Городской пассажирский транспорт является важнейшим и капиталоемким элементом транспортной инфраструктуры. Любые отклонения от нормального его функционирования остро ощущаются населением. Он предназначается для перевозок населения между центрами транспортного тяготения, к которым относятся предприятия, организации, культурные, спортивные, бытовые и другие учреждения. По вместимости транспортных cpeдств различают индивидуальный пассажирский транспорт (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды) и массовый, или общественный, городской транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи, метрополитен, городские железные дороги, речные суда, монорельсовые дороги и т. п.). К немаршрутным видам городского пассажирского транспорта относят aвтомобили всех классов, удельный вес которых в пассажирских перевозках постоянно возрастает и требует учета при определении архитектурно- планировочных решений как жилых (селитебных) территорий, так и других городских планировочных структур.
На долю городского пассажирского транспорта приходится основной объем перевозок, и для их выполнения привлекается значительный парк транспортных средств. Кроме того, он влияет на процессы расселения, формирование и застройку микрорайонов. Элементы городского пассажирского транспорта и их системные связи обеспечивают перевозки пассажиров в условиях конкретного города и тесно связаны с его характеристиками, к которым относятся: функциональная, зонирования, взаиморазмещения центров массового тяготения населения, планировочная и территориальная. Эти характеристики, в основном, определяют количество транспортных корреспонденций, их длину, затраты времени, объем работы городского пассажирского транспорта, называемый пассажиропотоком. Величина пассажиропотоков, их распределение по направлениям, колебания во времени, пиковые нагрузки учитываются при обосновании маршрутной сети, выборе подвижного состава, мощности подсистем энергоснабжения, устройств организации транспортного движения в пределах города.
Общественный транспорт в Польше. 5 фактов, которые нужно знать.
Важное технико-экономического значение имеет соотношение капитальных вложений и эксплуатационных расходов в элементы систем городского пассажирского транспорта. Системы, отличающиеся большой долейзатрат на путевые сооружения и соответствующие устройства, обладают низкой маневренностью.
Их рассчитывают на длительный срок эксплуатации и проектируют на основе точного и надежного прогноза. При мер таких систем — метрополитен или надземные скоростные рельсовые дороги, монорельсовые системы транспорта. Если же капитальные вложения приходятся главным образом на подвижной со став, тотакие системы отличаются высокой маневренностью и легкой приспосабливаемостью к изменениям пассажиропотоков (автобус и в меньшей степени троллейбус). Они используются для транспортного освоения вновь осваиваемых под городскую застройку территорий, так как не требуют длительного периода строительства объектов путевого хозяйства.
Варианты систем городского пассажирского транспорта необходимо оценивать комплексно, учитывая их прямой народнохозяйственный эффект в сфере деятельности самого транспорта и косвенный (социально-экономический), возникающий в смежных отраслях. Так, например, экономится время и энергия человека, улучшается состояние окружающей среды, снижается воздействие Шума и вибрации на городскую застройку.
Устойчивый городской транспорт
В крупных городах с населением более 1 млн чел. Возникает проблема строительства метрополитенов и надземных видов пассажирского транспорта, не перегружающих улично-дорожную сеть города, так как наземные виды транспорта достигают предела эффективного освоения растущих пассажиропотоков. Капитальные вложения в их развитие становятся неэффективными, снижается фондоотдача, падает производительность труда в транспортной сфере.
Транспортная система города должна обеспечивать бесперебойное, безопасное своевременное перемещение людей и грузов. По существующим нормативам предельные затраты времени передвижений на, работу в однусторону зависят от величины города и в крупнейших городах для 90 % пассажиров не должны превышать 40 мин. Однако этот норматив не связан с другими качественными показателями транспортного обслуживания: наполнением подвижного состава, регулярностью движения, скоростью сообщения, тоесть уровнем развития городского транспорта.
Обычно выделяется три этапа развития города и его транспортных структур:
1) транспортные связи открывают новые возможности развития города;
2) развитие транспортной сети повышает качество обслуживания городского населения;
3) улучшение транспортного обслуживания способствует дальнейшей урбанизации городского и пригородного транспорта и прироста вновь осваиваемых под застройку территорий.
