов техники передвижения по различному рельефу, то надо искать район с разнообразным рельефом, наличием склонов; для совершенствования навыков ориентирования на местности желательно иметь на маршруте полигон спортивного ориентирования и т.п.

Преподавателю достаточно иметь 2 — 3 разработанных маршрута учебно-тренировочных походов, на которых можно решать все практические задачи совершенствования туристских навыков обучающихся.

Разработав и проверив такие маршруты один раз, внеся коррективы после первых походов, можно их использовать ежегодно. При этом, будучи хорошо знакомым с маршрутами, преподаватель все внимание сосредоточит на вопросах обучения, а не на постоянном контроле направления движения, поиске мест для привалов и ночлегов.

В процессе подготовки похода определяется состав группы. Как правило, в учебно-тренировочный поход идут все имеющие возможность и желание. При подготовке многодневного похода в расчет берутся кроме желания детей их техническая и физическая подготовка, а иногда и мнение коллектива. Включать в состав группы участника, конфликтующего со всей группой, опасно. Неизвестно, к каким ситуациям могут привести эти взаимоотношения на маршруте.

После того как состав группы определен, производится распределение обязанностей между всеми участниками похода. О походных должностях разговор пойдет далее. Сейчас лишь отметим, что каждый член группы должен принимать участие в подготовке похода, пусть даже выполняя разовые несложные поручения. К подготовке можно подключать и детей, не имеющих возможности участвовать в походе. Тем самым руководитель подчеркивает значимость, равенство всех членов туристского объединения, а дети чувствуют свою причастность к жизни коллектива.

В процессе учебных занятий дети знакомятся с обязанностями по походным должностям. Тем не менее руководителю стоит еще раз персонально проговорить с каждым, что и как он должен делать в процессе подготовки похода. После этого составляется конкретный план подготовки похода, где указываются все мероприятия, конкретные сроки исполнения, ответственные за выполнение.

Насколько интересно и безопасно пройдет поход, зависит от того, как хорошо дети изучат район его проведения (даже если это однодневный поход). Еще более ответственно надо подходить к этому вопросу при организации многодневного похода. Каждый ребенок, а не только проводник, должен знать особенности местности, климата, историю той местности, по которой будет проложен маршрут.

Много сведений можно получить из различной литературы, посвященной описанию географии, истории, культуры того или иного района. При этом, конечно, не обойтись без топографических карт. Но в популярной литературе не всегда есть подробная информация о конкретном маршруте.

Такую информацию можно почерпнуть из отчетов, составленных группами, ранее прошедшими тот же маршрут или часть его. Там же можно найти рекомендации по исключению каких-либо осложнений, которые случились с предшественниками. Полезны будут и встречи, беседы с туристами, прошедшими предполагаемый маршрут.

Более свежую и достоверную информацию — допустим, о расписании местных поездов, автобусов, ценах и многом другом — могут дать местные жители предполагаемого района путешествия. Для этого делаются письменные запросы в местные станции и центры детско-юношеского туризма, дома творчества детей, школы. Сотрудники этих учреждений помогут решить вопросы ночлега и питания в населенном пункте, от которого начинается или где заканчивается маршрут. Запросы в местную санитарно-эпидемиологическую станцию дадут информацию о закрытых по тем или иным причинам (туляремия, клещевой энцефалит и т.д.) местностях, о зараженных источниках воды. Местные управления лесного хозяйства, заповедников и заказников сообщат о закрытых (допустим, по пожароопасное™) районах, о рекомендациях по прохождению лесных массивов.

При подготовке похода важно подробно изучить возможности подъезда к начальной точке маршрута и отъезда при его завершении. В противном случае группа может потерять время и выбиться из графика.

В многодневном походе вес рюкзака может быть довольно велик и непосилен для детей, поэтому надо постараться уменьшить его начальный, выходной вес. Сделать это можно только за счет приобретения части продуктов на маршруте. Поэтому важно знать, есть ли такая возможность. Кстати, есть еще один способ уменьшить вес рюкзака — заброска продуктов.

Для этого часть продуктов каким-либо образом доставляется на середину или вторую часть маршрута. Сведения о возможностях подъезда и закупки продуктов также можно получить, сделав запрос.