Транспортная сеть также формирует планировочную структуру города. Считается, что на протяжении истории градостроительства происходит процесс снижения линейной плотности транспортной сети при сохранении ее квадратичной плотности, то есть доли площади сети в общей территории города. Это тенденция связана с совершенствованием транспортных средств, их дифференциацией по назначению и приводит, в целом, к увеличению площади кварталов и микрорайонов.
Качество различных геометрических схем транспортной сети характеризуется такими показателями: плотность сети, коэффициент непрямолинейности связей, коэффициент неравномерности загрузки отдельных транспортных узлов. Необходимо учитывaть взаимосвязь показателей. Например, повышение плотности транспортной сети приводит к сокращению затрат времени на подход к остановочным пунктам, но одновременно вызывает увеличение времени ожидания транспорта в связи с ростом интервала движения.
Сравнительную оценку видов городского пассажирского транспорта дают по комплексу технико-экономических и эксплуатационных показателей. К экономическим относятся: общие и удельные, капитальные затраты и эксплуатационные расходы, срок окупаемости затрат, себестоимость перевозок. К эксплуатационным — скорость сообщения, пропускная и провозная способность, уровень загрязнения окружающей среды и др.
Основные экономические показатели сравнения различных видов городского пассажирского транспорта — удельные, капитальные затраты и эксплуатационные расходы, приходящиеся на1 км длины транспортной сети, руб./км; или на один, представляемый пассажирам место-километр, либо на единицу транспортной работы, руб./пассажиро-км. Удельные капитальные вложения, приходящиеся на 1 км длины транспортной сети, включают в себя постоянные капитальные вложения Кп, не зависящие от объема пассажирских пере возок, и переменные, зависящие от объема пере возок (размеров движения) Кдв
Куд = (Кп + Кдв) / Lc, руб./км,
где Lc — длина транспортной сети, км.
К постоянным капитальным вложениям относятся затраты на устройство транспортных коммуникаций (дороги, рельсовая и контактная сеть, путепроводы и т.п.) К переменным — вложения в подвижной состав, тяговыe подстанции, депо, гаражи, эксплуатационные сети.
Количество представляемых пассажирам пассажиромест на 1 км длины транспортной сети составит
Nm = Nдв М р/ Lc, мест/км,
где Nдв — количество подвижного состава на линии; М р — расчетная вместимость подвижного состава.
Источник: studopedia.su
Классификация городского транспорта
На определенном этапе развития общества транспортную систему можно рассматривать как совокупность транспортных средств и (автомобили, автобусы, троллейбусы, поезда метрополитена, самолеты, речные и морские суда, железнодорожные поезда и т.д.) и транспортных устройств (улицы, дороги, рельсовые пути, вокзалы, аэропорты, гаражи, депо, мастерские по ремонту подвижного состава и т.п.), обеспечивающие перевозку пассажиров и доставку грузов между населенными пунктами и в их пределах.
Совокупность структурных элементов транспортных устройств, обеспечивающих функционирование транспортной системы города или региона образует транспортную инфраструктуру.
Транспортная инфраструктура включает:
— сеть улиц и дорог с выделением магистральной уличной сети. включая остановочные и оборотные пункты маршрутов МПТ;
— внеуличная транспортная сеть: наземная(полотно скоростного трамвая), надземная(эстакады, монорельсовая дорога), подземная (линии скоростного трамвая и метрополитена);
— сети внешнего (междугородного) транспорта, проложенные через городские планировочные структуры, включая вокзалы внешнего транспорта;
— сооружения по обслуживанию транспортного хозяйства (парки, депо для стоянки, ремонта и обслуживания подвижного состава, грузовые терминалы или станции, энергетическое хозяйство).
Транспортная инфраструктура – подсистема транспортной системы, которая включает также объекты, обеспечивающие управление пассажирскими и грузовыми перевозками, взаимодействие видов транспорта, координацию их работы и планирование развития.
Современные транспортные системы сложились в процессе непрерывного повышения к ним требований растущих городов и в условиях непрерывного развития транспортных средств и транспортной инфраструктуры.