Для планирования маршрута потребуется картографический материал. В настоящее время в продаже имеются топографические карты двухкилометрового масштаба. Карта такого масштаба послужит и для общего знакомства с районом похода, и для прокладывания маршрута. Для детальной проработки маршрута желательно иметь крупномасштабные или спортивные карты.

Для подготовки маршрута спортивного похода (чаще такие походы проводятся далеко за пределами своего населенного пункта) потребуются мелкомасштабные карты от 1: 200 ООО и мельче. Они нужны для общего обзора района похода, знакомства с путями сообщений, гидрографией.

После того как район проведения похода определен, переходим к следующей стадии — выбору маршрута. В первую очередь следует определить начальную и конечную точки маршрута, «привязав» их к транспортным магистралям.

Выбирая маршрут, желательно избегать движения по (или вдоль) автомобильным и железным дорогам. Это и опасно и утомительно. Лучше использовать проселочные дороги, тропы и просеки. На предполагаемом маршруте определяются места для проведения занятий, организации привалов и ночлегов. Об организации ночлегов и обеденных привалов уже говорили в предыдущем параграфе, а сейчас лишь отметим, что для этого на маршруте следует определять места с источниками пригодной для питья воды и наличием дров.

Всесторонне изучив район предстоящего похода, туристская группа разрабатывает приблизительную нитку маршрута по мелкомасштабной обзорной карте, исходя из общих (табличных) параметров степени (категории) сложности намеченного похода, и выстраивает ее (нитку) по следующим ключевым точкам:

а) начало и конец маршрута, увязанные с транспортными возможностями;

б) познавательные и спортивные интересы группы (пункты наблюдений и т.п.);

в) места предполагаемых ночлегов и дневок;

г) места дневных привалов (часто сочетаемые с точками «б»).

Объектами (пунктами) познавательных интересов могут быть не только музеи, мемориалы, места, связанные с какими-нибудь историческими событиями (памятники, монументы, захоронения и т.п.), промышленные и сельскохозяйственные предприятия, но и природные объекты — карстовый провал, озеро, водопад, грот, реликтовая роща и т. п. К пунктам спортивных интересов относятся такие объекты, как броды, переправы через реки по кладям и по камням, подъем на вершину холма, кургана, на перевал, на плато, переход через болото, выход на осыпь, на морену, а также просто лесные чащобы, завалы, где двигаться придется без дорог и троп.

В учебных целях на нитке маршрута могут быть специально предусмотрены участки, где группа будет двигаться по карте или по азимутам, в усложненных условиях — по лесу, в сумерках, используя неточную карту, и т.д.

В результате постепенного накопления сведений об избранном районе похода на обзорную карту (так называемую рубашку — кальку, наложенную поверх карты) наносятся значки различной формы или разных цветов, обозначающие точки-объекты, в том или ином отношении интересные для прохождения через них. Разработка маршрута производится путем последовательных проб — прикидок различных вариантов пути с постепенным приближением к лучшему варианту, при котором на нитку наносятся все самые ценные объекты — точки познавательных и спортивных интересов группы. При этом длина нитки должна остаться в пределах допустимого для данной категории (степени) сложности похода. Неизменными остаются начальная и конечная точки маршрута, выбранные с учетом удобства подъезда.

Желательно, чтобы увлекательность и напряженность маршрута плавно возрастали. Недопустимо, чтобы самые сложные в техническом и физическом отношении участки приходились на первые дни похода.

В первом приближении отбираются сначала те точки, которые группа обязательно должна посетить, а затем уже к ним добавляются наиболее ценные из оставшихся.

После того как генеральный маршрут проложен и принят, начинается следующий этап, на котором маршрут конкретизируется, т.е. прокладывается точная нитка движения с определением плановых точек третьей и четвертой очередей и вырабатывается документ, называемый «план-график похода». На этом этапе прокладки маршрута похода уже не годится обзорная мелкомасштабная карта, нужна более подробная.

План-график движения и конкретная нитка маршрута разрабатываются последовательно, начиная с первого дня похода — от начального пункта. Задача сводится, во-первых, к расчетам рабочего времени — количества ходовых часов по каждому дню похода; во-вторых, к нахождению на карте удобных мест для ночлегов и дневных обеденных привалов (вода + дрова), в-третьих, к прокладыванию на крупномасштабной карте вариантов движения, руководствуясь принципом КЛИН — короче, легче, интереснее.

Сначала определяется возможная протяженность маршрута в первый день похода. Это зависит от времени прибытия группы в пункт начала маршрута и времени, которое необходимо группе для отметки документов, отправки телеграммы, закупки хлеба, посещения музея и т.д. То есть надо решить вопрос о конкретном времени выхода группы на маршрут.

Допустим, имеется двухсоттысячная карта (1:200 000) и установлено, что группа в этот день может двигаться с 11 до 19 ч, с перерывом на обед с 13 до 16 ч. Значит, этот день будет укороченным по времени движения, так как сдвинуто время выхода в путь. При таком варианте имеется пять ходовых часов.

Внутренний туризм это направление

При нормальной скорости движения (примерно 3 км/ч, если нет препятствий) группа сможет пройти в этот день около 15 км. На карте (на «рубашке») помечаем начальную (стартовую) точку похода — С. Придав ножкам циркуля раствор чуть меньше рассчитанного на этот день пути (примерно на одну пятую длины), ставим иглу в точку С и прочерчиваем небольшую дугу, отстоящую от С в направлении генерального маршрута.

Эта дуга покажет нам предел, вблизи которого надо найти точку Н — место первого ночлега. Оно, понятно, должно быть обеспечено чистой водой и топливом. Кроме того, при выборе точки Н надо учитывать все необходимые требования к организации бивака. Должно повлиять на выбор точки Н и расположение ближайшей (следующего дня) целевой точки — объекта генерального маршрута (краеведческий объект, удобная переправа и т.п.).

С такими же требованиями подходим и к поиску точки ОП — обеденный привал. При ее определении надо учитывать пространственно-временной фактор: она должна отстоять от точки С на расстоянии, которое группа успеет пройти до обеда. Технология поиска точки ОП аналогична описанному процессу, но теперь, когда уже намечены две главные точки дня — С и Н, точку ОП необходимо искать вблизи радиуса С —Н, сообразуясь с принципом КЛИН.

Разработка нитки маршрута на второй и последующие дни производится таким же образом. Особые проблемы в прокладывании маршрута (во втором приближении) возникают в связи с решением краеведческих и спортивных задач. Чтобы не нарушать режима рабочего дня похода, не устраивать гонок на маршруте, необходимо заранее рассчитать временные затраты на каждый такой объект. Если это большой экскурсионный объект, как, например, мемориальный комплекс-музей, заповедник-музей, промышленное предприятие, на осмотр которых потребуется много времени, то надо строить нитку и график так, чтобы поблизости от них располагались бытовые точки — Н или ОП, или вообще планировать дневку вблизи таких объектов и делать к ним радиальный выход. Если же это объекты простого визуального наблюдения с коротким пояснением и фотографированием (например, отдельный памятник, реликтовое растение, курган и т.п.), осмотр которых не нарушит режима ходового дня, то и время на их посещение специально не планируется.

Другие необходимые затраты времени при движении по маршруту по возможности тоже должны быть заранее учтены и заложены в график. К ним можно отнести: затраты времени на ориентирование (наблюдения, измерения, обдумывание, разведка), на учебные цели (специальные занятия на маршруте), на приобретение продовольствия в пути. Есть еще и непредвиденные обстоятельства, которые тоже могут потребовать затрат времени. Это ухудшение погодных условий или недомогание кого-либо из участников. В больших, сложных спортивных походах в график специально закладываются один-два запасных дня на такие непредвиденные случаи.

Общая рекомендация при расчете графика движения состоит в том, что более 3 км на ходовой час (40 — 45 мин движения) никогда не следует планировать (особенно для походов в таежных и горных районах), лучше планировать 1,5 —2 км.

Конечно, подобный вариант разработки маршрута годится не в любом районе, а в основном на равнине, где много объектов, хорошо развита дорожная сеть. В горной местности разработка маршрута практически сводится к выбору долины, по которой течет река и вдоль которой есть дорога или тропа. Там расчет мест ночлегов и обедов делается в основном с учетом рельефа, ориентирование зачастую грубое — ущелья справа и слева, вершины, хребты, река и ручьи, в нее впадающие.