Транспортные средства (подвижной состав) как наиболее активный элемент транспортной системы, непрерывно совершенствуясь и увеличивая свою численность, предъявляет все новые повышенные требования к транспортной инфраструктуре и, в частности, к городским путям сообщения (обеспечение нормативных радиусов закруглений на поворотах трассы, наличие ограждений, обустройство техническими средствами организации движения и т.п.).
Однако, есть и обратное влияние путей сообщения на технические показатели и типы подвижного состава, например:
— узкие улицы и малые радиусы поворотов ограничили развитие подвижного состава по ширине и длине – появились 2-х-этажные автобусы;
— частые пересечения улиц и малые перегоняя привели к ограничению конструктивных скоростей и одновременно к повышению ускорений и тормозных замедлений.
Классификация городского транспорта
Городской транспорт подразделяется пассажирский, грузовой и специальный.
К пассажирскому транспорту относятся:
— автомобильный (автобусы, микроавтобусы, индивидуальные автомобили);
— электрический рельсовый уличный и внеуличный (трамвай);
— электрический дорожный (троллейбус) ;
— рельсовый подземный (метрополитен) ;
— рельсовый надземный (электропоезда на эстакаде) ;
— водный (речной и морской).
Внутригородской грузовой транспорт обычно использует:
Специальный транспорт подразделяется на:
Пассажирский транспорт подразделяется на три группы:
а) общественный (массовый) транспорт общего пользования — электрифицированные железные дороги, метрополитен, монорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт, вертолеты;
б) общественный транспорт индивидуального пользования – такси, легковые автомобили проката и ведомственные;
в) личный индивидуального пользования – легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы и велосипеды (основное назначение – обеспечение индивидуальных перемещений гражданина по транспортной системе города или региона).
Общественный и личный транспорт индивидуального пользования по условиям организации движения можно объединить под названием — легковой автомобильный транспорт.
В отличие от легкового автомобильного транспорта массовый транспорт общего пользования отличается:
— значительной вместимостью подвижного составпа;
— большой провозной способностью;
— работой на установленных маршрутах.
Основное назначение: обеспечение массовых перевозок пассажиров.
Основные функции: осуществление внутрирайонных, межрайонных и внутригородских перевозок пассажиров.
Классификация массового пассажирского транспорта может быть произведена по различным признакам:
по расположению транспортных линий относительно городской УДС:
— уличный (наземный) пассажирский транспорт (автобус, троллейбус, трамвай);
— внеуличный транспорт (различные виды метрополитена, глубокие вводы электрифицированных железных дорог, скоростной подземный трамвай, монорельс, вертолеты);
по характеру путевых устройств:
— рельсовый (различные виды метрополитена, монорельс, городская железная дорога, трамвай);
— безрельсовый (автобус, троллейбус);
по роду используемой двигательной силы:
— с электрическим двигателем (метрополитен, глубокие вводы электрифицированных железных дорог, трамвай, троллейбус, монорельсовый транспорт). Внутри этой группы выделяются две подгруппы: с верхним токосъемом (троллейбус, трамвай, городская железная дорога); с нижним токосъемом (различные виды метрополитенов, монорельс);
— с двигателем внутреннего сгорания (автобус, речной трамвай, вертолеты).
Источник: www.megapredmet.ru
Городской транспорт
Различные виды транспорта, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов по городу, называются городским транспортом. Городской транспорт — это и транспортные средства (вагоны метрополитена, трамваи, автобусы, троллейбусы, такси), и путевые устройства (рельсовые пути, тоннели, эстакады и т.д.). Кроме того, к городскому транспорту относятся электрические станции и сети энергоснабжения транспорта, ремонтные мастерские, трамвайные и троллейбусные парки, гаражи, депо, станции технического обслуживания — без них нормальная работа транспорта в городе невозможна.
В нашей стране большая часть городского транспорта является общественной, государственной собственностью; часть населения городов имеет личные автомобили.