Такое же грубое ориентирование будет и при планировании маршрута похода вдоль какой-либо реки, так как практически всегда (за исключением малонаселенных районов) на берегу есть или дороги, или тропы, служащие средством сообщения местных жителей, рыбаков, охотников.

При расчете ходового времени следует учитывать тот факт, что у начинающих туристов много времени уходит на утренние сборы, приготовление обеда, установку лагеря вечером. Поэтому не следует планировать для них большие дневные переходы.

Какими бы простыми ни казались маршруты многодневного похода, желательно через 2 — 3 дня планировать дневки, т. е. отдых в течение дня. В этот же день можно провести учебные занятия, экскурсии, небольшие радиальные выходы без рюкзаков.

Таким образом, начав с разработки маршрута, мы закладываем и основы тактики похода, т.е. определяем наиболее рациональный и безопасный путь к конечной точке маршрута. В конечном итоге получается план-график похода, где по дням расписаны участки маршрута, указана примерная их протяженность, предполагаемое время движения.

Изучение района похода поможет определить и перечень личного и общественного снаряжения. Одна из составляющих безопасности похода — соответствие личного снаряжения климату и предполагаемой погоде и общественного — сложности маршрута. При этом не следует уповать на случай, т.е. на то, что погода не преподнесет сюрпризов.

Надо рассчитывать на возможные дожди, внезапные понижения температуры, усиление ветра и т.д. Полный список личного снаряжения должен иметь каждый участник похода и в соответствии с ним готовиться к походу. Оправданными являются контрольные проверки снаряжения, которые руководители проводят за день-два до похода.

Некоторые руководители даже предпочитают после проверки оставлять рюкзаки детей до выезда в школе, доме творчества. Таким образом, исключается возможность добавить что-то ненужное, но утяжеляющее рюкзак или выложить нужные вещи. При проверке руководитель отмечает недостатки в экипировке детей, и перед выездом каждый из них отчитывается об их устранении. Таким образом можно исключить досадные промахи, которые дорого обходятся вдали от дома.

Общественное снаряжение комплектуется из имеющегося в учреждении, а при необходимости что-то докупается или берется напрокат. Кое-какие предметы общественного снаряжения детям посильно изготовить самостоятельно или с помощью родителей.

При совершении категорийного маршрута (а также походов I — III степеней сложности в межсезонье) руководитель группы представляет заявочные документы в маршрутно-квалификационную комиссию (МКК), полномочную рассматривать маршрут данной категории сложности. МКК — экспертный общественный орган, создается с целью оказания квалифицированной помощи руководителям туристских групп по подготовке походов.

Члены МКК — опытные туристы, хорошо знающие районы походов, проверяют знание руководителем района похода, маршрута и его опасных участков, способов их преодоления, вариантов аварийного выхода в случае непредвиденных обстоятельств. Они оценивают соответствие заявленного снаряжения степени сложности маршрута. По итогам собеседования с руководителем группы члены МКК дают положительное заключение, высказывают рекомендации, направленные на более тщательную подготовку, или высказываются за запрещение выхода группы на заявленный маршрут. Группе может быть назначен смотр готовности, для того чтобы на местности убедиться в подготовленности всех членов группы к прохождению данного маршрута. Все это проводится с одной целью — максимально повысить безопасность проведения похода, ведь на маршруте руководителю уже никто ничего не посоветует.

В случае положительного заключения МКК группа регистрируется, ей выдается маршрутная книжка, в которую заносятся все сведения о группе, ее маршруте. Не позднее чем за 10 дней до выезда к месту начала похода руководитель обязан сообщить в поисково-спасательную службу системы МЧС (ПСС) по установленной форме маршрут похода, контрольные пункты и сроки их прохождения, состав группы.

Проведение любого туристского мероприятия требует финансовых затрат. Поэтому в период подготовки похода необходимо составить смету расходов на его проведение. Как только будут определены исходные данные: район похода, количество участников в группе, — можно приступать к расчету сметы.