С каждым годом количество различных видов транспорта на улицах городов мира возрастает. В начале XX в. транспортным потоком на улице управлял постовой-регулировщик. Позднее ему на помощь пришли автоматические светофоры. В наши дни и этого, оказывается, недостаточно; чтобы на улицах не образовывались пробки, необходима помощь ЭВМ. Автоматизированные системы управления уличным движением уже начали свою работу на улицах Москвы, Ленинграда и других крупных городов страны.
С каждым годом система городского транспорта все совершенствуется: улучшаются дороги, прокладываются новые трамвайные и троллейбусные линии, открываются новые станции метро, модернизируются и сами транспортные средства.
Взять хотя бы, к примеру, трамвай. По внешнему виду первые трамваи немногим отличались от конки — городской железной дороги с конной тягой. Трамвай продвигался с помощью двигателя постоянного тока мощностью всего 3,5 кВт и провозил 12 пассажиров. Постепенно трамвай становился более вместительным, комфортабельным.
Но во второй половине XX в. трамвайные линии стали убирать с центральных улиц Москвы, Ленинграда, Киева. Причина этого в том, что трамвай дребезжал, грохотал, его вагоны загромождали улицы. Но посмотрите на улицу сегодня. Новые трамвайные линии прокладываются в Волгограде, Кривом Роге, Новополоцке, в том же Киеве. На улицы городов выходит новый трамвай, который помимо своих традиционных качеств: дешевизны, вместительности, бездымности имеет еще два — скорость и бесшумность.
Во многих городах новые трамвайные линии отгораживают от остальной проезжей части. Такой обособленный путь дает возможность трамваям в 2 раза повысить скорость движения. 2—3 вагона, соединенных вместе, развивают скорость до 70—80 км/ч, и потому новые трамвайные вагоны за день перевозят пассажиров не намного меньше, чем, скажем, поезда метро. А ведь строительство метро стоит гораздо дороже.
Несмотря на это, в крупных городах метро себя вполне оправдывает. Ни один вид городского транспорта не может справиться со столь гигантскими потоками пассажиров, как метрополитен. Кроме того, метрополитен гораздо удобнее других видов городского транспорта хотя бы уж тем, что его трассы проходят под землей, а значит, не мешают движению других транспортных средств.
Рассказывая о системе городского транспорта, нужно сказать хотя бы несколько слов и об автобусах. Именно автобусные линии первыми появляются в новых районах города. Только-только закончили укладку асфальта на городской улице, а городской автобус уж тут как тут. И это понятно: ведь для открытия новой автобусной линии не нужны ни рельсы, ни контактные электрические сети.
Правда, автобусный двигатель имеет довольно много недостатков, особенно заметных в городских условиях: выбрасывает вредные выхлопные газы, довольно сильно шумит. Поэтому во многих городах широкое распространение получил троллейбус —«гибридный» вид городского транспорта, который взял от автобуса его мягкие пневматические шины, а от трамвая — электрический двигатель, не дающий ни гари, ни копоти.
И уж, конечно, каждый из нас видел на городской улице легковой автомобиль с «шашечками»— такс и. Такси не может перевозить столько пассажиров, сколько автобусы, трамваи или метро, зато такси быстро доставит вас из дому прямо в аэропорт, на вокзал, в театр или учреждение.
«Портрет» городского транспорта был бы неполон, если бы мы забыли о м а ш и н а х специального назначения. Вот, завывая сиреной, мигая синими огнями, промчались красно-белые пожарные автомобили, вслед за ними машина скорой медицинской помощи. Видно, где-то случился пожар.
Неполадки в водопроводе или в газовой магистрали быстро устранят специалисты, прибывающие на автомобилях аварийных городских служб. Исправно несут свою службу и к о м-м у н а л ь н ы е а в т о м о б и л и: машины-подметальщики, машины-поливальщики, машины, вывозящие мусор. Благодаря им городские улицы, скверы, бульвары всегда чисты и умыты.
Сложна система городского транспорта. Множество различных машин входит в нее. Но цель создания всех видов городского транспорта одна — сделать так, чтобы людям в городе было легче и удобнее жить.
Источник: bibliotekar.ru