Для этого потребуются некоторые сведения, которые участники похода получают в процессе знакомства с районом похода и конкретным маршрутом. В первую очередь определяется стоимость проезда к начальной точке маршрута и от конечной точки до дома, внутри-маршрутные переезды, стоимость проживания (если планируется таковое в населенных пунктах), примерные цены на основные продукты, которые предполагается закупать на маршруте. В процессе составления меню и расчета необходимого количества продуктов определяется примерная стоимость питания в сутки. При подготовке группового снаряжения выясняется, что необходимо приобрести, а что взять в прокате. Все эти сведения пригодятся при составлении сметы.

Следует отметить, что величина непредвиденных расходов напрямую зависит от степени изученности всего процесса похода (табл. 1). То есть чем лучше изучены все вопросы проведения похода, учтены все возможные затраты, тем меньшей планируется сумма непредвиденных расходов.

1.4. Подготовка к походу, путешествию. Подведение итогов

В случае финансирования мероприятия учреждением, выпускающим группу в поход, в приказе утверждается смета расходов (табл. 1). В нее надо внести позиции, финансируемые учреждением, добавив в виды расходов оплату суточных руководителю и его заместителю. Если следовать Приложению 1 к приказу Минобразования России от 29 марта 1993 г. № 113 «Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних оздоровительных дошкольных учреждениях по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда» (см. приложение 2 в конце данного учебного пособия), то в смету закладывается и оплата труда руководителей.

Кроме того, в период подготовки похода все члены группы проходят медицинский контроль; производится расчет, закупка и фасовка продуктов питания.

Подведение итогов похода имеет большую педагогическую ценность. В любом походе дети чему-то учатся. Оценить их действия, высказать замечания и предложения по исправлению недостатков — значит наметить пути дальнейшего совершенствования каждого члена группы. В оценке действий каждого, похвале за хорошую работу, помощь коллективу дети видят свою значимость. Это помогает в становлении их жизненной позиции, желания и далее приносить пользу своему коллективу (туристской группе).

После проведения однодневного похода разбор действий участников можно провести на следующем занятии, а вот в многодневном походе желательно проводить разбор каждый день, вечером, когда группа поужинала, подготовилась ко сну. Разговор у костра располагает детей к искренности. Вначале заслушиваются краткие отчеты участников похода по их походным должностям, затем предлагается всем членам группы дать свою оценку действий каждого, свои предложения и замечания. Роль руководителя заключается в создании деловой, конструктивной атмосферы беседы, в недопущении перебранки.

Итоги подводит командир и руководитель группы. Руководитель, если считает необходимым, может объяснить детям причину принятия того или иного решения. Это будет еще один момент обучения.

В некоторых группах практикуется оценка детьми действий руководителя. Верно ли это? Представьте себе небольшое воинское подразделение и солдат, обсуждающих действия своего командира. Будет ли такое подразделение боеспособно?

После завершения похода каждый член группы представляет свой краткий письменный отчет о выполнении обязанностей по порученной ему на данный поход должности. На общем собрании происходит заключительное обсуждение итогов работы каждого члена группы и группы в целом. Важно, чтобы все дети знали оценку своего участия в походе.

После этого необходимо произвести обработку собранных в походе материалов, если велись какие-либо наблюдения, исследования; подготовить материалы для письменного отчета о проведении похода (если такой предложила сделать МКК).

Детям важно рассказать о своем походе друзьям, учителям, родителям. Это можно сделать, оформив фотогазету или организовав вечер, на котором юные туристы расскажут о своих впечатлениях, о походе.

На первых же после похода занятиях дети приводят в порядок групповое снаряжение, сушат и ремонтируют его и сдают руководителю или ответственному за хранение, возвращают взятые в прокате вещи.

В случае финансирования похода учреждением руководитель обязан в трехдневный срок сдать финансовый отчет в соответствии с требованиями «Инструкции о порядке учета средств и составления отчетности по туристским многодневным походам, экскурсиям, экспедициям и туристским лагерям учащихся» (Письмо Минобразования России от 10 июня 1997 г. № 21-54-33 ИН, согласованное с Министерством финансов Российской Федерации письмом от 15 апреля 1997 г. № 3-Е2-8).

Источник: survinat.ru

Рейтинг
Загрузка ...
Центр туризма